Урезать Нижнему Новгороду бюджет - убить дойную корову: Интервью мэра Нижнего Новгорода Вадима Булавинова ИА REGNUM
Глава Нижнего Новгорода Вадим Булавинов в преддверии согласования законодателями проекта бюджета области на 2005 год рассказал ИА REGNUM о недочетах, допущенных при разработке документа.
Вадим Евгеньевич, в середине октября вы говорили, что правительство области отказывается ознакомить мэрию с проектом облбюджета на 2005 год. Тем не менее, вы были решительно настроены отстаивать позицию Нижнего Новгорода при формировании документа.
Если говорить о бюджете, то на прошлой неделе мы его получили. На все наши возражения никакого ответа областное правительство так и не дало ни письменно, ни устно. Если в 2000 город заработал 8 млрд. рублей, и ему оставили 4, то объяснить, почему в 2004 году город заработал 16 млрд. рублей, а ему опять оставили 4 - эмоциями или жалобами достаточно сложно. Возможно, здесь присутствует какой-то элемент зависти, что удалось, несмотря на такие скудные бюджеты, что-то выполнить, а в городе в этом году сделано много. Наверно, вместо того чтобы помочь и усилить то, что было сделано, решили, как это было принято многие десятилетия, всех уравнять. Чтобы никто не высовывался. Всем плохо - значит всем. И никому хорошо быть не должно. Я все-таки не теряю надежды, что бюджет удастся сделать компромиссным вариантом, и единственное, что я просил, обращаясь и к губернатору и в областной Минфин, это не ухудшать положение по сравнению с текущим годом. Я не прошу нам нечего дать, прошу оставить то же самое, что было в этом году по налоговым нормативам. Не более.
Если не получится отстоять свою позицию, по кому это ударит в первую очередь?
Это ударит по всем. Потому что есть такая поговорка: нельзя убивать дойную корову. На сегодняшний день многие инвесторы вкладывают в город деньги, потому что по прибытию сюда у них создается более-менее нормальное ощущение по сравнению с другими городами РФ. Если мы опять будем жить с грязными улицами и потухшими фонарями, то проиграют все. Проиграют и Кстово, и Дзержинск, и Арзамас, и сельские районы, которые говорят: "а что это так много в городе денег? Давайте-ка его с нами приравняем". Жалко, что такая тенденция сохраняется. Поэтому на рабочем обсуждении в Законодательном Собрании я сказал, что не гонюсь за сохранением полномочий. Это означает, что если депутаты не готовы будут принять взвешенное решение не ухудшать положение города, я прошу их принять другое также сильное решение - просто централизовать все финансы в рамках Минфина и перевести город на смету. Не надо нам такого скудного бюджета совсем. Мы готовы жить по смете. Но я не хочу нести ответственность, не имея на это ни копейки денег. Меня начинают спрашивать - почему у вас дороги узкие и постоянные пробки? Вопрос в том, что их надо расширять, а это деньги. А еще мне говорят, что крыши текут, а их несколько сотен, или лифт надо менять, а он стоит более 360 тыс. рублей, и менять их надо около 400 в год... Или мне сообщают, что у нас на улицах недостаточно вкручивается лампочек, нет света и т. д. Почему-то никто не спрашивает - а сколько вам под это заложили в бюджете? В этом отношении я всегда говорю - давайте поступим честно, переведем город на смету. Например, положено учителям 1 тыс. рублей - отдали тысячу. Но, по крайней мере, мы будем знать, с кого их спросить. Но когда мне разрешают потратить на коммунальщиков 800 рублей, а я должен отдать тысячу "Нижновэнерго" или "Газпрому", я не понимаю, откуда взять эти дополнительные 200 рублей. Поэтому или нужно принять нормальный бюджет, или давайте переведем город на смету - так будет честно.
Несмотря на то, что бюджет не утвержден, можно ли уже сегодня говорить о приоритетных направлениях развития города на ближайший год?
Могу рассказать о том, что мы намечали, мечтая, что нас не будут трогать несколько лет. Планы были достаточно серьезные. Необходимо было выйти на 600-800 тыс. метров строительства жилья под расселение ветхого фонда. Намечалась перекладка нескольких километров трамвайных путей, которые уже стали опасны для эксплуатации. Это расширение наиболее сложных транспортных развязок, например, в районе завода "Нител", и в этом году мы закончим объездную дорогу по ул. Ванеева. Это и создание коллектора на Похвалинском съезде, который позволил бы строить на Новых оврагах в районе ул. Похвалинской. Много чего намечалось. Но говорить об этом нельзя, не привязывая все это к реальной финансовой ситуации, потому что строитель будет возводить дома там, где есть коллектор, вода и электричество. Он даже тепло сам подведет, но без канализации и электричества дом нигде не построишь. И это слишком затратно, и энергоемко, и без участия города и области рассчитывать на реализацию таких грандиозных планов нельзя. Тем не менее, в этом году мы предоставим нижегородцам около 1 тыс. квартир по разным программам, в частности, по программам Ветхий фонд, молодая семья и т.д. Хотелось бы не потерять этот темп, более того, начать еще одну программу - закрепление молодых учителей через предоставление жилья. Служебных квартир с отработкой в течение нескольких лет именно для молодых учителей, потому что у нас большие проблемы с ними в школах. В рамках этой задачи уже представлено в этом году 10 квартир, а в следующем году будет прописано само положение, каким образом учителя в этой очереди продвигаются.
