Проект Баку-Тбилиси-Джейхан: экономические сомнения и финансовые проблемы
В первых числах декабря 2004 появилось неожиданное известие о том, что крупнейший в Италии банк Banca Intesa продал часть своей доли в финансировании строительства нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) и ведет переговоры о продаже всей своей оставшейся части в финансировании проекта, которая составляет 60 млн. долларов.
Баку-Джейхан давно является камнем преткновения для российской политики в Каспийском регионе. Как известно, участниками проекта являются: BP (30,1%), ГНКАР (25,00%), Unocal (8,90%), Statoil (8,71%), TPAO (6,53%), ENI (5,00%), Itochu (3,40%), ConocoPhillips (2,50%), INPEX (2,50%), Total (5,00%) и Amerada Hess (2,36%). Протяженность нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан составляет 1767 км. Пропускная способность трубопровода - 50 млн. тонн нефти в год. Строительные работы начались в апреле 2003 и должны были завершиться в четвертом квартале 2004. Экспорт азербайджанской нефти из порта Джейхан (Турция) намечен на второй квартал 2005.
В свою очередь, итальянский Banca Intesa знаком российским экспертам также прежде всего по нелицеприятному поводу, а именно - скандалу вокруг краха концерна Parmalat. Когда судебные власти Италии занимались выяснением причастности сотрудников разных организаций к финансовым махинациях в концерне, особенно пристально была рассмотрена деятельность двух итальянских банков: Banca Popolare di Lodi и Banca Intesa (подразделение Nextra). Однако, никаких громких разоблачений в отношении Banca Intesa не последовало, и он принял участие в финансировании Баку-Джейхан.
Общая стоимость проекта БТД составляет $3,6 млрд., из которых $1 млрд. вкладывают акционеры проекта, а $2,6 млрд. - привлеченные кредиты. Средства на финансирование проекта выделяют восемь экспортно-кредитных агентств, Международная финансовая корпорация (МФК), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), а также банковский синдикат, объединявший до последнего времени 15 частных банков, а теперь, после выхода Banca Intesa, - 14.
В целом кредиты для проекта предоставляют четыре группы заемщиков. В первую группу входят международные финансовые организации - ЕБРР и МФК, которые в целом предоставят $500 млн. (по $125 млн. каждая из них выделяет из собственных средств, а на аналогичную сумму выступают организаторами синдицированного кредита). Ко второй группе относятся экспортно-кредитные агентства, которые предоставят гарантии банкам для финансирования поставок материалов и оборудования из США, Великобритании, Японии, Германии, Италии и Франции. К третьей группе относится синдикат из 14 банков, который выделяет $1,2 млрд. Международный банковский синдикат по финансированию БТД возглавляют японский Mizuho, французский Societe Generale, голландский ABN Amro и американский Citicorp. В него также входят BNP Paribas, Credit Agricole Indosuez, Dexia, Hypovereinbank, ING, KBC, Natexis Banque Populaire, San Paolo IMI, West LB и Royal Bank of Scotland. Каждый банк выделил примерно по $68 млн. В четвертую группу заемщиков вошли крупные компании - акционеры проекта - BP, Statoil, Total и ConocoPhillips, которые в сумме выделят до $800 млн.
Большинство аналитиков рынков считают, что итальянский банк вышел из финансирования этого крайне проблемного в экономическом плане трубопровода в ущерб самому себе, с денежными потерями по оригинальному кредиту. Дело в том, что последнее время трубопровод преследуют задержки в строительных поставках и монтажных работах, от чего значительно возросла конечная цена проекта (кроме того, есть сомнения в качестве работ).
25 ноября 2004 стало известно, что в связи с повышением стоимости проекта строительства трубопровода БТД дополнительные затраты его акционеров составят более $120 млн. Об этом журналистам сообщил исполнительный директор Государственного Нефтяного Фонда Азербайджана Самир Шарифов. По словам С. Шарифова, также как и сам проект, любое его удорожание будет финансироваться по схеме 30% (собственные средства компаний-участников проекта) на 70% (кредитные ресурсы). "Когда мы подписывали кредитное соглашение, мы рассчитывали, что на проект будет затрачено $2,4 млрд. кредитных средств и порядка $200 млн. оставалось в качестве резерва, так называемой "подушки безопасности" на случай возможного роста стоимости проекта. Если мы используем эти $200 млн., то сами акционеры проекта должны будут вложить порядка $120 млн.", - пояснил он.
