Политика. Общество. Экономика. Россия и Эстония. Русские в Эстонии.

Политика. Общество

Правительственный кризис, или хроника отставки министра. В понедельник, 7 февраля, Полиция безопасности (КаПо) частично обнародовала результаты плановой проверки сохранности документов, содержащих государственные секреты, пишет "Ээсти Пяэвалехт". Даже по неполным данным отчёта, просочившимся в прессу, оказалось, что с 1996 по 2004 год из МИДа пропал 91 документ с грифом "секретно". Министерство обязали предоставить для контроля недостающие документы в месячный срок. В случае, если этого не будет сделано, КаПо может возбудить уголовное дело. Министр иностранных дел Кристийна Оюланд сказала газете, что в её ведомстве уже предприняты меры по устранению недостатков. "Мы уже предприняли ряд шагов для приведения в соответствие с законом внутренних регуляций. Так, в сентябре прошлого года в системе МИДа была образована служба охраны документов, которая занимается организацией сохранности государственных тайн в министерстве", - рассказала министр. Однако тучи над её головой только начали сгущаться. Собравшееся в понедельник правление партии "Союз Отечества" выступило с предложением об отставке министра Оюланд, пишет "Постимеэс". Правление считает, что утеря секретных документов в МИДе серьёзно подорвала доверие к Эстонии в Европе, а также доверие народа к правительству. Этот скандал ставит под угрозу и безопасность страны. "Союз Отечества" обращает внимание на то, что частая смена мидовских чиновников и постоянные скандалы вокруг министерства не позволяют ему работать эффективно, а углубляющаяся неразбериха ослабляет позиции Эстонии перед предстоящими трудными переговорами с Россией. Правление оппозиционной партии также напомнило премьер-министру, что вся ответственность за безопасность страны лежит на его плечах и что министр Оюланд лично политически ответственна за корректную работу МИДа. Правление выразило уверенность, что глава правительства ещё на этой неделе сможет принять адекватное решение в интересах государства и не допустит ситуации, при которой вотум недоверия министру придётся обсуждать в парламенте, что может привести к резкому падению авторитета страны как в глазах своего народа, так и всего мирового сообщества. Похоже, что премьер-министр Юхан Партс принял отповедь национал-радикалов как руководство к действию, и 8 февраля, во вторник, события стали развиваться стремительно и неожиданно даже для самих их участников. Еженедельник "Ээсти Экспресс" сообщил некоторые подробности. Так, во вторник рано утром министр Оюланд отправилась в Пярну на встречу со своими избирателями. Не успев ещё въехать в город, она получила сообщение из канцелярии премьер-министра о том, что в 14 часов этого же дня её вызывает к себе Партс. Развернув служебный Volvo S-80, министр помчалась в столицу. Как позднее рассказала газете сама Оюланд, она "понимала, что речь пойдёт об отчёте КаПо, и даже приготовила записку о том, как в течение данного ей срока министерство собирается устранить выявленные недостатки. На удивление разговор был коротким. Премьер в ультимативном тоне потребовал заявление об отставке. Я, конечно, отказалась это сделать, попросив рассмотреть ситуацию на ближайшем заседании правительства, где намеревалась ознакомить членов кабинета и самого премьера с результатами проверки. Партс отказал мне в такой возможности". Как пишет "Постимеэс", сразу после окончания короткой и безрезультатной встречи глава правительства прямиком направился в президентский дворец, чтобы вручить президенту Эстонии Арнольду Рюйтелю заявление об отставке министра иностранных дел. Реакция реформистов не заставила себя ждать. Оюланд, будучи заместителем председателя партии, высказала возмущение по поводу того, что премьер в течение целого месяца не нашёл времени для встречи со своим министром для обсуждения дел, и теперь надеется на поддержку родной партии. Председатель Реформистской партии Андрус Ансип заявил газете: "Я не допускаю и мысли о смене министра. Партс проявил волюнтаризм, позабыв о всякой политической культуре и о том, что подобные шаги сначала обсуждаются с партнёрами по коалиции". Комментируя стремительно развивающиеся события, еженедельник "Ээсти Экспресс" приводит слова одного мидовского чиновника: "Уже на следующий день после визита премьера к президенту в коридорах министерства повсюду рассказывали анекдот: "Раньше у нас было свободное движение товаров, теперь - свободное движение документов".

Газета также пишет, что история эстонского скандала стала известна всей Европе. Так, на открытии в понедельник посольства Эстонии в Бельгии высокий чиновник МИДа этой страны Дидер Донфу говорил не столько о двухсторонних отношениях Эстонии и Бельгии, сколько о скандале в эстонском МИДе и правительстве. В среду утром срочно собралось правление Реформистской партии, чтобы обсудить свои ответные шаги. По сообщению "Ээсти Экспресс", заседание проходило в воинственном настрое. А в это время опальный министр летела из Копенгагена в Брюссель, где её ждали коллеги из стран НАТО и госсекретарь США Кондолиза Райс, которая на обеде рассказала собравшимся министрам стран альянса о новой внешней политике США и о предстоящем визите президента этой страны Джорджа Буша в Европу. Газете стало известно и то, что в Брюсселе Оюланд имела долгий разговор с почётным председателем своей партии Сиймом Калласом, но по приезде в Таллин министр отказалась комментировать эту встречу.

В то же время некоторые политики, в том числе и реформисты, стали поговаривать об объявлении вотума недоверия самому премьер-министру. По сообщению "Ээсти Пяэвалехт", особую активность проявляют социал-демократы, которые уже в среду приступили к сбору подписей за отставку главы кабинета. В этом их могут поддержать и центристы. По словам члена фракции Центристской партии в парламенте Эвелин Сепп, её коллеги рассмотрят все аргументы, обдумают их и примут своё решение. А председатель партии Эдгар Сависаар уже предрекает внеочередные парламентские выборы.

10 февраля все средства массовой информации объявили о том, что президент Арнольд Рюйтель подписал прошение премьер-министра об отставке Кристийны Оюланд. Многие полагают, как пишет "Ээсти Пяэвалехт", что президент два дня не подписывал это заявление в надежде на то, что лидеры коалиционных партий всё же смогут договориться и найти устраивающий всех компромисс. Однако этого не произошло. В итоге победителем вышел Партс, который тут же заявил, что уверен в сохранении коалиции и стабильной работе правительства и в будущем. В пятницу, 11 февраля, реформисты заявили, что не будут работать в правительстве Партса. Заместитель председателя партии Меэлис Атонен, ставший осенью прошлого года такой же жертвой действий Партса, заявил "Ээсти Пяэвалехт", что его партия не будет продолжать работать в правительстве Партса и что единственной возможностью сохранить коалицию является отставка премьер-министра. Атонен высказал уверенность в том, что "и "Народный союз" не будет работать с Партсом. Предстоящая неделя принесёт с собой объявление недоверия главе правительства". По словам председателя Социал-демократической партии Ивара Падара, уже сейчас в парламенте идут активные консультации между различными фракциями. "Все партии приступили к активным переговорам, но пока не известно, кто и с кем войдёт в новую коалицию", - пояснил Падар. Как пишет газета, Партс, однако, заявил, что его партия Res Publica принципиально не ведёт ни с кем никаких переговоров, надеясь на то, что сохранится нынешняя коалиция. Он также опроверг инсинуации о том, что его партия ведёт тайные переговоры с центристами и "Союзом Отечества". Газета "Постимеэс" приводит по этому поводу мнение социолога Юхана Кивиряхка, который не верит в примирение двух партий и восстановление нормальной работы правительства. Кивиряхк прогнозирует, что в парламенте всё же будет начата процедура объявления недоверия главе кабинета и она увенчается успехом, в результате чего президент поручит сформировать новое правительство председателю Реформистской партии Андрусу Ансипу.

