10 октября 2004 г. прошли выборы в Законодательное собрание Иркутской области. Международный Институт Политической Экспертизы (МИПЭ) в рамках всероссийской программы анализа региональных выборов в России проводил мониторинг выборов. Результаты выборов комментирует руководитель социологического департамента МИПЭ кандидат политических наук Наталья Анохина.

Было проведено 4 волны исследований. Опрос проводился методом интервью по месту жительства респондентов в 19 населенных пунктах. При формировании выборочной совокупности были сохранены основные характеристики генеральной совокупности по полу и возрасту. Погрешность выборки составляет 3%. Для выявления электоральных рейтингов партий респондентам задавали вопрос: "За какую партию Вы, скорее всего, проголосовали бы, если бы выборы состоялись в ближайшее воскресенье?". Динамика рейтингов в сравнении с реальными результатами голосования представлена в таблице.

Распределение ответов на вопрос "За какую партию Вы, скорее всего, проголосовали бы, если бы выборы состоялись в ближайшее воскресенье?"

1 опрос - 26 июля - 5 августа 2004, 2 опрос - 5 - 10 сентября 2004, 3опрос - 26-29 сентября 2004, 4 опрос - 1-2 октября 2004

На протяжении всей избирательной кампании лидировала "Единая Россия". Однако к концу кампании по данным опросов ее рейтинг упал практически на 10%, что можно объяснить следующими причинами. Во-первых, на старте избирательной кампании только "Единая Россия" была широко представлена в информационном поле, что обеспечивало ей 43,2% голосов и значительный отрыв от других партий. Естественно, что предвыборная кампания и внесла определенные коррективы в электоральные рейтинги. Во-вторых, непопулярные законы, принятые "Единой Россией" на федеральном уровне, также не способствовали росту рейтинга партии на местном уровне. В-третьих, к снижению рейтинга "Единой России" привела агрессивная кампания, проводимая практически всеми остальными партиями против единороссов. Особенно активно в этом процессе участвовала партия "Родина". В свою очередь рейтинг "Родины" вырос практически в 3 раза. Начав с 2,9% потенциальных избирателей, с концу кампании "Родина" получала уже 9% голосов. Рейтинги КПРФ и ЛДПР, не ведущих активной кампании, понижались. По данным опросов, 5-процентный барьер не переходили Социалистическая единая партия России (СЕПР), Партия пенсионеров, Аграрная партия и блок "За Родное Приангарье". На грани прохождения находилась партия "Яблоко". Следует отметить беспрецедентно высокое количество неопределившихся избирателей - от 12,6% до 28,2%. Исходя из ответов избирателей, явка на выборах могла составить 45%.

На выборах в Законодательное собрание Иркутской области пятипроцентный барьер преодолели шесть из девяти избирательных объединений и блоков. На первом месте оказалась "Единая Россия", получив 30,17% голосов. На втором месте - КПРФ (12,86%), На третьем месте - Аграрная партия (9,35%). На четвертом месте - партия "Родина" (9,06%). На пятом месте - блок "За родное Приангарье" (6,97). На шестом месте - Партия пенсионеров (5,81%). "Против всех" проголосовало 11,29% избирателей.

Если прохождение барьера "Единой Россией", КПРФ и "Родиной" было прогнозируемо, то прохождение в местный парламент Аграрной партии, блока "За родное Приангарье" и Партии пенсионеров оказалось неожиданным. "Яблоко" и ЛДПР не смогли перейти 5-процентный барьер.

Каким образом можно объяснить результаты голосования? Объяснение кроется в низкой явке избирателей, которая составила 28,3%. За счет этого "Единая Россия" потеряла около 4% голосов, их приобрели КПРФ, Аграрная партия и Партия пенсионеров, за которые проголосовала наиболее активная часть избирателей - люди старших возрастных групп. По этой же причине "Яблоко" не преодолело 5-процентного барьера, поскольку традиционные избиратели этой партии не дошли до избирательных участков. Война партии "Родина" против "Единой России", вялая кампания КПРФ и ЛДПР, породили запрос на новую силу, которая явилась в лице блока "За родное Приангарье", Партии пенсионеров и Социалистической единой партии России. Часть голосов неопределившихся избирателей отошла к этим партиям, а другая часть проголосовала против всех.

Не следует сбрасывать со счетов административный ресурс, использованный областной администрацией в первую очередь в пользу Аграрной партии и Социалистической единой партии России. Заинтересованность в прохождении именно этих партий объясняется нахождением в списках людей, близких к губернатору. Думается, что именно этим можно объяснить столь большую разницу между голосами, полученными этими партиями, и теми рейтингами, которые фиксировались в ходе опросов. Что касается ЛДПР, то это партия одного политика, который не приехал в Иркутскую область поддержать своих однопартийцев. Таким образом, не имея внятной программы на региональном уровне и не ведя активную избирательную кампанию в области, партия не смогла преодолеть 5-процентный барьер.

По итогам фокус-групп следует также отметить, что избиратели перестали различать партии по идеологическим основаниям, и на первый план стали выходить корпоративные мотивы (Аграрная партия), местный патриотизм (блок "За родное Приангарье") и классовая солидарность (Партия пенсионеров).