"В сибирских городах готовились теракты": обзор прессы Бурятии за 2 марта
Поймали организатора будущих взрывов, шахидкам удалось уйти, пишет газета "Номер один в Бурятии". Омскими чекистами в конце января выявлена группа, готовившая полномасштабные террористические акты на территории Сибири. Задержан один уроженец Чечни, который жил в Омске на вполне легальных основаниях после женитьбы на местной жительнице.
В течение последних трех лет оперативники ФСБ вели за ним негласное наблюдение, в результате которого им стало известно о связях наблюдаемого объекта в мятежной республике, куда террорист часто ездил. После одной из поездок на родину он привез в Омск несколько женщин-шахидок, которые и должны были ценой собственных жизней привести в действие взрывные устройства. По первоначальной информации, первые теракты могли произойти в крупных сибирских городах - Омске, Новосибирске и Красноярске. Террористы хотели доказать российским властям, что они способны держать в напряжении не только южные и центральные части России, пишет еженедельник.
"Читинские энергетики начали с угроз" - еще один интересный материал выпуска "Номер один в Бурятии". Территориальная генерирующая компания №14 объявила о начале новой эры в ЖКХ, пишет издание. В конце февраля ТГК-14 подписала договор с администрацией Улан-Удэ, согласно которому ТГК-14 берет на себя обеспечение теплом и горячей водой столицу Бурятии. Это означает, что переход сферы ЖКХ Улан-Удэ под контроль читинских энергетиков официально стартовал. Теперь главный вопрос - урегулирование вопроса с долгами муниципальных предприятий.
Генеральный директор ТГК-14 Владимир Алферов на пресс-конференции (25 февраля - ИА REGNUM), посвященной этому событию, сообщил, что не будет устраивать кадровых чисток в бурятских коммунальных предприятиях. Политика же в отношении потребителей ужесточится. По его словам, уже с марта ТГК-14 начнет акцию, направленную на повышение ответственности плательщиков. К тем, кто может платить, но не хочет, будут приниматься самые решительные меры, вплоть до отключения от системы теплоснабжения и "отрезания" стояка. "А кто не будет платить домами - а такие будут! - тем будем отключать дома", - пригрозил Алферов.
Четвертый по счету сторонний "реформатор" многострадального улан-удэнского ЖКХ, судя по всему, окажется последним. Основанием под это утверждение служит характер вхождения читинской ТГК-14 рынок в Улан-Удэ. Во-первых, читинцы будут контролировать все городские ТЭЦ, и мэрия, даже в случае острого конфликта с новыми энергетиками, не сможет просто взять и расстаться с этим партнером. Во-вторых, как ни крути, все предыдущие заявки на реформирование улан-удэнского ЖКХ исходили от организаций, не имеющих практического, а главное, положительного, опыта в налаживании работы ЖКХ. У читинцев же такой опыт есть.
"Образовавшаяся за несколько лет кредиторская задолженность перед ОАО "Бурятэнерго" перешла в ТГК-14 и, согласно договору, будет реструктуризирована. Таким образом, все спорные моменты с "Бурятэнерго" разрешились", - отметил мэр Геннадий Айдаев.
Однако, по словам заместителя генерального директора ОАО "Бурятэнерго" Станислава Корякина, договор о переуступке долга с их компанией пока не заключен, а значит "Бурятэнерго" по-прежнему является кредитором муниципальных коммунальных предприятий. Сумма долга, по подсчетам энергетиков, превышает 500 млн. рублей.
Положение с правами человека в Бурятии анализирует газета в статье "Пытки в милиции - дело обыденное". Ситуация характеризуется как неблагополучная - к такому выводу пришли правозащитники республики после подведения итогов ежегодного мониторинга.
Определенные положительные подвижки в обществе есть: многие люди уже не боятся судиться, подают массу кассационных жалоб, апелляций, но одновременно есть еще немало граждан, которые не знают своих прав и морально не готовы их отстаивать. Все это на фоне общей нищеты. В этом специфика региона.
Председатель правозащитного центра Бурятии Евгений Кислов в интервью корреспонденту газеты сказал, что житель Бурятии абсолютно не защищен от произвола правоохранительных органов. Если взять годовые отчеты за несколько лет, то мы заметим, что ситуация весьма острая и мы не видим улучшения. Чрезмерная жестокость со стороны правоохранительных органов при задержании, во время следствия, во внеслужебное время.
Как отмечают правозащитники, пытки подозреваемых очень характерны для республики. Они происходят, наверное, в каждом райотделе. Это в Бурятии становится обыденным, к сожалению. В то же время председатель правозащитного центра отмечает заметный прогресс в исправительной системе, местах лишения свободы. Прежде всего, это касается следственного изолятора. После того, как арест подозреваемого стал производиться только по решению суда, наполняемость улан-удэнского СИЗО снизилась в три раза. Как отмечают правозащитники, постепенно граждане начинают осваивать данные законами права и отстаивать их в судебных инстанциях.