Президент ГНКАР Натик Алиев, в свою очередь, отметил, что повышение стоимости проекта произошло в каждой стране - Азербайджане, Грузии и Турции. При этом он заявил, что по договоренности с Турцией генподрядчик по строительству турецкого участка БТД компания BOTAS должна построить его за оговоренную сумму в $1,4 млрд.: "Казначейство Турции давало обязательства о том, что если эта сумма будет превышена, то Турция покроет затраты в пределах $250 млн. сверх оговоренной суммы. Кроме того, если строительство не будет закончено в срок, то за каждый просроченный день BOTAS должна выплатить компании BTC Co $500 тыс.", - сказал Н. Алиев, подчеркнув, что сейчас "мы не хотим этот вопрос поднимать и обсуждать". При этом - что характерно - недавно Н. Алиев заявлял, что проект БТД может выйти за рамки бюджета на 5-7%. Однако в самом итальянском банке не подтверждают, вследствие чего именно банк принял решение о выходе из проекта, было ли это связано с подорожанием проекта иили неудовлетворительным качеством строительных и монтажных работ. Единственное, что сказал источник в Banca Intesa, - "мы можем подтвердить продажу части наших инвестиций в проект Баку-Тбилиси-Джейхан. Кроме того, мы ведем переговоры с несколькими сторонами о полной продаже нашей доли", - добавил представитель банка. Было также заявлено, что по причинам конфиденциальности никакие детали по поводу покупателей, сумм и возможных схем транзакции раскрываться не будут.
Но анализ ситуации дает возможность сделать некоторые веские предположения, почему банк вышел из проекта кредитования трубопровода. Скорее всего, в банке решили, что риски, связанные с надежностью и окупаемостью трубопровода, резко возросли. Мало того, что идет удорожание и сбои в строительстве, и заполняемость трубы азербайджанской нефтью остается под вопросом, - так как многие экспертные оценки месторождений показывают цифры значительно меньшие, чем заложено в проект. Так еще в конце ноября 2004 стало известно, что качество уплотнителя, используемого на перемычках трубы, может не соответствовать даже минимальным нормам.
Известно, что в прошлом месяце исполнительные директора Banca Intesa встречались с людьми, которые устроили внутреннюю презентацию в компании BP, где они показали, что качество уплотнителя низкое. Затем чуть позже в Англии вышел отчет независимого консалтинга по инженерным работам WorleyParsons, который вообще показывает, что более чем на четверти перемычек трубы на территории Грузии уплотнитель имеет трещины, что крайне опасно. После этой информации докладом заинтересовались в комитете по торговле и промышленности в Палате Общин в Лондоне, где в ближайшее время ожидаются слушания.
Ясно, что доля Banca Intesa в 60 млн. является крохой в четырехмиллиардном проекте. Нельзя даже говорить о том, что из проекта вышли все итальянцы: нефтегазовый итальянский гигант ENI пока ничего еще не говорил о выходе из БТД. Но говорить о том, что может последовать какая-то цепная реакция, вполне возможно: по крайней мере, частные инвестиционные банки явно переоценят свои риски в связи с последними новостями. Все зависит от того, как будет изменяться цена на нефть и насколько серьезными будут дальнейшие проблемы в строительстве, стоимости и качестве трубопровода.
Надо также отметить, что события вокруг завершения работ по строительству трубопровода проходят на фоне не только неблагоприятных финансовых новостей о непосредственно самом проекте, но и проектов в других сферах, которые тесно с ним связаны. Так, новости об удорожании Баку-Джейхана сопровождаются новостью о необходимости дополнительных инвестиций в проект Шахдениз, газ из которого планируется экспортировать по трубе, пролегающей параллельно БТД и заложенной в стратегические расчеты нефтяного проекта.
На днях президент компании British Petroleum-Azerbaijan Дэвид Вудворд на пресс-конференции в Баку сообщил, что "Стадия-1" разработки газоконденсатного месторождения Шахдениз подорожает на 25%. По его словам, это связано с тем, что при санкционировании проекта не были учтены определенные детали разработки. Также на подорожание оказали влияние рост цен на оборудование и материалы и изменение курса доллара.
