"Вызов токсина".

("Известия-Красноярск", 08.10.04, Андрей Андреев)

События в красноярской школе №86, где, по последней информации, учителей отравили цианидами, неизбежно подводят общественность и власть к принципиально новому разговору о безопасности территории. Если тема взрывов уже неоднократно обсуждалась на заседаниях Совета безопасности края, антитеррористических комиссиях, то проблема отравлений - практически нет, хотя на примере "смертельного порошка", рассылавшегося в Соединенных Штатах Америки, понятно: яды давно стали основой современного террора. Ежегодно в мире синтезируется более 10 000 новых химических соединений, в том числе и сотни токсинов, один грамм которых легко убьет население мегаполиса. В отличие от взрывчатки отравляющее вещество без вкуса и запаха можно спрятать даже в запонке рубашки или в дужке очков - тут не требуется ни "пояс шахида", ни грузовик с гексогеном.

Красноярский край вплотную сталкивается с угрозой химического отравления настолько часто, что диву даешься - как мы до сих пор ухитрились избежать массовых жертв. Речь идет не только об аварийных ситуациях на железной дороге, по которой перемещаются цистерны с серной кислотой, вагоны с ядохимикатами и прочими резервуарами смерти. Достаточно вспомнить, как в 2000 - 2003 годах на правом берегу Красноярска и в поселках Березовского района экологи обнаруживали ядовитые вещества, выброшенные двумя крупнейшими заводами - "Сивинитом" и целлюлозно-бумажным комбинатом. А три года назад в Зеленогорске был остановлен завод искусственного волокна. Вот что сообщали тогда источники Министерства по чрезвычайным ситуациям: "В дело были вынуждены вмешаться министр по атомной энергии Адамов, министр МЧС Шойгу, председатель правительства Касьянов. Что неудивительно, учитывая, что электроэнергию отключили на заводе, где в особых условиях хранились около 140 тонн яда первой категории...". До этого предприятие ни разу не останавливали совсем. Это было вызвано необходимостью поддерживать с помощью автоматики особый режим хранения химических веществ, в частности сверхядовитого сероуглерода. 137 тонн этого яда хранится в особых баках под водой, а при отключении тепла гидравлическая жидкость замерзла бы. Дальше происходит деформация емкостей, газ выходит наружу и накрывает город с 70-тысячным населением и находящийся рядом электротехнический завод, производящий обогащение урана! Летучий сероуглерод, кстати, относится к ядам первой категории. Он поражает дыхательные пути, нервную систему и вызывает смерть человека. К счастью, беды не произошло. Но именно после зеленогорского ЧП в прессе появилась цифра со ссылкой на компетентных экспертов - в крае накоплено более десяти тысяч тонн смертельно опасных токсинов. Кроме уже упомянутых промышленных предприятий, где синтезируются яды, эксперты называли также заводы синтетического каучука и химической металлургии, компанию "Полюс" (там применяют цианиды), множество организаций аграрной отрасли, пользующихся удобрениями. Недавно, между прочим, иркутские масс-медиа благодарили Красноярский край за "эффективную помощь в борьбе с саранчой - доставку трех с половиной тонн высококачественного яда "Адонис".

Цианистые соединения широко применяются еще и на Дивногорском заводе низковольтной аппаратуры - однажды глава Дивногорска, комментируя возникшие на предприятии проблемы, заявил, что если системы жизнеобеспечения ЗНВА остановятся, через 22 минуты смертельные яды достигнут красноярского водозабора.

Сегодня в крае действуют две параллельные системы защиты от токсической атаки - служба спасения, то есть государственная охрана населения, и частные секьюрити. Известно, что обе системы проверяются коллегами по надзорным организациям и перекрестным контролем: хочется верить, что в такой обстановке опасных утечек не случится, не говоря уже о возможности массового отравления. Тем не менее, очевидно другое. В отличие от, скажем, гражданской обороны в Соединенных Штатах Америки у нас в России и крае совершенно отсутствует, если можно так выразиться, коллективное оборонное сознание. Вряд ли кто-то способен сейчас вспомнить, когда у нас проводились массовые учения на случай вероятной химической атаки: и это - в то время как только рядом с особо опасными токсичными объектами в Красноярске живут 400 тысяч человек. В крае - около миллиона. Здесь, как понятно, не учтены взрывчатые и атомные объекты.

