Политика

Монетизация: Мнения политиков и общественности (Правда Северо-Запада)

"Все ошибки применения Закона - на местах"

Владимир Гармашов, руководитель фракции ЛДПР в областном Собрании депутатов:

- Мы считаем, что необходимо поддерживать все протестные настроения населения по поводу непринятия людьми отдельных пунктов Закона и ущемления их прав с задержкой выплаты компенсации, а также против всех применяемых по отношению к льготникам силовых методов.

Мощная бюрократическая машина затормозила реализацию Закона, который вступил в силу 1 января, но действенность его не была подготовлена заранее. Можно было в декабре начать январские выплаты, но для этого нужны были решения губернаторов на местах. Не сделали этого, а в январе чиновники 10 дней отдыхали. Только 12 числа они смогли приступить к рассмотрению этого вопроса, а списки льготников - огромные. В конце января все эти льготные выплаты получат, плюсом правительство уже обещало индексировать пенсии, то есть к апрелю уже пойдут выплаты по дополнительной индексации. В итоге пенсионеры в этом году получат намного больше, чем в прошлом. Но это они ощутят только в середине года.

В целом, мы считаем, что Закон нужно было вводить постепенно. Надо понять главное - монетизация направлена на то, чтобы исключить возможность нецелевого использования денег льготников. Если им положены деньги, то лучше их отдать им в руки, чем транспортному предприятию. Человек может не ездить, предположим, на автобусе, а его деньги уже переведены транспортникам.

Пройдёт три-четыре месяца, и всё установится, все успокоятся, реально льготники получат всё же больше денег, и чиновники меньше смогут разворовывать на местах. Ведь центр направил достаточно средств в регионы, а люди их там не получили. Объяснение простое: придерживают и в банках прокручивают. Деньги дадут на месяц позже, а проценты от них получат. Вот что получается.

"Надо искать средства, чтоб снять напряжение"

Людмила Кононова, член фракции "Единая Россия" в областном Собрании депутатов:

- Сама идея проведения этой реформы понятна и, наверное, правильна. Человек должен ощутить себя гражданином страны, в которой он живёт, и если уж государство сказало, что положено, значит, человек должен получить. Второй вопрос, что этих денег не было, государство не всё просчитало в полном объёме. Что касается федеральных льготников - они получили достаточную сумму. Самые большие вопросы сегодня возникают по льготникам регионального уровня. Их четыре категории: ветераны труда РФ, ветераны труда Архангельской области, репрессированные и труженики тыла. Они лишились льготного отпуска лекарств, бесплатного проезда к месту раннего проживания один раз в год, лишились бесплатного зубопротезирования. С бесплатной выдачи лекарств ушла большая группа инвалидов.

Я убеждена, что репрессированные должны относиться к федеральному уровню. Они были репрессированы со всех территорий России и осели здесь, потому как здесь было много лагерей. Легче всего получить сумму денег и разделить, раздать всем сёстрам по серьгам. О конкретных людях не думали. Я всегда говорила: молодыми мы не будем вечно, мы придём к этому почтенному возрасту, и не дай бог, чтобы с нами так же обращалось государство, коллеги, внуки: Конечно, очень беспокоят выступления наших граждан. 21 января наша комиссия указала соответствующим департаментам на ошибки и на то, что нужно сделать, дали им семидневный срок. К сожалению, в это время пошли митинги. И так получилось, что вдруг по московскому телевидению прозвучало выступление нашего губернатора, что в Архангельской области всё хорошо. Мы постараемся предложить губернатору изыскать средства, чтобы снять это напряжение. Я - не за выступления народа, я - за то, чтобы помочь людям достойно продолжать свою жизнь, а не укорачивать их дни.

"Разговора с властью не получилось"

Андрей Самылов, секретарь обкома КПРФ:

- Федеральный закон N 122, на наш взгляд, стал ещё одним шагом власти на пути к тому, чтобы снять с себя всякую ответственность за население России, причём речь идёт о самой обездоленной части населения - ветеранах, инвалидах, пенсионерах. Исполнительная власть утверждает, что с 2005 года социальные выплаты увеличиваются в три раза по сравнению с предыдущим годом. Однако основная часть расходов по этим социальным выплатам возлагается на регионы. А для нас не секрет, что в большинстве региональных бюджетов на эти нужды нет средств.