Главный Улан-удэнский железнодорожник пострадал из-за политически опасных "семейных" связей", пишет "МК в Бурятии" в статье "Разбор полетов". "На прошлой неделе депутата Народного Хурала по Железнодорожному округу №40 Анатолия Коренева "попросили выйти с вещами", отказав в дальнейшем предоставлении депутатской комнаты, расположенной в здании Улан-удэнского представительства ВСЖД. Еще несколько месяцев назад подобное нельзя было даже представить, ведь Анатолий Коренев перед уходом на пенсию 10 лет был полновластным хозяином улан-удэнской железной дороги. Формальная причина ухода - Анатолий Коренев расстался с должностью из-за высокой аварийности в 2004 году на железнодорожных переездах на вверенном ему участке. Транссиб несет колоссальные убытки из-за задержки графика следования поездов в случае, когда какой-нибудь пьяный водитель на "Камазе" встанет поперек переезда и железнодорожный состав летит под откос. В то же время, по мнению самих железнодорожников, немалый процент аварийности связан с ростом числа перевозок и плохим состоянием составов, особенно из стран СНГ. Так что уход Коренева, скорее всего, лежит в области большой политики.
С 2002 года новый президент ОАО "Российские железные дороги" Геннадий Фадеев стал последовательно избавляться от людей бывшего главы МПС, представителя "ельцинской семьи" Николая Аксененко. В апреле 2004 года был уволен глава ВСЖД Александр Касьянов. Ему поставили в вину крупную аварию 26 декабря 2003 года, когда на перегоне Тулун-Утай в Иркутской области пассажирский поезд №7 (Владивосток-Новосибирск) столкнулся с лесовозом "Камаз". В результате чего три пассажира погибли, а 11 получили травмы. Причем, по заявлениям Фадеева, начальник ВСЖД тянул с информированием центра об истинных масштабах аварии. Поставили в вину начальнику ВСЖД и бесследное исчезновение в ходе строительства Северомуйского тоннеля 400 миллионов рублей.
В конце 2004 года настала очередь и улан-удэнского начальства. Ведь именно глава ВСЖД дал Анатолию Кореневу путевку в большую жизнь. Александр Касьянов в начале 90-х руководил улан-удэнской железной дорогой, а Коренев был его замом. В 1995 году Александр Касьянов пошел на повышение в Иркутск, а его место занял Анатолий Степанович. Вдобавок ему "по наследству" достался Железнодорожный избирательный округ, в котором Касьянов просидел два срока. Неудивительно, что у нового начальника ВСЖД Александра Тишанина сразу же не сложились отношения с руководителем улан-удэнского представительства, который, похоже, дожидался только повода, чтобы избавиться от последнего представителя "касьяновского клана".
По мнению местных экспертов, уход Коренева с улан-удэнской железной дороги может вызвать и очередной передел в сфере посреднических услуг. Так, в 2003 году ООО "Трансальянс", за которым, по сведениям газеты, стоит Евгений Коренев, получило широкий доступ к оказанию автотранспортных услуг грузовладельцам на контейнерной площадке станции Тальцы (фирма уже засветилась в СМИ неудачной попыткой под видом борьбы с антитеррором ввести платный въезд на привокзальную площадь Улан-Удэ легковых автомобилей). Чуть более года работы понадобилось "Трансальянсу", чтобы довести долю грузоперевозок до 30-70% (по малым и крупным контейнерам). Тогда как собственная автобаза железной дороги, обслуживающая станцию Тальцы, сегодня простаивает из-за резкого сокращения доли перевозок и, очевидно, что через пару лет такой работы это подразделение дороги придется закрывать.
"Улан-Удэ не готово жить по новому Жилищному кодексу", - считает мэр Геннадий Айдаев. "Механизмов нет", пишет "МК в Бурятии". 1 марта вступил в силу новый Жилищный кодекс России, призванный осчастливить всех малоимущих. Однако пройдет немало времени, прежде чем законодатель даст исчерпывающие пояснения, кого именно нужно считать малоимущим. Пока же никто достоверно не знает, как эту "малоимущесть" определить. Государство вроде бы обещает сохранить обязательства перед теми, кто встал в очередь за квартирами до 1 марта 2005 года. В Улан-Удэ это почти 16 тысяч граждан. Но в муниципалитете утверждают, что очередь за социальным жильем подвергнется тщательной ревизии и не исключено, что после усушки и утряски она похудеет как минимум вдвое.
Наши граждане идут на различные уловки и хитрости, лишь бы урвать у государства еще немного квадратных метров. "МК" приводит пример: осенью 2004 года в мэрию Улан-Удэ пришел запрос из администрации президента России, наделавший немало переполоху. Где это видано - Кремль заинтересовался "квартирным вопросом" простой улан-удэнки, сумевшей достучаться до самого президента Путина. Если бы мэрия дала слабину - быть бы улан-удэнке с новой квартирой. Но администрация провела собственное расследование, в результате которого выяснилось много интересных вещей.
В очередь на улучшение жилищных условий женщина встала еще в далеком 1968 году, указав в графе "состав семьи" одного человека - то есть себя. Спустя 22 года ей была выделена однокомнатная квартира. Однако женщину не устроил пятый этаж. Еще через десять лет - та же история: разборчивая улан-удэнка категорично отказалась от благоустроенной комнаты в общежитии. Спецкомиссия развела руками и составила "отказной" акт. Вот тогда и надо было копнуть глубже, дабы понять, что улан-удэнка всех водила за нос. И президента Бурятии, и мэра Улан-Удэ, и районную прокуратуру. Теперь вот еще и администрацию Путина! Как выяснилось, права на получение жилья улан-удэнка вообще не имела. Ее законный муж как ветеран войны еще в 1983 году получил от государства двухкомнатную благоустроенную квартиру на семью из трех человек - на себя, жену и дочь, в которой они вместе и проживали.