"Хотите самоуправляться - самофинансируйтесь", - вице-губернатор Алтайского края Юрий Селезнев о реформировании местного самоуправления
В Российской Федерации вводится двухуровневая система местного самоуправления, которая впервые была законодательно закреплена в Федеральном законе от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и с 1996 г. действует в большинстве муниципальных образований Алтайского края, кроме трех муниципальных районов (Калманский, Кытмановский, Чарышский), где была создана одноуровневая система. В связи с предстоящей реформой, предполагающей передачу части полномочий на "места", регионам с большой численностью муниципальных образований, в особенности дотационным регионам, придется трудно. Алтайский край - не исключение. Это первый в Российской Федерации по численности сельского населения и третий (после Башкирии и Татарстана) регион по количеству муниципальных образований. По состоянию на 1 января 2005 года на территории Алтайского края находится 801 муниципальное образование, из них: 60 - муниципальных районов, 12 городских округов (включая ЗАТО пос. Сибирский), 5 городских поселений, 724 сельских поселения.
Новый закон (№ 131-ФЗ) потребовал от органов государственной власти и местного самоуправления края проведения большой законодательной и организационной работы. Об этом корреспондент ИА REGNUM беседует с заместителем главы администрации края Юрием Селезневым. Перед началом встречи вице-губернатор признался, что для него № 131-ФЗ - настольная книга.
ИА REGNUM: Юрий Васильевич, как идет подготовка к реформированию местного самоуправления в Алтайском крае?
В Алтайском крае подготовка к реформе начата несколько раньше, чем в большинстве регионов СФО. Мы имели возможность консультироваться по этому вопросу в соседней Новосибирской области с председателем областного Совета народных депутатов Виктором Леоновым, который одновременно является председателем координационного совета по местному самоуправлению в МА "Сибирское Соглашение" (МАСС). В период разработки закона он входил в правительственную рабочую группу Козака. Именно поэтому часть нормативно-правовых актов Алтайского края, обеспечивающих выполнение закона №131, уже принята, а Алтайский край отмечен в числе нескольких территорий, которые хорошо подготовились к выполнению закона о реформировании.
В частности, нам потребовалось внести изменения и дополнения в законы: "О территориальном устройстве Алтайского края", "Об основах местного самоуправления в Алтайском крае", разработать и принять закон края "Об установлении границ муниципальных образований и наделении их статусом сельского, городского поселения, городского округа, муниципального района" и ряд других. Новый Федеральный закон не предполагает наличие одноуровней системы местного самоуправления. В Калманском, Кытмановском, Чарышском районах, не имевших внутрирайонных муниципальных образований, статус сельского поселения присвоен 34 сельсоветам, в Красногорском и Солонешенском районах из 2-х внутрирайонных муниципальных образований создано по одному. Утверждены наименования их представительных органов и установлена их численность.
Продолжается работа администрации края по внесению изменений в территориальное устройство Алтайского края. Из учетных данных административно-территориального устройства Алтайского края исключаются рабочие поселки в связи с тем, что они вошли в состав городов или преобразованы в сельские населенные пункты; произведено изменение границ отдельных сельсоветов. Проводится уточнение наименований населенных пунктов в целях устранения разночтений с данными Общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления (ОКАТО).
Урегулирован порядок инициирования и решения вопросов, связанных с территориальной организацией муниципальных образований. Установлено, что расходы на обеспечение деятельности представительного органа местного самоуправления предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой. Уточнены основания для досрочного прекращения полномочий глав муниципальных образований, разграничены полномочия органов государственной власти края при избрании выборных органов и выборных должностных лиц вновь образованных муниципальных образований.
Проводится работа по внесению необходимых изменений в уставы муниципальных образований. С этой целью разработан модельный устав района. Он направлен в администрации городов и районов края для разработки новых редакций уставов муниципальных образований и их государственной регистрации, которая должна завершиться до 1 мая текущего года. В целях оказания правовой и организационной помощи городским и сельским поселениям, входящим в состав района, разработаны различные варианты уставов сельского поселения в зависимости от способа избрания главы сельсовета и численности населения. Они направлены в районы в качестве примерного образца для разработки уставов муниципальных образований и их государственной регистрации, которая должна завершиться до 1 июля 2005 года.
