Возможна ли в Азербайджане революция? Внутренняя политика. Права человека. Итоги визита Сергея Лаврова в Азербайджан. Проблема Карабаха. Экономика.

Возможна ли в Азербайджане революция?

По мнению оппозиционной газеты "Hовое Вpемя", "сегодня никаких революций азербайджанскому народу не нужно. Прежде всего потому, что народ пока еще точно знает, где насильно отнятые у него деньги и имущество, заработанные им упорным трудом. И надеется, что способ вернуть хотя бы часть этих денег когда-нибудь найдется. Когда и каким образом - пока неизвестно. А если в результате обсуждаемой революции клан выскочит из ловушки, которую сам же себе установил, то определить, куда именно исчезнет народное добро, будет очень трудно. И вовсе дело не в том, что клан спрячет свои капиталы так, чтобы народу до них никогда не добраться. Этого он не сумеет. Только на безрыбье рак - рыба, а заграница так и кишит акулами империализма. В этом свете усиление реинвестирования капиталов в Азербайджан нельзя расценивать как процесс, основанный на уверенности рэкетиров в завтрашнем дне. Наоборот, скорее как процесс, основанный на ошибках вчерашнего дня. Горький опыт вывоза капитала показал то, что и следовало ожидать. Новоазербайджанские "бизнесмены" не обладают достаточными навыками и знаниями, чтобы суметь хотя бы даже сохранить вывезенное, не говоря уже об управлением капиталами. Новоазербайджанский капитал за рубежом сегодня напоминает купальщика, беспечно нырнувшего в бассейн с прожорливыми пираньями. Спасти бы, пусть даже на время, то, что еще не съели - главная подвижка нынешнего реинвестирования.

Новоазербайджанскому клану революция сегодня тоже не нужна, так как все азербайджанское законодательство основано на стайном принципе "упавшего - съели". Все, кто будет смещен с государственных должностей сегодня, рискуют почти полностью потерять свои капиталы. С нынешним составом парламента законодательство коренным образом не изменить, и не потому, что депутаты не хотят, а потому, что просто не умеют.

Так что революцию лучше делать в 2006, а может, даже в 2011 или в 2016, а еще лучше в 2021 году, смотря по тому, когда поменяется состав парламента, но и это лишь в том случае, если к тому времени останется Азербайджанская Республика, ибо такое с парламентом, подобным нынешнему, маловероятно, причем чем дальше (по времени, естественно), тем больше".

"Впавшую в отчаяние оппозицию Азербайджана вдохновляют любые успехи демократии и любые намеки на поддержку демократии за рубежом", - сказал "Эхо" известный политолог Зардушт Ализаде. То, что нынешняя власть в Азербайджане коррумпирована и антинациональна, ни у кого сомнений не вызывает, говорит Ализаде. "Но в любом случае вопрос смены власти в руках самого азербайджанского народа. И народ может пойти на это только в одном случае: если он увидит четкую, сильную и привлекательную альтернативу власти. Люди должны увидеть интеллектуального, честного и сильного лидера в оппозиции. Но если они видят лишь тех, кто привел грязных людей к вершинам власти, кто в прошлом неоднократно приводил народ к поражениям, если они видят, что лидеры оппозиции в двуличии и непорядочности ничуть не уступают властным людям, то они, конечно же, становятся индифферентными, не желая менять шило на мыло". Ализаде думает, что сегодня задачей оппозиции является поиск новых лидеров и формирование новой платформы, которая отличалась бы интеллектуальной смелостью. "Ближайшая возможность для воплощения и демонстрации этих целей - парламентские выборы. Если за 3-4 месяца азербайджанская оппозиция не сформируется, не скоординируется и не выступит как единая альтернативная сила, если азербайджанское общество ее не поддержит, то и эти выборы будут проиграны. А это означает, что до 2008 года других поводов для борьбы больше не будет. Другой вопрос, если в течение этих четырех лет власти пойдут на крупные уступки армянским экспансионистам. Тогда появится еще одна возможность выразить отношение к нынешней власти".

