Политика

О развернувшейся борьбе кандидатов за пост мэра Ростова-на-Дону писала на прошлой неделе газета "Седьмая столица". В материале "Кандидатский круг замкнулся", газета сообщает, что действующий мэр Ростова Михаил Чернышев подал в избирательную комиссию уведомление как самовыдвиженец. По закону о муниципальных выборах, теперь он должен представить подписи 18 тысяч человек, и, если на стадии проверки подписей возникнут сомнения в достоверности подписей, внести избирательный залог в 1,5 млн. рублей. При этом, в отличие от ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы", где кандидат может внести 900 тысяч залоговых рублей сам за себя, закон "О выборах глав муниципальных образований Ростовской области" разрешает кандидату самостоятельно внести только 15 тысяч из 1,5 млн. залоговых рублей. Остальную сумму могут внести частные лица, но не больше чем по 1,5 тыс. рублей каждый. Газета отмечет, что в предстоящих выборах участвуют опытные противники: вместе с действующим мэром М.Чернышевым, уведомление подал собственный корреспондент газеты "Московские новости" Александр Толмачёв. Двое этих кандидатов уже встречались на мэрских выборах в 1996 году, тогда победа досталась М. Чернышёву.
Рассказывая о двух других кандидатах, газета отмечает, что их судьбы в чем-то похожи: и бывший ГФИ по Ростовской области, ныне президент фонда "Сильный город" Геннадий Капканов, и бывший депутат ЗС РО, последние восемь лет бывший и.о. зам. директора Ростовтеплосетей, ныне безработный Борис Стуров были уволены, как пишет газета, "за мэрские амбиции". После отставки им предлагали различные "смешные" должности. Газета считает, что эти двое могут договориться о совместных действиях. "Седьмая столица" отмечает, что в предстоящих выборах будут участвовать и партийцы. Уведомление о выдвижении в муниципальную комиссию принесла координатор ЛДПР по Ростовской области Татьяна Филатова. При этом ЛДПР-овцы сделали заявление о том, что партия будет активно препятствовать фальсификациям, что, по мнению "Седьмой столицы", вызвало раздражение в штабе действующего мэра. Своего кандидата выдвинули и коммунисты: участие в выборах примет первый секретарь ростовского горкома партии Николай Коломейцев. Решение о его выдвижении приняла 37-я внеочередная конференция ростовского областного отделения КПРФ. По его поводу газета замечает: по Ростову снова поползли слухи о том, что Николай Коломейцев ведёт переговоры и готов объединиться с одним из кандидатов - Г.Капкановым - единым фронтом против действующего мэра.

"Седьмая столица" также обратила внимание на проблемы, связанные с реализацией новой политической идеи областных властей. Речь идет о некоммерческом партнерстве "Донской регион", в планах которого было повышение статуса Ростовской области. Однако реализация политической идеи застопорилась при рассмотрении финансовых вопросов. Предполагалось, что финансирование "Донского региона" будет осуществляться из двух источников: организационные взносы учредителей, по 120 тыс. долларов в год с каждого, плюс финансирование конкретных проектов и программ при условии их единодушной поддержки со стороны учредителей.
Предполагалось также, что в будущем организация могла бы зарабатывать, выполняя заказы учредителей или заказы сторонних бизнес-структур, желающих, чтобы некоммерческое партнёрство стало исполнителем той или иной идеи или РR-кампании. Однако, когда стало известно, что бюджет структуры составит более одного миллиона долларов в год, "это естественным образом вызвало раздражение у непричастных к проекту", пишет газета. Автором идеи стал пресс-секретарь губернатора Кирилл Житенев.
Кто же помешал реализации проекта, или, как следует из логических посылов "Седьмой столицы", кто остался в стороне от участия в организации с бюджетом в 1 миллион долларов?
По мнению газеты, к аппаратным битвам вокруг "Донского региона" причастны зам.губернатора Виктор Усачев и сенатор от Ростовской области Сергей Анохин. Анохин, в биографии которого значится "политтехнолог", помогает решать определённые проблемы в Москве. Образование же самостоятельной структуры, которая усиливает позиции губернатора, лишая его необходимости в услугах "нужных людей, которые помогали бы в решении определённых вопросов", не входило в планы "московских друзей", пишет "Седьмая столица". А Виктор Усачев предложил законсервировать новую структуру, поскольку вероятность очередных выборов (губернатора) отпала, с ней почему-то отпала и необходимость в благоприятном имидже региона. Вместе с администрацией остыли и учредители "Донского региона". Кстати, только "Тагмет" и "Трансмашхолдинг" успели частично выполнить свои финансовые обязательства перед структурой. Остальные восемь компаний, вопреки взятым на себя обязательствам, заблокировали перечисление средств. Таким образом, подводит итог "Седьмая столица", внезапно ставший ненужным и оставшийся без финансирования "Донской регион" тихо умер.

