Интервью главного редактора журнала "Экономика Грузии" Эмзара Джгереная ИА REGNUM

Эмзар Джгереная - родился в Абхазии, в 1963 году. Окончил Тбилисский государственный Университет. Тема кандидатской диссертации - "Планирование денежного обращения". Работал в тбилисском отделении "Внешэкономбанка" СССР, с 1989- 1991 года работал в банковских структурах Турции и Германии. В 1991 году учредил и возглавил "Объединенный грузинский банк". Работал в министерстве финансов Грузии. Доктор экономических наук. В настоящее время преподает в тбилисском государственном университете на кафедре "Финансы и кредиты". Является учредителем и главным редактором крупнейшего в Грузии совместного экономического издания Торгово-промышленной палаты Грузии и Института Свободной Экономики "Сакартвелос Экономика" ("Экономика Грузии").

ИА REGNUM: Господин Джгереная, известно, что на страницах журнала "Экономика Грузии" Вы уделяете достаточно внимания экономическим процессам, происходящим в России. Чем вызван такой интерес?

Мы поддерживаем серьезные контакты с московскими институтами. Наш журнал проходит реферирование в Москве и в Вашингтоне. Журнал является свободным, независимым изданием, на страницах которого публикуются различные точки зрения и подходы. Почему мы внимательно следим за экономическими процессами в России? Нам интересно изучение всех реформ, которые протекают сегодня в России в рамках российского рынка, российского законодательства. Я полагаю, что многие явления, которые сегодня происходят в России, в дальнейшем обязательно будут происходить в Грузии. В целом, мы даем по России огромное количество материала. И наши материалы пользуются большим интересом у грузинских бизнесменов, которые поддерживают тесные контакты с российскими производителями и российским деловым миром. В будущем мы намерены расширить тематику по этому и другим вопросам. Будем публиковать бизнес-планы иностранных инвесторов, предложения грузинских бизнесменов, графики выставок и бизнес-форумов и многое другое.

ИА REGNUM: Как Вы относитесь к реформам в России, в частности, монетизации льгот?

Поддерживаю всячески. Россия стремится к Европе, и в России осознают, что нужно производить не только ракеты, но и стиральные машины. И люди должны жить достойно не только в Москве, но и в Оренбурге, и в Новосибирске. Да, сегодня проводится жесткая, но совершенно оправданная политика. И проводимые реформы абсолютно своевременны. Ведь ни для кого не секрет, что запасов российской нефти хватит лет на сорок, и надо подумать об альтернативе уже сегодня. Без сильных экономических преобразований зависимость от нефтедолларов не исчезнет. 110 миллиардов долларов валютного резерва тоже когда-нибудь закончатся. Поэтому доход должен идти не только от нефтесырья и от перерабатывающей и машиностроительной области. Хочу также подчеркнуть, что изменения должны коснуться не только социальной или законодательной сферы российского общества. На мой взгляд, России необходимо в некоторых политических аспектах пересмотреть свои отношения с Грузией, в лице которого она имеет, прежде всего, надежного экономического партнера. Сегодня 60% торгового импортно-экспортного оборота Грузии приходится на Россию. Но иногда в силу российских амбиций между двумя странами создаются весьма непростые политические взаимоотношения.

Поддерживая политику восстановления территориальной целостности Грузии, Россия может получить огромную экономическую выгоду именно в сотрудничестве с Грузией. Российско-грузинские совместные экономические, продовольственные, сельскохозяйственные проекты могут принести России миллиарды. Но политика, которую ведет Россия по отношению к Абхазии и Южной Осетии, лишь создает расходы для нее.

ИА REGNUM: Как Вы думаете, выгодно ли Грузии, в чисто экономическом смысле, брать на себя экономические проблемы Абхазии и Южной Осетии?

С экономической точки зрения для нас очень важно вернуть свои территории, свои плодородные земли и создать рабочие места для беженцев. В случае возвращения этих территорий в состав Грузии выгоду получат, прежде всего, эти регионы - транспортные преимущества, повышенный грузооборот, значительное повышение уровня жизни, перспективы развития в целом. Эти территории должны попасть в один котел с Грузией, чтобы возрождаться вместе с Грузией. Это будет выгодно и для Грузии, и для Абхазии, и для Южной Осетии. Но самое главное, это будет выгодно и для России. Развитие энергетического бизнеса, перевозки, бизнес, который будет происходить внутри Грузии и т.д., всего не перечислить. Конечно, сегодня Россия очень выгодно работает в Грузии, но свой потенциал она может и должна удвоить не имперскими методами, а экономическими действиями. Я полностью поддерживаю все российские инвестиции в Грузию в промышленный комплекс или энергосистему. Я поддерживаю, когда Россия "вмешивается" в грузинский бизнес. Это мировая интеграция, и никуда от этого не деться. Россияне купили "Чиатурмарганец". Они восстановят это предприятие, а соответственно и этот регион. Мы получим доходы в бюджет, рабочие места. Человек, который хочет вложить деньги в мою страну, заслуживает уважения.

