Председатель Государственного Собрания - Курултая - Республики Башкортостан Константин Толкачев прокомментировал в интервью корреспонденту ИА REGNUM ситуацию вокруг замены льгот денежными компенсациями:

"Введение в действие Федерального Закона Российской Федерации № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года, изменившего форму и механизм предоставления социальных льгот, явилось неоправданной жестокой реальностью для социально незащищенных категорий населения страны. Считаю, что люди, трудом которых создан весь сегодняшний экономический потенциал государства, имеют безусловное право на достойную жизнь в старости и это они не обязаны доказывать.

Не совсем справедливо то, что Федеральный центр переложил выполнение конституционных социальных обязательств государства перед гражданами в большей степени на регионы, сохранив при этом за собой самые стабильные источники дохода. Нельзя назвать логичным деление льготников на федеральных и региональных.

Это привело к нарушению конституционного принципа равноправия граждан в части обеспечения их социальной защитой, искусственной дифференциации уровня жизни одной и той же категории ветеранов по региональному признаку, способствует фактическому увеличению ассиметрии субъектов Федерации, так как каждый регион обладает различным экономическим потенциалом. Вряд ли такие непродуманные шаги могут вести к укреплению федеративных отношений, скорее, наоборот...Уверен, что правовой статус различных категорий льготников должен быть единым по всей территории России и не зависеть от места проживания.

В результате поспешных и непродуманных шагов субъекты страны остались один на один со своими проблемами. Что же касается Башкортостана, то вследствие перераспределения доходной части бюджета республики на 2005 год в пользу Федерального центра, он был принят с существенным дефицитом в 2,5 миллиарда рублей. При этом ответственность за финансирование льгот значительной части населения, имеющего на них право, была переложена на саму республику. Так, из более чем 850 тысяч граждан всех категорий льготников Башкортостана только 307 тысяч были внесены в федеральный регистр, а 545 тысяч ‑ остались в республиканском. В основном это люди, испытавшие в своей жизни немало лишений, обеспечивая тяжелым трудом победу на фронтах Великой Отечественной войны и восстановление народного хозяйства в послевоенные годы.

На наш взгляд, это явилось прямым результатом необеспечения источниками финансирования регионов страны при передаче им социальных обязательств. Тем самым, напрашивается определенный вывод о намерениях федеральных структур возложить всю полноту ответственности за заведомо неосуществимую социальную реформу на сами субъекты Федерации. Конечно, Башкортостан в полном объеме выполнит свои обязательства по обеспечению социальной защиты пенсионеров и других льготников. Но это потребует ограничений республиканских финансовых вложений в капитальном строительстве, воспроизводстве экономики и других направлениях инвестиционной политики.

Возможно, что федеральному законодателю придется приостановить действие вышеуказанного Федерального закона и вернуться к повторному рассмотрению его отдельных норм.

Еще раз повторюсь, что недопустимо разделение льготников на федеральных и региональных. В частности, по нашему мнению, является крайне несправедливым отнесение тружеников тыла Великой Отечественной войны в региональный регистр, что приводит к существенному ущемлению их права на социальную защиту. Депутаты парламента Башкортостана считают также, что защита социальных прав репрессированных граждан должна осуществляться только на федеральном уровне, так как они являются жертвами решений центральных органов государственной власти бывшего СССР, правопреемником которого объявила себя Россия.

В то же время парламент Башкортостана категорически не согласен с попыткой использования отдельных лиц, разыгрывающих роль защитников народа, сложившейся ситуации в своих узкокорыстных целях. Это абсолютно контрпродуктивный путь. Только действенная государственная власть, способная обеспечить устойчивое поступательное развитие социально ориентированной экономики в сочетании с общественным гражданским согласием, обладает возможностями для результативного решения нужд социальной потребности. Именно таковой является экономика нашей республики. Вспомним, что среди всех субъектов России только в нашей республике дополнительно к общефедеральным льготам существовали меры социальной поддержки инвалидов, ветеранов труда и войны, многодетных семей и репрессированных граждан. Уверен, что такая политика сохранится и в будущем.

Руководство Башкортостана делает все возможное для того, чтобы не ухудшить социальное положение наших пожилых граждан и других категорий населения республики, нуждающихся в государственной защите. Республика, безусловно, изыщет возможности для увеличения ежемесячных денежных выплат ветеранам труда и труженикам тыла и сохранения льгот в оплате жилья и коммунальных услуг.

Не сомневаюсь, что общими усилиями нам удастся решить все возникшие трудности в обеспечении защиты интересов ветеранов и других льготников. Что же касается парламента Башкортостана, то он и впредь будет делать все, чтобы защитить законные права и интересы граждан республики".