На линии фронта. Итоги визита спецмиссии ОБСЕ. Россия и карабахский конфликт. Стороны готовятся к зимней сессии Парламентской Ассамблеей ОБСЕ. Online-интервью министра обороны Армении Сержа Саркисяна электронной газете "Еркир". Интервью президента Нагорного Карабаха Аркадия Гукасяна газете "Еррорд Уж". Степанакерт

На линии фронта

15 февраля миссия ОБСЕ провела в Мартакертском районе Нагорно-Карабахской Республики на автодороге Мартакерт-Ленинаван плановый мониторинг линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана. С позиций Армии обороны НКР наблюдение осуществляли полевые помощники Личного Представителя Действующего Председателя ОБСЕ Мирослав Выметал (Чехия), Александр Самарский (Украина) и Торстен Арен (Швеция). Мониторинг прошел в соответствии с намеченным графиком, нарушений режима прекращения огня не зафиксировано. Миссию наблюдения с карабахской стороны сопровождали представители министерства обороны и министерства иностранных дел НКР. (Информационный портал МИД НКР).
Бакинская "525-я газета" со ссылкой на пресс-службу Министерства обороны АР сообщает, что с азербайджанской стороны в мониторинге принимали участие спецпредставитель действующего председателя ОБСЕ Анджей Каспшик, его полевые помощники Имре Палатинус и Питер Кей. По сообщению Day.Az, 11 февраля на линии соприкосновения войск армянские Вооруженные Силы нарушили режим перемирия. "Армяне подвергли обстрелу азербайджанские позиции в направлении села Шихлар Агдамского района. В результате обстрела тяжело ранен рядовой Бекиров Шамил Машаллах оглу". Сообщение азербайджанской стороны о якобы имеющих место обстрелах азербайджанских позиций со стороны вооруженных сил Нагорного Карабаха и Армении делаются с целью выставить карабахскую сторону в роли нарушителя режима прекращения огня. Так агентству "Арминфо" прокомментировали в пресс-службе Министерства обороны Нагорно-Карабахской Республики очередную публикацию Day.az о якобы имевшем место нарушении армянской стороной режима перемирия. "Карабахская сторона остается приверженной договоренностям о прекращении огня и заинтересована в стабильности и долговременном мире в зоне конфликта", - подчеркнули в пресс-службе МО НКР.
ИА REGNUM передает, что 15 февраля на Тертерском участке армяно-азербайджанского фронта трое солдат азербайджанской армии попали в плен. Как сообщили агентству в пресс-службе Минобороны Азербайджана, солдаты попали в плен из-за того, что заблудились на линии фронта. Как сообщает PanARMENIAN, сопредседатели Минской группы ОБСЕ обратились к председателю ОБСЕ с просьбой о подготовке отчета специальной миссии структуры о ситуации на линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана. Об этом стало известно в офисе специального представителя председателя ОБСЕ Анджея Каспшика в Тбилиси. Как сообщил источник, сопредседатели серьезно обеспокоены тем, что за последние несколько дней на линии фронта периодически нарушается режим прекращения огня. "Ситуация ясна и однозначна: соглашение о режиме прекращения огня нарушается и это необходимо прекратить в сжатые сроки. Напряженность на фронте вызывает беспокойство и в странах, являющихся сопредседателями Минской группы. Это ставит под сомнение и посредническую миссию ОБСЕ", - сообщили в офисе А.Каспшика.