ИА REGNUM: То есть, несмотря на некоторые политические разногласия, Вы считаете, что российский бизнес имеет достойное будущее в Грузии?

Политика нашего правительства - это развитие частного бизнеса, собственности. В этом плане мы очень плодотворно сотрудничаем с Россией. У нас большие традиции, корни. Россия дружит с США, и возникает вопрос: а а почему Грузия не должна стремиться к Западу, к Европе или США? И если Америка поддерживает восстановление вооруженных сил Грузии, то ничего в этом плохого нет. Так что, мы одинаково рады инвестициям как с России, так и с Украины, Германии или США. Хочу особо подчеркнуть, что бизнес-дискриминации в Грузии не будет никогда. Вопрос собственности - это фундамент всего. Не будет собственности, не будет государственности. Когда мы говорим, что хотим хорошо жить, мы должны относиться к частной собственности как к святыне, кому бы она ни принадлежала. Пол Лос-Анджелеса принадлежит японцам, и ничего в этом плохого нет, равно как и в том, что в Грузии будут иметь собственность российские, украинские или турецкие бизнесмены. Когда человек платит за объект 150 миллионов долларов, он никогда не разрушит его.

ИА REGNUM: Вы упомянули об экономических преимуществах при воссоединении Грузии с Абхазией и Южной Осетией. Что Вы скажете об Аджарии?

Экономический прогресс в Аджарии очевиден. Там сегодня, если можно так выразиться, происходят достаточно сложные метаморфозы, регион испытывает своеобразное пробуждение. Люди понимают, что те времена, когда можно было жаловаться в райком и ждать от государства хлеба насущного, прошли. Да, до сих пор сохраняется узкорегиональный менталитет, тоска по прошлому. Но дискриминационного, нечестного подхода к бизнесу, к рынку уже не будет. В Аджарии интенсивно развивается инфраструктура, гостиничный бизнес, строительство набережной, соответствующих зон для отдыха. А это ведь и рабочие места, и дополнительный поток туристов. Такого не было никогда. Сейчас вам никто не скажет - "дайте отсюда долю". Акивными темпами протекает процесс приватизации. Годами, десятилетиями там лежали богатства, и от них не было дохода ни государству, ни населению. А теперь все доходы пойдут в бюджет.

ИА REGNUM: Каков Ваш экономический прогноз по Грузии на 2005 год?

Прогноз достаточно оптимистичен. Грузия сейчас переживает тройную метаморфозу. Во-первых, это ментальная метаморфоза, когда нужно осознать себя гражданином-собственником, осознать и определить свое место в государстве. И речь здесь идет не только о ресторанном бизнесе, но и энергетике, промышленности, транспорте. Во-вторых, интеграционная метаморфоза, благодаря которой Грузия должна стать неплохим игроком на мировом поле. В этом плане происходят очень сложные фискальные реформы - налоговые процессы, болезненный процесс легализации бизнеса. Все это требует коренного изменения общественного подхода. Идут инвестиции, осуществляется поддержка со стороны государства, все меньше денег расходуется на содержание госаппарата. При этом, наблюдаются и острейшие проблемы, такие как безработица, создание рабочих мест, увеличение социальных норм. Происходит реформа образования, болезненная, но без которой наше государство мы не построим. Все это требует понимания и привыкания, коренной перестройки менталитета. Без либерализации бизнеса, без решения вопросов территориальной целостности и прав человека государство не может встать на ноги. Думаю, что в течении полтора-двух лет мы увидим результаты, поскольку 2005 год - это год приготовлений, решений больших вопросов, год адаптации.

В прошлом году зафиксирован рост ВВП в 5,5%. Это очень неплохой показатель, но если учесть, что этот показатель обеспечен за счет увеличения доходов в государственный бюджет, я считаю это не совсем правильным. Необходимо стремиться, чтобы рост объема ВВП происходил в результате роста производства, сельского хозяйства или экспорта. Без инвестиций, без решения вопроса собственности роста ВВП не видать. И здесь обязательно должны быть задействованы и Аджария, и Южная Осетия, и Абхазия. При этом, думаю, что благодаря всем тем изменениям, которые сегодня происходят в Грузии, рост ВВП составит 5,8-5,9%.

ИА REGNUM: Недавно президент Саакашвили заявил, что Грузия - региональный лидер. Согласны ли Вы с такой оценкой в приложении к экономическому рейтингу?