Прибалтики больше нет. Эстонские политики удивлены заявлением президента Латвии Вайры Вике-Фрейберги о том, что в настоящее время не следует переоценивать необходимость единства трех стран Прибалтики, поскольку Латвия, Литва и Эстония являются тремя независимыми странами, действующими в рамках НАТО и Европейского союза (ЕС). Нынешний президент Балтийской ассамблеи, депутат парламента Эстонии Андрес Таймла считает, что данное заявление находится в противоречии с прежней позицией Латвии. "Уже решение президента относительно поездки в Москву стало для нас неожиданностью, а ее новая позиция просто ошеломила",- сказал Таймла. По мнению Таймла, заявление лидера Латвии показывает, что эта страна "много говорит", но мало делает. Депутат Европарламента от Эстонии Тунне Келам назвал заявление президента Латвии досадным, находящимся в противоречии с общими интересами стран Прибалтики. По его мнению, Эстония, Латвия и Литва могут привлечь внимание и доверие общественности к прибалтийской трактовке истории, только действуя сообща. Утверждение, что мы являемся независимыми государствами, не отменяет того факта, что в 1939-1940-е годы мы стали жертвами, неся этот крест на протяжении полувека, отметил Келам. Латвия в одиночку не смогла бы восстановить свою независимость, для этого было необходимо наличие сильного движения во всех трех странах Прибалтики, а также скоординированные действия балтийских беженцев за рубежом, подчеркнул депутат Европарламента.

На прошлой неделе Латвия направила странам ЕС заявление, в котором объяснила решение Вайры Вике-Фрейберги принять участие в праздновании в Москве 9 Мая. Латвия также призвала ЕС дать политическую оценку преступлениям сталинского режима, а также пакту Молотова-Риббентропа. "Мы хотим себя представлять как независимые страны - Латвия, Литва и Эстония. Мы не являемся ни какой-то "Прибалтикой", ни прежними советскими республиками, мы просто независимые страны, каждая - за себя", - сказала в интервью Латвийскому радио Вайра Вике-Фрейберга. Президент отметила также, что, предлагая Эстонии и Литве подписать совместное заявление для стран ЕС, она не питала надежд, что соседние страны его подпишут. "Это очень понятно, и, откровенно говоря, я это предложила своим коллегам из вежливости, очень хорошо зная, что это практически невозможно. Чтобы согласовать достаточно объемную декларацию между канцеляриями, между министерствами иностранных дел, при этом возможно также, что и парламент захотел бы сказать свое слово... Практически - это почти что невозможный вызов. Мы это понимали уже с самого начала", - сказала Вике-Фрейберга. ("Молодежь Эстонии", BNS)

Военный совет в Ницце. Министр обороны Эстонии Яак Йыэрюйт выехал 9 февраля во Францию, где в Ницце должна состояться неофициальная встреча министров обороны стран НАТО. В рамках двухдневного совещания 10 февраля состоялась встреча с министром обороны США Дональдом Рамсфельдом, на которой были рассмотрены перспективы участия Эстонии, Латвии и Литвы в международных операциях. Как сообщили в Министерстве обороны Эстонии, на встрече обсуждаются актуальные вопросы жизнедеятельности НАТО, участие в международных миссиях, трансформация НАТО и увеличение военных мощностей.

В Ницце также состоялось заседание Совета Россия-НАТО. Неформальные встречи министров обороны стран НАТО проводятся два раза в год. Предыдущая такая встреча состоялась в столице Румынии Бухаресте в октябре 2004 года. В апреле в Вильнюсе планируется организовать неформальную встречу глав МИД государств НАТО. (BNS)

Из Прибалтики с видом на Кавказ. В Вильнюсе состоялась международная конференция, на которой авторитетные политики, дипломаты и представители международных организаций обсудили применение опыта стран Прибалтики к процессам реформ в странах Южного Кавказа.

8-10 февраля в Вильнюсе прошла конференция "Государства Балтии и Южного Кавказа: опыт реформ и стратегии сотрудничества", которую провели США и Европейский центр исследований по вопросам безопасности имени Джорджа Маршалла, МИД Литвы и Институт международных отношений и политических наук Вильнюсского университета. Политики, парламентарии, дипломаты, военные из Армении, Азербайджана, Грузии вместе с коллегами из Литвы, Латвии, Эстонии, представителями других стран и международных организаций дискутировали об уроках евроатлантической интеграции стран Прибалтики для стран, делающих по этому пути первые шаги, обсуждали возможную помощь Запада процессам реформ в странах Южного Кавказа, проанализировали способы урегулирования конфликтов в этом регионе. В числе участников конференции ожидали министра иностранных дел Грузии Саломе Зурабишвили, генерала вооруженных сил Дании, бывшего главу Балтийского оборонного колледжа (BALTDEFCOL) Майкла Клементса, члена парламента Эстонии Свена Миксера, члена парламента Латвии Александра Кирстейн, министров иностранных дел и обороны Литвы Антанаса Валениса и Гядиминаса Киркиласа.

Наблюдатели считают, что решение Европейского центра исследований по вопросам безопасности имени Джорджа Маршалла (со штаб-квартирой в Германии) провести конференцию в Вильнюсе говорит о высокой оценке интеграционного опыта Литвы и ее признании как серьезного эксперта по восточным соседям. (BNS)

Канада введет безвизовый режим с Эстонией? Канада в апреле может ввести с Эстонией безвизовый режим. Такого мнения придерживается делегация парламента Эстонии, на прошлой неделе посетившая эту страну с официальным визитом. Эстония готова к безвизовым отношениям, заверила глава делегации, спикер парламента Эне Эргма. "Речь прежде всего идет о политическом решении Канады", - отметила она. По словам входящего в партию "Союз Отечества" Марта Нуття, Эстония отвечает всем установленным Канадой критериям. Так, о политическом убежище в Канаде ходатайствует в среднем четыре гражданина Эстонии в год, в стране было задержано всего два эстонских нелегала. "Эстония определенно входит в число стран, которым Канада должна предоставить безвизовый въезд", - подчеркнул он. Подданным Канады для въезда в Эстонию виза не требуется. Нутть выразил надежду, что Канада рассмотрит и возможность открытия в Эстонии посольства. (BNS)

Народ не любит Партса. Меньше всего из политиков народ любит премьер-министра страны Юхана Партса. В опросе, проведенном в январе TNS Emor, почти тысячу человек попросили ответить на вопрос, кто из общественных деятелей в последнее время оставил наиболее негативное впечатление, пишет "Постимеэс". Реноме премьера Партса по данным опроса в несколько раз хуже, чем у других политиков. Негативно отозвались о нем 214 человек из 992 опрошенных. Т.е. 22% опрошенных. Второе место в этом нелестном списке, но с большим отрывом от Партса, занял лидер центристов Эдгар Сависаар, о котором плохого мнения были 72 опрошенных (7%). Третьим стал вице-президент Еврокомиссии Сийм Каллас, которым недоволен 21 респондент (2%).

Газета отмечает, что Эдгар Сависаар получил больше всего голосов и как общественный деятель, оставивший хорошее впечатление, - 94 голоса (9%). За ним следует президент Арнольд Рюйтель с 6% и Кристина Оюланд с 3%.

