Обзор СМИ о ситуации в Красноярском крае за 3 марта 2005
"Александр Хлопонин пристроил сибирский лес".
(Известия. 03.03.05 А.Макаров, В.Филиппов)
Международная компания "Лянь-Фа" (Гонконг) приступила к проектированию крупного лесоперерабатывающего комплекса в Бирилюсском районе - одном из самых глухих уголков Красноярского края. Вслед за ним там же запланировано строительство нового ЦБК. Общая стоимость проекта - более миллиарда долларов. Он станет одним из самых крупных в Сибири.
На территории Красноярского края сосредоточены крупнейшие в России запасы древесины - около 8 млрд кубометров. Это 10% от общероссийских запасов. Ежегодно в Красноярском крае можно заготавливать до 60 млн кубометров леса. В основном это знаменитая ангарская сосна, пользующаяся спросом на мировом рынке. "Инвесторы утверждают, что в Красноярском крае невыгодно заниматься заготовкой леса - 4 тысячи километров до крупных морских портов на западе и столько же до восточных рынков. Так что мы обречены заниматься глубокой переработкой древесины. Только тогда наша лесная промышленность начнет приносить доходы, сопоставимые с прибылью металлургических предприятий", - заявил "Известиям" красноярский губернатор Александр Хлопонин.
Предполагается, что новый комплекс будет перерабатывать до миллиона кубометров древесины в год. К концу 2007 года он должен производить до 300 тысяч куб. м MDF (древесноволокнистой плиты средней плотности). После его строительства инвесторы из Южного Китая (сейчас идут переговоры с компанией "APP") готовы вложить 700 млн долларов в строительство современного ЦБК. По предварительным расчетам предприятие в год будет перерабатывать до 4 млн кубометров низкосортной древесины и отходов лесопиления. Александр Хлопонин заявил "Известиям", что одно из ключевых обязательств, которое уже взяли на себя азиатские инвесторы, - на новом предприятии будет не более 30 процентов рабочих из Китая, и то при условии, что специалистов нужной квалификации не удастся найти в России.
По объемам производства новое предприятие "сопоставимо", как утверждает заместитель губернатора Андрей Гнездилов, с крупнейшим в России Архангельским ЦБК. "Если строящийся в Красноярском крае ЦБК действительно будет ориентирован на азиатский рынок, то нас это пока не тревожит", - заявил "Известиям" Антон Лойтер, директор по сбыту и маркетингу Архангельского ЦБК - крупнейшего в России производителя тарного картона и второго в стране по объемам варки целлюлозы. Что касается долгосрочной перспективы, то, по словам Лойтера, в самом Китае тоже строятся целлюлозно-бумажные комбинаты, которые будут конкурировать на азиатском рынке с будущим красноярским ЦБК. "И если поставки его продукции будут развернуты на европейский рынок, тогда у нас возникнут проблемы", - отметил Лойтер.
"Вертикаль власти добралась до мэров".
(Известия. 03.03.05 Ю.Политов)
Полпред президента в Центральном округе Георгий Полтавченко считает, что избирать мэров городов нужно с учетом мнения губернаторов. Такое мнение он высказал на совещании в Суздале. В Кремле активно обсуждаются планы передачи губернаторам права выдвигать кандидатов на должность мэра регионального центра, который будет избираться по той же схеме, что и сам губернатор, - местными депутатами. Правда, не все мэры довольны такого рода реформой.
Полтавченко сообщил "Известиям", что вопрос о возможном согласовании кандидатур мэров с губернаторами на совещании "разумеется, обсуждался". "Мнения были разные. Большое число коллег высказывались за то, что ничего страшного не будет, если мэры городов будут избираться по представлению губернатора и, может быть, даже назначаться губернаторами", - заявил Полтавченко. По его мнению, "проблемы в основном возникают там, где руководители субъектов федерации не могут найти общего языка с главами местного самоуправления. И если они не могут договориться, ничего хорошего не будет".
"Я думаю, что проблемы будут больше возникать у тех руководителей местного самоуправления, которые станут пытаться, мягко говоря, подменять работу, которую они должны делать, политиканством. Мы такого не допустим", - жестко констатировал полпред.