экономика

О покупке транснациональной компанией зернового терминала в Ростовской области рассказала газета "Город N". Подобная покупка на Дону произошла впервые, отмечает газета. Покупателем терминала называется Международная зерновая компания - российская дочка швейцарской Glencore, чей годовой оборот оценивается почти в $ 50 млрд. Глинкоровцы встречались с топ-менеджерами "Альфа-Эко Дон", которой принадлежит Ростовский комбинат хлебопродуктов (РКХП) с его самым ценным активом - зерновым портовым терминалом, способным ежегодно переваливать до 2 млн. тонн зерна. По сведениям газеты, Glencore покупает Ростовский комбинат хлебопродуктов, и это может серьезно повлиять на расстановку сил в донском зерновом бизнесе. В создание российской зерновой инфраструктуры Glencore намеревается инвестировать от 50 до 100 млн. долларов, при этом приоритетным для швейцарской компании, естественно, значится юг России, и прежде всего Ростовская область и Краснодарский край. Самыми подходящими для планов Glencore оказались донские активы столичной Альфа-Эко: Ростовский комбинат хлебопродуктов, а также Успенский, Тарасовский и Волгодонской элеваторы. РКХП был единственным крупным зерновым терминалом в устье Дона, который в течение последних месяцев фактически был выставлен на продажу - Альфа лишь ждала покупателя, способного заплатить достойную сумму. Приобретение транснациональной компанией крупного зернового терминала на Дону давно ожидаемое событие, считает "Город N". Как только Россия стала заметным мировым экспортером зерна, международные компании тут же обозначили свой интерес к зерновым регионам страны. Правда, до сих пор первые скрипки на внутреннем рынке по-прежнему играют российские трейдеры, в том числе донские компании: Юг Руси, Астон, Югтранзитсервис, Каравай плюс. Одно из ключевых преимуществ российских экспортеров зерна перед транснационалами состояло в том, что у отечественных компаний были в России свои зерновые терминалы и большие мощности по хранению сельхозпродукции, а у международных компаний нет. Однако транснационалы начинают наверстывать упущенное. И РКХП в этом смысле, наверное, лишь первая ласточка на Дону. Более того, та же Международная зерновая компания при финансовой поддержке Glencore намеревается не только скупать инфраструктурные активы, но и инвестировать производство зерна, чтобы обойти в борьбе за урожай других трейдеров. При этом за транснационалами их главное преимущество - длинные и очень дешевые деньги, а также многолетний опыт в мировой торговле сельхозпродукцией.

Газета признает, правда, что в офисах "Альфа-Эко Дон" и в московском офисе Международной зерновой компании отказываются комментировать возможную сделку. Однако ростовские банкиры подтвердили сведения что Альфа и Glencore уже договорились об условиях сделки по РКХП, баланс которого альфовцы за полтора года привели в порядок. Glencore приобретает не сам РКХП и элеваторы, а компанию "Альфа-Эко Дон", на которую эти активы были заведены, сообщил газете некий местный банкир. Более того, гендиректор Международной зерновой компании Юрий Огнев намеревается сохранить нынешний менеджмент "Альфа-Эко Дон", по крайней мере, этим бизнесом по-прежнему будет руководить известный в Ростове зерновой коммерсант Александр Затонский.