Глава Общественного форума "Во имя Азербайджана" Эльдар Hамазов, комментируя закрытые слушания в Центре Hиксона о событиях в Грузии и на Украине, заявил, что те "революции" не были случайными, а стали результатом объективного процесса. Согласно Hамазову, у политической элиты Запада есть интерес к общественно-политическим процессам в Азербайджане. Если власти Азербайджана не хотят повторения "бархатной революции", то должны извлечь уроки из опыта Грузии и Украины. Власти должны начать диалог с демократическими силами и обеспечить прозрачность и демократичность парламентских выборов. Для этого необходимо внести изменения в Избирательный кодекс и обеспечить общественный контроль за выборами. Вместе с тем, демократические силы должны консолидировать усилия с целью достижения поставленных целей. "Важно, чтобы в 124 округах оппозиционные силы боролись против властей, а не друг с другом", - сказал Hамазов. ("Hовое Вpемя")

"Ени Мусават" пишет, что на базе украинской организации "Пора" будет создан международный институт и один из его филиалов разместится в Азербайджане. Газета считает, что функционирование такой организации в Азербайджане может помочь в проведении демократических выборов. Газета считает также, что Запад озабочен перспективой дестабилизации и неконтролируемого развития событий в АР.

Внутренняя политика

"Hовое Вpемя" пишет: "Все ключевые государственные посты в стране принадлежат только родственникам, генетически и матримониально объединенным в одно чуждое азербайджанскому народу племя. Так что когда-то революционный девиз "все люди - братья" для азербайджанской государственной элиты давно воплощен в реальность, причем в расширенном варианте, ибо те, которые свои, - это не только братья, но еще и сестры, мужья и жены, дяди и тети, а также племянники и племянницы, плюс к этому внучатые племянницы и племянники, не говоря уже о любовниках и любовницах. Было бы смешно даже предполагать, что это свойское племя позволит передать свою собственность, то есть государственное кормило, какому бы то ни было иноплеменнику добровольно. Оно не передаст его даже под любым нажимом Вашингтона, Москвы, Парижа, Лондона, Анкары и Тегерана, вместе взятых".

По данным газеты "Айна", начиная с 2005 года в азербайджанской армии начнутся реформы, постепенно будут сменены высокопоставленные офицеры. Hа их место придут лица, в свое время получившие образование в структурах HАТО. Это вызвано реформированием армии в соответствии со стандартами HАТО и усилением геополитической значимости Азербайджана.

Заместитель генерального секретаря HАТО по вопросам политической и экономической безопасности Патрик Ардуин, отвечая на вопрос ИА "Туpан" о возможности участия HАТО в миротворческих операциях в регионе после достижения соглашений об урегулировании конфликтов, заметил, что "гипотетически это возможно, если будет приглашение от самих сторон или если это попросит международное сообщество". Hа вопрос, какую помощь HАТО оказывает оборонному сектору Азербайджана, Ардуин ответил, что сотрудничество Альянса касается содействия развитию системы управления и совершенствования структуры вооруженных сил страны. HАТО, подчеркнул он, не оказывает помощи в сфере удовлетворения оборонных нужд.

Права человека

"Если до апрельской сессии ПАСЕ в Азербайджане не будет решен вопрос политзаключенных, то страна может утратить свой мандат в этой организации", - в интервью BBC заявил докладчик ПАСЕ по политзаключенным в Азербайджане Малкольм Брюс. По его словам, он изучает дело семи лидеров оппозиции, арестованных после президентских выборов в октябре 2003 года, и считает, что их можно отнести к категории политзаключенных. ("Ени Мусават")

Заместитель пресс-секретаря Госдепартамента США Адам Эрели в интервью азербайджанской службе радио "Свобода" заявил о наличии серьезных нарушений прав человека в Азербайджане и Узбекистане. "Мы понимаем, что в этих странах существуют серьезные нарушения, и понимаем также, что правительства Азербайджана и Узбекистана предпринимают такие действия и проводят такую политику, которые не соответствуют верховенству закона и фундаментальным свободам", - сказал Эрели. Заместитель пресс-секретаря Госдепа отметил, что США будут оказывать поддержку процессу проведения свободных и честных выборов в Азербайджане и странах Центральной Азии.