Итоги визита спецмиссии ОБСЕ

По словам сопредседателя Минской группы ОБСЕ от Франции Бернара Фасье, сопровождавшего спецмиссию ОБСЕ по сбору фактов на территории семи районов, образующих пояс безопасности Нагорного Карабаха, Армения и Нагорный Карабах не ведут "продуманного и широкомасштабного" заселения этих районов. В эксклюзивном интервью радиостанции "Свобода", французский дипломат сказал: "Единственным исключением является Лачин - этот район поддерживается и финансируется. В остальных районах такое впечатление, что 80-90 процентов переселенцев прибыли туда самостоятельно или с помощью неправительственных организаций и армянской диаспоры". По мнению Фасье, переселенцев можно разделить на три группы: первая и самая многочисленная - это беженцы, изгнанные еще в 1988 году из Азербайджана. Вторая группа - жители районов, пострадавших от разрушительного землетрясения 1988 года. Третья, самая малочисленная группа - те, кто покинул Армению по экономическим соображениям. Отметив, что во многих районах нет электроэнергии и царит нищенство, Фасье отметил, что "нельзя даже сказать, что эти люди живут". "Они влачат существование среди полуразрушенных стен и под жестянной крышей". "Свобода" отмечает, что Азербайджан надеялся на то, что спецмиссия по сбору фактов подтвердит его утверждения о проведении Арменией государственной политики по заселению этих территорий.
Заявление французского сопредседателя Минской группы ОБСЕ от Франции Бернара Фасье о том, что власти Армении и "сепаратистский режим" в Нагорном Карабахе не проводят политику заселения оккупированных территорий Азербайджана, еще до готовности отчета, не может не вызвать недовольства азербайджанской стороны, пишет бакинская "525-я газета". Одновременно газета сообщает о заявлении, сделанном журналистам заместителем министра иностранных дел Азербайджана Аразом Азимовым, что "большинство представленных миссии официальным Баку фактов нашли свое подтверждение". Это заявление дает "525" основание предполагать, что в отчете, который в ближайшие дни будет представлен сопредседателям Минской группы в качестве результата работы миссии, "найдут свое отражение суждения о проводимой властями Армении в Карабахе политики заселения".
"Миссия ОБСЕ по расследованию фактов завершила первый этап своей деятельности. В настоящее время, рассматривая материалы и зарегистрированные факты, она готовит доклад". Об этом, согласно "Ноян Тапан", сообщил замминистра ИД Азербайджана Араз Азимов. По его словам, после подготовки данного доклада, он будет представлен азербайджанской стороне. Подготовленный доклад также будет рассмотрен в Минской группе ОБСЕ и в Постоянном Совете: "Мы предоставили членам миссии все необходимые и полные материалы по данному вопросу. Мы также предоставили им фотографии, снятые в населенных пунктах, в том числе при помощи спутниковой связи". По словам замминистра, армяне должны осознать, что эти территории рано или поздно будут возвращены: "Поэтому, не теряя времени, они должны вернуть их назад".
Азербайджанский конфликтолог Эльхан Мехтиев заявил, что не ждет объективного отчета от миссии ОБСЕ по расследованию фактов заселения оккупированных азербайджанских территорий армянами. По мнению эксперта, пишет бакинская "Йени Мусават", представленные Азербайджаном факты не были в точности проверены миссией. Он предполагает, что армяне многое могли скрыть от миссии. "Помимо этого, занимающиеся данным вопросом российские дипломаты негативно относятся к Азербайджану, что также окажет влияние на итоги доклада". В качестве примера он приводит "проармянское выступление российского сопредседателя МГ ОБСЕ Юрия Мерзлякова".
По мнению сопровождавшего спецмиссию ОБСЕ степанакертского политолога Давида Бабаяна, сопредседатель МГ ОБСЕ от Франции Бернар Фасье подчеркивает, что утверждения официального Баку о том, что эти территории заселяются на государственном уровне, не соответствуют действительности. С этой точки зрения интервью (данное Фасье "Свободе", - А.Дж.) вполне соответствует действительности", - сказал Бабаян в беседе с газетой "Азг". Вместе с тем, политолог отметил в словах Фасье "несколько непонятных моментов". "Например, он заявляет, что миссия стала возможной "лишь в результате жарких переговоров между Ереваном и Баку". Конечно же переговоры были. Но миссия никогда бы не состоялась, если бы ей воспротивился официальный Степанакерт. Почему-то французский дипломат об этом молчит". Председатель комиссии по внешним связям НС НКР Ваграм Атанесян считает, что Фасье поддался политической коньюктуре. "Поскольку страны-сопредседатели Минской группы ОБСЕ сегодня не признают независимость НКР, то и Фасье соответственно сформулировал свои мысли. Однако это ничего не меняет. Во всяком случае спецмиссия работала и собирала факты с согласия властей НКР и с их помощью". Что касается Лачина, то, по мнению Атанесяна, французский дипломат попытался отделить этот район от других. "Мне кажется, что посредники склонны рассматривать Лачин в качестве связующего звена между НКР и Арменией. По всей видимости район Лачина будет выведен из того контекста, который может быть обозначен в результате последних действий ОБСЕ".
Правительство Азербайджана полностью исключает возможность обсуждения вопроса по открытию коридора между Арменией и Нагорным Карабахом, заявил замминистра ИД Азербайджана Араз Азимов национальному телеканалу ATV. "Нагорный Карабах является неотъемлемой частью Азербайджана и по этой причине обсуждение вопроса по открытию коридора между Арменией и Нагорным Карабахом полностью исключается", - сказал А.Азимов. По его словам, передает "Кавказский Узел", официальный Баку вообще выступает против применения понятия "коридор" в вопросе установления отношений между Арменией и карабахскими армянами. "Официальный Баку считает целесообразным использование коммуникаций в зоне конфликта, как со стороны Азербайджана, так и Армении", - сказал он. "Другими словами, для Азербайджана должен быть гарантирован беспроблемный выход на Нахичевань, а для Армении - беспроблемная связь с карабахскими армянами", - пояснил дипломат. А.Азимов также заявил, что вопрос возвращения беженцев на свои места пока не является предметом обсуждений. "Эта тема выйдет на повестку дня только при условии установления нормальных отношений между Арменией и Азербайджаном", - сказал он. Касаясь вопроса будущих отношений Армении и карабахских армян в постконфликтный период, А.Азимов сказал, что официальный Баку гарантирует безопасность этих связей.
В связи c заявлением Араза Азимова, ИА REGNUM обратилось за комментариями в МИД Армении. "В последнее время становится очевидным, что азербайджанская сторона, особенно устами Араза Азимова, выдумывая всякого рода вымышленные комбинации, взяла курс на усложнение и запутывание вопросов", - заявил агентству пресс-секретарь армянского внешнеполитического ведомства Гамлет Гаспарян. По его словам, "видимо, в Баку обеспокоены появившимися в прессе предварительными впечатлениями представителей миссии ОБСЕ по сбору фактов заселения территорий вокруг Нагорного Карабаха, которые не могут удовлетворять стремления Азербайджана". "Посему они и пытаются вынести в центр внимания задачи, полностью оторванные от действительности", - подчеркнул споуксмен МИД Армении. "В Ереване всерьез не воспринимают подобного рода дезориентирующие заявления азербайджанской стороны, но, тем не менее, учитывая способность таких заявлений запутать общественность, отметим, что Нахичевань не имеет коммуникационных проблем и данный вопрос не может рассматриваться на одной плоскости с Нагорным Карабахом. Нахичевань имеет возможность беспрепятственного сообщения с соседними странами. Что касается Лачинского коридора, то его статус не может отличаться от статуса Нагорного Карабаха", - подчеркнул Гамлет Гаспарян.
Согласно агентству Day.Az, азербайджанская пресса широко комментировала итоги работы Миссии ОБСЕ по установлению фактов заселения оккупированных азербайджанских территорий армянами. Газеты "Эхо", "Шарг" и "Зеркало" пишут, что эти действия направлены на пользу Азербайджана. В то же время "Йени Мусават" считает противоречивыми заявления Миссии, выражая сомнения по поводу объективности ее деятельности. Дальнейшие шаги Азербайджана будут зависеть от содержания доклада мониторинговой группы ОБСЕ, передает Day.Az.
Российский сопредседатель МГ ОБСЕ Юрий Мерзляков заявил в интервью "Экспресс", что отчет миссии ОБСЕ по проверке фактов заселения "оккупированных" азербайджанских территорий армянами будет готов к концу этого года. Согласно "Ноян Тапан", Ю.Мерзляков отметил, что отчет миссии устроит обе конфликтующие стороны.
Как сообщает PanARMENIAN, Юрий Мерзляков также сообщил, что очередная встреча министров иностранных дел Армении и Азербайджана Вардана Осканяна и Эльмара Мамедьярова состоится в начале марта. По его словам, конкретные сроки встречи были обсуждены с сопредседателями Минской группы ОБСЕ и членами миссии ОБСЕ в ходе очередного визита в регион. Комментируя заявление замминистра иностранных дел Азербайджана Араза Азимова о том, что встреча глав МИД состоится 2-го марта, Юрий Мерзляков отметил, что, возможно, сроки встречи указаны верно, так как ожидалось согласие азербайджанской стороны.