Тайна следствия

Вчера были обнародованы предварительные данные проверки продуктов, которые стали причиной массового отравления в красноярской школе №86. Поданным специалистов СЭС, в еде с поминального стола были обнаружены цианистый калий и цианистый натрий. По словам пресс-секретаря Госсанэпиднадзора Красноярского края Бориса Горного, предположительно ядовитые вещества находились в обычной поваренной соли: "В соли и некоторых других продуктах найдены цианиды. Само наличие цианидов в продуктах питания является ненормальным. Это вещество относится к циан-группе, а калий это или натрий, особого значения не имеет, потому что оба эти вещества токсичны, и их смертельная доза отличается буквально на миллиграммы". В то же время в прокуратуре, куда обратился за комментариями корреспондент "Известий", заявили, что никакой официальной информации о результатах экспертизы продуктов нет и быть не может: "Мы не располагаем никакими данными о том, что в еде найдены какие-либо ядовитые вещества. Информация, которая была озвучена в СМИ, нарушает тайну следствия. Человек, взявший на себя ответственность за распространение этих данных, будет наказан в соответствии с законом". Стоит отметить, что ранее, по непроверенным данным, прокуратура вообще запретила эпидемиологам давать какие-либо комментарии представителям СМИ, в то время как СЭС планировала рассказать о предварительных итогах экспертизы еще в среду. (Подготовила Анна СНЕЖНАЯ)

"Михаил Прохоров за объединение".

("Вечерний Красноярск", 08.10.04)

Свое отношение к процессу объединения Красноярского края, Таймыра и Эвенкии высказал генеральный директор ОАО "ГМК "Норильский никель" Михаил Прохоров. "Хочу сказать, что, к сожалению, политический процесс в Красноярском крае отстал от экономического. С изменением российского законодательства в области межбюджетных отношений с 1 января 2005 года уже казначейство Красноярского края отвечает за систему финансовых отношений и в Эвенкии, и на Таймыре. Поэтому в некотором смысле политический процесс логично продолжает то, что фактически в части распределения финансовых ресурсов уже происходит. Я являюсь сторонником объединения потому, что будет меньше чиновников и будет меньше межрегиональных барьеров. Следовательно, можно будет более эффективно, целевым образом использовать собираемые на территории налоги. Кроме того, в Красноярском крае есть территории дотационные, а есть прибыльные. Поэтому, имея единую политику в крае, можно проводить опережающее развитие одних территорий и стабилизационное развитие других.

А если по большому счету, то все зависит от команды, от администрации, мэров городов, Законодательного собрания и местных советов. Если эта команда будет работать как единый часовой механизм, тогда это плюсы, а если все работают вразнобой, то никакое объединение или разделение не даст реальных результатов ни для края, ни для его жителей", - заявил Михаил Прохоров.

"Перераспределение собственности от Загорья до Теси".

("Вечерний Красноярск", 08.10.04)

Позавчера комиссия по собственности Красноярского краевого комитета профсоюзов приняла решение одобрить концепцию о новом подходе к управлению профсоюзной собственностью на территории края. Дело в том, что на сегодняшний день профсоюзы не могут самостоятельно эффективно управлять принадлежащей им собственностью. Поэтому предлагается в отношении каждого объекта имущества на конкурсной основе выбирать трастовую компанию и передавать в управление именно ей профсоюзную собственность. Катализатором для такого решения явился затянувшийся конфликт профсоюзов с миноритарными акционерами санатория "Красноярское Загорье". Именно с него и начнут профсоюзы эксперимент по рыночному управлению своей собственностью. Совет профсоюзов края утвердит предложенную концепцию и определит управляющую компанию для данного объекта.

И еще об одном объекте собственности шла речь на этой неделе. В Красноярске с рабочим визитом побывал генеральный директор ОАО ГМК "Норильский никель" Михаил Прохоров. Состоялась его встреча со спикером Законодательного собрания края Александром Уссом. В частности, обсуждался вопрос дальнейшей судьбы Норильского кадетского корпуса, располагающегося в поселке Тесь Минусинского района.

