Политика

Николай Киселев: Людям трудно принять перемены, но назад пути нет (Правда Севера)

Вот уже второй месяц наша область, как и вся страна, живет по-новому - почти без льгот. "Эпоха перемен" не бывает легкой по определению, особенно в дотационном субъекте РФ. Главе администрации области Николаю Киселеву, можно сказать, "повезло": первая часть его губернаторства совпала с беспрецедентно сложным процессом, который способен поколебать даже самый устойчивый рейтинг. Но одной монетизацией интервью с губернатором не ограничилось: в жизни отдельно взятого субъекта РФ все взаимосвязано, и слишком многое зависит от вопроса "льготы или деньги?".

Николай Иванович, как вы оцениваете первые итоги льготно-денежной реформы?

Это колоссальная реформа, которую невозможно провести одним махом. Очень сложно объяснить ее необходимость людям старшего поколения, для которых льготы были не просто большим подспорьем, а частью их жизни. Даже если они все понимают, им трудно это принять. Я не могу доказать своему тестю, ветерану, которому уже под восемьдесят, что нам выгоден новый закон. У него другая логика. Ветераны - народ общительный, поэтому для них была так важна эта свобода перемещения, возможность в любое время поехать к внукам, пообщаться, поработать на даче. И вот теперь за это приходится платить.

Ситуация сегодня очень непростая. Я как губернатор это прекрасно знаю. Но я не могу только разводить руками. Меня избрали, чтобы я работал. И моя задача - найти способы сделать так, чтобы люди могли нормально жить в новых условиях. Назад пути нет, потому что система льгот себя изжила. Транспорт разрушен. Сегодня у нас практически по всем муниципальным предприятиям идут процедуры банкротства. Люди, избирая меня, требовали восстановить транспортную сеть. Но при прежней системе это было невозможно. Очень скоро предприятий, которые могли бы оказывать льготы, попросту бы не стало.

По новому закону наша область потратит на льготников в два раза больше средств, чем в прошлом году, один миллиард четыреста миллионов. Может, тогда дешевле было бы повременить с монетизацией, как некоторые регионы?

У тех регионов, которые вообще не пошли на эти реформы, наверное, прекрасный бюджет. Но тогда им стоило бы поступить по-другому - выплачивать надбавки к пенсиям, чтобы не путать хозяйственную деятельность и льготы. Увеличение доходов людей всегда решает все проблемы. На самом деле нам сейчас требуется еще больше, чем выделенная сумма, из которой, кстати, миллиард - это средства области. А те семьсот миллионов, которые мы тратили прежде, попросту не доходили до предприятий, которые оказывали льготные услуги. Четыре года страна формировала огромные долги. Поэтому мы сегодня не ездим на хорошем транспорте, а молодежь не идет работать в жилищно-коммунальную сферу. Одними заклинаниями ничего не сделать. Да, люди не возмущались, проблема сносного качества жизни при низких зарплатах и пенсиях и высоких ценах вроде бы была решена. Но больше так продолжаться не могло. Законы изжили себя не в том смысле, что людям не надо помогать. Надо, но по-другому.

Как вы считаете сегодня, область пошла по правильному пути - денежные выплаты плюс 50-процентная льгота на жилищно-коммунальные услуги?

Оставленная натуральная льгота тоже является существенной. Нельзя считать только те триста рублей, которые выдаются на руки. Надо помнить и о тех трехстах, которые через департамент финансов идут предприятиям, предоставляющим льготы. Человек же как-никак получает эту услугу. А при прежнем подходе она оказывалась бы все хуже и хуже. Единственное, о чем я сегодня жалею, так это о том, что в минувшем году мы не смогли получить из Министерства финансов хотя бы часть компенсаций по закону о ветеранах. Это порядка двухсот миллионов рублей. Столько же долгов накопилось за четыре года по закону об инвалидах, но их мы в прошлом году отдали. А "ветеранские" до сих пор не заплатил ни федеральный центр, ни регион, бюджет которого не позволяет это сделать. В итоге у нас сегодня проблемы с топливом в ряде районов, где живет больше всего ветеранов-льготников. Мне приходят письма из котельных, в которых по три года не дают зарплату. Мы должны топливным предприятиям 180 миллионов рублей за льготы прошлых лет. А виноваты в этом, получается, главы муниципальных образований и губернатор.