Россия и карабахский конфликт

Россия приветствует продолжение армяно-азербайджанского диалога на различных уровнях, в первую очередь, между президентами двух стран. Об этом заявил официальный представитель МИД России Александр Яковенко, отвечая на вопросы СМИ в связи с визитом министра иностранных дел России Сергея Лаврова в Армению. По его словам, Россия в данном вопросе исходит из того, что сами участники конфликта должны выйти на взаимоприемлемое разрешение конфликта. "Россия готова оказать в этом деле самое активное содействие как в двустороннем плане, так и в качестве Сопредседателя Минской группы ОБСЕ и стать гарантом достигнутой договоренности", - сказал А.Яковенко. ("АРКА").
Россия рассчитывает на продолжение армяно-азербайджанских переговорах по карабахскому урегулированию в рамках Пражского процесса на уровне министров иностранных дел и на достижение прогресса. Об этом, сообщает "Де-Факто", заявил на пресс-конференции в Ереване находящийся в Армении с официальным визитом глава МИД РФ Сергей Лавров. "Сопредседатели Минской группы ОБСЕ - Россия, США и Франция - готовы содействовать этому, они постоянно находятся в контакте со сторонами, и мы будем делать все, чтобы этот процесс развивался успешно и подготовил почву для очередного разговора между президентами Армении и Азербайджана", - сказал Лавров. Отвечая на вопрос о препятствиях на пути достижения между Москвой и Вашингтоном договоренностей по решению закавказских конфликтов, Лавров заметил: "Я надеюсь, ни у кого нет впечатления, что Москва и Вашингтон должны вершить судьбы стран и народов, живущих в этом регионе испокон веку. Москва и Вашингтон, равно как и ООН и ОБСЕ, могут помочь в поиске схемы урегулирования, если сами стороны этого захотят, как это происходит в случае с нагорно-карабахским урегулированием, где Москва, Вашингтон и Париж являются сопредседателями Минского процесса в рамках ОБСЕ. Но договариваться должны сами стороны. Посредники могут помочь, создать какие-то условия, на определенном этапе предложить какие-то компромиссы. Но за стороны никто ничего не урегулирует и никто не собирается суверенным государствам навязывать какие-то решения извне". По словам Лаврова, формат МГ ОБСЕ "является жизнеспособным, и все сопредседатели исходят именно из этого". "Как я понимаю, стороны в конфликте также считают, что Минский формат - самый оптимальный. Он далеко не исчерпал своего потенциала, и надеюсь, позволит достичь договоренностей. Любые усилия других стран, которые не входят в этот формат, но могут способствовать созданию благоприятных условий для достижения урегулирования - экономических, энергетических, транспортных - я бы только приветствовал. Надеюсь, такие усилия будут предприниматься в координации с участниками Минского процесса", - сказал Сергей Лавров.
"Сегодня Армения и Россия имеют ряд схожих проблем, в том числе это относится и к поведению должностных лиц", - заявил агентству "Ноян Тапан" политический секретарь Союза социалистических сил и интеллигенции Армении Ашот Манучарян, комментируя статью посла Владимира Казимирова "Услада от пропаганды или переговоры всерьез?" ("Время новостей" N25 от 15.02.2005). А. Манучарян подчеркнул, что определяющим в поведении подавляющего большинства должностных лиц Армении и России являются два фактора - вопиющая некомпетентность и абсолютное безразличие к государственным и национальным проблемам, находящимся вне круга их личных и групповых интересов. Сказанное относилось к замечанию Казимирова, касающемуся позиции российской делегации в ПАСЕ во время рассмотрения резолюции по Нагорному Карабаху: "В Страсбурге высказались по Карабаху все, кому не лень: норвежец, немец, француз, болгарин, поляк и турок - все, кроме гонцов из Москвы. То ли проблема им менее знакома, то ли она их вовсе не касается?" Посол отмечает, что делегация РФ не имела ни одного выступления и не внесла ни одной поправки, даже тогда, когда речь шла о роли самой России: "Например, ПАСЕ выражает признательность за достижение прекращения огня в Карабахе в мае 1994 года не России, а представителям ОБСЕ (!), кои не имели к этому отношения", - пишет российский дипломат. По его словам, хотя члены делегации РФ в ПАСЕ заранее знали "о перекосах в проектах доклада Аткинсона", однако они все равно "дружно проголосовали за решения ПАСЕ": "Разве поза страуса достойна России, сыгравшей важную роль в прекращении кровопролития?". Посол Казимиров напоминает, что в годы войны в Карабахе российские парламентарии "были гораздо аккуратнее и конструктивнее, внесли полезный вклад в прекращение огня".
В ходе своей пресс-конференции в Ереване, министр ИД Сергей Лавров прокомментировал позицию делегации РФ в ПАСЕ, члены которой, согласно ИА "Де-Факто", "невзирая на стратегический характер армяно-российских отношений, постоянно голосуют за предложения Азербайджана, а не Армении". Министр сказал, что делегация РФ в ПАСЕ, "как и делегации из других стран, не получает каких-либо инструкций". "Там рассматривают эти вопросы, как парламентарии считают необходимым их рассматривать. Я лично убежден, что есть консенсусные решения в рамках ОБСЕ, консенсусные решения, принятые в СБ ООН, и их нужно выполнять. Публичная полемика по вопросам, которые требуют очень бережного к себе отношения, деликатнейшие темы границ, судьбы людей, - не помогает доверительному, деловому обсуждению проблем, сопоставлению аргументов, уважению интересов друг друга. Минский процесс ОБСЕ предоставляет для этого самые оптимальные условия", - сказал глава МИД РФ.
Газета "Азг", накануне рабочего визита президента Азербайджана Ильхама Алиева в Москву отмечает, что за менее полутора лет правления, Алиев уже четвертый раз посещает Россию. Причем, обращает внимание газета, два из четырех визитов были официальными. Согласно газете, пресс-секретарь российского посольства в Баку Геннадий Евсюков сообщил, что в ходе встречи Алиева и Путина будут обсуждены двусторонние отношения и карабахский вопрос.
Азербайджан рассматривает Минскую группу ОБСЕ как единый организм и не хотел бы проводить каких-то различий между сопредседателями заявил в интервью "Независимой газете" президент Азербайджана Ильхам Алиев. Но Россия - единственная страна-сопредседатель, имеющая границу с Азербайджаном и являющаяся державой региона. Конечно, это повышает ее ответственность за урегулирование нагорно-карабахского конфликта, заявил он. "Мы считаем, что деятельность Минской группы не должна исходить из того, что "вы договоритесь, а мы утвердим". Если бы мы могли договориться, то уже договорились бы. Сама Минская группа и была создана потому, что стороны не могли прийти к согласию. Поэтому мы считаем, что ее деятельность должна быть в первую очередь направлена на отстаивание принципов и норм международного права, согласно которым территориальная целостность любого государства неприкосновенна. Азербайджан не нарушал ничьей территориальной целостности, тогда как наша территориальная целостность нарушена", - отметил глава АР. По его словам, это нашло отражение в документах ведущих международных организаций, в частности в резолюции Совета Европы. Официальный Баку видит урегулирование конфликта следующим образом: "должна быть восстановлена территориальная целостность Азербайджана, армянские оккупационные войска должны быть выведены с азербайджанских территорий, беженцы должны вернуться в свои дома. И тогда установится мир". Этот подход, по его мнению, мировому сообществу становится все более и более близким, и последняя активизация усилий Минской группы может иметь результаты. /PanARMENIAN.Net/