Напомним, кадетский корпус для маленьких норильчан был построен комбинатом по договоренности губернатора Александра Лебедя с действующим в то время генеральным директором РАО "Норильский никель" Александром Хлопониным. Вопрос о переводе Норильского кадетского корпуса, ставший актуальным в последнее время, возник после того, как по федеральному законодательству обеспечение и содержание кадетских корпусов было передано на уровень Федерации, и с этого момента промышленные компании не могут содержать и финансировать учебные заведения. Теперь в создавшейся ситуации речь идет не о закрытии кадетского корпуса в поселке Тесь, а о его перепрофилировании в оздоровительный комплекс. Что касается самого кадетского корпуса как учебного заведения, то он будет переведен в Красноярск.

Однако в настоящее время проблемой является тот факт, что в общем количестве учащихся кадет дети-сироты составляют всего лишь десятую часть, а учащиеся из социально незащищенных семей - одну четвертую. В связи с этим Федерация профсоюзов Таймыра в лице председателя В.В. Глазкова обратилась к губернатору Красноярского края Александру Хлопонину с просьбой взять под личный контроль ситуацию с перепрофилированием кадетского корпуса в оздоровительный комплекс и "создать такие условия, когда санаторно-курортный комплекс "Тесь" станет доступным всем норильчанам и жителям Красноярска, а не только избранным".

В случае перевода Норильского кадетского корпуса в Красноярск это учебное заведение приобретет даже ряд преимуществ. В частности, речь идет о начинающемся с 7-8-го класса профильном образовании, ориентированном на поступление в вуз, которого нет в Теси, но есть в красноярских школах. Также нахождение кадетского корпуса в краевом центре сможет обеспечить более качественное историческое и этнографическое образование детей, поскольку в Красноярске неоспоримо больше памятников истории и культуры, чем в Минусинске. Да и родители кадет получат возможность быстрее добраться до своих детей, поскольку Красноярск расположен ближе к Норильску, чем Минусинск.

Кроме того, в случае перевода кадетского корпуса в Красноярск и организации на его базе в Теси оздоровительного комплекса становится очевидным аспект социальной справедливости: содержание одного кадета сейчас равняется стоимости путевок для 9 человек в санаторно-курортный комплекс "Тесь". Сейчас комбинат готов передать уникальный и современный комплекс кадетского корпуса на баланс края.

"Человек гоняется за пылью".

("Красноярский рабочий", 08.10.04, Татьяна Макогонова)

На улицах Санкт-Петербурга рекламные щиты "Одежда из конопли", "Необходимая зависимость" - обычное дело. Продажа наркотиков - это бизнес. И кто-то хочет убедить, что точно такой же, как продажа мыла, лифчиков и сигарет. Очевидно, что этот "кто-то" сосредоточил у себя слишком большие деньги и власть. Власть над умами, телами и душами молодой поросли северной столицы, желающей сбежать от себя и окружающего мира. Бороться с наркоманией бесполезно - распространённое утверждение, которое взялись опровергнуть... бывшие питерские наркоманы из крупнейшего в Европе реабилитационного центра "Новое время" и их сподвижники в Москве.

"Поезд в будущее" - название всероссийской антинаркотической акции. "Танцы на станции Жизнь" проходили в Москве, в Смоленске и в последних числах сентября - в Норильске. Руководителем норильского проекта выступил Дмитрий Арсеньев.

Дмитрий - вчерашний продюсер шоу-бизнеса, долгое время живший в Болгарии и ставший там своего рода идеологическим гуру творческой богемы. И всё же пару лет назад он "купил себе билет на дорогу из плена". А выбравшись из плена наркоты, парень понял, что должен спасти и других.

Идея проведения крупномасштабной антинаркотической акции пришла к профессиональному продюсеру на пивном фестивале. Дмитрий узнал, какие деньги платят компании за продвижение своего брэнда, а заодно и "национальной" идеи о том, что пиво объединяет людей и уводит в сторону от алкоголизма... Зачастую к наркотикам.

Деньги на социальный проект парень искал долго. Слишком долго, чтобы суметь сохранить ту команду, что была с ним на старте. Люди разуверились в успехе столь амбициозной затеи. И только Арсеньев продолжал стучать в новые и новые двери.

Однажды они открылись. Генеральный директор ОАО "ГМК "Норильский никель" Михаил Прохоров Дмитрия поддержал. Более того, руководимая им компания выступила организатором мероприятия.