После выхода людей на улицы тоже начался поиск виновных, который продолжается до сих пор. В адрес региональных властей постоянно звучат упреки в неверном исполнении закона. Где в случае с заменой льгот проходит граница ответственности между центром Федерации и ее субъектами?

Я считаю, что реформа была слабо проработана именно на этом стыке: министерство - субъект РФ. Для некоторых министерств стало открытием реальное количество ветеранов в стране. Оказалось, что региональных льготников у нас значительно больше, чем федеральных. А следовательно, ответственность субъектов РФ гораздо выше. И мы говорили об этом в правительстве. Но только после активных выступлений людей началась работа. А ведь люди-то стоят не под окнами министерств, они идут к местным администрациям. Там, где ветераны протестуют при наличии нормального бюджета и отсутствии старых долгов, однозначно недоработал регион. Там же, где местный бюджет нуждается в поддержке федерального, возникают вопросы. Могу сказать, что нас давно жизнь заставила заниматься тем, от чего сейчас зависит исполнение закона о замене льгот. Например, в прошлом году мы пошли на непопулярные меры на транспорте - ввели жесткие ограничения, квоты. В итоге остановили, казалось, неуправляемый процесс.

Все громче высказывается мнение, что областной закон о мерах социальной поддержки нуждается в корректировке. Вы с этим согласны?

Корректироваться может только сумма денежных выплат. Компенсации сейчас выплачиваются по графику, и в связи с ростом доходов надо все время проводить их индексацию. Но - только с ростом доходов. И вот здесь, поскольку мы живем в одной стране, а бюджет исполняется в разных регионах по-разному, опять же закладывается конфликтная ситуация, которая в будущем может нарастать. У одних регионов будут дополнительные доходы, у других нет. И что тогда? Люди летом поедут в соседние области - в ту же Вологодскую - и почувствуют разницу в компенсациях при несущественной разнице в ценах. Единое пространство выполнения закона пропало, и если Министерство финансов не станет отслеживать эту ситуацию, негатив будет нарастать. Весной появится и другая проблема: люди начнут активно пользоваться пригородным транспортом, и тоже возникнут вопросы. Специалистам областной администрации и министерства надо работать над этим каждый день, раз уж мы взялись за такое сложнейшее дело. Нельзя перекладывать его друг на друга. Только совместная работа и грамотное управление процессом.

То есть без поддержки федерального бюджета нам в деле повышения компенсаций не обойтись?

На сегодня сложилась такая система межбюджетных отношений, при которой чем больше регион работает, тем больше у него забирают. При таком подходе любую область можно сделать дотационной. А жизнь ведь заключается не только в том, чтобы предоставлять и компенсировать льготы. Нам надо благоустраивать города, строить дома, выпускать новую продукцию, создавать современные рабочие места - да много чего надо. Поэтому упреки в том, что главы администраций тратят деньги на стройки и дороги, звучат по меньшей мере странно. А кто будет этим заниматься? Тепло для нашей северной области вообще вопрос номер один. Вот недавно Министерство культуры выразило готовность выделить на исторические памятники Архангельской области 300 миллионов рублей, но при условии софинансирования. Это означает, что если мы не найдем столько же у себя, то ничего не дадут. И памятники - кстати, федерального значения - будут продолжать разрушаться. Но мы не станем их делить, это немой укор прежде всего тем, кто здесь живет.

Вы сказали о необходимости искать способы улучшения жизни в эпоху монетизации. Кроме увеличения денежных выплат, что это может быть?

Во-первых, поддержка крупных муниципальных транспортных предприятий, выделение дополнительных средств на приобретение новых автобусов, создание необходимой ремонтной базы. Но за всем этим должен быть контроль. Сейчас очень удобно, используя тяжелую ситуацию, банкротить и растаскивать предприятия. Мы это уже проходили на гидролизном заводе, откуда целый год вывозился металл, пока не вмешалась прокуратура. Всегда найдутся умники, которые захотят на беде организовать собственный "свечной заводик". Во-вторых, это техническое обеспечение предприятий, занимающихся хранением, доставкой и выдачей льготных лекарств. В-третьих, необходимо принять областную программу, где будет установлен порядок дополнительного обеспечения лекарствами тех категорий граждан, которые не вошли в федеральный регистр. Мы ищем различные способы взаимодействия с железной дорогой, другими транспортными предприятиями. Вырабатываем механизм, который бы в корне отличался от прежнего нерыночного и сделал транспорт привлекательным для вложения капитала. У каждого региона могут быть свои подходы к решению проблем, потому что условия везде разные. Надо просто работать.