Цитата из интервью президента Азербайджана Ильхама Алиева российской "Независимой Газете": "Мы не будем вести переговоры ради переговоров, участвовать в имитации переговоров. Если мы увидим, что переговоры бесполезны и возникнет другая ситуация, диалог приостановится и возникнет новая ситуация, которую мы будем рассматривать. Терпение азербайджанского народа не безгранично. Мы не можем еще 10 лет находиться в процессе переговоров. Мы укрепляем вооруженные силы. В 2004 году рост военных расходов составил почти 40%. А в абсолютных цифрах - расходы на оборону Азербайджана в два раза превышают расходы на оборону в Армении. И мы будем наращивать этот потенциал. Экономический потенциал Азербайджана и Армении сегодня несопоставим. А что произойдет, когда в строй войдут все наши важные экономические проекты? У нас рост ВВП на будущий год планируется вывести на уровень 15%. Так что если оперировать старыми терминами, гонку вооружений Армения с нами не выдержит".
Ереванская газета "Новое Время" пишет, что в интервью, данном президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым "Независимой Газете" накануне своего визита в Москву, "Ильхам Гейдарович превзошел самого себя". "НВ" отмечает, что чуть ли не вся публикация пестрит его милитаристскими заявлениями в адрес Армении. Отмечая, что "Азербайджан сам развязал войну с Нагорным Карабахом, успешно проиграл ее, насильственно депортировал все армянское население, заблокировав, видимо, из самых лучших побуждений, не только Нагорный Карабах и Армению, но и находящийся в настоящее время под его юрисдикцией Нахичеван, и, наконец, сжег за своей страной все мосты, на корню уничтожив какие бы то ни было контакты между народами двух стран, т.е. народную дипломатию", газета задается вопросом: если уж "экономический потенциал Азербайджана и Армении сегодня несопоставим" и даже "гонку вооружений с Азербайджаном Армения не выдержит", то почему в Баку не перестают говорить о пусть мифическом, но "миллионе" беженцев, когда в Армении острейшую проблему с беженцами уже почти решили? "В Армении, к слову, решена и собственно проблема Нагорного Карабаха".
"Армения не в состоянии самостоятельно обеспечить защиту своей воздушной границы, являющейся также рубежом СНГ". Такое мнение, согласно бакинской "525-й газете", выразил командующий войсками ПВО Армении генерал-майор Арарат Амбарян, выступая на мероприятиях, посвященных 10-летнему юбилею Объединенной системы противовоздушной обороны СНГ. По словам А.Амбаряна, пишет бакинское издание, "все надежды" на российскую военную базу, которая дислоцирована на армянской территории и имеет собственные зенитные ракетные комплексы. "Но и при участии российских военных охрана воздушных рубежей будет носить, в основном, очаговый характер, прикрывая важные стратегические объекты - АЭС, Ереван, военные гарнизоны", - отметил он. По словам "525", "А.Амбарян также выразил уверенность, что только с помощью России можно готовить кадры для войск ПВО Армении, а также проводить учения и боевые стрельбы".
Руководитель Института конфликтологии мира и демократии, эксперт Ариф Юнус в беседе с корреспондентом "525-й газеты" заявил, Армения полностью находится под контролем России. "Эта страна в любое время может вмешаться во внутренние процессы Армении. Официальный Ереван не предпринимает ни один шаг без согласия официальной Москвы. В действительности основной причиной продолжения проведения Арменией захватнической политики является Россия. В случае отсутствия поддержки Кремля, за короткий срок армяне освободят оккупированные земли. Армяне очень хорошо знают и понимают это. Их судьба находится в руках России".

