Корреспондент ИА REGNUM побеседовал с депутатом законодательного собрания Владимирской области Сергеем Казаковым о грядущих изменениях в избирательном законодательстве России.

Вы известны как один из оппонентов действующего губернатора Владимирской области Николая Виноградова. Это как-то отразилось на вашем отношении к президентской инициативе избрания губернаторов законодательными собраниями по представлению президента?

У меня отношение неоднозначное. С одной стороны, я допускаю, что при назначении губернатора в нашем регионе нынешнего главу администрации Владимирской области Николая Виноградова президент вполне может и не назначить. Во всяком случае, я на это надеюсь. Хоть таким образом будет обеспечена сменяемость высшего должностного лица области, для которого следующий срок полномочий, по сути, был бы уже третьим (он занимает эту должность с конца 1996 года). А вот если бы проводились выборы, то Виноградов имел бы шанс победить опять, поскольку за эти годы он уже "построил" здесь свою "вертикаль", начиная с глав местного самоуправления и заканчивая моими коллегами из законодательного собрания.

Но в целом, если отбросить подобного рода личностно-конъюнктурные соображения, вызванные особенностями нашего законодательства, позволяющего губернаторам реально оставаться у власти более двух сроков подряд, то я, безусловно, за прямые выборы губернаторов. Потому что при отмене выборов у многих местных политиков, рассчитывающих на поддержку земляков, в том числе, например, и лично у меня, право быть избранным реально отнимается. Я же считаю, что каждый гражданин, имеющий определенные знания, опыт имеет право баллотироваться не только в депутаты, но и в губернаторы.

Если Государственная Дума принципиально одобрит президентские инициативы по отмене выборов глав регионов, то какие изменения Вы бы внесли в порядок их избрания законодательными собраниями?

Естественно, мне не нравится то положение законопроекта, по которому, в случае двукратного отклонения кандидатуры, предложенной президентом, предполагается роспуск законодательного собрания. И так законодательные собрания ходят под губернаторами на "полусогнутых", а здесь вообще полная зависимость... Я думаю, что это неправильно, ведь народ выбирает депутатов не только для того, чтобы выбрать главу исполнительной власти. У депутатов есть и должны остаться многие другие полномочия. В конце концов, роспуск представительного органа власти из-за отклонения навязанной сверху кандидатуры - это просто неуважение к людям, которые избрали этих депутатов. И если уж так случится, что губернаторов суждено выбирать законодателям, то, естественно, нужна более демократичная процедура назначения, которая существенно повышала бы роль депутатских собраний.

Вопрос о необходимости наведении элементарного порядка во власти давно стал общим местом публичных дискуссий. Вы согласны, что, так или иначе, эту задачу президенту надо решать?

В принципе, я ведь не отрицаю точку зрения о необходимости укрепления вертикали власти. В тех сферах, где государство несет свою долю ответственности за ситуацию в стране, безусловно, должен быть порядок. Однако, видя нынешнюю реакцию властной элиты, готовой по первой же команде сверху взять под козырек, опасаюсь, что выльется все это в специфическую форму. В итоге, можно выстроить такую конструкцию, что буквально все будет в руках Президента. Пока хороший Президент - все, вроде бы, хорошо. Но, если, не дай Бог, к власти придет, мягко говоря, другой человек? И эта система заработает на него? Не исключаю, что, в лучшем случае, нас ожидает белорусский вариант...

Из ответов можно сделать вывод, что Вы не согласны и с подходом, в соответствии с которым мэры городов тоже должны назначаться...

Я категорически против назначения мэров. Считаю, что, во-первых, мы нарушим хартию о местном самоуправлении, ратифицированную Государственной Думой, во-вторых, мы нарушим Конституцию, где написано, что местное самоуправление отделено от государства. А если мэров будет назначать губернатор, то это уже вмешательство в местное самоуправление власти государственной. Тем более, если губернаторы будут назначенные, то и главы будут, как бы, продолжением федеральной власти. Мы никогда не вырастим нормальных глав, если не будем учиться снизу избирать умных грамотных эффективных управленцев на эту должность. Если мы все время будем думать, что умные люди есть только в Москве или в области, то на местах все время не будет стимула становиться умнее и грамотнее. А такие стимулы должны быть. Народ должен, да, набивая шишки, да, на проблемах с ЖКХ, при прочих непростых ситуациях, умнеть! Прозрение народа и понимание им того, кого надо избирать, наступит быстрее, если у него такие шансы будут. А если народу все время говорить, что вы дураки все, а есть некий умный дядя в Москве, который будет вами руководить, то народ так и будет в дураках. Не появятся у него стимулы умнее становиться. И так идет деградация в народе, а если еще и сказать, что от населения ничего не зависит - это все равно, что отнять последнее, что осталось у людей из гражданских свобод - право избирать себе начальника. - Сейчас многие считают, что ограничение гражданских свобод - временная мера, вызванная тем, что наше общество оказалось не готово к радикальным демократическим преобразованиям начала 90-х? То, что мы наблюдаем сегодня - это, дескать, естественный откат к перепрыгнутым демократами первой волны этапам развития общества? - Из того, что задумывали демократы на заре революций 1991-1993 годов, разумеется, и половины не сделано. И не по их вине. Слишком слабы были ростки реальной демократии, слишком большое сопротивление шло со стороны прежних номенклатурных кланов, впрочем, легко приспособившихся к новым условиям и получившим реальную выгоду от использования демократических лозунгов. Скажем так, они свое от попытки реализации идей демократии на практике получили. Можно сказать, приватизировали ее завоевания, реально укрепив свою власть, а поэтому более не заинтересованы в том, чтобы была демократия для всех. В итоге, сегодня именно с их стороны идет наступление на гражданские свободы начального периода демократических преобразований. Между прочим, тогда было гораздо больше страховочных механизмов для предотвращения попадания случайных людей во власть (чем нас стращают сегодня, сворачивая выборный механизм). Например, выборы в областной совет народных депутатов были тогда двухтуровые. И тогда было в какой-то степени легче людям разобраться, кто есть кто. Ко второму туру определялись две кандидатуры. И из них народ выбирал. Сегодня, когда выборы в целях экономии и удобства все тех же номенклатурных кланов сделали однотуровыми, действительно, - бывают случайности. И, правда, проскакивает тот, кто в толпе претендентов на один голос набрал больше. Демократия на самом деле стоит, и в прямом, и в переносном смысле, дорого. Говорят, что это нам еще не по карману. Поэтому мы пошли назад пятками. Мы боимся дать народу право выбирать, мы стали возвращаться к старым назначениям партийного советского периода. Так, вроде бы, и удобнее, и дешевле. Но экономия на демократических свободах - весьма обманчивая экономия, и может, в конечном итоге, всем нам стоить гораздо дороже.