В настоящее время органы государственной власти края и органы местного самоуправления реализуют переходные мероприятия (ст. 84 и 85 Федерального Закона).
В частности, подготовлен перечень муниципальных районов Алтайского края с высокой плотностью населения. Ведется подготовительная работа по описанию границ муниципальных образований в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства.
Создана краевая комиссия по местному самоуправлению, которую возглавил глава администрации края Михаил Евдокимов. В ее полномочия входит рассмотрение вопросов безвозмездной передачи в федеральную и краевую собственность имущества органов местного самоуправления, передачи в муниципальную собственность находящегося в краевой собственности имущества, предназначенного для решения вопросов местного значения. Распоряжением администрации края утвержден перечень муниципальных специализированных учреждений социальной защиты населения, передаваемых в собственность Алтайского края. Проводится работа по выравниванию бюджетной обеспеченности поселений.
Проблемные вопросы реформирования местного самоуправления активно обсуждаются. В Томске 11 января текущего года проходило заседание Совета Сибирского федерального округа и Совета МАСС, в Алтайском крае 2-3 марта проведено двухдневное совещание координационного Совета по местному самоуправлению МАСС. 16 территорий изучали имеющийся опыт по реализации Федерального закона, в том числе Алтайского края.
4 марта исполнительные органы государственной власти края и структурные подразделения администрации края провели совещание, на котором обсуждалась проблема готовности к работе в новых условиях. Эта работа будет продолжена.
ИА REGNUM: Какие, на Ваш взгляд, сложности могут возникнуть с началом реформирования?
Прежде всего, сложности связаны с формированием бюджетов муниципальных образований. Представьте, что с октября нам предстоит сформировать 797 бюджетов муниципальных образований. Никогда такого не было. Задача очень сложна и технически, и организационно, и финансово.
При всем этом бюджет тогда хорош, когда он самодостаточен. У нас же бюджет муниципального образования может быть 2-2,5 млн., а их собственные доходы - 40-50 тыс. рублей. Выходит, что полномочия мы туда передаем, а финансово можем обеспечить только малую часть. 78% бюджетных средств - это ЖКХ и заработная плата. А по новому закону муниципалитеты должны взвалить на себя много других функций: строить мосты, дома, обеспечивать малоимущих и т.д. В наших условиях это сделать будет очень сложно.
ИА REGNUM: Существуют опасения, что местная инфраструктура, на которую не будет хватать средств, рухнет?
Нет, этого не произойдет. Ни больница, ни клуб, ни аптека, не закроются. И районные олимпиады мы не отменим, и автобус будет ходить. Придется вносить какие то поправки, или кооперироваться, или полномочия назад возвращать. Думаю, что к октябрю, обобщив все имеющиеся наработки, мы уже точно будем знать, как поступить.
ИА REGNUM: Ваше отношение к этому закону?
На данном этапе, пока мы приводили существующую нормативно-правовую базу края в соответствие с требованиями нового Федерального закона и проводили оргмероприятия, было много скептиков. Но мне импонирует ответ председателя Новосибирской Думы Виктора Леонова. Он сказал, что, когда в Новосибирске собрали глав и предложили возвратиться к старым методам работы, т.е. работать не с бюджетом, а со сметой расходов, все как один сказали - нет.
Смысл идущей реформы можно свести к формуле: "Хотите самоуправляться - самофинансируйтесь". Это необходимое условие, в противном случае теряется смысл местного самоуправления. Однако главный вопрос местного самоуправления - обеспечение его финансовой самодостаточности - остается пока нерешенным.
ИА REGNUM: Есть мнение, что главная задача реформы Козака - обуздание губернаторов - создание противовеса региональной власти. Вы так не считаете?
Какое обуздание, какой противовес? Я думаю, что смысл реформы - движение в направлении к людям. Местные власти должны организовать на местном уровне работу здравоохранения, образования, коммунального хозяйства и т.д. Они отвечают не только перед государством, но еще и перед местным населением. Глава края, его заместители или руководитель муниципального образования - это звенья одной цепи, нам вопросы одни решать. И если будет работать экономика края, будут рабочие места, то и любому руководителю будет легче исполнять полномочия. Поэтому никакого противостояния не может быть. Мы все жители одного края.