Вместо лекарства - монетизация, вместо культуры - забастовка: обзор прессы Архангельской области за 1 марта
Экономика
Монетизация - лучшее лекарство! (Бизнес-класс. Архангельск)
По мнению Михаила Зурабова, скоро все ощутят пользу от монетизации льгот...
Министр здравоохранения и социального развития РФ Михаил Зурабов во время своего визита в Архангельск заявил, что ситуация в стране с отпуском льготных лекарств нормализуется уже в марте. По его словам, сегодня люди не могут получить нужные лекарства не потому, что их нет, а из-за нерасторопности аптечной системы. Однако реформы отрасли он считает правильными и своевременными. Что касается положительных результатов перестройки отечественного здравоохранения, то их можно добиться только общими усилиями федеральных и местных властей, убежден Зурабов. Одним из путей достижения этой цели, по его мнению, могло бы стать заключение соглашений о сотрудничестве между его министерством и администрациями субъектов Федерации. На совещании в обладминистрации участники проанализировали ситуацию с реализацией закона о монетизации льгот в Архангельской области. В частности, определены совместные меры федерального центра и местной администрации по нормализации лекарственного обеспечения в области. "По стране с начала года завезено лекарств на 4,5 млрд рублей, а отпущено всего на 370 млн", - сказал министр. Он предложил региональным властям жестче спрашивать с организаций, занимающихся поставками лекарств в аптеки, и "тех, кто не справляется, заменять другими". Сейчас в России, по оценке Зурабова, в 18 регионах не отлажено обеспечение льготными лекарствами.
О монетизации льгот (Коношский курьер)
Так называемая монетизация льгот вызвала неоднозначную реакцию в обществе. Нашлись как ее сторонники, так и противники. И страсти по поводу отмены существовавших ранее льгот до сих пор не утихают. Инициаторы этой реформы одним из веских, как они считают, аргументов приводят довод о том, что для многих, имевших право на льготы, и в частности для сельского населения, они существовали лишь на бумаге. Сельский житель, не имеющий ни газа, ни телефона, редко, а то и вовсе не выезжающий никуда из дома, по сути и не мог воспользоваться ни льготной оплатой за эти услуги, ни бесплатным проездом на автобусе. А что по этому поводу думают таврежане? Заместитель главы сельской администрации Г.С.Герасимовская мне назвала такую цифру: из 795 пенсионеров, проживающих в деревнях, 449 ветеранов пользуются льготами. Рассказала такой случай. Летом прошлого года возили на своем транспорте в Коношу Зою Ивановну Лукошкову - той необходимо было получить денежную компенсацию в отделении Сбербанка. Старушка, несмотря на жаркую погоду, оделась в полушалок, на голову накинула теплый платок. Да так всю дорогу и не раздевалась, даже не сделала глотка ни сока, ни воды, которых мы купили ей. Вся была в каком-то оцепенении во время этой дальней для нее поездки, испереживалась, скорей всего, потому что сто лет, наверное, никуда не выезжала, нигде далеко от дома не бывала. И добавила: вот таким-то бабулям и нужны в первую очередь деньги, а не мифические льготы.
Абсолютное большинство из тех, с кем мы позднее разговаривали, тоже считают, что получаемые вот уже в течение двух месяцев доплаты (по 450 рублей) к пенсии для них существенная прибавка к семейному бюджету. Как мне рассказывали, раньше бабушки и дедушки, живущие в деревнях, ближних к Коноше, частенько выезжали в райцентр за продуктами - на 2-3 рубля, но коношские цены ниже, чем в Тавреньге. Однако основная масса льготников бесплатным проездом не пользовалась, потому как нужды не было куда-либо ехать. Те же, кто имеет личные машины, и подавно - обходились своим транспортом. Зато теперь при необходимости они могут купить на выплачиваемую компенсацию бензин. Опять же, если не предусматриваются расходы на оплату телефона, газа, ее можно скопить на покупку дров. Правда, с обеспечением их у тавреньгского населения, как и везде, серьезная проблема. Если у бывших работников лесопунктов она не столь остра, то остальным приходится пользоваться услугами частников - за небольшую тележку пиленых дров выкладывают 1200-1400 рублей. Но ради справедливости надо сказать, что и раньше ветераны были, как говорится, на самообеспечении, не видели их ни за полную, ни за полцены. Местная администрация и рада бы населению помочь, но своей техникой заготовительной не располагает. Хотя с частными предпринимателями ведет работу, договаривается. Но без дров здесь никто не живет, пожилые люди, как известно, народ запасливый, о топливе заботятся не только на зиму, но и впрок. Обратила внимание, что у многих бабушек зубы как у молодых. Успели, говорят, в прошлом году на бесплатное протезирование в Коношу съездить, сейчас можно не один год жить-не тужить.