Другие полпреды также составляют пока что неофициальные списки тех, кто мог бы стать мэром ключевых городов России. Кроме того, многим губернаторам надоели баталии с мэрами облцентров.
Губернатор Краснодарского края Александр Ткачев обращался с предложением о назначении мэров в администрацию президента еще осенью прошлого года. У Ткачева был и свой интерес: когда он разошелся во взглядах с мэром столицы Кубани Николаем Призом, последний категорически отказался добровольно уходить в отставку. Приз аргументировал отказ тем, что "избран и обязан выполнить предвыборные обязательства".
"Строить вертикаль власти нужно, - заявил "Известиям" мэр столицы Карелии Виктор Масляков. - Да, при отмене выборов мэров мы потеряем некоторые демократические завоевания, но это необходимо, потому что нужно строить экономику".
Действующий мэр Архангельска Олег Нилов тоже считает, что мэров надо назначать, потому что "сегодня законодательство позволяет чудить и импровизировать на эти темы". Глава Калининграда Юрий Савенко "всегда был сторонником назначения губернаторов".
Региональные лидеры демократического крыла против назначений мэров. Губернатор Красноярского края Александр Хлопонин считает, что мэров крупных "столичных" городов необходимо выбирать только прямым голосованием. "Есть хартия о местном самоуправлении, в соответствии с которой муниципальная власть должна избираться. Россия подписала это международное соглашение, и его мы должны выполнять". Мнение Хлопонина разделяет мэр Нижнего Новгорода Вадим Булавинов. Он также ссылается на хартию и говорит, что местное самоуправление в России не входит в структуру федеральной власти. Значит, пресловутая вертикаль власти не имеет отношения к мэрам.
Предложение Полтавченко действительно не соответствует статьям 131-133 Конституции РФ, согласно которой "Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления".
Каким будет окончательное решение Кремля - пока не известно. В любом случае судьба мэров крупных городов "сложилась" чуть лучше, чем губернаторов. Решение будет принято как минимум после дискуссии в обществе. Губернаторов же верховная власть просто поставила перед фактом.
"Объединиться, чтобы лучше работать и жить".
(Парламентская газета 03.03.05. Беседовал А.Ржешевский)
По-прежнему не утихают споры вокруг перевода натуральных льгот в денежные компенсации. И так же, как и в начале года, они частенько выливаются в уличные митинги и другие акции протеста. Причем и в коридорах власти единого мнения пока не наблюдается. Впрочем, многие парламентарии считают, что прежняя система льгот способствовала расхищению госсредств и коррупции, а потому себя полностью изжила. О необходимости проведения монетизации льгот вообще и ее региональном аспекте рассуждает член Комитета Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике Игорь Каменской.
- Сегодня среди политиков мнения по поводу монетизации льгот разделились. Как вы относитесь к этой проблеме?
- Вряд ли нужно лишний раз говорить о необходимости монетизации. Прежняя система себя изжила, способствуя расхищению госсредств и коррупции. Особенно остро на себе это ощущали транспортные, медицинские и прочие учреждения. С одной стороны, они получали бюджетные средства на оплату льгот, с другой - оказывались в сложном положении из-за того, что положенные деньги поступали несвоевременно и в не полном объеме. Система льгот была несправедлива и к тем, кто льготами практически не пользуется, например деревенским жителям. Теперь же люди имеют не мифическую возможность использовать ту или иную льготу, а "живые" деньги, которые можно потратить по своему усмотрению. То есть здесь мы пошли по пути развитых стран, где льготы предоставляются либо в виде денежных выплат, либо основаны на страховых принципах.
Другое дело, что суммы компенсационных выплат явно недостаточны. Федеральные и региональные власти в ряде случаев оказались неготовыми к запуску реформы. Да и сам закон, надо признаться, оказался сыроватым, в нем не учтены очень многие факторы. Потому дело законодателей - доработать закон, привести его в соответствие с потребностями населения и экономическими возможностями страны.
- Сейчас во многих регионах страны прошли акции протеста по поводу монетизации. А что в Красноярском крае?