Стороны готовятся к зимней сессии Парламентской Ассамблеей ОБСЕ

24 февраля в столице Австрии Вене начнет свою работу зимняя сессия Парламентской Ассамблеи ОБСЕ, сообщает "525-я газета". Азербайджанская делегация также примет участие в работе сессии. Как сказала заместитель председателя постоянной комиссии Милли меджлиса по правам человека Рабият Асланова, азербайджанская делегация вынесет на повестку дня сессии вопрос о Нагорном Карабахе. "Этот вопрос все время поднимается, но на этот раз будет также обсуждаться деятельность Минской группы ОБСЕ по Нагорно-Карабахскому конфликту. Наша делегация постарается, чтобы данный вопрос был рассмотрен на сессии, который пройдет с участием 55 стран".
По словам руководителя азербайджанской делегации в ПА ОБСЕ Саттара Сафарова, делегация намерена на зимней сессии ассамблеи ОБСЕ выдвинуть вопрос "об оккупационной политике" Армении". Азербайджанские депутаты планируют выступить на заседаниях политического, экономического и гуманитарного комитетов и заявить о том, что в результате "захвата Арменией азербайджанских земель, около 1 млн азербайджанцев оказались в тяжелом положении". "В отличие от Совета Европы в ОБСЕ решения принимаются на основе консенсуса. Но, несмотря на это, азербайджанские парламентарии сделают все возможное, чтобы довести до сверхдержав оккупационную политику Армении",- отметил Сафаров. ("Зеркало").
Руководитель армянской делегации в ПА ОБСЕ Ваган Ованнисян, в беседе с газетой "Аравот" сообщил, что, специальный представитель председателя ОБСЕ Горан Ленмаркер готовит доклад по Карабаху. Предварительный вариант этого документа вице-спикер расценил как "достаточно уравновешенный". "В нем есть пункты, которые не доставят нам особого удовольствия, но важно то, что в нем нет понятия "территориальная целостность Азербайджана" вообще, и с охватом Карабаха в частности. И хотя в документе говорится об освобождении территорий, делается это на основе паритета -отмечается, что территории захвачены с обеих сторон, то есть речь идет и о тех территориях Геташена, Шаумяна, Мартакерта и Мартуни, которые остались под контролем Азербайджана",- отметил В.Ованнисян. Касаясь неблагоприятных для Армении пунктов, руководитель делегации в ПА ОБСЕ сказал: "Речь также идет о возвращении территорий. Однако это требование имеет любопытный подтекст: территории должны быть возвращены с целью разминирования и дальнейшего использования. То есть не говорится об их политическом статусе, а затрагивается лишь человеческий фактор - создать условия для жизни и работы людей. Доклад очень лаконичный, с ним ознакомились только армяне и азербайджанцы. Доклад пока не стал достоянием Парламентской ассамблеи ОБСЕ, а значит не будет поставлен на голосование. При этом мне кажется, что это не окончательный вариант документа. Как известно, Баку оказывает серьезное давление на Ленмаркера". Что касается предстоящей 23-24 февраля сессии ПА ОБСЕ, то "на этот раз я прибегну не к контратаке, а к атаке", - пообещал газете Ованнисян. "Я намерен поднять самый наболевший, самый избитый вопрос - вопрос беженцев. Мы сотрудничаем с Управлением по миграции и беженцам, которое предоставило нам довольно интересные материалы. Мы собираемся их раздать, чтобы делегаты Парламентской ассамблеи ОБСЕ получение представление о положении дел в этом направлении". Ованнисян заявил, что соотношение числа армянских и азербайджанских беженцев, указаных в документах европейских экспертов не соответствует действительности. "Но мы не собираемся соревноваться в количестве. Речь идет о государственной политике в отношении беженцев. В Армении и Азербайджане она диаметрально противоположна. Армения полностью интегрирует беженцев в общество, в то время как Азербайджан же на протяжении десятилетий содержит этих людей в лагерях, в палатках, чтобы демонстрировать приезжающим в страну делегациям эдакий "зверинец". Между тем у них была возможность устроить этих людей в домах, оставленных армянами".

Online-интервью министра обороны Армении Сержа Саркисяна электронной газете "Еркир"

