Бесплатные прививки от гриппа получат не все: обзор прессы Еврейской АО
Бесплатных прививок больше не будет, пишет областная газета "Биробиджанская звезда". Известно, что уже второй год подряд российская казна не дает средств на бесплатные прививки против гриппа. А возможности местных бюджетов для этого весьма ограничены. Как пояснили корреспонденту газеты в областном центре Госсанэпиднадзора, на 2004 г. в программе вакцинопрофилактики не закладывались средств на массовые бесплатные прививки против гриппа для населения области. Решение этой проблемы сейчас практически целиком зависит от возможностей, которые изыщут в муниципальных образования, на конкретных предприятиях или сами граждане.
В настоящее время только город Биробиджан и МО "Смидовичский район" выделили на вакцинопрофилактику гриппа по 50 тыс. рублей и 25 тыс. рублей соответственно. Биробиджану этого хватит на 600 доз, Смидовичскому району - вдвое меньше. Вероятно, общее количество привитых бесплатно составит около 2000 человек. Обязательны такие прививки для медицинских работников, педагогов и ослабленных детей, начиная с возраста 6 месяцев. Пенсионерам, которые уже сейчас обращаются в медицинские учреждения за привычными "льготными" прививками, приходится отказывать. Чтобы предупредить вспышку гриппа врачи рассылают предприятиям и организациям письма, в которых уведомляют, что готовы оказать всевозможные консультации по организации прививок для их работников. Часть предприятий так поступала еще в прошлом году, рассудив, что расходы на вакцинацию их сотрудников несопоставимы с убытками от потери ими трудоспособности во время вспышки инфекции. Иногда расходы на вакцину вакцинируемые и предприятие делят пополам.
По данным Центра госсанэпиднадзора, в эпидсезон 2001-2002 годов за счет федерального бюджета в ЕАО было вакцинировано 31800 человек. Таким образом, среди активного населения области в так называемой группе риска (работники здравоохранения, торговли, педагоги и дети) была создана "иммунная прослойка". Гриппу выбрать свою жертву было нелегко. Корреспондент говорит о том, что в ЕАО действительно за 3 последних года ушло из выпусков новостей и с газетных страниц слово "эпидемия". Ситуации благоприятствовало еще и то, что тип вируса в России и на ее Дальнем Востоке, в частности, несколько лет не изменялся. У большинства людей сложился к нему определенный иммунитет, они даже без прививок - переболели, и цифры заболеваемости были оптимистичными. После "ухода" федерального бюджета с поля вакцинопрофилактики в прошлом году Фонд обязательного медицинского страхования ЕАО закупил для защиты населения от вируса 7,5 тысячи доз отечественного препарата "Гриппол". Мэрия Биробиджана - еще 500. Администрация Смидовичского района - 2,2 тысячи доз для детей. И все же в итоге в ЕАО привили 15782 человека, из них 4298 детей.
Конечно, на ситуацию в области реагируют, говорит газета. Правительство ЕАО, управление здравоохранения, ФГУ "Центр Госсанэпиднадзора в ЕАО" издали совместный приказ об усилении мероприятий по профилактике гриппа и ОРВИ в эпидсезон 2004-2005 гг. Эпидемическая обстановка - согласно этому документу - в области остается напряженной. Государственным учреждениям здравоохранения предписано обеспечить необходимый запас препаратов для лечения гриппа и его осложнений. Профилактические прививки в 2004 г. проводить по мере поступления вакцины, в первую очередь среди лиц, относящихся к группам риска, и в кратчайшие сроки. Главные врачи центров Госсанэпиднадзора в районах обязаны информировать "область" о распространении вируса. И все же областная санитарно-эпидемическая комиссия вынесла в свое "Решение" слова о том, что "прекращение поставки противогриппозных вакцин за счет федерального бюджета резко обостряет проблему... На основании анализа многолетней заболеваемости гриппом и элидданных на территории России и области следует ожидать подъема заболеваемости".
Однако драматизировать ситуацию не стоит, пишет газета "Биробиджанская звезда". Вакцина от гриппа вполне доступна населению. За 95 рублей можно "застраховаться" от вируса в поликлинике областной больницы или детской больницы. В основном для этого употребляется отечественный препарат "Гриппол". Для тех, кто считает лучшим все импортное, существует французский "Ваксигрипп", но за совсем другие деньги - от 238 до 320 рублей. В аптеках областного центра с этим препаратом пока временное затишье - раскуплен, но если будет спрос - завезут охотно. Не следует забывать, что прививка тоже не является панацеей от гриппа, хотя переболеть можно будет в более легкой форме. Для тех же, кто все-таки зачихает-закашляет, существуют специальные противовирусные препараты.
Итог сложившейся ситуации подвел завэпидотделом ФГУ "Центр Госсанэпиднадзора по ЕАО" Е.Мироненко. По его словам в этом году по официальным данным, ожидается вновь грипп типа А, несколько видоизменившийся. Но известные вакцины обеспечивают иммунитет к нему. Напугавший весь мир в прошлом году "куриный грипп" может теоретически способствовать мутации человеческого гриппа.