- Реакция населения зависит от двух факторов: от социально-экономической ситуации в регионе и от того, насколько подготовилась региональная власть к реформе. Экономика Красноярского края развивается стабильно, реальные доходы и уровень жизни населения растут. Край входит в десятку наиболее благополучных регионов страны. Краевой бюджет - профицитный, денег достаточно для того, чтобы полностью и в срок выплачивать людям деньги. Да и готовиться к монетизации льгот красноярская администрация начала заранее, когда появились первые проекты закона об этой реформе. Потому здесь акций протеста не было. Для них просто нет почвы. В настоящее время в крае сохраняются натуральные льготы, и они будут сохраняться столько, сколько нужно. Губернатор Александр Хлопонин заявил, что монетизация начнется только после того, как будут сделаны все расчеты - сколько денег необходимо выплачивать, чтобы не понизился уровень жизни социально незащищенных слоев населения. Кстати, в крае принят закон о социальных гарантиях пенсионерам, на реализацию которого выделены специальные субсидии, а работники бюджетной сферы получат компенсационную выплату в 2 тысячи рублей. Все ветераны войны освобождены от коммунальных платежей на весь 2005 год - им будет оказываться и бесплатная медицинская помощь.
- Тем не менее 22 января, как сообщали информагентства, в Красноярске была акция протеста.
- Да, митинг был. Красноярская оппозиция - местные отделения КПРФ, "Родины" и Национал-большевистской партии - решили не отставать от других регионов. Но с реальными проблемами жителей края он мало связан. Участники акции требовали отставки Правительства РФ, Госдумы, губернатора и Законодательного собрания края, а также руководства "Красэнерго".
- Что происходит в крае с тарифами на электроэнергию! Они действительно растут не так быстро, как во всей стране?
- Краевая администрация жестко контролирует ситуацию с тарифами, защищая интересы населения. Недавно региональная энергетическая комиссия решила сохранить действующий сейчас низкий тариф (46 копеек за кВт-ч) для так называемой социальной нормы, определенной в 50 кВт-ч. Потребленная сверх этой нормы электроэнергия, как предполагалось, должна была оплачиваться по другому тарифу - 118 копеек. Администрация края настояла на том, чтобы социальная норма была увеличена в полтора раза - до 75 кВт-ч. Кстати, митинговавшие оппозиционеры требовали поднять эту цифру до 120 кВт-ч, но это просто экономически невозможно.
- Еще одна серьезная региональная проблема - реформа ЖКХ.
- Это одна из самых тяжелых социальных реформ. Она, так же, как и монетизация льгот, зависит от состояния экономики региона и умения администрации сглаживать ее последствия для населения. Так, в январе - феврале этого года в связи с повышением стоимости услуг ЖКХ в Красноярске были приняты серьезные меры по защите населения. На обеспечение социальной поддержки заложена беспрецедентная сумма: 227 миллионов рублей, из которых 193 пойдут на единовременную социальную помощь бюджетникам.
Реформа ЖКХ - это не повышение тарифов. Это улучшение качества обслуживания населения, привлечение инвестиций, создание конкурентной среды в отрасли, опять же прекращение разбазаривания средств. Есть договоренность о привлечении 10 миллионов долларов частных инвестиций в коммунальное хозяйство Красноярска. И средства уже начали поступать. Они направляются на капитальный ремонт и реконструкцию объектов водопроводно -канализационного хозяйства города.
- Как вообще в крае ситуация с инвестициями?
- Инвестиции есть. Достраивается Богучанская ГЭС, "Роснефть" начинает разработку Ванкорского нефтяного месторождения. Решения о начале реализации этих проектов были приняты в прошлом году на I Красноярском инвестиционном форуме. В этом году намечено проведение второго форума, посвященного теме "Экономика объединенного края и перспективы укрупнения регионов Российской Федерации". Объединение должно дать мощный импульс инвестиционной активности и экономике региона в целом. Например, то же Ванкорское месторождение расположено на территории трех субъектов, и ликвидация внутренних границ упростит его эксплуатацию. То же и со строительством нефтепровода на Диксон: он сейчас должен пересекать границу между краем и Таймыром, а это лишние согласования. Станет проще и реализация развития Нижнего Приангарья - богатейшей сырьевой провинции, расположенной на границе края и Эвенкии.