В прошлом месяце число разочаровавшихся в политике побило рекорд всех времен - если бы выборы в Рийгикогу (парламент) проходили сейчас, 44% жителей не отдали бы свои голоса ни одной партии. "Это ясно показывает отчуждение людей от политики. Среди населения властвует большое замешательство", - прокомментировал директор TNS Emor Айвар Воог. Одной из причин этого, по словам Воога, является то, что все партии стали для народа на одно лицо. Вторая причина - общий низкий уровень доверия к партиям. Январские результаты показывают, что самая печальная ситуация у "Народного союза", который может не преодолеть избирательный порог. Больше всех потеряла по сравнению с декабрем Партия реформ. Единственной партией, улучившей свое положение за последний месяц, стала Res Publica, которая смогла отвоевать 1% электората, впрочем, у нее всего-навсего 7% поддержки.

ЕС решил не запрещать серп и молот. Европейская комиссия отвергла предложение распространить запрет на использование нацистской символики и на символы советской эпохи. К этому призывали депутаты Европарламента из бывших стран коммунистического блока, в том числе депутаты от правых партий Латвии, Эстонии и Литвы. Они считают, что советские символы в ЕС должны быть запрещены наравне с нацистскими. По их мнению, Европа должна дать понять, что одинаково негативно относится к обеим системам. Комиссар ЕС по вопросам правосудия Франко Фраттини заявил, что ЕС не следует включать такие символы, как серп и молот, а также красную звезду, в проект закона о расизме и ксенофобии. Вместе с тем Фраттини призвал страны Евросоюза начать широкое обсуждение того, следует ли использовать тоталитарные символы. В письме к депутатам Европарламента комиссар Фраттини заявил, что современная Европа стала единой и свободной именно благодаря тому, что ей удалось избавиться от двух величайших авторитарных режимов XX века - нацизма и коммунизма. Фраттини отметил, что хотя эти режимы и отличались своим происхождением и конечной судьбой, их "объединяло стремление уничтожать невинных людей, считавшихся врагами народа". Представитель Фраттини Фриско Роскам Аббинг заявил, что отдельным членам ЕС следует самим решать, какие символы запрещать, а какие - нет. "Думаю, что было бы неумно вводить всеевропейский запрет. Это было бы трудно объяснить", - сказал он. С этим в принципе согласились и европейские парламентарии, которые и предложили запретить советскую символику.

До сих пор против принятия проекта закона о расизме и ксенофобии выступала Италия, в правительство которой входят представители Национального альянса. Эта партия является преемницей фашистского движения, во главе которого в свое время стоял Бенито Муссолини. Использование нацистской символики запрещено в Германии. В Венгрии действует запрет и на символы коммунистической эры. Одновременно депутаты Европарламента, придерживающиеся правоцентристских взглядов, обвиняют правительства западных стран в двойных стандартах. Они выступают против планов ЕС ослабить санкции в отношении Кубы и снять эмбарго на продажу оружия КНР. (DELFI, BBC News)

"Почём в Эстонии гражданские свободы?" Известный в Эстонии корреспондент еженедельника "Ээсти Экспресс", освещающий криминальные темы, вступил в нелёгкую борьбу с эстонской Полицией безопасности (КаПо). Янар Филиппов, работавший до прихода в редакцию прокурором в Тарту, обвиняет местных сыщиков в похищении компьютера и некоторых бумаг из его квартиры. А заодно задаётся вопросом, вынесенным в заголовок настоящей публикации. История началась с заметки Филиппова о том, как сотрудники Выруского отделения КаПо доставили на допрос подозреваемого в даче взятки. При этом надели на него чужую куртку, а на голову... наволочку, чтобы никто не узнал подозреваемого. Эта комичная ситуация стала предметом служебного расследования. Протокол этого расследования попал в руки журналиста, и Филиппов сообщим обо всём на страницах еженедельника. Заметка привлекла пристальное внимание сотрудников КаПо. Один из них несколько раз настоятельно требовал от журналиста передать ему копию документа, вынесенную якобы из стен грозной организации. Получив отказ, сотрудник пригласил Филиппова в кафе, чтобы тот хотя бы в разговоре раскрыл фамилию человека, передавшего копию служебного документа в газету. Но и эта встреча осталась безрезультатной. Тогда сотрудник КаПо, который по иронии судьбы жил в соседнем подъезде и даже был некогда знаком с журналистом, пришёл однажды вечером к соседу домой с бутылкой водки, чтобы поговорить по душам, а заодно "дожать" несговорчивого корреспондента. Предлагал даже деньги и немалые. А когда понял, что и за взятку Филиппов не сдаст свой источник информации, как бы походя заметил, что у его организации есть и другие методы воздействия. Через неделю журналист узнал, что КаПо выяснила, кто был этим человеком, передавшим копию документа. Им оказался сотрудник, уволившийся из органов примерно месяц назад. Казалось бы, КаПо получила искомый результат. Однако на этом история не кончается. Однажды, придя домой и открыв своим ключом дверь собственной квартиры, журналист был удивлён, почему в спальне горит свет. Войдя туда, он понял, что в доме побывали "воры" и унесли новый компьютер с монитором и некоторые бумаги, потому что остальные были разбросаны на полу. Ни ценные вещи, деньги или паспорта посетителей почему-то не заинтересовали. Были нужны только носители информации, что дало журналисту возможность вычислить незваных гостей. Об этом и поведал Филиппов читателям газеты уже в следующем номере. Однако КаПо встреч с ним больше не искала. А унесённый компьютер, как полагает журналист, скоро найдут у какого-нибудь наркомана. Организовать и это не сложно.

Тема гибели "Эстонии" очень деликатная. Паром "Эстония" затонул ночью 28 сентября 1994 года по пути из Таллина в Стокгольм. Несколько лет длилось расследование, в ходе которого выдвигались разные версии гибели парома - вплоть до взрыва. В итоге следствие заключило, что причиной катастрофы стала ошибка в конструкции парома. Однако в декабре 2004 года общественность всколыхнуло заявление бывшего шведского таможенника о секретной операции, в ходе которой шведы напрямую или через посредников покупали у Эстонии российскую военную электронику, причем перевозилась аппаратура в Швецию на пароме "Эстония". В итоге шведские власти решили проверить эту информацию. Эстонские депутаты решили не отставать и создать свою комиссию, которая займется аналогичным расследованием. Эвелин Сепп, инициатор законопроекта, сказала телеканалу ППК: "Конституционной комиссии удалось быстро достичь компромисса, и мы отправим свой законопроект на рассмотрение Рийгикогу уже 17 февраля. Есть основания полагать, что там возникнут жаркие дебаты, однако, судя по нашему сегодняшнему заседанию, исход должен быть положительный. В таком случае второе чтение пройдет в начале марта, и затем комиссия сможет приступить к работе. Тема гибели "Эстонии" очень деликатная, так что мы должны быть максимально осторожны в своих действиях".

Характерно, что обе стороны - как эстонская, так и шведская - упорно утверждают, что целью новых расследований ни в коем случае не является очередное выяснение обстоятельств гибели парома. Однако сообщение о том, что, возможно, на "Эстонии" перевозили военную технику, совпало с версией известной немецкой журналистки Юты Рабе, первой поднявшей вопрос о секретных грузах. Рабе считает, что паром специально пустили ко дну те, кто не хотел, чтобы обстоятельства этого сомнительного дела выплыли наружу. Сумеет ли теперь создаваемая при Рийгикогу комиссия проверить информацию о подобной контрабанде, не вдаваясь в причины гибели парома, - большой вопрос.