Сравнивать Грузию с остальными странами Южного Кавказа трудно. У каждой страны свои источники доходов, свои запасы. У Грузии есть свои преимущества и, суммируя это с процессом комплексного реформирования и интеграцией в мировой рынок, полагаю, что через 2-3 года Грузия станет лидером в южно-кавказском регионе. Конечно, мы не собираемся придумывать велосипед, опыт построения рыночной экономики хорошо известен на Западе. Но как это адаптировать к условиям Грузии, ее национальному менталитету, геополитике - вот что сегодня основное. Мы знаем, куда нам идти, но как это сделать - вот в чем вопрос.

ИА REGNUM: Известно, что помимо внутренних экономических преобразований, Грузия принимает участие и в международных экономических проектах. Так, недавно стало известно, что Грузия станет транзитной территорией при транспортировке нефти из Ирана на Украину, которая будет осуществляться либо через Россию, либо через Черное море. Какой путь, по-Вашему, более приемлем, и насколько это будет выгодно для Грузии?

Путь через море считается в экономическом смысле очень дорогим. Но в то же время все зависит и от политических отношений между Украиной и Россией. Придерживаясь независимости от России в энергетическом плане, Украина, возможно, изберет морской путь. В случае если два государства договорятся о выгодном сотрудничестве, и это перевесит политические интересы, путь пройдет через Россию. И, конечно, это будет выгодно и России, и Украине, и Грузии. Что касается Грузии, то это вообще транзитная страна, что является ее большим геополитическим преимуществом, и все транзитные проекты для нее крайне важны. Важно также вернуть Абхазию, и сделать ее выгодной транзитной территорией.

ИА REGNUM: Равно как и заключать совместные проекты, такие как реабилитация ИнгуриГЭС?

Это очень выгодный проект, проект века. Увеличение мощности ИнгуриГЭС позволит экспортировать электроэнергию в Турцию и другие страны. Можно будет создать консорциум, где будут представлены все стороны. И для России, и для Грузии это будет очень выгодно. Убрав политические препятствия, мы можем свернуть горы.

ИА REGNUM: Муссируются слухи об эмиграции Бадри Патаркацишвили на Украину. Может ли это отразиться на ряде экономических проектов, в которых он участвует?

Я не вижу никакой разницы в том, где территориально находится инвестор или бизнесмен, или где находится центральный офис его предприятия. Это не имеет никакого значения.

ИА REGNUM: Какие изменения Вы прогнозируете в банковской сфере Грузии?

Банковской деятельностью я занимался в сложнейшие для Грузии годы, когда происходил отход от советской системы, и разрабатывалась совершенно новая система коммерческих банков. В данный момент банковская сфера - единственная хорошо развивающаяся в экономике Грузии. К примеру, "ПрокредитБанк", "Тбилиси-банк" - надежные организации, которые обслуживают клиентов любого уровня, а по уровню банковских технологий они работают наравне с западными банками. Сегодня налицо тенденция укрупнения банков, интерес со стороны зарубежных инвесторов. На банковском уровне наблюдается сильнейшая конкуренция, мы выигрываем от этого, поскольку уровень процентной ставки все больше уменьшается - 14% годовых от валютного кредита. Создается потребность в дешевых деньгах, для того, чтобы бизнес получал бы оборотные средства. И в этом контексте укрупнение банков, и увеличение иностранных депозитов для нас первостепенно. Уверен, что через несколько лет из 20 грузинских банков, которые действуют сегодня, останется лишь семь-восемь. Таковы реалии времени.

ИА REGNUM: Есть ли у Вас собственные проекты, которые Вы готовы предложить Грузии?

Да, у меня есть проекты. Если мы вернем Абхазию и Южную Осетию, можно построить евроазиатскую железную дорогу Россия-Грузия-Турция-Сирия-Израиль, далее Красное море-Багдад-страны Иранского залива. Для России, для Грузии и Турции это будет более чем выгодно. Ведь основной товарооборот сейчас приходится на азиатские страны - Китай, Корея, Индонезия сегодня развиваются очень серьезными темпами. И в этом смысле прямые грузовые перевозки к ближневосточным странам будут очень выгодны, они принесут большие деньги.

Другой проект - прокладка железной дороги из Краснодарского края в Батуми-Стамбул, а оттуда в Европу. Это альтернативный вариант железной дороги, которая проходит сегодня через Украину и Белоруссию. Таким образом, это явится ближайшим путем в Европу, который включит в себя и железную дорогу, и автостраду, и высоковольтные линии передач.

ИА REGNUM: Обращались ли Вы с подобными предложениями к властям Южной Осетии и Абхазии?

Я лишь планирую и публикую. Руководство Грузии эти проекты поддерживает, в отличие от российского, которое к этому пока не готово. К сожалению, сегодня сильнее определенные политические амбиции.