Ниже приводится часть вопросов и ответов, относящихся к карабахской проблеме.
- Этибар Мамедов (Телекомпания АТВ - Баку). - Сегодня Армения находится в самоизоляции. В подобной ситуации укрепление экономики, а соответственно, и укрепление общества, увеличение обороноспособности страны не может развиваться усиленными темпами. На что рассчитывает Армения в сложившейся ситуации в вопросе урегулирования проблемы Нагорного Карабаха?
- Серж Саркисян - Думаю, г-н Мамедов занимается самообманом. Абсолютно не желая обидеть, должен сказать, что этот вопрос мне напоминает ход мышления некоторых руководителей, некоторых представителей азербайджанской общественности начала 90-х годов, когда им казалось, что Карабах настолько слаб по сравнению с Азербайджаном, что при желании, без серьезных усилий его можно спокойно завоевать. Я как-то говорил в прессе, что в этот период в Азербайджане часто менялись высокопоставленные представители власти, в том числе министры обороны. Каждый из них, занимая эту должность, выступал перед народом на площади и обещал, что через неделю будет пить чай в Шуши или Степанакерте. Но все видели, как обернулась ситуация. Я бы пожелал, чтобы г-н Мамедов как представитель телекомпании попытался помочь некоторым кругам азербайджанского общества, реалистично представив проблему. Что означает Армения идет к самоизоляции? Почему Армения должна идти к самоизоляции? Можно говорить о блокаде Армении со стороны Азербайджана и Турции. Но также очевидно, что даже в таких условиях, которые, конечно, нельзя назвать благоприятными, экономика Армении развивается. Развивается с ростом в 10-13 %, и любой человек, в первую очередь иностранец, приехавший в Ереван, невооруженным глазом видит происходящие изо дня в день изменения. В конце концов блокада Армении в некотором смысле научила нас развивать экономику в чрезвычайных условиях. И еще вопрос: в условиях чрезвычайного положения опыт какого государства и в какой степени даст возможность с честью выйти из такой ситуации? Так что не надо надеяться на изоляцию Армении. Наша страна проводит широкую и многостороннюю международную политику. Мы надеемся на наш дух, на справедливость и правдивость нашей борьбы. Мы надеемся на человеческие ценности, в рамках которых и территориальная целостность, и самоопределение наций относятся к правам армянского населения Карабаха.
Этибар Мамедов. - Каким видит Армения урегулирование конфликта в рамках территориальной целостности Азербайджана? Каковы условия официального Еревана для разрешения конфликта в рамках вышеуказанного принципа?
Серж Саркисян. - Официальный Ереван никогда не скрывал свои условия. Это следующие известные принципы. Во-первых, Карабах никогда не может быть с составе Азербайджана, т.к. очевидно, что в этом случае в Карабахе не останется ни одного армянина. Во-вторых, Карабах и Армения должны иметь общую сухопутную границу по той простой причине, что в анклавных условиях Карабах не сможет существовать. В-третьих, должны быть серьезные гарантии безопасности Карабаха или невозобновления войны, т.к., теряя или уступая зону безопасности, и Карабах, и Армения с чисто военной точки зрения становятся уязвимыми.
Этибар Мамедов. - Насчет проблемы коридора между Арменией и Нагорным Карабахом, а также между Азербайджаном и Нахичеванью. Прежде всего я хотел узнать Ваше мнение по поводу того, откуда должны пройти эти коридоры? Одним из важных вопросов является обеспечение безопасности этих коридоров. По Вашему мнению, миротворческие силы каких государств должны быть там представлены, учитывая то, что, по имеющейся у нас информации, уже достигнуты соглашения, что страны сопредседатели не могут быть там представлены? А как насчет численности миротворческих сил и не только для коридоров, так и для других регионов?
Серж Саркисян. - Вопросы относятся к так называемой технической стороне решения проблемы, и я не думаю, что пресса - не то место, где должны обсуждаться подобные вопросы. Но здесь есть один принципиальный вопрос: делается попытка поставить знак равенства между Карабахом и Нахиджеваном, что с моей стороны никак не принимается, т.к. Карабах анклавный, а Нахиджеван - нет, по той простой причине, что имеет сухопутную границу с Турцией и Ираном. В этом случае невозможно ставить вопрос о коридорах. Если речь идет о коммуникациях, то мы, естественно, обязаны уважать право азербайджанцев беспрепятственно общаться с Нахиджеваном. Это тоже техническая задача и имеет соответствующее решение.
Этибар Мамедов. - Азербайджанская сторона представляет самые высокие гарантии безопасности совместной жизни армянской и азербайджанской общин. А какие гарантии безопасности представляет ваше государство в этом направлении?
Серж Саркисян. - К сожалению, в течение истории мы ознакомились с теми гарантиями, которые может предоставить азербайджанская сторона. Гарантии, которые были намного серьезнее и были зафиксированы в Конституции СССР, не помешали полностью вытеснить армянское население из Нахиджевана и резко увеличить число азербайджанцев в Нагорном Карабахе. О каких гарантиях идет речь, если сегодня их будет давать парламент Азербайджана? Я Вам советую ознакомиться, если, конечно, Вы не знакомы, с исключительным по своей искренности интервью с бывшим президентом Азербайджана Гейдаром Алиевым от 22 июля 2002 года. Во время интервью, который проводился в президентском дворце и в котором принимали участие руководители ведущих СМИ Азербайджана, Гейдар Алиев подробно рассказал, как, будучи руководителем Советского Азербайджана, не жалел усилий для азербайджанизации Нагорного Карабаха. Так что тут не о гарантиях надо говорить. Вопрос должен быть решен по справедливости, после чего будут установлены равноправные и нормальные отношения. Мы соседи, а соседей не меняют. Никто из нас не может уйти отсюда. Когда возобладает сознание справедливости и равноправия, тогда и восстановятся нормальные отношения между нашими народами.
Этибар Мамедов. - В случае размещения миротворческих сил между Азербайджаном и Нагорным Карабахом, каким Вы представляете обеспечение гарантий безопасности азербайджанской общины? Насколько логично было бы отделение азербайджанской общины от Азербайджана путем каких-то миротворцев?
Серж Саркисян. - Для меня немного непонятно, когда на нынешнем этапе говорят о возвращении беженцев. Считаю что пока рано думать об этом. Потому что, если ставится вопрос о возвращении азербайджанцев в Карабах, естественно, армянская сторона тоже должна потребовать, чтобы в свои места бывшего проживания вернулись армяне-беженцы из тех районов, которые Азербайджан насильно присоединил к своим территориям. Если начнем регулировать проблему с этого вопроса, то это вызовет новые конфликты, могут возобновиться и военные действия. Т.е., думаю, на этом этапе невозможно ставить такую задачу и уж тем более осуществлять ее. К этому вопросу можно будет вернуться после урегулирования конфликта, при наличии сознания, о котором я уже говорил, отвечая на предыдущий вопрос. Может быть тогда в Армении будут проживать многие азербайджанцы, а в Азербайджане - многие армяне.
Этибар Мамедов. - В условиях, когда между Арменией и Азербайджаном проводятся мирные переговоры, насколько Вы верите в искренность намерений и позиций азербайджанской стороны?
Серж Саркисян. - Честно говоря, очень хочу верить, что азербайджанцы, хотя бы участвующие в переговорах, искренны. Но, к сожалению, когда в течение переговорного процесса азербайджанская сторона с помощью СМИ или других структур пытается оказывать давление на армянскую сторону, у меня возникают сомнения. Даже во время войны, в период переговоров, военные действия прекращаются. Переговорный процесс подразумевает желание найти выходы из сложившейся ситуации, в нашем случае, безусловно, на основе взаимных уступок. Но когда пытаются оказывать давление, тогда действительно возникают сомнения в искренности противоположной стороны. И если руководство Азербайджана думает, что сможет с помощью давления добиться большего, чем в переговорном процессе, то, думаю, занимается самообманом и находится в недоразумении. Этим они только ужесточают нашу позицию.
Гатам Джаббарыл ("Центр евразийских исследований", Стамбул).- Господин Саркисян, Вы считаете, Армения победила в войне с Азербайджаном, или просто выиграла бой, который может начаться в любой момент? Как полагают эксперты, Азербайджан, начиная военные операции, может вернуть оккупированные территории, включая Шуши и Ханкенди.
Серж Саркисян. - Должен сказать, что после перемирия 1994 года нигде и никогда, даже в узком кругу, я не говорил, что мы выиграли войну. И это мое убеждение. Перемирие продолжается, и я считаю, что не время употреблять слова "победитель" или "побежденный". Может этот вопрос возникает потому, что азербайджанцы считают себя стороной, потерпевшей поражение? Но в Армении число тех, которые находят, что мы выиграли войну, намного меньше, чем в Азербайджане число тех, которые считают себя побежденными. Полностью поддерживаю подтекст вопроса. Да, понимаю, что военные действия еще не завершены, есть опасность возобновления войны, но, отвечая на другой вопрос, я сказал, что сегодня и в обозримом будущем у азербайджанской армии не будет возможности завоевать Шуши или Степанакерт. Кстати, хочу обратится и к тому факту, что в Вашем вопросе столицу НКР, по примеру Азербайджана, называете Ханкенди. Что это означает? Упомянутый город был столицей НКАО и назывался Степанакертом по желанию и решению народа Карабаха. Сегодня этот город - столица НКР и продолжает называться Степанакертом, опять же по желанию и решению своего народа. Если в Азербайджане не уважают это элементарное желание и решение карабахского народа и отвергают право этого народа называть свою столицу по своему усмотрению, то какие выводы можно делать из заверений Азербайджана в предоставлении так называемых гарантий, когда будет поставлен вопрос о физической безопасности и других основополагающих правах карабахского народа. Надо подумать над этим вопросом. Мы давно уже думали об этом и нашли ответ.
Идрак Аббасов (Баку). - Господин министр, насколько законна служба граждан Армении в Нагорном Карабахе и прилегающих к нему районах Азербайджана? Существует ли какой-то закон или документ, регулирующий эти факты?
Серж Саркисян. - Хотя вопрос господина Аббасова сформулирован довольно корректно, я вижу в нем обобщение мнения, бытующего в азербайджанском обществе. Это: Карабахскую войну начала Армения, участвовали русские и т.д. Действительность, осознание которой, кстати, полезно и для г-на Аббасова, и для азербайджанского общества, состоит в том, что основную тяжесть военных действий несли народ и армия самообороны Карабаха. Сказанное отнюдь не означает, что Армения оставалась безучастной, мы это никогда не скрывали, и я, лично, не раз объявлял, что Армения, армянская армия являются гарантом безопасности Карабаха. Сегодня Карабах имеет свою армию, которая по боеспособности, думаю, не уступает военным формированиям региона. То, что в карабахской армии на добровольных началах служат граждане Армении, тоже не секрет. А г-н Аббасов посчитал бы правильным или моральным, если бы Армения, сложа руки, наблюдала за тем, как, по вашим данным (хотя, я не очень верю этим цифрам) 8-миллионный Азербайджан начинает военные действия против 150-тысячного Карабаха? Вообще подобные вопросы и оценки, распространенные в Азербайджане, - неуклюжая попытка откреститься от неудач, попытка найти оправдание тому, что не удалось выиграть войну у армян, в данном случае у Карабаха. В этом и скрывается причина того, что время от времени начинают муссироваться слухи о российской помощи или о содействии других стран Карабаху. Чем быстрее они примут факты, осознают реалии, тем меньше на общественное мнение Азербайджана будут влиять авантюрные круги, пытающиеся доказать, что с помощью новой войны можно будет добиться хоть какого-то успеха.