Кроме того, сами суммы пенсий, пособий, компенсационных выплат никак не соответствуют элементарному прожиточному минимуму. Как можно 300 рублями компенсировать расходы на общественный транспорт, телефон, то есть те вещи, без которых пожилому, больному человеку просто невозможно прожить?

Государство создало стабилизационный фонд и занимается тем, что в иностранных банках прокручивает эти деньги. Однако никому в правительстве не приходит в голову инвестировать средства в развитие отечественной экономики. Тем более, никто не подумал о том, чтобы направить эти средства на социальную поддержку малоимущих слоёв населения.

Введением 122 закона и особенно самим процессом его реализации в январе 2005 года власть показала свою беспомощность, спровоцировав самый серьёзный социальный кризис за период правления Путина. На улицу вышли люди, возмущённые социальной политикой властей, а вовсе не потому, что какие-то мнимые провокаторы толкали их на протестные действия. Рано или поздно терпению народа приходит конец. Слова и обещания не могут сделать жизнь населения лучше.

Немало удивило и заявление нашего губернатора Н. Киселёва буквально накануне акции протеста в Архангельске, прошедшей 27 января, о том, что в Архангельской области население поддерживает монетизацию, что у нас нет проблем ни с транспортом, ни с обеспечением льготными лекарствами, а значит, нет никаких акций протеста. Что это, как ни желание отчитаться наверх о мнимых победах?

К сожалению, во время проводимой нами акции протеста разговора с обладминистрацией не получилось. Вышедший к участникам акции протеста заместитель главы администрации области М. Ситкин попросту не захотел найти общего языка с собравшимися. Представители митингующих ушли из его кабинета оскорблёнными.

"Монетизация льгот - это вторая шоковая терапия"

Юрий Никитин, председатель Федерации независимых профсоюзов Архангельской области (ИА REGNUM):

- Федерация профсоюзов ещё в мае 2004 года заявляла о том, что ФЗ N 122 нельзя принимать в том виде, в каком он был представлен на рассмотрение Государственной Думе. Теперь надо устранять то, что допустили. Отменить Закон, наверное, не удастся. Это процесс длительный, и Государственная Дума вряд ли даст обратный ход. Никто ведь не настаивает на обязательном сохранении натуральных льгот. Если они отменяются, должна быть соответствующая компенсация. В результате же всем дали по 300 рублей, хотя у разных групп льготников были разные льготы. Администрация области должна была ещё в июне 2004 года сделать свой отзыв на этот Закон. Однако и исполнительная, и законодательная власти Архангельской области проявили беспринципность. Надо было честно сказать: мы не сможем предоставить людям адекватную денежную компенсацию и добиваться выделения дополнительных средств из федерального бюджета.

Необходимо изыскать ещё 250-300 млн. рублей, чтобы люди получили достойную компенсацию. В областном бюджете средств нет, значит, надо выходить на Минфин и доказывать свою правоту. Губернатору надо было честно сказать: мы сделали только маленький шажок по обеспечению достойной компенсации, а не заниматься популистскими заявлениями, что в области всё спокойно. Естественно, это вызвало мощную волну протеста.

Ситуация усугубляется тем, что в результате монетизации сельская интеллигенция не получила никакой компенсации за ряд льгот, которые были отменены в результате Федерального закона N122. Врачи, учителя, ветеринары, работающие в сельской местности, ранее обеспечивались бесплатным жильём, не платили за отопление и освещение. Сейчас же они вынуждены за всё платить. Отменена и такая северная льгота: человек, родившийся на Севере, при устройстве на работу сразу получает все северные надбавки и коэффициенты. Сейчас же те, кто вступает в трудоспособный возраст, должны зарабатывать коэффициенты наравне с людьми, приехавшими из других регионов. Все эти выявившиеся недостатки необходимо устранять, внося поправки в областное законодательство. Закон о монетизации льгот - это вторая шоковая терапия, которая лишает население социальной защищённости. Сделайте пенсию 9-10 тысяч рублей, и тогда не надо никаких льгот.

P.S. Представители регионального отделения политической партии "Родина" комментарий не дали.