- В середине апреля состоится референдум об объединении Красноярского края, Таймыра и Эвенкии. Кто выиграет, если население региона скажет объединению "да"?
- Край был единым всегда, исключая исторически короткий период с 1993 года. Такой сложносоставной субъект Федерации - это нонсенс. Посудите сами: Таймыр и Эвенкия входят в состав Российской Федерации на тех же основаниях, что и край, но при этом входят в состав края. Согласитесь, что иначе как абсурдной такую ситуацию назвать трудно. В результате единую территорию рассекают никому не нужные административные границы. Между тремя субъектами, образующими край, существуют довольно сложные межбюджетные отношения. Троекратно мультиплицируется количество чиновников. К примеру, на сегодняшний день существуют и красноярское подразделение МЧС, и его подразделения в каждом субъекте. А это дополнительная нагрузка на федеральный и региональный бюджеты. В случае если край станет объединенным, даже бюджетная нагрузка на содержание раздутого чиновничьего аппарата уменьшится. А в итоге, безусловно, выиграет все население.
Для жителей края объединение - это новые высокооплачиваемые рабочие места, значительные средства на социальные программы. Для региона - это наполнение краевого бюджета, упрощение межбюджетных отношений, ускорение роста валового регионального продукта, как я уже отметил, уменьшение бюрократического аппарата, реализация новых экономических проектов и повышение инвестиционной активности. Как представитель Красноярского края в Совете Федерации я участвую в работе Межведомственной рабочей группы по подготовке обоснования целесообразности образования нового субъекта Российской Федерации. Да и наш Комитет по делам Федерации и региональной политике активно работает над процессами укрупнения регионов. А в конце марта в Красноярске состоится совместное заседание нашего комитета с профильным комитетом Госдумы по поводу разработки правовых основ объединительных процессов.
Убежден, что объединение необходимо для того, чтобы один из богатейших регионов России стал локомотивом развития всей Сибири. Для этого есть все: объективные потребности развития, социальная стабильность, природные ресурсы, мощная промышленность, воля населения края и решимость краевой власти.
* * *
СПРАВКА "ПГ"
ИГОРЬ АЛЕКСАНДРОВИЧ КАМЕНСКОЙ родился 25 января 1968 года в Киеве. Окончил филологический факультет Московского государственного педагогического университета имени В. И. Ленина. С октября 2002-го по март 2004 года являлся членом Совета Федерации от Народного собрания Республики Ингушетия, заместитель председателя Комитета СФ по социальной политике. С мая 2004-го - представитель в Совете Федерации от Совета администрации Красноярского края, член Комитета СФ по делам Федерации и региональной политике, член Комиссии СФ по информационной политике. Награжден Почетным знаком за службу на Кавказе и Почетными грамотами Президента РФ.
"Истина рождается в дискуссиях".
("Красноярский рабочий", 03.03.05)
Завтра в Большом зале Совета администрации края начнутся публичные слушания на тему "Красноярский край в современной России: проблемы и перспективы объединения".
Для участия в этом форуме приглашены представители таймырской Думы и эвенкийского Суглана. "Цель предстоящих слушаний, во-первых, обсудить то, что сегодня интересует наших избирателей, то есть социально-экономические и политические последствия объединения края и автономных округов в единый субъект Российской Федерации, - говорит депутат Законодательного Собрания края Алексей Клешко. - На слушаниях выступят руководители предприятий, организаций из различных отраслей экономики, бюджетных отраслей, которые расскажут о том, чего они ожидают от объединения. На что вправе будет рассчитывать край в результате объединения? Вторая задача - приступить с представителями Таймыра и Эвенкии к началу обсуждения того, что представляет собой административно-территориальная единица с особым статусом, в чём будет заключаться этот особый статус Таймыра и Эвенкии в новом крае, если референдум состоится удачно".