Эстония замешана в международном заговоре? Американский журналист Кристофер Боллин утверждает, что некоторые высокопоставленные эстонские чиновники могут быть замешаны в международном заговоре, цель которого - воспрепятствовать выяснению причин гибели парома "Эстония". В аферу может быть, в частности, замешан и бывший министр обороны Свен Миксер. "Я думаю, что некоторые эстонские чиновники связаны с заговором. Предположительно, все министры обороны, назначенные после 1994 года, знали о заговоре. Они просто должны с этим считаться и делать то, что им говорят шведские чиновники или американцы", - утверждает Боллин в интервью DELFI. Работающий на газету American Free Press Боллин в своих заключениях опирается при этом на кажущийся незначительным факт, что по крайней мере 80 эстонских общественных деятелей, в основном чиновники, занимающиеся вопросами обороны, и военные, прошли организованные и оплаченные США курсы по государственной обороне в центре Маршалла, который находится на американской военной базе в Гармиш-Партенкирхене, в Германии. Боллин называет это курсы, продолжительностью несколько недель, "промыванием мозгов", посредством которых Америка создает себе сеть лояльных ставленников и шпионов. "Центр Маршалла создал масштабную сеть проамериканских агентов по всему миру. От прошедших курсы ожидается постоянная обратная связь и отчет об их деятельности", - утверждает Боллин.

47-летний Боллин по образованию историк, именно он провел журналистское расследование, которое стало прорывом в расследовании событий 11 сентября. Он был в числе первых журналистов, которые нашли подтверждение тому, что правительство США знало о возможных террористических атаках.

Транспортные фирмы обвиняют профсоюзы в безнравственности. Руководители транспортных фирм считают запущенную профсоюзами кампанию, в ходе которой на работу в Англию уедут около 500 водителей автомобилей и автобусов, неэтичной и наносящей вред местному предпринимательству. "Отъезд столь большого числа водителей повлек бы за собой серьезный кризис в наших автоперевозках", - сказал председатель правления Эстонской международной ассоциации водителей Тойво Кульдкепп "Арипяев". На международных линиях уже не хватает около 2000 водителей, часть грузовиков простаивает, хотя работы достаточно. Первая группа водителей автомобилей и автобусов поедет в Англию 1 марта. Председатель правления действующей в Рапла AS Alu Veok Айво Хярмасте удивляется, что водителей завлекают за границу якобы большими зарплатами, обещая им 24 000 крон в месяц. "Наши лучшие водители уже сейчас получают больше, при этом они не должны быть так долго вдали от дома". Если сотни эстонских шоферов уедут работать за границу, то, по словам Хярмасте, придется ввозить работников из России и с Украины. По словам директора AS KMV Хейки Охта, профсоюз, призывая водителей работать за границей, способствует уничтожению своих фирм, рубя, таким образом, сук, на котором сидит. Начальника отдела TIR ERAA Лаури Лусти удивляет, что за вербовкой эстонских шоферов в Англию стоит столь мощная пропагандистская машина. На прошлой неделе BBC World несколько раз показало передачу, в которой демонстрировалась красивая жизнь эстонских водителей автобусов в Англии, на экране бегущей строкой показывалась разница в зарплатах двух стран. Агитировать водителей уезжать на работу за границу в ситуации, когда отсутствует система обучения, которая обеспечила бы приток новичков, по мнению Лусти, опасно для экономики. Руководитель отдела по связям с общественностью Таллинского автобусного объединения (TAK) Сирье Рохт сказала, что за последние два года работать за границу уехало 12 водителей ТАК, 4 из них уже вернулись. В качестве причин возвращения Рохт называет напряженное движение в больших городах и чужую среду.

Ад эстонского шофера в Великобритании. Отправившийся на работу в Великобританию водитель автобуса Сергей уже через шесть дней вернулся домой. Тамошние условия труда и жизни он характеризует одним словом - "кошмар". Сергей, имеющий 22-летний стаж работы водителем автобуса, нашел место через посредническую фирму. Он заплатил за консультацию 5000 крон, а чтобы купить билет, ему пришлось продать свою машину, пишет "СЛ Ыхту лехт". Только на третий день пребывания в Англии Сергей получил ключ от долгожданного нового жилья. "То, что я там увидел, было ужасно! Туалет и душ общие. Мебель из неструганых досок. Везде грязь и беспорядок. Обещали отдельное жилье, но мы жили в комнатах по двое. А ключ, как выяснилось, только один. За такое жилье брали по 60 фунтов в неделю с человека", - рассказывает Сергей. К тому же выяснилось, что соседей интересуют чужие пожитки. Условия труда тоже непростые: левостороннее движение, узкие улицы. Левостороннее движение выбивает из колеи. "На некоторых участках так узко, что проехать может только одна машина, а встречные ждут очереди в специальном кармане. "Каждый день 12 часов работы, перерыв на обед 30 минут, но обеда взять негде. В день делаем 5-6 кругов. Некогда даже в туалет сходить. Работать надо шесть дней в неделю". В выходной надо купить продукты на неделю и приготовить еду на неделю, постирать и погладить. "Форму не дали, хоть и обещали. Вообще наобещали много, в том числе и отдельное жилье, 8-часовой рабочий день, - перечисляет Сергей. - Деньги, как выяснилось, первый раз дают только после двух недель работы. При этом первую неделю работаешь бесплатно - в фонд предприятия". На шестой день Сергей сообщил работодателю, что уходит. "Три дня благотворительности и шок - таков итог", - резюмирует Сергей. (DELFI)

Экономика

В госбюджет в январе поступило 4,1 млрд. крон. В январе в госбюджет поступило 4,1 млрд. крон, что составило 7,7% от запланированных на год бюджетных доходов. В январе 2004 года в госбюджет поступило 3,3 млрд. крон. Объем доходной части госбюджета 2005 года составляет вместе с иностранной помощью 53,1 млрд. крон, объем расходной части - 53 млрд. крон. ("Деловые ведомости")

За год цены выросли на 4,2%. Цены на продукты питания, товары широкого потребления и услуги выросли в январе 2005 года по сравнению с январём 2004 года на 4,2%. Изменение индекса потребительских цен в январе 2005 года по сравнению с январём 2004 года по товарным группам было следующим: в целом рост цен составил 4,2%, продукты и безалкогольные напитки подорожали на 6,6%, алкогольные напитки и табак - на 4,6%, одежда и обувь подешевели на 0,3%, жильё подорожало на 5,1%, хозяйственные расходы остались прежними, здравоохранение подорожало на 2,5%, транспорт - на 9%, связь подешевела на 7%, досуг подорожал на 0,3%, образование и детские учреждения - на 4,1%, питание вне дома, размещение - на 4,8%, различные товары и услуги - на 3,4%. Административно регулируемые цены на товары и услуги выросли на 7,5%, нерегулируемые цены - на 3%. ("Деловые ведомости")

Чистая прибыль Uhispank выросла на 31%. Чистая прибыль второго по величине банка в Эстонии Uhispank выросла в прошлом году по сравнению с 2003 годом на 31% и составила 712 млн. крон. Годом ранее банк заработал 544 млн. крон прибыли. Кредитный и лизинговый портфель банка вырос в прошлом году на 36% и составил 28,1 млрд. крон. Доля банка на рынке кредитов и лизинга увеличилась на 1,1% и достигла 31,3%. Вложения клиентов, в том числе депозиты, фонды и облигации увеличились за год на 29% и достигли 24,8 млрд. крон. Число клиентов выросло с 578 тыс. до 629 тыс. ("Деловые ведомости")