"525-я газета" пишет о том, что замминистра юстиции АР, начальник Главного управления исполнения судебных решений Айдын Гасымов смещен с занимаемой должности в связи с фактами грубых нарушений законности. В пенитенциарной системе имели место факты фальсификации судебных решений и незаконного освобождения осужденных. Прокуратура уже возбудила по этим фактам уголовные дела и арестовала начальников двух учреждений отбывания наказания Главного управления. В Главном управлении были допущены случаи коррупции, в том числе присвоение государственных средств, финансовый подлог и злоупотребление должностями, неправильный подбор кадров. Имели место также незаконный сбор средств, некачественное питание осужденных, предоставление незаконных привилегий и другие злоупотребления.

По прогнозу газеты "Зеркало", в тюрьмах Азербайджана может произойти массовый мятеж заключенных. Причиной тому - разногласия между криминальными авторитетами и властями страны.

Азербайджанские правозащитники обеспокоены затягиванием обнародования доклада ОБСЕ по президентским выборам 2003 года. По их мнению, причина затягивания связана с договоренностями между властями Азербайджана и международными организациями, пишет "Ени Мусават".

Глава МИД Чехии Кирилл Свобода направил письмо замминистра иностранных дел Азербайджана Аразу Азимову, в котором потребовал немедленного освобождения 58-летнего Садая Hазарова. Садай Hазаров покинул Азербайджан в 1994 году и три года спустя получил политическое убежище в Чехии. В январе 2005 года он вернулся в Азербайджан и был арестован. Hазаров был активным сторонником экс-премьера АР Сурета Гусейнова, который в июне 1993 года стал главой правительства в результате военного переворота. ("525-я газета")

В свою очередь, глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров отметил, что Назаров является гражданином Азербайджана, министр подчеркнул, что "все будет делаться, исходя из национального законодательства Азербайджана". ("Hовое Вpемя")

Итоги визита Сергея Лаврова в Азербайджан

Накануне визита главы МИД России Сергея Лаврова в Азербайджан "Зеpкало" писало, что в ходе переговоров в Баку основной упор он сделает на следующие моменты: "Первое - попытается заручиться поддержкой официального Баку в деле трансформации СНГ в более эффективную и действенную организацию. На деле это означает создание надгосударственных органов под патронажем России. По сути, новые независимые государства должны под предлогом борьбы с терроризмом и более эффективного сотрудничества передать некоторые свои суверенные права этим органам, где, безусловно, будет доминировать Россия.

В последнее время Кремль пытается убедить официальный Баку в необходимости вступления в Организацию договора о коллективной безопасности. До сих пор Азербайджан считал невозможным свое участие в данной структуре, так как Армения является одним из ведущих членом ОДКБ.

И, наконец, до недавнего времени официальный Баку заявлял, что конечной целью Азербайджана является интеграция в евроатлантические структуры, в том числе НАТО. Если сегодня Азербайджан даст согласие на вступление в ОДКБ, то это фактически будет означать крутой поворот внешнеполитических ориентиров со всеми вытекающими негативными последствиями, особенно во взаимоотношениях с Западом, прежде всего с США.

Второе, С. Лавров попытается убедить официальный Баку в необходимости поддержки инициативы Москвы по реформированию ОБСЕ, и в особенности деятельности Бюро демократических институтов и прав человека этой европейской организации. На первый взгляд в этом вопросе интересы сторон, а если быть более точным, Кремля и официального Баку, полностью совпадают. Власти обеих стран недовольны деятельностью БДИПЧ ОБСЕ в новых независимых государствах по мониторингу парламентских и президентских выборов и ситуации с правами человека. Однако Россия не впервые выступает с подобной инициативой. В прошлом году в ходе встречи глав государств СНГ в Москве Путину не удалось убедить подписать заявление подобного содержания ни Ильхама Алиева, ни Михаила Саакашвили. Подписание подобного документа со стороны Азербайджана привело бы к открытому противостоянию с ОБСЕ, где США играют одну из первых скрипок. Однако в Кремле считают, что сегодня официальный Баку проще склонить к поддержке этой инициативы России, так как в Азербайджане в этом году должны состоятся очередные парламентские выборы. А БДИПЧ ОБСЕ уже настаивает на изменениях в Избирательный кодекс и на необходимости организации диалога между властями и оппозицией. А после событий в Грузии и Украине все правящие элиты стран СНГ даже не скрывают, что напуганы перспективой новых "бархатных революций". Тем более, что через различные международные организации и фонды с начала этого года Запад прилагает очень уж видимые усилия для активизации институтов гражданского общества в отдельных государствах СНГ, в том числе и в Азербайджане.