"Восемнадцатое мгновение весны".
("Известия-Красноярск"-"Первый ряд", 03.03.05, Андрей Андреев)
Накануне референдума официальной пропаганде брошен вызов.
"Но, чтобы изъявить свою волю, нам нужно вскрыть сокровищницу и посмотреть - нужно ли нам то, что в ней лежит?". Так начинается статья "Весь край становится Красноярским!", опубликованная на днях в самой авторитетной норильской газете - "Заполярной правде". Автор материала Елена Ушкова достаточно подробно и весьма аргументированно отстаивает там позицию сил, скрыто или явно оппозиционных крупнейшему политико-экономическому проекту России - объединению регионов. Тем самым подтвердилась гипотеза некоторых красноярских политологов: за пятнадцать лет раздельной жизни в трех сибирских территориях сложились элиты, не желающие расставаться с налоговыми благами и общественными привилегиями. Интересно, что статья в "Заполярной правде" появилась ровно через два года после красноярского "саммита" губернаторов Бударгина, Золотарева и Хлопонина, на котором главы края, Эвенкии и Таймыра подписали протокол о намерениях создать совет губернаторов. Теперь уже понятно, что политики сделали беспроигрышный ход. В случае возможного срыва путинского "Проекта слияния" они бы заявили, например, о крепнущем содружестве трех самостоятельных территорий, но поскольку крупный бизнес уже осенью 2003 года спасовал перед кремлевской администрацией, главам субъектов пришлось отыгрывать в сторону "полной и безоговорочной" поддержки объединения.
Вообще-то, против процесса слияния открыто мало кто высказывался. Даже вечно недовольная Владимиром Путиным оппозиционная и, конечно, европейская пресса старались обходить стороной проблему общефедерального уровня. Норильский афронт - пожалуй, самый мощный выпад против заласканной и перехваленной уже до приторности темы, которую публично поддержали уже все, кто только может. Даже главы районов края, даже руководители жилищно-коммунального комплекса выступили с цифровыми выкладками в пользу объединения края, Таймыра и Эвенкии. Поэтому, с гуманитарной точки зрения, выступление "Заполярки" не может не радовать - с тех пор как в Норильске на выборах мэра победил Валерий Мельников, в городе одной монополии неожиданно воцарилась такая свобода слова, о которой не мечтали и в Красноярске. Другой вопрос - какие цели преследуют противники слияния территорий?
"СТРАШНЫЕ СНЫ КРАСНОЯРЦЕВ, - пишет Елена Ушкова. - Чтобы объединиться (или разъединиться), нужен референдум. Однако не напрасно по федеральным и региональным каналам давно говорят, что объединение ТАО, Эвенкии и Красноярского края уже началось. Консолидированный бюджет, переданные с начала года полномочия из автономных округов в пользу края... А остался ли выбор у народа? Или от нас теперь нужно простое согласие?
Кто пишет контрольную всем классом, тот и оценку должен получить одну на всех, хотя вклад каждого ученика может быть неодинаковым. Выигрывают двоечники. Бюджет Красноярского края наполняется в основном за счет Норильска. Таймыр и Эвенкия, хоть и являются территориями дотационными, но зато имеют огромный природный потенциал. Вот и слышится в преддверии референдума одно: только объединенный край сможет привлечь инвестиции, эффективно ими воспользоваться и получить доход. Конечно, если зона особого интереса находится на пограничной территории трех субъектов федерации, разрабатывать и реализовывать большой проект непросто, но на то и родилась когда-то дипломатия и здоровая конкуренция. Прочувствовать дух всеобщего развития месторождений, конечно, можно. Но во сколько измеряется реальная выгода каждого жителя объединенного края? Норильск - промышленный гигант. Большую часть доходов приходится отдавать. Войдут Таймыр и Эвенкия в разряд зарабатывающих регионов - их доходы тоже пополнят карманы тех, кто живет на юге края и своими руками нефть не добывал. А выгодно ли вообще быть богатым?".
