REGNUM: Сергей Юрьевич, с чем связана необходимость реформирования МЧС?

В настоящее время в России идет реформирование не только МЧС, а системная административная реформа. Изменения, внесенные в Федеральный закон №122, коснулись и нас: началось разграничение полномочий между различными уровнями власти, каждый должен отвечать за свой участок. В министерстве [по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий] принято решение о создании главного управления МЧС России по Тульской области.

REGNUM: Но ведь главное управление уже существует?!

Ныне существующее главное управление по делам ГО и ЧС Тульской области - фактически орган двойного подчинения, то есть министерству и губернатору области. А с 1 января 2005 года, в соответствии с новым федеральным законодательством о государственной службе, военнослужащие и сотрудники Государственной противопожарной службы, то есть люди в погонах, смогут проходить службу только в территориальных органах МЧС, коим сегодняшнее главное управление по делам ГО и ЧС области не является. Последнее, в свою очередь, с 1 января 2005 года не сможет быть органом двойного подчинения.

REGNUM: Что будет с нынешним главным управлением?

Для решения соответствующих задач в 2005 году между МЧС России и администрацией Тульской области в августе 2004 года было подписано соглашение о разграничении полномочий в сфере предупреждения, ликвидации чрезвычайных ситуаций и тушения пожаров. Вместе с тем данное соглашение не безупречно с правовой точки зрения. Также в нем не прописаны задачи гражданской обороны. По этому соглашению одна сторона (министерство) передает другой (администрации области) только часть полномочий, остальное - непонятно как будет реализовываться. В МЧС России видится так, что в территории единый орган должен заниматься вопросами ГО и ЧС, включая кадровые, финансовые и иные аспекты.

REGNUM: Но ведь по ряду направлений полномочия переданы регионам. То есть МЧС, сняв с себя часть ответственности, тем не менее, стремиться сохранить административный контроль над территориями в сфере ГО и ЧС?

Такие тенденции есть. Но по указанию губернатора уже готовятся предложения со стороны нашего главного управления, государственно-правового управления, управления госслужбы и кадров администрации и областного департамента финансов относительно создания в системе органов исполнительной власти области органа по решению задач в сфере гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также пожарной безопасности. Кроме того, будут созданы государственные учреждения по данным направлениям.

REGNUM: А кто будет заниматься расстановкой кадров?

По областному органу ГО и ЧС этот вопрос находится в компетенции губернатора. Следует иметь в виду, что областная группировка сил и средств спасателей и пожарных насчитывает свыше 3 тысяч человек - и все они будут полностью подчиняться губернатору.

REGNUM: Каковы перспективы противопожарной службы?

Будет создано госучреждение "Государственная противопожарная служба Тульской области". А с 2006 года главы муниципальных образований будут сами формировать органы, уполномоченные по решению задач в сфере ГО и ЧС, в том числе и муниципальную противопожарную службу. На последнюю будут возложены задачи по предупреждению, профилактике и первичному пожаротушению, остальное - за областью. За Федерацией останется только тушение пожаров на стратегически важных объектах, в местах массового скопления людей, а также объектах культурного достояния, для чего будет создана федеральная группировка сил и средств в Тульской области в составе 3 пожарных и одной специализированной пожарной части. Правда, непонятно, как они, дислоцируясь в Туле, смогут выполнять задачи, скажем в Алексине. Поэтому основное бремя ответственности и по этому направлению ляжет на область.

REGNUM: Кто будет назначен руководить вновь создаваемыми органами?

В отношении главного управления МЧС России по Тульской области решается вопрос по назначении полковника Ришата Нурдинова. В министерстве настаивают на согласовании этой кандидатуры с губернатором, но письмо на его имя по данному вопросу пока не поступало. Областной орган по делам ГО и ЧС пока не создан, этот вопрос находится в компетенции губернатора - начальника гражданской обороны области. В заключение также подчеркну, что вновь создаваемый областной орган будет исключительно гражданским, военнослужащих в нем не будет.

REGNUM: Кстати, изменится ли социальноe обеспечение военнослужащих МЧС при этой реформе?

Да, изменится, и в худшую сторону. Реформирование коснулось социальных льгот офицеров, которые просто отменят: проезд в транспорте, оплата телефона, жилья. Нам говорят о том, что утраченные льготы будут компенсированы в денежной форме, но пока этого нет. Идет ущемление прав людей в погонах. И самая острая проблема - отсутствие жилья. Сегодня единственная возможность для офицера получить квартиру - жилищный сертификат, хотя и он не гарантирует своевременное получение жилья. Но даже не будучи уверенными в скором обретении жилья по сертификату, 14 наших офицеров главного управления подали рапорта об увольнении со службы, в том числе и ваш покорный слуга. В течение последних пяти лет нам не было выделено ни одной квартиры. При всем этом офицеры добросовестно и беспрекословно выполняли свой долг. Следует отметить, что с 2005 года ужесточаются требования при найме жилья. Эта проблема коснется и наших офицеров. Уже сегодня некоторые из них, отдавая по 2,5 - 5 тысяч рублей в месяц за наем жилья, в качестве компенсации получают всего 400 - 600 рублей. С Нового года таких военных начнут просто выбрасывать на улицу. Что делать? Куда идти? Областные власти здесь не причем - квартиры нам должно Министерство, но оно их не выделяет. Так что ситуация в системе вызывает серьезную тревогу и грозит социальным взрывом.