И, наконец, С. Лавров, скорее всего, попытается оказать дипломатическую поддержку усилиям Анатолия Чубайса в "захвате" азербайджанской энергетической системы. Достаточно вспомнить, что в течение последнего года А. Чубайс дважды побывал в Баку. При этом он не скрывал, что Россия заинтересована в участии в приватизационном процессе предприятий энергетической системы Азербайджана. По сути, Азербайджан в нынешнем году в определенном смысле слова пошел на встречу некоторым инициативам России и Ирана в данном направлении. Например, достигнуто соглашение о синхронизации, а по сути, объединении энергосистем трех государств в единую сеть. Хотя достаточно напомнить, что Запад был заинтересован в создании единого экономического пространства именно на Южном Кавказе.

Россия сегодня может предложить многое, но прежде всего на словах. А когда дойдет до реальных дел, золотые горы, обещанные Кремлем, скорее всего, окажутся "ящиком Пандоры". И кому, как не нам, бывшим "провинциям" советской империи, не знать об этом..."

После завершения визита С. Лаврова в Азербайджан "Зеpкало" отмечает: "Судя по официальным заявлениям, вояж удался, и налаживание двусторонних отношений идет по восходящей. Казалось бы, остается радоваться, да и только... И все же в свете всех этих оптимистических заявлений есть что-то настораживающее. И это что-то в том, что в последнее время все чаще взаимоотношения с близкими соседями представляются уж в очень "розовых тонах" и каждый раз заявляется об отсутствии каких-либо "проблем". Так характеризуются взаимоотношения и с Грузией, и с Ираном, и с Россией. А потом происходит по сути дела закрытие железнодорожного сообщения с Грузией, а сотрудники правоохранительных органов этой страны в упор расстреливают азербайджанцев. Россия же в середине зимы прекращает поставки природного газа в Азербайджан, и сорок районов страны остаются без тепла и света. При этом председатель Госдумы заявляет, что Армения является форпостом России на Южном Кавказе. Если следовать этой логике до конца, то получается, что и во взаимоотношениях с Арменией у Азербайджана нет никаких "серьезных проблем" и мы окружены сплошь друзьями".

Проблема Карабаха

"Эхо" пишет: "Факт учреждения особой миссии ОБСЕ после попытки Азербайджана вынести на рассмотрение ООН вопрос о заселении оккупированных территорий можно было бы назвать дипломатической победой - но только в том случае, если эта самая особая миссия действительно увидит и зарегистрирует факт незаконного заселения. Точнее, захочет его увидеть и зарегистрировать, в чем есть более чем серьезные сомнения. Во-первых, в течение более чем 10 лет переговоров эта самая Минская группа ОБСЕ умудряется "не замечать" куда более явных, очевидных и вопиющих нарушений международного права, от агрессии до этнической чистки, и для этого в регион не нужно было отправлять специальной "особой миссии" - достаточно просто сравнить границы Армении и Азербайджана и зоны фактического контроля.

А во-вторых, о чем бы ни шла речь, от агрессии до незаконного заселения, мировому сообществу в лице Минской группы придется "реагировать на ситуацию" и отказываться от "строго сбалансированного" подхода к агрессору и его жертве, к чему она, мягко говоря, "не готова". Не говоря уже о том, что в условиях существующего на оккупированных территориях военно-полицейского режима не так уж сложно "проинструктировать" потенциальных собеседников экспертов таким образом, чтобы они не сказали ничего "недозволенного".

Более того, не внушает оптимизма и расстановка сил в Минской группе. Министр иностранных дел Франции Мишель Барнье на пресс-конференции в Нью-Йорке вновь заявил, что, по его мнению, Турция должна признать "геноцид армян". В России возрождение "державных традиций" идет ураганными темпами, в эфир государственного телеканала "Россия" выходят фильмы вроде "Кто заплатил Ленину?" с открытыми призывами к денонсации Карсского и Московского договоров с Турцией, и не для того Москва в течение двухсот лет культивировала и поддерживала армянский экспансионизм, чтобы "сменить приоритеты" на противоположные после двух визитов президента.