Согласно первоначальным прогнозам, стоимость "Стадии-1" составляла 3,2 млрд. долларов. Между тем, по словам Вудворда, затраты на разработку Шахдениз в 2004 году составят 1 млрд. 346 млн. долларов, что на 76,6% больше, чем в 2003 году. Вице-президент компании Роб Келли отметил на пресс-конференции, что для увеличения эффективности капитальных вложений планируется в 2005 году пробурить четвертую опережающую скважину на месторождении. "Эта скважина позволит увеличить добычу газа и продажу его Азербайджану в среднем на 1 млрд. кубометров в год в 2007-2008 годах. Мы сейчас ведем переговоры с Азербайджаном о заключении соглашения на продажу дополнительных объемов газа", - сказал Р.Келли.
Однако разговоры об увеличении добычи природного газа с Шахдениза ведутся уже не первый год, а тем временем нехватка природного газа в Азербайджане компенсируется за счет экспорта из России. В 2003 году ГНКАР заключила контракт с ООО "Газэкспорт" (дочерней структурой ОАО "Газпром") на поставку газа в Азербайджан. В текущем году в рамках этого соглашения планируются поставки в Азербайджан в объеме 5,5 млрд. кубометров.
В результате (кроме всего прочего, в результате неполадок в электроэнергетике Азербайджана и неразрешенности конфликта с Нагорным Карабахом) все никак не сбываются грезы о нефтегазовых долларах, которые должны, по мнению Баку, разрешить большую часть социальных проблем в Азербайджане. И Баку вынужден вновь обращаться к западным финансовым организациям за помощью. 22 декабря 2004 совет директоров Международного валютного фонда (МВФ) одобрил получение Азербайджаном пятого транша по программе сокращения бедности и экономического развития (PRGF). Таким образом, Азербайджан сможет получить средства в размере 19 млн. долларов. Общий объем средств PRGF составляется SDR 80,45 млн. (119 млн. долларов). Азербайджан уже получил в 2001-2002 годах в рамках PRGF два транша кредита объемом по 10 млн. долларов, в мае 2003 года - третий транш на сумму 16 млн. долларов, в декабре 2003 года - четвертый транш в размере 19 млн. долларов. Средства предоставляются сроком на 10 лет с 5,5-летним льготным периодом под 0,5% годовых.
Как отмечает бакинская газета "Эхо", еще в октябре 2004 во время своего визита в Баку советник директора Департамента фонда по Ближнему Востоку и Центральной Азии МВФ Джон Уикман-Линн сообщал, что фонд сократил размер кредитования для Азербайджана по этой программе. Сокращение должно было произойти за счет отмены шестого обзора и связанной с ним выдачи седьмого транша. "Срок реализации программы истекает в конце марта 2005 года. Правительство Азербайджана обратилось к нам с просьбой о продлении реализации программы. Согласно правилам МВФ, при максимальном сроке продления реализация программы может быть завершена 4 июля 2005 года. Однако и при этом МВФ не успеет провести шестой обзор, а значит, выдача связанного с этим обзором седьмого транша не состоится", - отметил Уикман-Линн. За период сотрудничества с МВФ Азербайджан получил кредитов от фонда на сумму 494 млн. долларов. В настоящее время текущая задолженность страны по кредитам фонда равна 206 млн. долларов.
Резюмируя, следует отметить, что чрезмерная зависимость БТД от западной финансовой помощи во многом произошла именно из-за самонадеянности властей Азербайджана в оценках перспектив своих нефтегазовых проектов. И растущие финансовые проблемы проекта БТД отражают растущие сомнения в его экономической эффективности. Будет ли уравновешена в глазах Запада экономическая неэффективность проекта его политической "рентабельностью", готов ли он будет из политических соображений субсидировать проект и насколько долго, как это все вместе отразится на социально-экономической стабильности Азербайджана и перспективах решениях "карабахского вопроса", наконец, насколько серьезным новым испытанием станет судьба БТД для отношений Баку и Тбилиси - покажут уже первые месяцы 2005 года.