Как, вообще, изменилась ситуация с жилищным строительством за те 2 года, что вы руководите городом?
Сейчас рынок строительства жилья начинает затовариваться. Это означает, что и застройщики, и банкиры и финансисты будут вынуждены сделать более щадящими правила предоставления жилья. Иначе они не продадут свой товар. Единственное, что здесь можно сделать, это удешевить себестоимость строительства, сделать оптимальным срок ипотеки и уменьшить процентную ставку по ипотечному кредиту. И тогда молодая семья сможет взять кредит не на 10 лет, а на 25 лет, не под 16% а максимум под 4% годовых и стоимость квартиры будет не как в центре Манхэттэна - 2 тыс. долларов за метр, а 400 долларов, как это реально стоит. Поверьте, в этом случае даже вмешательство власти не понадобится. Все встанет на свои места.
В последнее время стали часто говорить, что в городе распространено незаконное строительство, а у мэрии нет никаких рычагов влияния на этих застройщиков. Неужели на самом деле нет возможности изменить ситуацию?
Ситуация доведена до абсурда. Разрешение на строительство выдавали всегда в Москве, в Госстрое, а бардак строители творили в регионах. А регионы никогда и никто не спрашивал, а что он строит, качественно ли и исполняет ли свои обязательства. Много было таких непонятных решений на протяжении последних 10 лет...
Сейчас уже идет определенное упорядочение этой ситуации. Были ужесточены на уровне федерации градостроительные нормы. Готовятся, но пока не приняты, поправки в жилищный кодекс. Тем не менее, на сегодня заговорили о "самозастрое" и "самозахвате" именно с инициативы и с подачи администрации города. Именно я вынес этот вопрос на всеобщее обсуждение, указав на этих застройщиков, наглых и халтурных. После этого получил обратную реакцию - меня же в этом и обвинили, хотя многие из них работали многие годы. Взять, например "Волговяттрансстрой", который "кинул" несколько десятков людей, по трижды перепродав им квартиры. Что же касается стихийной, незаконной застройки, то мы приняли решение организовать показательные сносы. Сложность в том, что это с нашей стороны превышение полномочий, потому что прав таких у нас нет. Принято решение наиболее "отвязанных" выявить в каждом районе и провести их публичный снос. Это будут не маленькие ларьки и тонары, а реальные нарушители, которые захватывают землю, чтобы мероприятие не было превращено в фарс.
Не планируется ли провести такие же показательные мероприятия с людьми, которые десятками прописываются в дома ветхого фонда, чтобы при сносе дома получать новые квартиры.
Здесь мы сделать почти ничего не можем. Несколько месяцев была ситуация в доме на улице Нестерова. Семья Сперанских писала на меня жалобы во все инстанции, что, мол, живет в нечеловеческих условиях. Сами тем временем прописали к себе в квартиру 11 человек. Когда я принял решение насильно снести их дом, они собрали активистов и вышли митинговать. После этого я принял решение оставить все как есть. Сейчас они снова пишут жалобы, куда только можно, и жалуются на то, что в центре столичного города вынуждены жить в ужасных условиях. Мэрия готова помогать жителям ветхого фонда, но всему есть разумные пределы.
Вообще, у нас есть масса вопросов, которые требуют скорейшего решения. И планы были большие. Но бюджетом нас поправили.
Тем не менее, в конкурсе "Золотой рубль" город признан самым динамично развивающимся из крупных городов округа. Кстати, какие показатели позволили победить, и как эта победа отразится на жизни города?
Не знаю, какие показатели. Там была экспертная группа экономистов. Скорее всего, они брали статистику. Не понимаю, из каких источников, потому что никаких усилий мы к этому не прикладывали. Почему они так решили, я тоже не знаю. Хотя, конечно, приятно.
Если говорить о том, что нас ждет, то в финансовом плане, наверное, ничего, потому что задачи получить денег здесь не ставилось. Если говорить о престиже, то напоминаю, что в начале 90-х, когда Нижний Новгород звучал по всей стране и по всему миру, это привлекало очень многих, в том числе и инвесторов, и принесло много интересных предложений. Это уже наша вина, что не смогли по уму использовать 100 млн. долларов еврозайма, а тогда немногим давали такие средства. Наша вина, что не смогли как следует потратить транспортный и жилищный заем. Благодаря нашему позитивному имиджу и облику выделялось финансирование, и шло сотрудничество. Поэтому чем чаще и больше будут говорить о Нижнем Новгороде в позитивном смысле, тем больше и интереснее будет наш потенциал для сторонних инвесторов.