Станет ли на таком фоне сопредседатель Минской группы от США Стивен Манн идти против своих коллег, особенно на фоне устроенной Азербайджаном демонстрации дружбы с Ираном и Россией и очередной попытки официального Еревана выйти из-под монопольного влияния России и установить более близкие отношения с США, - это еще вопрос.

А тогда уже трудно исключать, что "в целях установления в регионе климата доверия" миссия ОБСЕ предпочтет "не замечать" переселенческой активности Армении. Не говоря уже о том, что благодаря усилиям стран-сопредседателей, имеющих "особые отношения" с Арменией, миссия может и обнаружить на оккупированных землях их "коренное армянское население".

"Соединенные Штаты не признают Нагорный Карабах как независимое государство, и ни мировое сообщество, ни США не признают его власть. США поддерживают территориальную целостность Азербайджана и считают, что дальнейший статус Нагорного Карабаха должен быть определен в результате переговоров между сторонами". Это заявление включено в список фактов под заголовком "США и Нагорный Карабах", распространенный 31 января Государственным департаментом США, сообщает ИА "АзеpТАдж".

Как передает агентство, в сообщении, отражающем основные цифры и даты из истории, касающиеся нагорно-карабахского конфликта, Государственный департамент подчеркивает, что США продолжают свою роль активного посредника в деле урегулирования конфликта мирным путем и являются сторонником изыскания путей решения проблемы в рамках Минской группы.

В списке фактов, распространенном Государственным департаментом, говорится, что вооруженный конфликт в Нагорном Карабахе продолжался с 1990 по 1994 годы. "При достижении в 1994 году режима прекращения огня между сторонами армянские вооруженные силы контролировали Нагорный Карабах и другие прилегающие к нему обширные территории Азербайджана. В результате военных операций и изгнания азербайджанцев из Армении более миллиона человек оказались в положении беженцев и вынужденных переселенцев. В настоящее время примерно 100 тысяч азербайджанцев живут в лагерях беженцев в невыносимых условиях. Турция, демонстрируя солидарность с Азербайджаном, закрыла свои границы с Арменией и по сей день не открывает их. Несмотря на нарушение иногда режима прекращения огня, стороны заявляют о своей приверженности решению конфликта путем переговоров".

В документе подчеркивается, что разногласия между сторонами все еще не устранены. Госдеп указывает также, что в 2004 году сопредседатели инициировали ряд встреч в Праге между министрами иностранных дел Армении и Азербайджана: "Пражский процесс" ставил своей целью активизировать диалог между сторонами. После серии встреч между министрами иностранных дел, а также встреч в Варшаве и Астане между президентами Ильхамом Алиевым и Робертом Кочаряном сопредседатели и стороны согласились с тем, что "Пражский процесс" следует продолжить в 2005 году и сосредоточиться на продвижении переговоров в направлении урегулирования".

"525-я газета" напоминает, что за последний год США уже в третий раз заявляют о поддержке территориальной целостности Азербайджана.

Глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров заявил, что все решения по урегулированию армяно-азербайджанского конфликта будут приниматься исходя из национального законодательства Азербайджана. Об этом он заявил, отвечая на вопросы журналистов о возможности предоставления Нагорному Карабаху (НК) такого же статуса, который предложил президент Грузии для Южной Осетии. Мамедъяров подчеркнул, что Нагорный Карабах является составной частью Азербайджана и его статус может быть определен именно в этих рамках. По мнению Мамедъярова, пока преждевременно говорить о статусе НК, поскольку обсуждения в рамках "Пражского процесса" продолжаются. На вопрос, реально ли "освобождение" в 2005 году нескольких районов АР, Мамедъяров сказал, что "все возможно, если будет добрая политическая воля". (ИА "Тpенд")

Экономика

"Министерство экономического развития (МЭР) и Программа развития ООН подписали грантовое соглашение на 361,2 тыс. долларов в рамках проекта "Потенциальное использование нефтедоходов в области превращения "черного золота" в "человеческое золото". Документ, который подписали министр экономического развития Азербайджана Фархад Алиев и представитель ПРООН в Азербайджане Марко Борсотти, предусматривает реализацию проекта, рассчитанного на 1 год, и призванного помочь Азербайджану правильно распределить доходы от нефти". (ИА "Тpенд")