Безработица сократилась на 21%. По сравнению с 1 февраля прошлого года количество официально зарегистрированных безработных сократилось, по данным Департамента рынка труда, на 21,3%. На 1 февраля в службах трудовой занятости было зарегистрировано 30 007 безработных, что на 1,1% больше, чем в конце прошлого года. Число зарегистрированных безработных составляет сейчас 3,7% от общего числа жителей Эстонии в возрасте от 16 лет до пенсионного. В течение января работу через службы трудовой занятости искали в общей сложности 33 738 человек. Самый высокий уровень безработицы сохраняется в Ида-Вируском и Валгаском уездах, самый низкий - в Тартуском уезде. ("Деловые ведомости")

Грузооборот латвийских портов больше, чем эстонских и литовских. По данным статистической службы Латвии, в прошлом году грузооборот латвийских портов вырос по сравнению с 2003 годом на 4,8%. Среди портов прибалтийских стран латвийские перевалили больше всего грузов. Грузооборот портов Эстонии и Литвы, как пишет газета "Бизнес & Балтия", в прошлом году сократился соответственно на 2,7% и 13,8%. Через порты Латвии в прошлом году было перевезено 54,4 млн. тонн грузов, через порты Эстонии - 46,3 млн. тонн и через порты Литвы - 27,8 млн. тонн. В условиях, когда Россия активно развивает собственные порты, портам Латвии, Литвы и Эстонии приходится бороться между собой за каждую тонну грузов. В прошлом году через стивидоров портов прибалтийских стран прошло в общей сложности 131,26 млн. тонн грузов, что на 2,3% меньше, чем в 2003 году. ("Деловые ведомости")

Таинственный нефтетерминал. Компания Stivterminal обещает к концу 2005 года начать перевалку нефтепродуктов через собственный терминал в порту Мууга.

Осенью 2004 года волостное управление Виймси выдало AS Stivterminal разрешение на строительство в порту Мууга нефтетерминала и на прокладку трубопровода от терминала до причала. Из документов видно, что планируемый терминал - это две ёмкости по 25 тыс. кубометров каждая. Однако член совета и, по сути, один из владельцев Stivterminal Анатолий Липинский утверждает, что на самом деле общий объём резервуарного парка достигнет 160 тыс. кубометров или около того, - точнее Липинский "не помнит". Со слов Липинского, к концу 2005 года Stivterminal будет готов к перевалке российской "нефтянки": "Терминал универсальный, и может обрабатывать как светлые, так и тёмные нефтепродукты". Подробнее о своём детище Липинский говорить не хочет, ссылаясь на то, что "не знаком со всеми деталями этого проекта", а на вопрос, кто же тогда знаком, отвечает, что никто. Единственное, что бизнесмен согласился сообщить, это то, что хотя в Stivterminal не имеют своих интересов ни крупные российские нефтетрейдеры, ни тамошние грузовладельцы, загрузка терминалу будет гарантированно обеспечена именно российскими грузами.

Эксперт по транзиту, проработавший долгое время в Pakterminal, Райво Варе не знает, кто партнёр Липинского, но замечает, что единственный крупный российский грузовладелец, который на сегодняшний день не интегрирован в эстонские нефтетерминалы - это совместная российско-британская компания TNK ВР. Новостью явились планы Липинского и для нынешнего председателя правления Pakterminal Сулева Лоо: "Не хотелось бы комментировать чужой бизнес, но 160-тысячный парк - это уже серьёзно. Что же касается версии о грузовладельце, то это вполне могут быть как российские, так и белорусские компании". Не раскрывает планов Липинского и директор по маркетингу Таллинского порта Эрик Сакков: "Могу лишь сказать, что компания Stivterminal на самом деле получила разрешение на строительство терминала и использование 9-го причала. Чьи объёмы они будут обрабатывать, я не знаю, но для порта это не имеет значения - мы рады всем грузам".

"Деловые ведомости" связались и с крупнейшими железнодорожными перевозчиками: в Spacecom, RERS и Eesti Raudtee (Эстонская железная дорога) заверили, что планов возить что-либо для Stivterminal у них пока нет. ("Деловые ведомости")

Морской кабель будет прокладывать фирма АВВ. Тендер на прокладку подводного электрокабеля между Эстонией и Финляндией выиграл шведско-швейцарский концерн АВВ. Общая стоимость проекта составляет 110 млн. евро. Заказчиком, а потом оператором кабеля Estlink выступает специально для этого созданная фирма AS Nordic Energy Link. Компания АВВ выиграла тендер у французского концерна AREVA.

Кабель Estlink станет первым соединительным звеном между рынками электроэнергии Северных стран и стран Прибалтики. Договор с победителем конкурса будет подписан сразу после того, как ЕС разрешит исключение, согласно которому финансировать прокладку кабеля будут клиенты, использующие его для продажи электричества, а не потребители электричества в регионе.

Кабель Estlink соединит подстанцию 330 Кв в Харку с подстанцией 400 Кв в Эспоо. Общая протяженность кабеля составляет около 100 км, из которых 70 км придется на подводный кабель и 9 км - на сухопутный. ("Деловые ведомости")

Морской кабель: путь из тупика. Морской кабель между Эстонией и Финляндией превратит электричество в один из важных экспортных товаров Эстонии, позволив увеличить продажу электричества на миллиард крон в год - кстати, на такую же сумму туристы вывозят из Эстонии алкогольных напитков.

По словам председателя правления Eesti Energia Гуннара Окка, опираясь на проведённые подсчёты, можно утверждать, что проект морского кабеля прибылен. Кабель Estlink обойдётся примерно в 1,7 млрд. крон. Финансирование проекта, как пояснил Окк, будет осуществлено на 20% из собственных средств и на 80% - с помощью иностранного капитала. Потенциальным финансистам уже посланы приглашения внести предложения по финансированию. Аре Вески, директор эстонского дочернего предприятия финского энергетического концерна Fortum, конкурента Eesti Energia, настроен более скептично, чем Окк. "Экономическая окупаемость морского кабеля весьма спорна, об этом говорилось в прошлом году на энергетической конференции", - отметил он. На спорную окупаемость указывает, по его словам, и отсутствие большого интереса к проекту со стороны предприятий Северных стран. Для Эстонии проект важен. Увеличится надёжность энергоснабжения системы, а соединение с энергетической системой Северных стран будет способствовать развитию рынка электричества в Эстонии.

В настоящее время Eesti Energia экспортирует электричество на сумму примерно 0,5 млрд. крон в год. Например, в прошлом году Латвия получила 55% импортируемой электроэнергии от Нарвских электростанций. Недостатка в необходимых мощностях не будет, сказал Окк, поскольку экспорт электроэнергии в Латвию осуществляется в основном ночью.

Ориентировочно, в 2013 году кабель будет продан предприятиям основных сетей Финляндии и прибалтийских государств, чтобы он был доступен в качестве составной части инфраструктуры в условиях открытого рынка одинаково для всех потребителей. ("Арипяев")

Эстонская мебель для европейских дилеров Mercedes-Benz. Одно из крупнейших мебельных предприятий прибалтийского региона АS Standard заключило с одним из крупнейших в мире автопроизводителей DaimlerChrysler AG договор, согласно которому Standard будет изготавливать и продавать мебель для контор и обслуживающих залов европейских дилеров, входящих в концерн Mercedes-Benz. "Начало сотрудничества с одним из самых крупнейших в мире автопроизводителей DaimlerChrysler самым лучшим образом подтверждает, что у эстонских предприятий есть возможность получить контракты в Европе и остальном мире, которые не будут означать только осуществление подрядных работ", - отметил председатель правления АS Standard Энн Вескимяги. В соответствии с договором Standard изготовит и поставит мебель для контор и обслуживающих залов европейских дилеров Mercedes-Benz, входящих в концерн DaimlerChrysler. Это означает также и то, что все официальные европейские дилеры автомобилей с товарным знаком Mercedes-Benz получат соответствующие прейскуранты Standard. Всего концерн DaimlerChrysler выбрал, дополнительно к Standard, еще два предприятия - крупнейшее в мире предприятие в США STEELCASE и польское MIKOMAX.