ИА REGNUM - Насколько серьезно оценивает руководство Армении возможность силового решения американо-иранских разногласий? Чем, вообще, может обернуться для Армении и Арцаха война в Иране?
Серж Саркисян - Мы очень надеемся, что военных действий не будет, и в регионе, на этот раз в непосредственной близости от нас не появятся новые очаги напряжения. Для нас это опасно также в том смысле, что любое напряжение и тем более военное действие может сыграть роль детонатора. Будем надеяться, что американо-иранские отношения улучшатся, существующие проблемы урегулируются мирным путем.
Татевик (Ереван) - Какова вероятность того, что вопрос освобожденных территорий под давлением внешних сил может решиться не в пользу населения Арцаха?
Серж Саркисян - Нет никаких сомнений, что Карабахская проблема будет решена исключительно на основе взаимных уступок. То, что в 1992-1994 гг., создавая зону безопасности, мы не преследовали цель расширить территорию Карабаха или Армении, тоже факт. И если, уступив эту зону безопасности, мы сумеем добиться более безопасных условий для населения Карабаха, то можно будет обсуждать этот вопрос. Но если речь идет о добровольной сдаче этих территорий без увеличения гарантий безопасности Карабаха, о том, чтобы просто что-то уступить, то думаю, такого намерения ни у кого нет. (YERKIR-Online).
Министр иностранных дел России Сергей Лавров, выступая в Ереване перед студентами и профессоро-преподавательским составом Армяно-российского университета, отвечая на вопрос, как Россия относится к озвученной на днях министром обороны Армении Сержем Саркисяном идее ввода в регион конфликта миротворческих сил, глава МИД России заявил, что "осуществление такой идеи на практике будет зависеть от самих сторон". "Да, стороны обсуждали этот вариант, и он не новый - по достижению урегулирования на этапе стабилизации в регион будут введены миротворческие силы. Это будет зависеть от договоренности самих сторон". По словам Лаврова, Россия, как сопредседатель МГ ОБСЕ вместе с США и Францией, "готова поддержать любую достигнутую сторонами договоренность". (ИА REGNUM).

Интервью президента Нагорного Карабаха Аркадия Гукасяна газете "Еррорд Уж"

- Господин президент, Ваше выступление 16 декабря прошлого года получило большой резонанс как в Арцахе, так и в Армении. В своем выступлении Вы подчеркнули необходимость оздоровления морально-психологической атмосферы в республике, борьбы с коррупцией и вседозволенностью. В чем причина такого выступления? Настолько ли тяжела ситуация в Арцахе?
- Жизнь не стоит на одном месте. Нагорно-Карабахская республика, которая волею своего народа основополагающими принципами своего развития объявила современные принципы гражданского общества, не может оставаться в стороне от демократических преобразований. Мы обязаны каждый день и каждый час, пусть даже путем проб и ошибок, доказывать миру свое право на независимое государство, и что это государство, темпами своего социально-экономического и культурного развития существенно превосходит Азербайджан. В противном случае, мир не примет факта нашего самоопределения и не признает независимость НКР. Конечно, существующая в Нагорном Карабахе коррупция, как и другие негативные явления несравнимы с аналогичными явлениями в Азербайджане. Однако это не может служить утешением. Мы считаем, что в Нагорном Карабахе такие явления должны быть в принципе исключены. Мы понимаем, что именно от этого зависит степень доверия народа к властям, напрямую связанная с безопасностью страны. Для нас здоровое морально-психологическое состояние общественности является политической категорией.