Финансовые спекуляции, связанные с подсолнечником, также стали темой публикаций ростовских СМИ. Об этом написали газеты "Коммерсант - Юг" в материале "Маслопроизводители слились" и "Город N" в публикации "Подсолнечный удар".
"Коммерсант - Юг" сообщил о неформальной встрече руководителей пяти ведущих российских маслоперерабатывающих комплексов. Газета называет участников встречи: корпорация "Астон" (Миллеровский МЭЗ, Морозовский завод Волшебный край ), агрохолдинг "Юг Руси" (Ростовский МЭЗ и строящийся там же крупнейший в мире перерабатывающий завод, до 4 тыс. тонн в сутки), компания "Букет" (Саратовский и Армавирский МЖК, ЗАО Янтарное ), группа компаний "РУСАГРО" (Краснодарский МЖК, Аннинский и кропоткинский МЭЗы). Они договорились осуществлять согласованную ценовую политику при проведении закупок маслосемян, продавцы которых подняли цену в надежде на сверхприбыль. Владельцы маслозаводов обвинили крупные иностранные компании в спекулятивном росте цен и заявили о прекращении закупок семян и намерении обратиться за помощью в Федеральную антимонопольную службу РФ (ФАС). Без этих договоренностей, по мнению маслопереработчиков, российский рынок может наводниться дешевым импортным соевым и пальмовым маслом, что приведет к крушению целой индустрии. Коммерсант - юг тревожится о судьбе российской индустрии производства подсолнечного масла и отмечает, что ростовском Минсельхозе, напротив, весьма довольный сложившейся на рынке ценой на семечку.
Газета "Город N" в материале "Подсолнечный удар" пишет, что на донском рынке подсолнечника появились довольно мощные игроки, формирующие спекулятивный спрос и рассматривающие подсолнечник как выгодную финансовую инвестицию в товар. Газета пишет, что, несмотря на то, что Ростовская область собирает больше всех в стране семечки, сейчас ее цена на Дону оказалась самой высокой в России. Местные маслоэкстракционные заводы (МЭЗы) опасаются, что и донское подсолнечное масло скоро станет самым дорогим в мире. На сегодня урожай семечки приблизился к 950 тысячам тонн. К концу уборочной, как предполагается, эта цифра возрастет до 1,25-1,3 млн. тонн бункерного (с полевым мусором), или около 1,1 млн. тонн чистого, веса. Плюс еще небольшой довесок неучтенного урожая, который специалисты оценивают примерно в 100 тысяч тонн. Получается около 1,2 млн. тонн, которых вроде бы вполне хватает под текущие потребности донских маслоэкстракционных заводов. Обычно, когда в сентябре - октябре идет уборка подсолнечника, отмечает газета, цены на него, либо падают, либо стабилизируются (растет объем предложения, цена идет вниз). Однако в этом году случилось непредвиденное: стартовав с достаточно высокого уровня закупочных цен - 6200 рублей за тонну, дальше в течение уборочной подсолнечник стремительно рос в цене, иногда прибавляя за неделю по 600-700 рублей.
Опросив участников рынка переработки семечки, газета пишет: "На крупных МЭЗах считают, что семечки на самом деле должно было хватить для всех переработчиков, а проблема заключается в том, что спекулянты собрали с рынка около 300 тысяч тонн и тем самым создали дефицит, предполагая в будущем перепродать этот подсолнечник местным маслоэкстракционным заводам по более высокой цене. И МЭЗы возьмут, поскольку другой сырьевой альтернативы у них нет".
Губительность дальнейшего повышения цены, сообщает газета, уже обсуждали на совместной встрече представители ростовских и краснодарских заводов. После собрания цены опять подскочили. Хотя определенный практический результат от профсоюзного собрания маслопереработчиков все-таки был: в ростовское антимонопольное управление была направлена жалоба, в которой МЭЗы обращают внимание на спекуляции трейдеров с донским подсолнечником. В ростовском антимонопольном управлении отказались комментировать газете содержание жалобы и саму возможность влиять на спекулирующих коммерсантов. По мнению газеты, есть большие сомнения, что такой правовой механизм найдется.
"Конечно, это ненормальная ситуация, когда коммерсанты все время предлагают за товар большую цену, чем конечный потребитель", - говорит директор представительства "Юнайтед Агро Индастриал" Дмитрий Иванов. Тем более что трейдерам объективно больше некуда деть закупаемую семечку, кроме как продать ее впоследствии донским МЭЗам. Дело в том, что действующая 20-процентная экспортная пошлина на подсолнечник делает его продажи за рубеж бессмысленными. Поэтому спекулянты, и, прежде всего, представители транснациональных компаний, у которых есть длинные дешевые деньги, формируют сейчас запасы, перебивая цену МЭЗов и надеясь в перспективе перепродать семечку им же, с весьма приличной маржой.
По мнению газеты, нынешняя ситуация на донском рынке подсолнечника может подтолкнуть местных маслопереработчиков активнее идти в довольно трудный и финансово не очень привлекательный агробизнес: кредитовать хозяйства на этапе посевной или даже покупать весной по фиксированной цене будущий урожай подсолнечника, приобретать колхозы, выстраивать вертикальную цепочку производства.

