В прессе Архангельской области на протяжении последних двух месяцев проходит обсуждение темы монетизации льгот и соответствующего федерального Закона №122. Чаще всего в газетных публикациях речь идет не о монетизации как таковой, а о предполагаемых последствиях реформы в отношении тех или иных льгот. Активно подключилась к обсуждению и районная пресса.

Большинство районных изданий строит материалы о монетизации льгот, как опросы населения. Чаще всего в опросах представлены все мнения - как позитивные, так и негативные. Многие респонденты говорят, что еще слишком мало знают о новой реформе. Областные издания публикуют не только обзоры, но и аналитические статьи, объясняя читателям, что те получат в результате монетизации. Как пишет "Правда Севера", в эпоху монетизации льгот "для всех нас крайне важно не допустить, чтобы произвол становился неуправляемым, чтобы помимо страдающих льготников не оказались крайними те предприятия, которые стремятся добросовестно выполнять свои обязательства перед гражданами. Если мы все склонимся перед произволом, очень незаметно для себя вновь заживем в солнечном 1937 году. Со всеми вытекающими последствиями. К сожалению, говорить об этом уже есть некоторые основания. Как известно, проблема с получением компенсаций по льготам в значительной степени возникла у двух категорий предприятий: у транспортников и у работников аптек". Издание отмечает, что в транспортной сфере "консенсус не найден до сих пор. Руководители транспортных предприятий решительно не согласны с идеей областной администрации осуществлять компенсации по лимитному принципу, то есть в пределах средств, которые планировались в областном бюджете на эти цели. Они настаивают на оплате компенсаций по факту, в соответствии со сложившейся методикой определения количества льготников на транспорте. Областная администрация пытается доказать две вещи несовместные: с одной стороны, ставится под вопрос достоверность самой методики, с другой - на основании этой методики вскрываются неточности в определении размера льготных компенсаций по отдельным транспортным предприятиям". По поводу льгот по лекарствам издание пишет, что эта проблема сейчас не решается, так как прокуратура и областная администрация заняты расследованием нарушений со стороны "оборотней в белых халатах". Однако "Правда Севера" отмечает, что "несмотря на большую задолженность, "Фармация" продолжает отпуск льготных медикаментов". Издание делает вывод о том, что "проблема с реализацией конституционных прав граждан есть результат неадекватных действий со стороны областной администрации. Исполнители же - транспортные предприятия, ГУП АО "Фармация" - виновны лишь в том, что оказались жертвами этих нарушений".

"Правда Северо-Запада" перечисляет льготников, которые с 1 января 2005 года будут получать льготы за счет областного бюджета. Это ветераны труда Архангельской области, лица, подвергшиеся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированные, лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев..., либо награжденные орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны. "По подсчетам обладминистрации и по возможностям областного бюджета, компенсации "льготникам" не превысят 200 рублей на человека в месяц. Вместе с тем, по данным Федерации профсоюзов Архангельской области, реальные затраты льготников составят от 470 до 815 рублей. В целом на монетизацию льгот в бюджете Архангельской области на 2005 год заложено 500 миллионов рублей. По мнению профсоюзов, эта цифра должна составлять как минимум 1,2 млрд. рублей", пишет газета. "Бизнес-класс - Архангельск" пишет о перспективах реформы в сфере здравоохранения. Как отметил в интервью газете глава департамента здравоохранения обладминистрации Сергей Эммануилов, "федеральный бюджет свои обязательства в части социальной поддержки льготников (лекарственное обеспечение) не намерен пускать по пути монетизации. Это уже совершенно точно. Федерация пойдет по пути внедрения бонусной формы обеспечения льгот в этой части. Планируется, что в федеральном бюджете будет централизовано 53 млрд. рублей, а государство будет закупать эти лекарства и поставлять их в субъекты так, чтобы они дошли до самого отдаленного населенного пункта. По всем остальным категориям льготников, которые отданы на обеспечение из областного бюджета, область должна сама решать этот вопрос. Сейчас уже готов проект областного закона на этот счет, он проходит стадию доработки". По словам Эммануилова, вопрос о том, пойдет ли Архангельская область по пути монетизации в этом отношении, "остается спорным".