AS Standard - одно из крупнейших мебельных предприятий в прибалтийском регионе, базирующееся на эстонском капитале. Предприятие разрабатывает дизайн и изготавливает мебель для гостиниц и бюро, а также мягкую мебель. Standard имеет сеть магазинов по всей Эстонии, а также представительские магазины в Таллине и Риге. Дополнительно к этому у предприятия есть дилеры в Латвии, Литве, Финляндии, Швеции, Германии и России. На Standard работает 210 человек. ("Деловые ведомости")

"Балтийский текстиль" устремился к прибыли. Предприятие AS Baltex 2000 ("Балтийский текстиль"), инвестируя в течение нескольких следующих месяцев свыше 3 млн. крон в установку новой машины, намерено увеличить продажи на треть и стать прибыльным. "Я хочу этим утереть нос всем, кто не верит в перспективы текстильного производства в Эстонии", - заявил, комментируя планы, руководитель Baltex 2000 Меэлис Виркебау. В течение нескольких следующих месяцев на фирме будут осуществлены значительные изменения, в т.ч. принято решение об отделочном производстве. Сейчас предприятие производит только суровьё, часть которого затем обрабатывается в Эстонии, в частности, на предприятии AS Polytex.ee.Prin-ting в Нарве, а также в Италии. Первым делом Baltex инвестирует 3 млн. крон в новую машину, которая выбирает из хлопкового волокна все чужеродные тела, чтобы поверхность ткани была максимально чистой. Это, по словам Виркебау, инвестиция исключительно в качество. "Основной вопрос в том, чтобы заполучить в качестве стабильных партнёров ведущих итальянских модельеров и производителей известных брендов домашнего текстиля". Машина будет установлена в производственном корпусе и пущена в апреле. С финансовыми проблемами предприятия Виркебау надеется справиться к сентябрю. Пока Baltex нередко фигурирует в списках должников Налогово-таможенного департамента, поскольку за сырьё надо платить вперёд, а покупатели платят за товар много месяцев спустя. Убытки за 2004 год составили около 10 млн. крон, не считая долгов по налогам. В этом году, по словам Виркебау, предприятие планирует заработать 36 млн. крон прибыли при обороте в 320 млн. крон. ("Арипяев")

Условия договора оплаты дорожного сбора в Германии ужесточаются. Начиная с 1 января этого года действуют новые общие условия договора по расчёту величины дорожного сбора в Германии. Свои возражения по ним фирмы могли представлять в течение первых шести недель этого года.

Новые условия договора по расчёту дорожного сбора значительно усложнят жизнь автоперевозчиков по сравнению с действовавшими до этого времени старыми условиями. Руководитель по информации Ассоциации международных автоперевозчиков Эстонии (ERAA) Эрмо Перолайнен пояснил, что главные из нововведённых изменений коснутся прежде всего тех водителей и фирм, на машинах которых не установлено бортовое оборудование для расчёта величины дорожного сбора в Германии. Если на транспортном средстве не установлено бортовое оборудование, в этом случае водитель вводит время и маршрут поездки и производит её оплату через интернет или платёжный терминал. "Согласно новым условиям договора, теперь, если перевозчик попытается удалить уже зарегистрированную поездку через интернет или платёжный терминал, то за такое удаление ему будет начисляться дополнительная плата", - пояснил Перолайнен. Для тех перевозчиков, на автомобилях которых не установлено бортовое оборудование, такие изменения будут сопровождаться дополнительными денежными и временными затратами. "Если перевозчик по каким-либо причинам в течение предусмотренного времени не смог совершить данную поездку и не смог удалить её, то для того, чтобы вернуть уже заплаченные за эту поездку деньги, он должен будет обратиться в Департамент грузовых перевозок Германии (BAF)", - добавил Перолайнен. Для того чтобы избежать подобных проблем, ERAA советует всем установить на грузовые автомобили бортовое оборудование. ("Арипяев")

Liviko хочет споить финнов. Предприятие Liviko предпринимает попытки попасть с водкой Viru Valge на прилавки финской государственной сети магазинов Alko. Как сообщают "Деловые ведомости" со ссылкой на финскую газету Kauppalehti, за место на прилавках Alko идет острая борьба, поскольку финская алкогольная монопольная сеть традиционно не берет много новой продукции. Кроме того, Liviko ведет переговоры о продаже своей продукции в финских ресторанах и рассматривает возможность нанять своих представителей в Финляндии. Экспорт Liviko вырос в прошлом году на 38% и достиг 2,5 млн. литров. В Финляндии предприятие продало 100 000 литров ликеров Vana Tallinn и Metsamaasika (Земляничный). В этом году ожидается большой рост экспорта в Россию, где таможенные пошлины снизились в два раза. Только что фирма Liviko внедрилась на голландский рынок, с этого года ее продукцию можно купить также в Испании, в универмагах El Corte Ingles.

Фальшивые кроны заполонили Таллин. Экономическая полиция Пыхьяской префектуры призывает быть внимательнее к находящимся в обороте деньгам. В последние недели в отделы полиции Таллина пачками передаются поддельные эстонские кроны. Среди десятков поступивших в полицию фальшивок преобладают 50-кроновые купюры, причем фальшивомонетчики, по сообщению пресс-службы Пыхьяской префектуры полиции, не особо утруждают себя фантазиями: все купюры имеют один и тот же серийный номер. Помимо 50-кроновых в обороте обнаружены также фальшивки и другого достоинства, спектр - от 10 до 500 крон. По словам верховного комиссара экономической полиции Рокко Отса, большая часть фальшивых купюр обнаружена в местах, где принята оплата наличными: "Это киоски, такси, рынки и многие магазины, где при оплате наличными большого внимания на деньги не обращают. Особенно в темное время суток". Для расследования происхождения фальшивых крон полиция возбудила уголовное дело и призывает жителей города быть более внимательными к деньгам при расплате наличными. ("Молодежь Эстонии")

Россия и Эстония. Русские в Эстонии

Рюйтель и Путин наведут мосты. Президент Арнольд Рюйтель рассказал в интервью "Ляяне Элу" о ранее неизвестных общественности подробностях встречи с российским президентом Владимиром Путиным. По словам Рюйтеля, он предложил Путину идею построить в сотрудничестве с Россией новый мост через реку Нарову, поскольку пропускная способность старого очень мала. "Путин был согласен со строительством нового моста и сказал, что Россия будет участвовать в нем своим капиталом". Поскольку Путин интересовался и положением русских, живущих в Северо-Восточной Эстонии, Рюйтель назвал в качестве основных проблем безработицу и связанное с этим недовольство. Эстонский президент предложил, однако, решение, согласно которому в регионе необходимо создать предприятия, в продукции которых была бы заинтересована Россия. "Президент Путин спросил, какая продукция это может быть. Я привел в пример фабрику по производству хромированной кожи и завод стройматериалов. Путин с этим согласился", - рассказал Рюйтель. Также президенты побеседовали о железнодорожных тарифах и таможенных ограничениях, но по этим вопросам российский президент, по словам Рюйтеля, никаких определенных обещаний не дал, однако, как сообщил Рюйтель, он разговаривал очень решительно и на языке цифр. В интервью Рюйтель признается, что на самом деле его встреча с Путиным не была случайной, поскольку, подготавливая встречу с Алексием II, эстонское министерство иностранных дел сделало российскому президенту письменное предложение о неофициальной встрече двух президентов в ходе этого визита. ("Ляяне Элу", DELFI)