Общество Газета "Коммерсант - Юг" обратила внимание на беспрецедентный в судебной практике случай, который будет рассматриваться ростовским областным судом. В материале "Жертва заказала сама себя" газета сообщает, что областная прокуратура передала в суд уголовное дело об убийстве двумя несовершеннолетними жительницами Волгодонска 32-летней женщины. По утверждению следствия, страдавшая от тяжелой болезни жертва сама просила подростков лишить себя жизни, заплатив им за это золотом. Обвиняемые уверены в том, что сделали доброе дело и избавили женщину от лишних страданий.
В прокуратуре Ростовской области пояснили, что уголовное дело в отношении волгодончанок - 16-летней Кристины Патрикеевой и 14-летней Марты Шкирятовой (источник настоял на изменении фамилий обвиняемых), обвиняемых по части 2 статьи 105 пункты (в), (ж), (з) ( Убийство лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии, совершенные группой лиц по предварительному сговору, по найму), передано для рассмотрения в областной суд. 24 февраля 2004 года девочки убили 32-летнюю Наталью Баранникову, которая после аварии имела тяжелейшую травму позвоночника. Женщина с поражением спинного мозга была прикована к постели, испытывая при любой попытке пошевелиться страшные мучения. По уверениям ее знакомых и родственников, Наталья не хотела быть обузой и не раз просила окружающих убить ее, так как терпеть боль у женщины не было сил. Предлагала даже заплатить за свое убийство. Отклик она нашла лишь у 14-летней соседки Марты, которую, по ее признанию, женщина попросила найти какого-нибудь "отморозка", чтобы ее убил за 5 тыс. рублей. Об этом та сообщила своей матери.
Школьница "отморозка" не нашла, зато предложила собственные услуги. Помочь попросила подругу 16-летнюю Кристину. Заранее согласовали с Натальей способ ее умерщвления: женщина предлагала перерезать себе горло, девочки отказывались, боясь крови. Со шприцом пришли к ней в квартиру. Предварительно Наталья отправила мужа на рынок, а 6-летнюю дочь - гулять на улицу. По уверению обвиняемых, она сама сообщила девочкам, где в шкафу лежит золото, которое Наталья предложила им в качестве вознаграждения. Поскольку никакого медицинского опыта у подростков не было, шприцом в вену попасть они так и не смогли все 10 кубиков шприца ушли в мышцу. Видя, что у добровольных убийц ничего не получается, Наталья посоветовала им взять веревку и задушить ее. После нескольких неудачных попыток школьницы завершили процесс эвтаназии. Затем забрали золото и в тот же день пошли через своего знакомого сдавать его в ломбард. По пути признались ему, что только что убили женщину. Выручили за 11 ювелирных предметов 4750 рублей. Через два дня девочек задержали.
На предварительном следствии обе уверяли, что никакого преступления не совершали, а просто из чувства жалости помогли несчастной женщине избавиться от страданий по ее собственной просьбе.

По информации областной прокуратуры, подобный случай первый в российской практике прецедент фактической эвтаназии, которую следствию не просто было квалифицировать. Тем более, что масса свидетелей подтверждала, что Наталья сама просила многих избавить ее от мучений и предлагала за это деньги. В то же время, по признанию источника, если бы подростки лишили ее жизни просто из сострадания, это вообще запутало бы следствие, но те взяли за это золото. Поэтому, полагает он, в данном случае налицо корыстные побуждения при осознанном намерении убийства, и следствие квалифицировало его как умышленное лишение жизни по найму. Фактически заказное убийство, при котором жертва заказала себя сама. Подобного же в практике отечественного судебного производства еще не было.

Еще один редкий случай в судебной практике - оправдание милиционеров, обвинявшихся во взяточничестве, описала газета "Крестьянин". Материал об оправданных присяжными "оборотнях в погонах" газета назвала "За взятки больше не сажают?".
На скамье подсудимых ростовского областного суда оказались работник угрозыска одного из райотделов Ростова Ковалев, два оперативника - Кудряшов и Авсецин, потребовавшие и получившие с мигранта Алибаша взятку. Оказалось, тот разыскивался, якобы за наркотики, по просьбе правоохранительных органов Узбекистана. Ростовские сыщики выяснили, что через 2 недели розыск Алибаша был прекращен: он нашелся и получил в России вид на жительство. Тем не менее, вместо того, чтоб отпустить Алибаша, ростовские милиционеры, как следует из обвинения облпрокуратуры, потребовали взятку. Передача взятки, после обращения Алибаша в органы надзора, проходила под запись на диктофон при участии сотрудников ростовского управления ФСБ. Несмотря на очевидные факты, суд присяжных пришел к выводу, что никто взятку не вымогал, и никакого предварительного сговора не было. Если по обвинению прокуратуры милиционерам грозило от 7 до 12 лет тюрьмы, то, в результате, - как пишет Крестьянин, - "лютого гуманизма присяжных", два взяточника получили по 3 года условно, а один был вовсе оправдан. Оправданный взяточник, отмечает газета, вообще может подать в суд на областную прокуратуру, как невинно пострадавший человек.