В связи с этим "Эхо" отмечает: "Программа выглядит более чем современно: управлять потоками нефтедолларов предполагается посредством Государственной инвестиционной программы в целях обеспечения устойчивого человеческого развития в рамках Госпрограммы по сокращению бедности и экономическому развитию и Программы ООН "Задачи развития тысячелетия" и т.д. и т.п. Понятно, что на фоне "зашкаливающих" результатов исследований уровня коррупции в Азербайджане, проводимых международными экспертными группами, в частности Transparency International, попытки международных организаций поделиться с нашей страной опытом по использованию доходов от нефти должны были бы вселять оптимизм, однако на фоне коррупционного скандала в Ираке, затрагивающего верхушку ООН, попытки этой организации экспортировать в Азербайджан технологии управления финансовыми потоками у многих вызовут только горькую усмешку.

Более того, у нашей страны уже была возможность убедиться, что предлагаемые ООН программы - это, увы, еще не ключи от рая. Так, в начале 90-х годов тогдашний представитель Программы развития ООН в Азербайджане господин Паоло Лембо весьма активно продвигал идею создания в Сумгаите "специальной экономической зоны". В Сумгаите даже прошло пышное "мероприятие" с участием президента Гейдара Алиева, посвященное старту программы. Однако стоило Паоло Лембо, завершив работу в Азербайджане, отбыть в Таджикистан, как о проекте благополучно забыли. О количестве же менее значительных проектов, не столь пышных и масштабных, как несостоявшаяся СЭЗ в Сумгаите, остается только догадываться.

А тогда уже, наверное, стоит всерьез задуматься, не возлагаем ли мы на международные организации вообще и ООН в частности явно неоправданные надежды..."

"Зеpкало", анализируя экономическое положение страны, пишет: "До сих пор Азербайджан многие свои проблемы решал за счет получения зарубежных кредитов от различных международных финансовых институтов. Однако уже меньше чем за полгода до запуска нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, который должен "аукнуться" крупными финансовыми вливаниями, следовало бы разработать программу по использованию этих, уже дополнительных, средств внутри Азербайджана.

Ясно, что лимит доверия, образовавшийся за последние несколько лет к стабильному развитию азербайджанской экономики со стороны как местных, так и зарубежных бизнесменов, уже сделал свое дело. То есть в нынешних условиях трудно ожидать, что произойдет "второй бум" вложения инвестиций в местную экономику, если само правительство не станет этого делать в первую очередь.

Что нужно для того, чтобы открывались новые рабочие места, происходил новый приток инвестиций, причем не только в нефтяную сферу? Необходимо активно проводить реформы, поднимать из пепла всю инфраструктуру ненефтяной сферы азербайджанской экономики. А для этого необходимы большие средства.

В этой связи невозможно понять логику азербайджанских чиновников, которые "ждут у моря погоды", не предпринимая, собственно, усилий для улучшения ситуации.

Вот уже который год в Азербайджане вроде бы проводится "большая приватизация". Но в чем она конкретно выражалась в последнее время - фактически невидно. Была разгосударствлена пара-тройка предприятий средней руки, да и то, когда они начнут работать в полную силу и какой от этого будет эффект - еще вилами на воде писано.

Крупные предприятия, находящиеся в Баку и на Апшероне, на которых в советские времена трудились сотни тысяч человек, в подавляющей массе уже давно не функционируют, а из-за своей физической обветшалости, равно как и морального устаревания, не привлекают зарубежных "портфельных" инвесторов.

А о регионах и говорить нечего: в отсутствие нормальной инфраструктуры (которую вместо нас никто налаживать не собирается и не будет налаживать), элементарного электричества и газа туда серьезных инвесторов и палкой не загонишь.

Положа руку на сердце, можно сказать, что большая приватизация в Азербайджане, с легкой руки ответственных за нее чиновников, того же Министерства экономического развития, фактически провалилась.

Местные любители "перенимать опыт соседей" не удосужились элементарно воспользоваться опытом хотя бы той же России, которая там, где не могла привлечь инвесторов к разгосударствлению крупных госпредприятий на начальном этапе, брала кредиты на их относительное восстановление, а затем реализовывала уже более-менее "привлекательный товар" либо привлекала инвесторов под государственные гарантии.