Липпмаа: Сотрудничество прибалтийских стран - иллюзия. Известный академик Эндель Липпмаа в интервью газете "Ээсти Пяэвалехт" подчёркивает, что не верит в сотрудничество трёх прибалтийских стран на основании того, что, как показывает исторический опыт, все попытки, предпринятые ранее, никогда не приносили результатов. "Президент Рюйтель после встречи с Путиным убедительно заявлял, что российский коллега обещал признать недействительным пакт Молотова-Риббентропа. Однако позднее Кремль опроверг это высказывание. И как это вообще возможно? Его денонсации требовать не следует, т.к. однажды СССР уже сделал это. А Россия является правопреемницей СССР. И Путин этого не может изменить. Благодаря пакту больше всех выиграла Литва, получив от Польши район Вильнюса. Литва никогда не была заинтересована в абсолютном прекращении действия договора. Отсюда вывод: сотрудничество прибалтийских стран - иллюзия, и время от времени в угоду политическим интересам это "сотрудничество" пытаются реанимировать. Мы разные вплоть до наших корней. Уже до войны Финляндия стала Северной страной. Думаю, что пришло время и нам стать таким же государством. Сиамские тройняшки никогда не рождались жизнестойкими. Пусть живут сиамские близнецы. Тем более что живых балтийских языков сохранилось лишь два - латышский и литовский. Нам надо войти в жизнеспособный как экономически, так и политически Северный пояс, быть вместе с Данией, Швецией, Финляндией, Норвегией и другими странами этого региона. Что касается подписания декларации с Россией, то этого делать нельзя. Вообще 9 мая нельзя подписывать ни одной бумаги. В этой декларации, например, ни слова не говорится о Тартуском мироном договоре. И сделано это преднамеренно. Россия постоянно пытается восстановить советский дух. Недаром Москва предпринимает попытки купить в центре Таллина бывший Дом офицеров, где ныне находится Русский культурный центр. По этой декларации Москва хочет заменить наше сотрудничество с НАТО и ЕС на сотрудничество с Россией", пишет академик Липпмаа.

Гобл: У каждой границы две стороны. Политический обозреватель Пол Гобл считает, что новыми договорами о границе Владимир Путин пытается остановить распад России. Гобл пишет в "Ээсти Пяэвалехт": "Сейчас в эстонском обществе в основном обсуждаются две темы: насколько этот договор необходим Эстонии и неуклюжие попытки Путина использовать его в личных политических интересах. При президенте Ельцине границы российского государства были открыты как никогда. Этому имелось три основания. Во-первых, в то время Москва и сама не имела понятия, какими должны быть границы государства. Во-вторых, российские чиновники считали обозначение границ политически рискованным и дорогостоящим предприятием. Большинство русских не желают отказываться хотя бы от малого клочка земли даже тогда, когда это может принести финансовую прибыль. В-третьих, многие русские надеялись, что в случае, когда границы останутся необозначенными, сохранится возможность их расширения в свою пользу. Достаточно напомнить Приднестровье, Южную Осетию и Абхазию. В годы правления Путина обозначение границ и подписание договоров стали центром политических манипуляций. 11 сентября Москва "проснулась" и поняла, что и ей грозит опасность в связи с плохо контролируемой иммиграцией, особенно с юга. А отступление Путина от демократических принципов позволяет Москве игнорировать любые общественные и политические противостояния. Однако народные революции на Украине и в Грузии, а также массовые протесты в самой России заставляют Кремль принимать упреждающие меры, чтобы не потерять контроль над собственной территорией. В прошлом году Россия заключила пограничные договора с Китаем и Казахстаном, нынче пытается сделать это и с Японией. Москва также хочет начать переговоры с Азербайджаном и Украиной. Это тот контекст, с которым эстонцы должны считаться. И как часто бывает, если одна сторона в чём-то очень заинтересована, это открывает другой стороне большие возможности. Каждый, кто знает Россию, понимает - её границы всегда не совпадали с границами других государств".

Эстония борется за российские грузопотоки. Налогово-таможенный департамент принимает меры, чтобы переманить грузопотоки с финско-российской границы в Эстонию.

После 1 мая 2004 года (вступления в ЕС) на эстонско-российских таможенных пунктах наблюдается стремительный рост грузопотоков. По данным Налогово-таможенного департамента, количество таможенных оформлений в декабре 2004 года по сравнению с тем же месяцем 2003 года увеличилось в Лухамаа в 1,8 раза и в Койдула - в 4,7 раза. А число трейлеров, прошедших через Нарвскую таможню в январе 2005 года, выросло более чем на 50% по сравнению с январём прошлого года. "Всем известно, что нарвский мост исчерпал свои ресурсы. Однако грузоперевозчики из ЕС нашли выход: они используют таможенные пункты Лухамаа и Койдула. Именно сюда направлялись трейлеры, не желавшие стоять в 30-километровой рождественской очереди в финском Ваалимаа. Поэтому нам надо думать, как сделать эти пункты наиболее привлекательными и удобными", - сказал генеральный директор Налогово-таможенного департамента Айвар Рехе. Главный таможенник Эстонии уверен, что пункты Лухамаа и Койдула должны соперничать с финским Ваалимаа. Одно из нововведений, которое выгодно отличает эстонские таможенные пункты от их основного конкурента на российском направлении - финской таможни, это электронное таможенное оформление. Эстония - единственная из стран ЕС разработала систему электронного оформления железнодорожного транзита, которая позволяет чиновникам увеличить скорость обслуживания и сократить время, идущее на выбор объектов для таможенного контроля. В дальнейших планах создание т.н. "зелёного коридора" для крупных, заслуживающих доверия клиентов. Система "зелёного коридора" позволит проводить контроль грузов в исходном пункте или же в месте назначения грузов и будет применяться к 4-5 предприятиям, перевозящим товары эстонского происхождения. ("Деловые ведомости")

Тот эстонский бизнесмен, который не думает о бизнесе в России, - сумасшедший. Швейное предприятие AS Baltika планирует быстрое расширение на российском рынке - к имеющимся примерно трём десяткам магазинов в этом году прибавятся ещё четыре-пять. По словам председателя совета AS Baltika Йоакима Хелениуса, магазины предприятия есть во многих городах России - не только в Москве и Петербурге, но, например, в Челябинске и Екатеринбурге. В дальнейшем планируется открыть магазины во всех российских крупных городах. "Тот эстонский бизнесмен, который не думает о бизнесе в России, - сумасшедший", - считает Йоаким Хелениус. Он отмечает, что риск в России меньше, чем был в 1990-х годах, а рынок развился. Тот, кто сегодня закрепится на российском рынке, останется на нём и впредь. Директор Baltika Меэлис Милдер сказал, что у предприятия в России две концепции. Одна из них заключается в создании совместных предприятий с местными партнёрами - таковы восемь магазинов в Москве и Петербурге. В европейской части России намечено открыть в нынешнем году ещё четыре-пять магазинов, например, два в Казани. Вторую концепцию Baltika использует на Урале и в Сибири, где собственных магазинов у предприятия нет, но где оно хочет в начале 2006 года получить над ними контроль. Примерно 20 магазинов, торгующих продукцией Baltika, в этом регионе держат местные фирмы, и их станет больше. Перспективы в России, по словам Милдера, очень хорошие - международные аналитики считают сейчас Россию первым рынком. Для предприятия Baltika Россия интересна и выгодна ещё и потому, что тамошняя организация деятельности уже опробована. Старый добрый "прибалтийский" бренд просто так в России больше не идёт. Погоду на рынке делают местные производители и зарубежные торговые марки. В общей сложности у Baltika примерно 80 магазинов в странах Прибалтики, Польше, Украине и России. ("Деловые ведомости")