Экономика

Здравствуйте, инфляцию заказывали? (Правда Севера)

Минувшая седмица не принесла, кажется, ничего нового. По всей стране продолжались митинги протеста против монетизации льгот. К протестующим пенсионерам, инвалидам, ветеранам войн и ликвидаторам чернобыльской катастрофы кое-где присоединились студенты (для них кончаются отсрочки от призыва в армию и на флот).

Президенту России Владимиру Путину не позавидуешь. Телевизионные государственные каналы без устали показывают встречи главы РФ с министрами, начальниками прочих федеральных служб и агентств. Владимир Владимирович под ярким светом софитов и объективами телекамер строго спрашивает высших госчиновников: народ при ваших реформах не пострадает? Вызванные пред суровые президентские очи клятвенно божатся: не извольте сумлеваться! Но прильнувшим к телеящикам гражанам и без того понятно: опять лапшу на уши наматывают Путину.

Пока федеральные и региональные власти бодаются между собой в выяснении вопроса о распределении доли ответственности за очевидный политический провал, в жизнь страны исподволь вкрадывается новая тревога: а не обернется ли денежная замена льгот российским инфляционным цунами? Ведь на рынок взамен отмененных льгот обрушится нехилая гора реальных миллиардов рублей. Плюс обещанное повышение пенсий... Главный начфин России Алексей Кудрин прогнозирует рост инфляции уже с января. По мнению министра, сообщает информационное агентство Reutars, инфляция по итогам января может составить 2,1 процента при 1,8 процента в первом месяце прошлого года. Глава Минфина объяснил ситуацию повышением тарифов на жилищно- коммунальные услуги, тепло и электроэнергию во всех регионах страны. Но разве иное можно было предположить?

Правда, правительство РФ обещает, что рост потребительских цен по итогам 2005 года не выйдет за рамки 8,5 процента. Однако большинство аналитиков считает, что уровень инфляции может даже превысить показатель прошлого года, когда он (по официальным данным Росстата) составил 11,7 процента при правительственном прогнозе 10 процентов. Насколько можно ему доверять сейчас?

Доктор экономических наук профессор Поморского государственного университета Николай Залывский полагает, что начавшаяся монетизация льгот и повышение пенсий даст некоторый толчок для развития стагнирующей экономики страны - особенно в сфере производства товаров народного потребления и предоставления услуг. Однако импульс этот будет незначительным, поскольку поступающая населению денежная масса поглотится возросшими с начала года тарифами на жилищно-коммунальные услуги, тепло- и электроэнергию. Поэтому потребительский спрос хотя и будет ограничен возросшими денежными доходами населения, но окажется достаточным для того, чтобы "проглотить" угрозу инфляционных вспышек.

Между тем опасность подкрадывается к кошелькам граждан и с другой, "немонетизационной" стороны.

В прошлом году наибольший прирост цен дали бензин и мясо. Федеральная антимонопольная власть тут же обвинила в сговоре нефтяных олигархов. А вот насчет мяса Москва пока точно не определилась. Президент Владимир Путин поручил министру сельского хозяйства Алексею Гордееву обратить внимание на мясоцены. В частности, на свинину. В ответном слове министр признал, что свинина в прошлом году действительно подорожала 20 процентов. Он объяснил это ростом цен и на европейском, и мировом рынках. "Мы много потребляем оттуда, и нам нечего предложить в качестве конкуренции", - глубокомысленно оправдывался перед президентом глава Минсельхоза. Но заверил, что другие виды мяса и продовольствия дорожали в пределах темпов инфляции. "Хорошая ситуация, - похвалился Гордеев, сложилась с ценами на мясо птицы, поскольку отрасль росла на 15 процентов в год".

Ну, как не посочувствовать главному аграрию РФ? Опять Запад виноват в подорожании для россиян мясных продуктов питания. От собственного же, отечественного, поголовья коров, телят, свиней, птицы мало что осталось. Не будем всю Россию оглядывать: перед глазами хотя бы разоренные за годы "реформ" мощный некогда Коношский свинооткормочный комплекс, Уемская птицефабрика в Архангельске... Аналогичных примеров даже по нашей области сразу не перечислишь. По данным департамента агропромышленного комплекса обладминистрации, в прошлом году объем производства продукции животноводств в нашем северном регионе остался на уровне 2003-го, а куриных яиц и вовсе сократилось. Надо ли удивляться росту цен?