А что происходит у нас? Работа по всем этим направлениям проводится, скорее, на декларативном уровне. Азербайджанское правительство, в лице того же МЭР, всячески отбрыкивается от немногочисленных желающих "взять под опеку" и наладить производство на тех или иных объектах, которые в нашем с вами случае хотят немного - госгарантий сохранности своих инвестиций. Хотя эти же самые инвестиции Азербайджан уже сегодня может производить самолично. Но даже если предположить, что аккумулированных нефтедолларов все еще недостаточно, то где хотя бы конкретные документы, программы, которые можно будет задействовать уже после того, как в страну реверсом, по тому же самому нефтепроводу, хлынет дополнительный поток нефтедолларов?

Интересно, кроме всего прочего, и другое: устойчивое иждивенчество, которое буквально засело в костях азербайджанских чиновников. За примером далеко ходить не нужно. Еще в начале этой недели министр экономического развития подписал с ПРООН проект "Потенциальное использование прибыли от азербайджанской нефти - "превратим черное золото в человеческое золото". Как отметил сам Ф. Алиев, целью проекта является выработка рекомендаций (!) по устойчивому развитию экономики посредством реализации госинвестиционной программы и привлечения инвестиций в... сферу образования и этим добиться развития ненефтяного сектора экономики, а также способствование получению высшего образования за границей. И на все про все Азербайджан получил чуть более 360 тысяч долларов.

Ну не смешно ли? Неужто стране, декларирующей, что она обладает более чем миллиардом долларов в "нефтяных запасниках", нужно было получать столь ничтожную сумму, да еще на разработку очередного бумажного проекта? Причем пока еще толком непонятно, что именно это будет за проект и какие конкретно рекомендации мы должны получить за эти деньги от иностранных специалистов по использованию все тех же нефтедолларов.

Через пять-десять лет будет уже поздно что-то делать и пытаться создавать. Нефть по большей части будет скачана и экспортирована, интерес к Азербайджану, как к стране с "большим потенциалом", в условиях однобокости развития экономики, соответственно, утрачен, а специалисты, даже имевшиеся в наличии, остаются невостребованными..."

"Зеpкало" пишет, что "золотовалютных резервов у азербайджанского правительства (1,847 млрд. долларов) практически на треть больше взятых кредитов, причем под правительственные гарантии. То есть в текущем году Азербайджан на мировом рынке можно представить как страну, больше представляющую взаем средства, чем берущую кредиты".

Газета продолжает: "Возникает и другой немаловажный вопрос: почему мы продолжаем брать у международных финансовых институтов кредиты на реализацию проектов по строительству дорог, школ, объектов энергетики и т.д.? Другой вопрос состоит в том, что правительство Азербайджана упорно размещает за пределами страны свои резервы и получает за них прибыль не более 3% годовых, в то время как действующие в стране коммерческие банки для пополнения собственных средств вынуждены заимствовать их у тех же ведущих кредитных организаций под более высокие проценты. В итоге наши предприниматели работают с кредитами под 20% годовых и более. В этом случае сложно говорить о том, что предпринимаемые усилия по подъему национальной экономики могут принести ощутимые результаты, так как себестоимость выпускаемой продукции из-за высоких кредитов становится неконкурентоспособной завозимой в страну аналогичной продукции.

Наверно, азербайджанскому правительству стоит все же повернуться лицом к национальной банковской системе и покрыть в первую очередь потребность коммерческих банков в свободной валюте и лишь затем начать вывозить за пределы республики средства, накопленные за счет азербайджанской нефти. Иначе мы так и будем субсидировать рабочие места за границей для немцев, британцев, а наши граждане за лучшей долей будут отправляться в ближнее и дальнее зарубежье".

Объем прямых иностранных инвестиций в экономику Азербайджана увеличился в 2004 году на 11%, достигнув $4,4 млрд. Из этой суммы в ненефтяной сектор направлено всего около $103 млн. Объем учтенных в платежном балансе Азербайджана кредитных вложений на реализацию проектов строительства нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан и газопровода Баку-Эрзурум (Южно-Кавказский трубопровод) составляет $1 млрд. При этом часть этих средств была освоена на территории Грузии и Турции. (ИА "Тpенд")