Как пишет "Независимый взгляд Архангельской области", "федеральные государственные средства массовой информации бурно обсуждали законопроект практически с момента его внесения в Госдуму. Взвешивая все "за" и "против", давали в эфир дешевую аналитику, восхваляя правительство и Президента, однако постеснялись показать прошедшие не только в столице, но и в регионах митинги протеста... Пропаганда сработала, все больше людей высказываются в поддержку монетизации льгот. Одновременно со СМИ работа идет и на другом фронте. По всей стране частично задерживаются льготные платежи различных уровней. Тем самым в подсознание вбивается мысль, что льготы - это плохо, неудобно и невыгодно, лучше действительно дать деньги. И когда деньги пойдут вместо льгот, все вздохнут с облегчением. Не тут-то было. Начнется повальное истребление наиболее слабых, а именно пенсионеров, инвалидов, ветеранов войн. Не спроста правительство выбрало и летнее время, и большой объем законопроектов. Чем больше страниц, тем больше шансов протащить то, что взятое в отдельности вызвало бы массу вопросов. В течение месяца, да еще и летнего, разбираться в деталях всем будет недосуг". Также издание отмечает, что "законодательная перекройка затронет не только всю социальную сферу, но и государственную политику в отношении образования, науки, здравоохранения, предоставления жилья и т. д. Льготы - всего лишь одна двадцатая часть законопроекта, который затронет все население. Речь, по сути, идет о разграничении компетенции центра, регионов и местного самоуправления, распределении бюджетных обязательств". Еженедельник публикует краткий список всех "негативных" пунктов нового закона в важнейших сферах: здравоохранения, образования, культуры. "Для чего же все это делается? Чтобы избавиться от обременительной части населения, обреченной теперь на вымирание, - напрашивается ответ. Почему? Да потому, что в нашей стране произошло страшное - власть и бизнес слились воедино, что категорически не рекомендуется. Такая власть никогда не будет социально ориентированной, она способна думать только о деньгах, о том, где и как сэкономить, о сверхприбылях, но не о людях. Президент и правительство выполнят-таки свою цель - борьба с бедностью через борьбу с бедными", - подводит итог газета.

"Северный рабочий" также дает новому закону негативную оценку. Газета пишет о том, что многие чиновники Архангельской области и Северодвинска не готовы приступить к реализации закона. "А ведь поначалу речь шла о праве выбора, - пишет газета. - Хочешь - льготы оставляй, можешь деньгами компенсировать. В окончательном варианте законов это право оставлено для так называемых федеральных льготников, да и то с 2006 года. Ветераны местного значения будут жить по местным законам". Издание отмечает, что "по официальным данным, в Архангельской области более 320 тысяч жителей пользуются льготами. Из них 167 тысяч ветеранов труда, 30 тысяч ветеранов Архангельской области, 7 тысяч тружеников тыла, 4,8 тысячи жертв политических репрессий. Порядка 210 тысяч человек с 2005 года должны получать компенсации льгот из областного бюджета. В проекте областного бюджета на эти цели предусмотрен 1 млрд. 193 млн. рублей, что на 471 млн. больше, чем в бюджете этого года. В среднем, не менее 200 рублей на каждого плюс 100 рублей для проживающих в неблагоустроенном жилом фонде для приобретения дров".

"Новодвинский рабочий" пишет о том, что даст монетизация пенсионерам. Газета проводит опрос пенсионеров и делает вывод, что "пенсионерам, которые в городе ведут активный образ жизни, льготы необходимы. А вот "оседлым" и часто болеющим выгоднее денежные компенсации. Так стоит ли всех ограничивать в передвижении, лишать активности, не лучше ли учесть интересы и тех, и других категорий - и не спешить с принятием решений?"