Новое руководство аграрного департамента пытается изменить ситуацию к лучшему. Так. в Приморском районе проводится удачный эксперимент по выращиванию свиней беконной породы на основе голландской технологии. На Вельской птицефабрике смонтировано и продуктивно действует высокопроизводительное испанское оборудование... К сожалению, попытки возродить отечественный и местные агропромы во многом сдерживаются отсутствием соответствующего федерального и областного законодательства. Политические амбиции и интриги на всех уровнях власти по-прежнему складывают в долгий ящик реальное решение насущных проблем экономики и повышения материального урона жизни людей.

Сколько прибавится жилья? (Правда Севера)

В мэрии Архангельска разрабатывается программа по строительству жилья в городе со сносом ветхих домов и расселением проживающих в них людей. Будут определены все потенциальные участники строительства (причем не только муниципального). Предполагается, что в марте-апреле этого года программа будет представлена на рассмотрение сессии горсовета.

Надо сказать, что в конце прошлого года была сдана вторая секция 320-квартирного панельного дома 93-й серии по улице Стрелковой, где в общей сложности 47 квартир впервые за последние годы строились при долевом участии муниципалитета. Они предназначены для расселения людей из сошедших со свай и аварийных домов, с которыми особенно остро складывается ситуация в областном центре. Кроме того, 20 квартир в этой новостройке предназначены для семей военнослужащих и четыре получили участники ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.

К сожалению, не удалось, как было намечено ранее, начать строительство полностью муниципального 20-квартирного трехэтажного кирпичного дома индивидуальной планировки на улице Бадигина: средства ушли на восстановление пострадавшего от взрыва дома на проспекте Советских космонавтов. Очень жаль, если этот важнейший для нашего города объект не найдет свое отражение в готовящейся программе. Проект-то уже разработан, выделена площадка, освоены какие-то деньги... Хотелось бы верить, что все это не напрасно.

Вот тебе, бабушка, и Путин день...(Вельск-инфо)

Замена льгот на денежные компенсации задумывалась правительством, Госдумой и президентом, как реальная адресная помощь действительно нуждающимся (а не всем подряд, в том числе - богатым) и как способ пополнения бюджетов всех уровней живыми деньгами снизу, а не сверху, что, конечно, гораздо проще и эффективнее. Но гладко было на бумаге, да забыли про овраги. Весь прошлый год наши телеканалы в советском стиле вели обработку населения, показывая, в основном, тех пенсионеров, которые бурно приветствуют принятие нового закона. А можно было бы за такое-то время все сложности его проведения в жизнь просчитать, не отсекая недовольных и сомневающихся. Теперь они пожинают плоды своего очередного сговора с властью - тысячи пожилых людей в Питере, Москве, Самаре и т.д. устраивают пикеты, перекрывают движение на улицах, выражая свой протест отменой льгот и нерасторопностью чиновников. Похоже, январем эти выступления не закончатся, последствия слишком самоуверенной кампании будут сказываться весь год, и вот почему. Пожилая женщина из деревни Титовской (инвалид второй группы), имеющая право на соцпакет в 450 рублей (в месяц), оказывается, не может с его помощью получить бесплатно свое лекарство (одна упаковка "Сонапакса" стоит 148 рублей, а ей надо две в месяц), потому что его нет в новом списке льготных лекарств, утвержденном правительством - так ей объяснили в районной больнице. Кстати, по ее словам, теперь в этом списке почему-то нет многих дорогих лекарств. Как сельский житель, и по состоянию здоровья, она не может посещать санаторий, и железнодорожный транспорт ей тоже ни к чему. Она будет писать заявление, чтобы с 2006 года эти 450 рублей получать на руки. И таких людей в деревнях и поселках наберется немало. Хотелось бы узнать, - куда пойдут средства из неиспользованных соцпакетов, поступивших в район или область? Опять в карманы местным чиновникам? Почему на эти реальные деньги человек не может совсем не бесплатно получить необходимые ему лекарства? Так происходит везде или только в Вельском районе? Пока вопросов гораздо больше, чем ответов, хотя здесь поднят мною лишь один конфликт нового закона с действительностью. И впереди у него много испытаний, которые покажут всем нам состоятельность самых благих намерений федеральной власти.