Об обеспечении льготными лекарствами особый разговор. Нареканий в этом плане я услышала от многих. Как пояснил главный врач Тавреньгской амбулатории А.Н.Кокорин, 205 таврежан (инвалиды всех трех групп, инвалиды и участники Великой Отечественной войны) имеют право на получение льготных лекарств. Снабжение идет через Коношскую центральную аптеку. Аптекарь амбулатории в течение недели копит рецепты, а затем по ним получает жизненно необходимые лекарства. К сожалению, зачастую многих из тех, что врач выпишет пациентам, в центральной аптеке не бывает. И это несмотря на заверения министра по социальным вопросам Михаила Зурабова в средствах массовой информации, что во всех регионах страны создан трехмесячный запас льготных лекарств. За деньги есть, бесплатно - нет. Вот и приходится нередко заменять лекарства более дешевыми и слабыми. Больные, конечно же, ропщут, неделями ждать не могут, поэтому выкупают их за свои деньги. А был случай, рассказывает Андрей Николаевич, когда по выписанным рецептам выдавалась половинная, вместо положенной месячной, норма: таблетки, в частности, 0,5- граммовые заменялись 0,25-граммовыми. Это ни врачей, ни самих больных не устраивает. Да и к известным злоупотреблениям может привести.
Культура в режиме выживания (Правда Севера)
В докладе председателя обкома отраслевого профсоюза Валентины Киселевой на областной профсоюзной конференции работников культуры прозвучали такие цифры: средняя зарплата в отрасли составляет всего 48 процентов от средней в промышленности. Даже педагоги и медики, если верить статистике, живут лучше, чем библиотекари, артисты, музыканты, руководители творческих объединений и кружков.
Если у тех, кто занят в сфере материального производства, заработок за 2-3 года вырос на 62 процента, работники культуры за это же время разбогатели на 14 процентов. Тем из них, кто живет и работает на селе, не повезло еще и потому, что далеко не все муниципальные власти сохранили для них 25-процентную добавку к зарплате. Коммунальные льготы для сельских специалистов пока что финансируются из областного бюджета. Не будь этого - исход из села специалистов с высшим и средним специальным образованием стал бы массовым. И так, жаловались делегаты конференции, в сельских клубах и библиотеках работают в основном люди предпенсионного возраста.
Областные власти проявили-таки заботу о специалистах, занятых в культуре. С 1 сентября предусмотрено 10-процентное повышение их жалованья, но... за счет оптимизации расходов учреждений культуры. Это означает, что незначительную прибавку к зарплате сотрудникам можно будет изыскать, если сократить штаты или использовать деньги, предназначенные на другое. На что, спрашивается? Освещение и отопление клубов и библиотек? Комплектование книжных фондов, подготовку праздников, спектаклей и вечеров? На коммунальные нужды и так денег впритык, а тирифы немилосердно растут. А то, что в документах называется "основной деятельностью" учреждений культуры, и так почти не финансируется.
Свою озабоченность делегаты конференции выразили в заявлении, направленном губернатору Николаю Киселеву. Смысл документа прост: дайте людям возможность нормально работать, нормальную зарплату, не гасите очаги культуры в городах и на селе. Разумеется, руководители культурных учреждений понимают, что в нынешних условиях им нужно перестраиваться на марше, оставаясь все время интересными и привлекательными для населения. Но как быть, если это население, в особенности на селе, в массе своей просто не может поддержать рублем культурные программы и инициативы, а спонсоры не особенно торопятся вкладывать деньги в серьезные проекты без фейерверков?
Бюджетники, пережив осеннее обострение борьбы за свои права, вошли во вкус разного рода акций и манифестаций. Участники конференции всерьез предупреждали: не будет денег и внимания к проблемам культуры, будут по весне забастовки и пикеты. Смысл многих выступлений на конференции сводился к обеспокоенности: если все силы и средства будут брошены только на то, чтобы накормить, обогреть народ, не получим ли мы в итоге сытую, но бескультурную серую массу потребителей?
Так что борются скромные труженики библиотек, клубов и театров по сути дела за то, чтобы сберечь "ген русской культуры", который еще остался на Севере.
Происшествия
Глупая шутка или?.. (Каргополье)
15 февраля около 10.00 в магазин "Вега", расположенный на пр.Октябрьский, зашел молодой человек, на вид лет двадцати. Неожиданно схватив продавщицу за лицо, он объявил, что это ограбление. Вырвавшись, девушка нажала кнопку тревожной сигнализации. Несостоявшийся грабитель, личность которого милиции установить не удалось, не стал дожидаться приезда дежурного патруля и ретировался из магазина. При этом, по словам продавщицы, требований о передаче ему товарно-материальных ценностей он не предъявлял, попыток самостоятельно завладеть ими не предпринимал и угроз в адрес продавщицы не высказывал. Таким образом, в его действиях не просматривался состав преступления, и в возбуждении уголовного дела было отказано.