- "Теневая" экономика, а также кланово-олигархическая модель хозяйствования присущи всем государствам СНГ. Относится ли это и к НКР? Обрисуйте, пожалуйста состояние экономического развития и инвестиционых процессов в НКР.
- Кланово-олигархическая модель проявляется, как правило, когда в стране не действуют законы. Именно потому мы и предпринимаем меры к усилению правопорядка в стране... Что касается "теневой" экономики, то с ней можно справиться путем усовершенствования налоговой политики и либерализацией деятельности хозяйствующих субъектов. И в этом направлении у нас зарегистрированы значительные успехи. Без преуреличения могу сказать, что налоговое законодательство НКР на сегодняшний день является самым привлекательным на Южном Кавказе. Это обстоятельство играет положительно отражается на объемах внутренних и внешних инвестиций. Так, за последние годы в экономику Арцаха инвестировано несколько десятков миллионов долларов. Благодаря внешним инвестициям, которые в основном делаются нашими зарубежными соотечественниками, нам удалось, в ряде важнейших отраслей экономики, перевести процесс производства на современные рельсы, повысить уровень занятости населения. Особое внимание государство уделяет развитию малого бизнеса. На сегодня только за один квартал в республике выпускается столько продукции, сколько в 1999 году выпускалось за целый год. - Господин президент, как известно, геополитическая ситуация вокруг Нагорного Карабаха становится день ото дня все более угрожающей. Как можете охарактеризовать нынешнее состояние переговорного процесса по урегулированию Карабахской проблемы, и есть ли надежды, что НКР вновь получит статус полноценной стороны переговоров?
- Я бы не стал сгущать краски, хотя и с пониманием отношусь к озабоченности армянской общественности ситуацией, сложившейся в процессе урегулировании конфликта. Я неоднократно заявлял, что невозможно достичь полноценного урегулирования без равноправного участия в переговорном процессе карабахской стороны. Мне кажется, что того же мнению придерживаются и международные посредники. История не раз показывала, что решение проблемы какой-либо страны или народа без его участия, ни к чему хорошему не приводит. Временные политические дивиденты той или иной стороны - не в счет. Уверен, что рано или поздно, Нагорный Карабах опять будет представлен в переговорном процессе, причем равноправно. Если, конечно, Азербайджан и международные посредники намерены решить проблему мирным путем и посредством разумных уступок. Этому пути нет альтернативы. - Известно, что в последнее время власти НКР взялись за разработку и внедрение Основного закона страны. Почему необходимость принятия Конституции возникла именно на этом этапе?
- Конституция НКР находится сегодня на стадии разработки, и я даже приблизительно не могу назвать сроки ее принятия. Скажу, что идея принятия Конституции Нагорно-Карабахской республики возникла не вчера. Необходимость принятия Основного закона, в частности, заложена в моих предвыборных программах и 1997-м, и 2002-м годах. Другое дело, что за ее разработку мы взялись только сейчас. Дело в том, что НКР в своих подходах к мирному урегулированию конфликта был всегда конструктивен. Мы стремились не предпринимать шагов, которые так или иначе могли бы внести в переговорный процесс дополнительную напряженность. Действуя таким образом, мы ожидали от Баку адекватных шагов. Однако наши ожидания не оправдались. Более того, власти Баку напрочь отказались от диалога с нами, в том числе вокруг такого ключевого вопроса, каковым является статус НК. В дальнейшем, высшее руководство Азербайджана заявило, что и вовсе не намерено идти на какие-либо уступки. Но мы же не можем остановить строительство нашего государства и вечно ждать, когда, наконец, азербайджнское руководство соблаговолит с нами разговаривать. Именно этими обстоятельствами и было продиктовано, как естественный шаг на пути строительства правового демократического государства, решение начать процесс принятия Конституции страны. - Господин президент, по поводу последнего заявления заместителя госсекретаря США Элизабет Джонс. Странное дело: каждый код правительство США выделяет Нагорному Карабаху финансовую помощь, однако время от времени тот или иной американский чиновник выступает с каким-нибудь антикарабахским заявлением. Как объяснить такое противоречие?
- Я уже отвечал на подобный вопрос в моем недавнем интервью российскому агентству REGNUM. Ничего добавить не могу. Остаюсь при своем мнении: искусственная изоляция Нагорного Карабаха от переговорного процесса и от обсуждения своей проблемы в различных международных инстанциях, изначально предполагает, что в документах этих структур время от времени будут появляться неудовлетворительные для нас формулировки. Следовательно, НКР должен достичь равноправного участия в мирном процессе. Уверен, что рано или поздно так оно и будет.
- Как Вы относитесь к недавнему визиту миссии ОБСЕ по сбору фактов?
- Мы всегда были заинтересованы в визитах в НКР различных международных структур. Нам нечего от них скрывать. Пусть на месте ознакомятся с ситуацией - лишь бы покончить с распространяемой по этому поводу Азербайджаном клеветой. Руководство НКР стремилось создать все необходимые условия для результативной работы делегатов ОБСЕ. Мы надеемся, что готовящийся спецмиссией доклад адекватно отобразит ситуацию, существующую на контролируемых НКР территориях. Считаю положительным также тот факт, представители ОБСЕ видели наших беженцев, общались с ними. Таким образом, если прежде международная общественность говорила исключительно об азербайджанских беженцах, то теперь будет вынуждена считаться и с фактом существования армянских беженцев. Последнее обстоятельство может даже приобрести большую актуальность, чем было до сих пор. ("Еррорд Уж").

Степанакерт

Президент Нагорно-Карабахской Республики Аркадий Гукасян подписал указ о назначении полковника полиции Сергея Григоряна на должность заместителя начальника полиции НКР. ("Де-Факто").
Президент НКР Аркадий Гукасян встретился с руководителем представительства Международного комитета Красного Креста (МККК) Миреем Бенаром, который представил работу МККК в 2004 году. По его словам, карабахское представительство МККК посещало пенитенциарные учреждения на территории НКР с целью ознакомления с условиями содержания осужденных и состоянием их здоровья, осуществило ремонт медпунктов в дальних селах республики и их оснащение медоборудованием и медикаментами, построило в селах Нагорного Карабаха около 40 детских площадок. Красный Крест также оказывал гуманитарную помощь социально необеспеченным слоям населения. А.Гукасян, отметив важность миссии Красного Креста в Карабахе, призвал эту организацию обратить большее внимание на нужды беженцев, нашедших приют в Нагорном Карабахе.
В связи с 17-ой годовщиной начала Нагорно-карабахского освободительного движения члены Конгресса США Фрэнк Паллоне и Джо Нолленберг направили поздравительное послание в адрес народа и Президента НКР. (Информационный портал МИД НКР). По приглашению руководства Республики Абхазия 12 февраля официальная делегация НКР, возглавляемая председателем НС НКР Олегом Есаяном, приняла участие в церемонии инаугурации президента Абхазии Сергея Багапша. ("Ноян Тапан").
15 февраля состоялось заседание коллегии прокуратуры Нагорно-Карабахской Республики, на котором были обсуждены итоги деятельности в 2004 году. В работе заседания принял участие президент республики Аркадий Гукасян. (Информационный портал МИД НКР).
Как сообщает степанакертская газета "Демо", в Нагорном Карабахе принят закон об Омбудсмене. Защитник прав человека в Арцахе начнет работать через два месяца после вступления в силу принятого закона. Согласно закону, на эту должность может быть назначен гражданин республики не моложе 35 лет, имеющий высшее образование, знания и опыт работы в правозащитной области, пользующийся в общественности авторитетом.
В эти дни в Нагорном Карабахе находится журналист азербайджанского журнала "Монитор" Эйнулла Фатуллаев, который провел встречи с рядом политических и общественных деятелей НКР. Фатуллаев встречался, в частности, с беженцами, беседовал с редакторами газет "Азат Арцах" и "Демо". Никаких инцидентов в связи с визитом азербайджанского журналиста в Карабах не было. В связи с визитом, министр иностранных дел НКР Арман Меликян заявил, что согласие властей Нагорного Карабаха на въезд азербайджанского журналиста рассматривает как проявление доброй воли со стороны НКР и попытку формирования атмосферы взаимного доверия между двумя странами. ("Ноян Тапан").