Говорить в прессе о коррекционном образовании непопулярно, но по отношению к нему необходима особая политика, пишет областная газета "Биробиджанская звезда". Сегодня в школах области работают 10 специальных классов для детей с диагнозом "легкая умственная отсталость", всего в них обучаются более 100 детей. В 7 школах Биробиджана работает 22 класса для детей с расстройствами психологического развития и 4 класса компенсирующего обучения. Таких детишек - слабовидящих, слабослышащих, страдающих расстройством опорно-двигательного аппарата, умственно отсталых, пострадавших от туберкулезной интоксикации или по каким-то другим причинам попавших в категорию детей с ограниченными возможностями здоровья и интеллекта - в школах Еврейской автономии, по данным областного управления образования, обучается более 3000. Из них большинство детей с нарушениями речи и интеллектуального развития, которые, к сожалению, практически всегда сопровождают нарушения психики.
О коррекционном образовании не принято широко говорить, и поэтому для многих его современное положение остается в тени. Но это не значит, что ему не уделяется должного внимания. В школах и детских садах области стабильно работает 45 специализированных групп и классов. Около 800 детей обучаются индивидуально или в маленьких группках по 3-5 человек. Среди них есть и дети-инвалиды, имеющие серьезные нарушения умственного или физического развития. Как отмечает главный специалист областного управления образования Наталья Степаненко, сейчас некоторые школы области и полностью коррекционного профиля, и имеющие, помимо обычных, коррекционные классы - организовали у себя постоянную работу так называемых медико-педагогических консилиумов, куда входят лучшие педагоги школы, психолог, логопед, представитель администрации. Кроме того, с переходом специальных коррекционных образовательных учреждений на новый базисный учебный план, школы, в зависимости от контингента учеников и их особенностей, могут формировать нулевые классы для подготовки к дальнейшему обучению. Уже тогда специалисты отслеживают особенности ребят и корректируют схему их обучения.
"Еще один немаловажный и проблемный аспект коррекционного образования области", - рассказывает Н.Степаненко. - "Это нежелание многих родителей признать проблему своего ребенка и необходимость его обучения в специально организованных условиях. Здесь часто играет главную роль несправедливая родительская обида на специалистов и учителей, говорящих, что ребенку трудно учиться в обычном классе, на перегруженную школьную программу и большое количество уроков и домашних заданий. Это, в принципе, понятно: для всякого родителя его чадо самое хорошее, но все же некоторые вещи надо оценивать объективно. Порой родители настаивают, чтобы их ребенка, у которого действительно есть нарушения психики, зрения или слуха, учили в обычном классе наравне со всеми и слышать не желают о каком-то там коррекционном классе или школе. "Мой ребенок абсолютно здоровый, он не дурак или инвалид!" - заявит большинство родителей проблемного ребенка, боясь клейма "ненормальный" и потому, не желая признать реалий. А общая школа между тем не может дать ребенку, действительно нуждающемуся в коррекционном образовании, все то, что ему нужно, в доступной для него форме.
"Коррекционник" должен обучаться в небольшом классе численностью 10-12 человек максимум, а не 25-30, как в обычных школах, и по специальной адаптированной программе. Ему нужна немного другая схема обучения. А на деле же часто положение такого ученика в массовой школе, особенно в классе, на фоне других более "продвинутых", чем он, детей, только усугубляется, а здоровье ребенка ухудшается. Где же тут речь о социальной адаптации и нормальной жизни в обществе, о которых первую очередь и заботятся родители? Нередки случаи еще большего нарушения психики аномального ребенка, видящего свою "некомпетентность" в сравнении с одноклассниками, да еще и, случается, травимого ими. Это перво-наперво и разъясняется родителям. Родители готовы ругаться с учителями, защищая свое чадо, но не желают обращать внимания на совсем другую сторону проблемы - необходимости для школьника коррекционного образования. Причем в особенности те родители, которые сами подпадают под статус "неблагополучных".
Выявил корреспондент и еще одну проблему. Каждый год Биробиджанский государственный педагогический институт выпускает по 35-40 молодых специалистов-дефектологов. Из них работать в коррекционные школы идет едва ли десятая часть. "Сейчас открытой остается проблема несоответствия по образовательному уровню педагогов коррекционных учреждений, что влияет на результативность коррекционной работы", - отмечает Н.Степаненко. - "Не хватает учителей-дефектологов, детских психологов и логопедов". Молодые специалисты не идут работать в такие школы, где сложился свой коллектив, состоящий в основе из учителей-энтузиастов. Многим учителям с опытом нужна специализация и, соответственно, деньги на подготовку, т.е. учителям нужна помощь, в том числе материальная. Последнее зависит, как говорится, от политики региона - куда и как вкладывать деньги. Всего 72% учителей и воспитателей коррекционных школ области имеют высшее или второе высшее (дефектологическое) образование.
Есть проблемы и в организации трудового обучения в коррекционных школах. Систему трудового обучения в специализированных и общих школах нужно переосмыслить, исходя из потребностей области в рабочих специальностях. Минус нашей системы коррекционного образования в том, что, хотя в области обучается много детей с логопедическими нарушениями речи, логопедические пункты сосредоточены только в городской зоне, в селах их практически нет, опять же из-за нехватки специалистов. А вообще, многие из детей с ограниченными возможностями здоровья и интеллекта рано начинают в полной мере осознавать свою инакость. Они стремятся быть в обществе своими. С удовольствием учатся быть полезными, нужными. Беда в том, что в обществе далеко не все готовы - принять таких людей как равных. По крайней мере, пока не у нас - в России, подводит итог газета "Биробиджанская звезда".