Канцлер Йыкс обучит россиян правам человека. Канцлер права Аллар Йыкс собирается во время визита в Россию поделиться опытом и объяснить россиянам, как лучше обеспечить права человека в Чечне. Цель семинара, который пройдет в Петербурге при поддержке Совета Европы, - сделать институт омбудсмена в Чечне официальным, сообщил DELFI пресс-секретарь канцлера права. Аллар Йыкс выступит с двухчасовой лекцией о методах работы эстонского канцлера права и опыте защиты прав личности, а также ответит на вопросы. Тема лекции Аллара Йыкса - "Как заставить правительство не нарушать права человека". В ходе семинара Аллар Йыкс встретится с поверенным РФ по правам человека, доктором исторических наук, профессором Владимиром Лукиным. "Я считаю очень важным, чтобы и в России омбудсмены, защищающие права человека, могли выполнять свою работу профессионально и качественно. Поэтому я считаю необходимым пойти навстречу предложению поделиться опытом", - сказал Аллар Йыкс. Эстонский канцлер права примет участие в курсах российских омбудсменов уже в третий раз. "Несмотря на сложность политической ситуации, деятельность института, защищающего права человека в Чечне, в любом случае лучше, чем его отсутствие, - подчеркнул Аллар Йыкс. - Я хотел бы поделиться своим опытом и внести свой вклад в то, чтобы омбудсмен в Чечне смог действовать эффективно и по возможности независимо".

В Москве пропал эстонский президентский рубин. Как известно, регалии эстонского президента хранятся в Оружейной палате Московского Кремля ещё с 1941 года. В течение последних десяти лет Эстония добивается возвращения реликвий. Российские власти несколько раз обещали вернуть эстонскую собственность. Существует предположение, что Эстония может получить регалии своего президента в обмен на его участие в праздновании 60-летия Победы в Москве.

Но как пишет "Ээсти Экспресс", и этому есть препятствие. В последнее время министерства иностранных дел Эстонии и России вели активные переговоры на тему возвращения культурных ценностей, но причиной задержки с возвращением президентской цепи может быть и то, что Кремлю стыдно за неизвестного вора. "Ээсти Экспресс" стало известно из надежных источников, что возврат президентского знака отличия задерживается из-за его реставрации. А именно, кто-то вытащил из цепи один или несколько драгоценных камней. Их замена же стоит довольно дорого. Заведующий отделом символики госканцелярии Калев Уусталу подтвердил, что золотую цепь президента украшают четыре красных рубина. Последней из эстонцев, кто видел в 1999 году президентский знак отличия, была министр культуры Сигне Киви, которой пришлось для этого сильно надавить на Кремль. "Насколько я помню, там не хватало одного камня", - сказала Киви.

Петербуржцы помогут восстановить русские памятники в Эстонии. 11 и 12 февраля в Hарве и Таллине Всемирный клуб петербуржцев провел благотворительные ассамблеи, которые должны помочь собрать средства на реставрацию памятника петровским воинам под Hарвой и памятника морякам броненосца "Русалка" в Таллине. "Цель ассамблей - объединить всех тех, кто хочет жить с нами единой исторической памятью и собрать средства на памятники, которые наиболее близки нам", - сказал президент Всемирного клуба петербуржцев, директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. По его словам, и в Эстонии, и в Петербурге очень много людей, которые хотят восстановить культурные связи, существовавшие раньше. Мероприятия в Таллине клуб петербуржцев проводит совместно с эстонскими общественными организациями - фондом "Петровские ассамблеи" и "Русским домом".

Благотворительные ассамблеи пройдут в Рыцарском зале Hарвского замка и Кадриоргском дворце Таллина. На балу будет играть московский брасс-ансамбль под руководством Леонида Чистякова. Среди почетных гостей бала ожидаются мэр Hарвы Тармо Таммисте и мэр Таллина Тынис Пальтс, представители деловой и политической элиты России и Эстонии. "Сбор средств на первых ассамблеях станет началом перманентного сбора денег на памятники русской и эстонской истории", - отметил М. Пиотровский. (DELFI)

Российский отставник выиграл суд у эстонского правительства. Затяжной спор российского военного пенсионера Сергея Мирошниченко с эстонским правительством, которое отказывалось выдать ему вид на жительство, закончился. Государственный суд решил, что Мирошниченко имеет право на проживание в Эстонии по постоянному виду на жительство.

Мирошниченко живет в Эстонии с 1979 года, в 1986 году он ушел в отставку из вооруженных сил СССР в чине майора, а через 10 лет столкнулся с проблемой получения вида на жительство. Как рассказал "Молодежи Эстонии" сам отставник, впервые он ходатайствовал о виде на жительство в марте 1995 года. "А в 1996 году Эне Ребане (тогдашний директор Департамента гражданства и миграции (ДМГ)) в присутствии представителя российского посольства Остапчука сказала: "Поверьте мне, вы никогда не получите в Эстонской Республике даже временный вид на жительство", - рассказывает Мирошниченко. - После чего начался мой "роман" с ДГМ, и в 96 году мне вообще было отказано даже во временном виде на жительство".

По закону военный пенсионер может получить постоянный вид на жительство в Эстонии, если он жил здесь на основании срочного вида на жительство по меньшей мере три года в течение последних пяти лет, а также если у него в Эстонии имеется место жительства и достаточный легальный доход.

В ноябре 2002 года Мирошниченко подал ходатайство о получении постоянного вида на жительство, но в январе 2004 года правительство ему в этом отказало. Тогда отставник подал жалобу в суд и, несмотря на протест правительства, выиграл во всех трех судебных инстанциях, вплоть до Государственного суда, являющегося последней, высшей судебной инстанцией в Эстонии. Госсуд также принял решение о том, что государство должно возместить пенсионеру понесенные им судебные издержки в сумме 4600 крон. Во всех трех судах интересы российского военного пенсионера представлял юрист Центра информации по правам человека Андрей Арюпин, с которым Мирошниченко сотрудничает уже с 1998 года.

В настоящее время Мирошниченко проживает в Эстонии на основании временного вида на жительство, срок действия которого заканчивается в августе текущего года.

Эстонскую конституцию лучше всего знают русские школьники. 8 февраля министр по делам народонаселения Пауль-Ээрик Руммо принял в доме Стенбока (дом правительства) победителей интернет-викторины, посвященной Дню гражданина. В приуроченной к Дню гражданина викторине на знание конституции, в которой приняли участие 3000 школьников из эстонских и русских школ, максимальных результатов добились 16 детей, 15 из которых учатся в русских школах.

Викторина проводилась среди учеников 7-12 классов общеобразовательных школ с эстонским или русским языком обучения и профессионально-технических училищ, дающих среднее образование. Участники соревновались в знании конституционных институтов, прав человека и гражданина, его свобод и обязанностей. Состязание проводилось на эстонском языке, при ответе на вопросы можно было частично пользоваться ссылками на тексты законов или другие источники информации. Результаты определялись отдельно для русских и эстонцев и по возрастным группам. В викторине приняло участие более 3000 школьников, т.е. почти на 1000 больше, чем в 2003 году. Из них 1691 участник был из эстонских школ и 1376 - из русских, сообщило Целевое учреждение по интеграции. Министр народонаселения Пауль-Ээрик Руммо вручил победителям призы. ("Молодежь Эстонии", DELFI)