Суд Шмакову отказал (Нарьяна вындер)

В минувшие воскресенье и понедельник суд Ненецкого автономного округа рассматривал заявление кандидата на должность главы администрации округа Александра Владимировича Шмакова. Кандидат полагает, что выборы главы администрации НАО 23 января проходили с "многочисленными массовыми нарушениями действующего законодательства". Считает результаты голосования "недействительными и подлежащими отмене". И приводит свои аргументы, на основании которых суд мог бы признать итоги голосования недействительными.

По мнению А.В.Шмакова, по причине допущенных нарушений невозможно "с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей". Кандидат сослался на статью 77 ФЗ " Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие граждан РФ".

В своем заявлении Александр Шмаков отметил, что в период предвыборной борьбы нарушался порядок ведения предвыборной агитации. Что на избирателей в отдельных случаях оказывалось давление, имел место подкуп избирателей, что были нарушены конституционные права жителей НАО и так далее.

Разбирательство в суде с участием старшего помощника прокурора округа Виктора Комарова, представителей заявителя и других сторон -шло по каждому пункту отдельно. Но в ходе судебного заседания доводы заявителя не нашли своего подтверждения, доказательств было явно недостаточно. Представителям суда и прокуратуры даже пришлось самим делать запросы. А на вопрос о возможности предоставить дополнительные материалы представитель Шмакова ответил отрицательно.

На заседании прозвучало, что установленные в ходе заседания обстоятельства не могли повлиять на волеизъявление избирателей. Решением окрсуда заявление кандидата Шмакова оставлено без удовлетворения. Кандидат может обжаловать это решение в Верховном суде, в пятидневный срок.

Окружную избирательную комиссию на суде представлял ее председатель Заур Тлябичев. В своем интервью нашей газете Тлябичев сказал, что заявленные кандидатом требования по поводу действия или бездействия избирательной комиссии избирком не признал, так как в день голосования на действия комиссий не поступило ни одной жалобы.

Экономика

Требуют долг за лечение стариков и детей (Правда Севера)

Администрации Красноборского района предъявлен иск в 35 миллионов 191 тысячу рублей, району грозит банкротство, сообщила недавно районная газета "Знамя".

Как оказалось, областной фонд обязательного медицинского страхования (АОФОМС) судится не только с Красноборским, иски в арбитражный суд поданы в отношении еще 24 муниципальных образований. АОФОМС, как пояснил его исполнительный директор Алексей Крюков, пытается вернуть долги за медицинское обслуживание неработающего населения - детей, стариков. За десять лет по области накопилось полтора миллиарда. Правда, в этой сумме собственно долг - чуть более пятисот миллионов, а остальное - набежавшие за годы пени и штрафы. "Архангельская область входит в десятку худших плательщиков за страхование", - говорит Алексей Викторович. Но большая часть сумм все-таки спишется за давностью лет. Долги будут взиматься начиная с 2002 года. В итоге, к примеру, администрации Красноборского района придется вернуть 390 тысяч рублей. "Мы понимаем, что и эти деньги для района значительные, - подытоживает Алексей Крюков, - и мы готовы пойти навстречу: "разбить" сумму. Это относится ко всем должникам".

Общество

Только кипячение! (Новодвинский рабочий)

Напоминаем: в водопроводе Новодвинска обнаружен ротавирус. По мнению главного санитарного врача города Степана Матлаха, ротавирус мог попасть в водопроводную сеть при устранении аварий, так как работники МУП "Жилкомсервис" не проводят дезинфекцию ремонтируемых участков. В результате происходит загрязнение воды. Сейчас ведется промывка водопроводных сетей по микрорайонам города концентрированным раствором хлора.

Ротавирус обычно активизируется в холодный период года, вызывая кишечные расстройства. Чтобы не стать жертвой инфекции, Степан Иванович советует горожанам пить не отстоянную, а только кипяченую воду, так как вирус погибает лишь при кипячении.