«Романовы. Урок рисования»: Картинки с выставки
Выставка посвящена одной небольшой странице частной жизни императорской семьи — домашнему рисованию. Все представленные на ней рисунки хранятся в Государственном архиве Российской Федерации. ГА РФ является единственным хранилищем России, где в наибольшем объеме представлены рисунки всех членов семьи Романовых, начиная от детей императора Павла I и кончая детьми последнего российского императора Николая II. В настоящее время в архиве выявлено и описано около 2500 «романовских» рисунков.
Для выставки отобрано около 300 работ за период 1787–1917 гг. В большинстве своем это детские и юношеские работы, так как именно они в силу различных обстоятельств сохранились в фондах ГА РФ.
Как и во всех аристократических семьях, художественному воспитанию детей в семье Романовых придавалось большое значение. Обучение рисованию начиналось рано. В самом нежном возрасте дети раскрашивали цветными карандашами или пастелью нарисованные для них наставниками картинки и специальные «раскраски», обучаясь тем самым распознавать цветовую гамму. С семи лет рисование уже входило в обязательный курс обучения, проходивший под руководством известных художников. Урокам рисования отводилось два часа в неделю. Первоначально дети копировали рисунки своих учителей, специально приготовленные для этой цели. Постепенно переходили к «сочинениям» собственных рисунков, сюжеты которых были просты и понятны — любимые домашние животные, птички, букеты цветов, сельские домики и пейзажи. Затем начинались серьезные занятия — учились рисовать части человеческого тела, копировали картины известных мастеров, чертили геометрические фигуры и перспективы, отдельные фрагменты зданий. И хотя умение быстро и точно сделать зарисовки местности и возможность самостоятельно выполнить сложные технические чертежи были необходимы великим князьям как обязательное знание в их будущей военной службе, всё же рисование в образовательном процессе имело не только прикладное значение, но прежде всего призвано было развивать в августейших детях художественное воображение и вкус.
На выставке показаны разные виды и жанры творчества представителей семьи Романовых. Здесь и первые «пробы пера», и первые учебные студии, классическое копирование с гипсов, пейзажи и интерьеры, портреты, путевые зарисовки, иллюстрации к художественным произведениям. На протяжении века жанры и сюжеты рисунков менялись, так же как и менялась манера обучения рисованию. В первой половине XIX века Романовых обучали быстрому владению карандашом, правильному и точному, почти фотографическому изображению всех деталей рисунка, а потому основными жанрами были интерьерные, пейзажные зарисовки, портреты, военное обмундирование. Во второй половине века, когда необходимая точность деталей заменилась фотофиксацией и интерес к искусству рисования несколько снизился, работ стало создаваться значительно меньше, но они стали более фантазийными, с изображением всевозможных сценок, натюрмортов, иллюстраций к художественным произведениям. Многие из этих рисунков не только раскрывают внутренний мир их авторов, но и скрупулезно фиксируют все бытовые мелочи, внутренние дворцовые интерьеры, домашний уклад семьи, показывают процесс обучения детей рисованию и всю обстановку, в которой проходили воспитательный и учебный процессы.
Представления об утраченном дворцовом убранстве дают интерьерные зарисовки. Альбом великой княжны Марии Николаевны 1837 г. представляет еще допожарные жилые интерьеры Зимнего дворца, разрушенные дворцовые постройки Петергофа. Собственноручные зарисовки классных комнат великих князей Николая и Михаила Николаевичей передают типовое убранство детских дворцовых покоев, а некоторые рисунки великой княжны Ольги Александровны запечатлели навсегда утраченные покои дворца в Аббас-Тумане. Изображения отдельных бытовых предметов, мебели, настольных приборов, игрушек и украшений, характерные для великих князей Константиновичей и Михайловичей, дополняют интерьерные зарисовки и передают мелочи домашнего семейного уклада.
Портреты представлены на выставке как анонимными персонажами, так и изображениями конкретных лиц. Большой интерес представляет серия портретов нижних чинов российской армии, выполненная детьми императора Николая I в подарок отцу. Обращение к теме рядового солдата, и то, что подобные портреты много лет украшали личные императорские покои, открывают новые черты привычно устоявшегося образа императора Николая Павловича.
Рисунки, посвященные изображению военной формы, — любимые в творчестве императоров Николая I и Александра II. Но если Александр Николаевич четко и скрупулезно прорисовывает все детали костюма, то отец, в свою очередь, при всей точности в деталях обмундирования делает рисунок либо сюжетным, либо в манере шаржа.
В летнее время уроки рисования проводились на свежем воздухе. И тогда главным жанром рисунков становился пейзаж. Четкие линии петергофских видов присутствуют во всех рисунках детей императора Николая I, видовые акварели рано умершего цесаревича Николая Александровича говорят о его увлечении военными сюжетами, а вымышленные пейзажи сыновей Александра II и Александра III сменяют точные, до деталей прорисованные виды дворца в Михайловке великого князя Николая Михайловича. Запечатленные «августейшими» рисовальщиками вполне конкретные растения, цветы, ветки деревьев гармонично дополняют пейзажный жанр, напоминая зрителю утраченную красоту ландшафтов петербургских императорских резиденций.
В первых двух залах выставки рисунки сгруппированы по тематическому признаку. Каждая императорская семья — отдельная тема. На нашей выставке присутствуют работы членов семей императоров Павла I, Николая I, Александра II, Александра III, Николая II. В третьем зале представлены рисунки императорских внуков и правнуков — великих князей и принцев императорской крови. Мы постарались сделать этот зал учебной студией и приглашаем наших дорогих посетителей поучаствовать вместе с Романовыми в уроке рисования.