Мысль автора можно продолжить цифрами. В разные годы бюджет края зависел от работы Норильского комбината на 60-75 процентов, временами даже больше. Но против всех доказательств "мощи Норильска и слабости Красноярска" существует серьезный аргумент, приведенный еще бывшим политическим лидером края Павлом Федирко (к слову, долгое время он работал именно в Норильске) - в строительство и пуск металлургического комплекса вложила немалые средства вся страна, а Красноярск был крупнейшим перевалочным узлом и кормильцем заполярной территории. Кажется, еще никому не приходила в голову мысль, вполне адекватная рассуждениям Ушковой - посчитать амортизацию всех производственных фондов, вплоть до каждой канализационной трубы, вычислить, сколько минусинских помидоров съели норильчане... И в один прекрасный момент предъявить им перерасчет. Например, за время существования отдельной территории...
"Но мироощущение красноярцев уже не изменить. Они никогда не забывают при случае упрекнуть норильчан в том, что они "жируют", а с ними мало делятся. Войди Норильск в Таймыр, а Таймыр, в свою очередь, не объединись с Красноярским краем - золотые реки будущих доходов потекут не туда. Такое красноярцам даже в страшных снах не приснится! Вот и уверены они: объединяться надо" - снова цитата из "Заполярки".
РЕЗЮМЕ
Что греха таить, идея объединения территорий сопровождается неуклюжей и массированной пропагандистской обработкой населения - особенно это заметно на периферии края. Сельские жители в силу технологической отсталости вынуждены выслушивать с утра до вечера только одно "правильное" мнение - через государственные телевизионный и газетный рупоры. А власть, не устающая рассказывать о всевозможных благах слияния, почему-то всегда забывает об одной из основных своих обязанностей - обеспечить доступ свободной информации любому гражданину. И там, где в силу тех или иных обстоятельств существовал перекос конституционных прав, неизбежно возникают условия для искаженных представлений о реальности. Норильский случай доказал это в полной мере. Стоит подчеркнуть, впрочем, что именно случай: публикация в "Заполярке" - еще не весь Норильск.
"Профсоюзы цену бюджетникам знают".
(Труд-7. 03.03.05. Л.Рак)
Отраслевые профсоюзы Красноярского края выдвинули жесткое требование - до 1 июля заработную плату врачей, учителей и работников культуры повысить на 100%. "Если в течение марта договориться с администрацией края не получится, мы начнем процедуру трудового спора, а затем проведем серию пикетов и забастовок", - сообщил заместитель председателя федерации профсоюзов края Василий Деркач. "Осенью учителя приостановят работу, если зарплату летом не поднимут", - пообещала председатель профсоюза работников образования Людмила Косарынцева. - Каждые 10 процентов увеличения зарплаты обходятся краевому бюджету в 1 миллиард рублей, поэтому ситуацию нужно серьезно проанализировать, - говорит заместитель губернатора Эдхам Акбулатов. - Мы готовы к компромиссам, но решения нужно принимать не на митингах, а в конструктивном диалоге.
"Кадеты и гимназистки под крылом губернатора".
("Сегодняшняя газета", 03.03.05)
Существованию кадетских корпусов в Красноярском крае ничто не угрожает.
Губернатор Александр Хлопонин опроверг слухи о сокращении количества кадетских корпусов и Мариинских гимназий в Красноярском крае. Во время поездки в поселок Кедровый глава региона заявил: "Ни о каком закрытии этих учебных заведений и речи быть не может". Однако, по словам губернатора, необходимо прояснить, во-первых, какую роль играют кадетские корпуса в плане выполнения государственного образовательного заказа, то есть в чем их принципиальное отличие от других учебных заведений. И, во-вторых, нужно разобраться с подготовкой педагогических кадров для них.
"Воспитанием кадет, как правило, занимаются бывшие офицеры. Но ведь работа с военнослужащими - одно дело, а с детьми - совершенно другое. Воспитатели кадетских корпусов должны иметь специальную подготовку", - отметил Александр Хлопонин. По решению губернатора в крае будет создана рабочая группа по подготовке программы развития кадетских корпусов и Мариинских гимназий. Свои первые предложения она должна предоставить на рассмотрение краевых властей уже к 31 марта.