С наступлением весны жители многих районов Якутии гадают, затопит их или нет. В этом году масла в огонь подлили и несколько сюжетов, показанные по каналам центрального телевидения, где прямым текстом утверждалось, что республике грозят разрушительные наводнения. Причем пострадают не только населенные пункты, расположенные на крупных реках, но и в сельских местностях. В частности, упоминалось о паводке 1980 года, когда практически был затоплен поселок Ытык-Кюель в Центральной Якутии. Кстати, именно там первого марта состоится конференция по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений на малых реках. В общем, внимание к нынешнему весеннему вскрытию рек уделяется огромное.

Обоснованны ли такие опасения? На чем основаны столь неутешительные прогнозы? С этими вопросами корреспондент ИА REGNUM обратился к заместителю начальника Якутского управления гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды Виктору Кильмянинову.

Прежде всего, необходимо отметить, что прогнозированием гидрометеорологических процессов и явлений может заниматься только наша организация, - начал беседу Виктор Васильевич. - Это норма российского законодательства. Другие учреждения не имеют на это право, так как у них нет ни соответствующей информации, ни специальных методов, по которым составляются прогнозы.

Если оценивать ситуацию в республике, то по оценке снежного покрова картина получается следующая. Можно выделить южную, центральную и северо-западную части Якутии. Там снега больше нормы в полтора раза, а не в два с половиной, как это прозвучало в новостях центральных каналов. На остальной территории показатели близки к норме. На северо-востоке в бассейне рек Индигирка и Колыма снега меньше.

Продолжает нарастать ледяной покров на реках. В частности, лед толще нормы в Ленском, Олекминском улусах и под Якутском. На остальной территории он обычной толщины и даже несколько меньше. Потенциально опасными являются: с точки зрения заторов на реках - Ленский и Олекминский улусы, район Якутска; с точки зрения снежного покрова - бассейн Оленька.

В то же время необходимо отметить, что снегонакопление еще не завершено. Сейчас на территории республики выпало 70 процентов осадков. Окончательная его характеристика определится в феврале, марте и апреле. Если за это время выпадет большое количество снега, то угроза наводнения в указанных районах и вообще на территории республики возрастет. Там, где будет дефицит осадков, опасность будет понижаться. Поэтому сейчас говорить о каком-то конкретном прогнозе преждевременно. Наше официальное заключение будет вынесено к середине апреля, когда окончательно сформируются лед на реках и снежный покров. До этого какие-либо прогнозы просто ошибочны.

Все привыкли к тому, что наводнения грозят населенным пунктам, расположенным на берегах крупных рек. Сейчас же много говорится об угрозе центральным районам Якутии, где крупных рек нет.

Действительно, опасения насчет положения в Центральной Якутии обоснованны. Там еще с осени выпало много снега. Можно ждать каких-то неприятных событий. В то же время заречные районы выделяется тем, что в половодье участвует только 30 процентов снега, накопившегося за зиму. Остальные 70 процентов или испаряются в марте-апреле, или заполняют аласы и другие бессточные области.

В отдельные годы действительно наблюдается большая водность речек в этих районах, но для прогнозирования крупного половодья в этом году необходимо, чтобы воедино сошлось несколько факторов. Во-первых, чтобы не только набралось большое количество снега, но и все мелкие водоемы и речки перед замерзанием осенью также были переполнены водой. Во-вторых, чтобы тающий снег не скапливался, а сбрасывался быстро в реки. Только тогда можно ожидать крупного половодья. Кстати, так было перед катастрофическим наводнением в 1980 году, когда водность всех рек и объем воды, который заключался в бессточных областях, превышал норму в три раза. Осенью прошлого года мы этого не наблюдали. Водный режим в центральной Якутии мало отличался от обычного. Поэтому утверждать, что наводнение 2005 года может достигнуть катастрофических размеров из-за избытка снега, нельзя. Но не исключен другой вариант, когда в мае в период половодья пройдут обильные дожди. Так, например, было в 1967 году. Но тогда в мае выпала тройная норма осадков, что случается очень и очень редко. Сейчас, естественно, такую ситуацию предвидеть невозможно. Поэтому еще раз обращаю внимание, что необходимо дождаться окончания периода снегонакопления и лишь после этого делать окончательный прогноз. Но это не значит, что нужно сидеть сложа руки. Необходимо готовиться к встрече половодья уже сегодня.

Как непосредственный свидетель наводнения в центральной Якутии в 1980 году могу утверждать, что не последнюю, а, скорее, первую роль в катастрофе сыграла неподготовленность гидротехнических сооружений, которые не смогли пропустить большое количество воды. Сооруженные в верховьях рек плотины сыграли аккумулирующую роль. Они не выдержали напора воды, и с их прорывом волна половодья обрушилась на нижерасположенные участки. Следовательно, уже сейчас надо разработать порядок действий по регулированию весеннего стока и схему контроля за его развитием. Тогда половодье пройдет в штатном режиме.

А кто должен этим заниматься, если не гидрометеослужба?

К сожалению, у нас минимальные возможности контроля паводка именно в Центральной Якутии. Если раньше там было пять гидропостов, то сейчас остался всего один. Больше ничего нет. То есть все данные мы можем брать только в одном месте.

У нас нет средств на возобновление работы этих станций. Из федерального бюджета выделяются деньги только на содержание гидропостов на крупных реках и в больших населенных пунктах. На содержание постов на малых реках должны выделяться средства из республиканского бюджета или муниципальных образований. К сожалению, в этом году мы не получили ни копейки на эти цели. Хотя на прошлые годы нам жаловаться нельзя. Тогда из республиканского бюджета только на проведение противопаводковых работ получали по четыре миллиона рублей.

Пока мы не можем дополнительно открыть новые гидропосты в Центральной Якутии и получать необходимую информацию. Но, думаю, конференция по безопасности гидротехнических сооружений, которая состоится первого марта в селе Ытык-Кюель, поможет определить задачи и обязанности всех заинтересованных сторон, решить вопросы финансирования противопаводковых мероприятий.