Интервью замминистра финансов Марий Эл: "Республика начинает выходить из кризиса"
Как реализуется бюджетная реформа в Марий Эл, каким образом она отразится на формировании реализации финансовой политики в республике, из каких источников формируется и на что тратится марийский бюджет. Об этом в интервью еженедельнику "Аргументы и факты в Марий Эл" рассказывает замминистра финансов Марий Эл Татьяна Овсянникова.
Татьяна Александровна, сейчас много говорят о бюджетной реформе. Что именно изменилось (или изменится) в бюджетной системе и бюджетной политике?
Главный аспект реформы получил название "Бюджетирование, ориентированное на результаты (БОР)". Это - тема отдельного разговора, но большая и системная работа в республике уже идет. "БОР" приведет к повышению эффективности бюджетной политики. Второе новшество: госбюджеты субъектов РФ получат дополнительные полномочия. Помимо местных бюджетов вводятся бюджеты муниципальных районов, городских округов, а также городских и сельских поселений. Эта классификация будет введена с 1 января 2006 г., согласно Федеральному закону № 131 "О местном самоуправлении".
Ваша оценка этих новаций.
На мой взгляд, дробление бюджетов создаст ряд новых проблем, по крайней мере, остро встает кадровый вопрос. Кроме того, бюджеты сельских поселений будут финансово недостаточны. В то же время ужесточение ответственности за нарушение правовых актов может дать положительный эффект - бюджеты получат дополнительные средства.
Как изменились основные бюджетные показатели в республике за последнее время?
Могу привести лишь несколько цифр. В 2005 году в консолидированный бюджет РМЭ поступит более 6 млрд. руб. Налоговые доходы возрастут на 20%, но несколько снизятся неналоговые доходы. Однако расходы растут еще быстрее, в связи с чем наш бюджет остается дефицитным, но в пределах установленных нормативов.
Есть ли изменения в структуре доходов республиканского бюджета?
Наибольшую часть налоговых доходов по-прежнему приносят в бюджет физические лица. Доля налога на доходы физических лиц -41,5%. На втором месте - налог на прибыль организаций (23,4%) и акцизы (21,8%). Поэтому, чем лучше работают предприятия и зарабатывают граждане, тем богаче бюджет.
А на что тратятся бюджетные средства? Каковы приоритеты?
Структура расходов консолидированного бюджета республики также претерпела изменения. Более 60% направляются на социальные расходы, в том числе оплата труда бюджетников "съедает" 42%, оплата коммунальных услуг- 10%,услугнасодер-жание жилого фонда - 9%, дорожное хозяйство - 7%, на компенсацию льгот ветеранам и инвалидам пойдет 6%, а на оплату медикаментов выделено более 60 млн. руб.
Конечно, все "дыры" за счет собственных средств не залатаешь. Кто помогает?
Ежегодно республика получает дотации из бюджета Российской Федерации, в том числе на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности. Суммы финансовой помощи внушительны (2,1 млрд. руб. в 2004 году и 2,3 млрд. руб. в 2005 году). Однако удельный вес, то есть значимость межбюджетных трансфертов снижается с 48 до 42%. Стараемся увеличить долю собственных доходов, то есть повысить самообеспеченность.
И последний вопрос. Сколько бюджетных средств причитается каждому из нас? Можно ли сравнить уровень бюджетной обеспеченности с нашими соседями по Приволжскому федеральному округу?
В прошлом году на одного жителя республики приходилось по 3532 руб. из средств консолидированного бюджета РМЭ. Это больше, чем в 2003 году, но, к сожалению, гораздо меньше, чем в других субъектах Приволжского федерального округа.
Республика Мордовия -12,7 тыс. руб.,
Татарстан -10,1 тыс. руб.,
Пермская обл. - 9,1 тыс. руб.,
Самарская обл. - 8,8 тыс. руб.,
Ульяновская обл. - 3,7тыс. руб.,
Пензенская обл. - 4,1 тыс. руб.
Мы отстаем от среднего уровня ПФО более чем в 1,8 раза. К сожалению, это объективная реальность. Республика наша аграрная, а сельское хозяйство, как известно, малодоходное, оно требует дотаций. А наш ВПК (в прошлом - бюджетообразующий) только-только начинает выходить из кризиса. Но утешает, что по темпам роста доходов бюджета мы удерживаем первое место (в 2003 г.) и второе (в 2004 г.) по ПФО. Значит, ситуация улучшается.