Подготовка акции заняла год. Арсеньев часто прилетал на Север и изучал местную молодёжь. "Эпидемию" наркомании Норильский промышленный район пережил, как и "материк", десять лет назад. Тогда во всех школах здесь были введены уроки профилактики. Спасали в основном старшеклассников. Помочь удалось не всем. Но уже следующее поколение норильских ребят психологически оказалось менее уязвимо.

"Норильск, привет! Как у вас дела с наркотиками? - начинал свою беседу со школьниками руководитель питерского реабилитационного центра Сергей Матевосян. - Все есть? Нормально! - заключил он, заметив оживление зала. - Значит, мы не зря приехали!".

Телефон в штабе акции все четыре дня "разрывался". Спрашивали Сергея. Матевосян не просто давал советы. Он вёл набор к себе в центр. Но не тех, кого за руку тащили родители. Матевосян не уговаривал начать новую жизнь. Он диктовал правила, принятые в центре. Не нравится - ищи свой путь. Кто-то в сердцах бросал: "Лучше сдохну наркоманом!" Ему спокойно отвечали: "Это твоя жизнь". Можно одуматься и вернуться, но снова на тех же самых условиях: не пить, не курить, не воровать, не сквернословить... и работать. Проживание в центре бесплатно, так что хочешь не хочешь, будешь стараться сделать что-то полезное.

Первые полгода "заторможенные" наркоманы приносят центру только убытки. Зато если они "перевоспитаются", то после выхода из центра о куске хлеба могут не переживать. Матевосяна постоянно спрашивают: "Нет у тебя ещё кого-то из "бывших"?". Возраст "бывших" от 10 до 56 лет. Они ответственные. И обученные в центре многим специальностям.

Государство центру помогло только тем, что отдало в полное распоряжение здание бывшей "психушки" и заброшенные воинские казармы. Коммерсанты выбросили здесь "полуживые" тракторы, КамАЗы, сельхозтехнику, грузовики. Их отремонтировали. 15 гектаров пахотных земель заняли под выращивание овощей. В хозяйстве есть куры, свиньи, на Финском заливе работает своя рыболовецкая бригада. Хлеб выпекается в собственной пекарне.

За девять лет 800 человек прошли реабилитацию в этом центре, то есть выдержали круглогодичный курс и взяли на себя ответственность за младших, за новичков.

Из Норильска человек пять захотели попробовать свои силы в центре Матевосяна. Если из них хотя бы один найдёт "дорогу из плена", то задачу, которую ставили перед собой организаторы антинаркотической акции, можно будет считать выполненной. Ведь в самой столице Заполярья такого центра нет. Врачи могут только помочь снять ломку. Для избавления от наркозависимости нужна работа души и помощь тех, кто "знает дорогу". Дорогу в будущее. Важно только, чтобы наркоман захотел туда попасть.

Большинство наркоманов "садится на иглу", не сумев пережить кризис переходного возраста.

Настоятель Макариева-Решемского мужского монастыря игумен Евмений из Иванова привёл пример из опыта общения со своей паствой.

Мать воспитывала сына одна. И с двойным усердием исполняла свои родительские обязанности, контролируя каждый шаг своего подросшего дитяти. Исход такой опеки оказался печален. На исповеди отцу Евмению молодой человек признался: "Я стал колоться, потому что был уверен: туда она за мной не пойдёт".

У наркоторговцев есть немало уловок, на которые попадаются новички. И главная заключается в тезисе: "Надо всё в жизни попробовать! Попробуй один раз, и у тебя будет выбор!"

Темой ток-шоу, которое проводило норильское телевидение в рамках антинаркотической акции, была легализация лёгких наркотиков. Противников этого шага было чуть больше, чем сторонников. Насторожило другое: на трибуне рядом с молодёжью, ратующей за легализацию, сидели педагоги. Исполняющая обязанности заведующей отделом молодёжной политики администрации Норильска Елена Слатвицкая, на руках которой умирал не один наркоман, узнала среди своих "оппонентов" классную руководительницу своего ребёнка.

О чём говорили подростки? По большому счёту они просили не свободы, которую вряд ли дала бы им легализация лёгких наркотиков (в "свободной" Голландии этого не произошло), а большего внимания к себе. Чтобы власть в молодёжь вкладывала деньги, а не только провозглашала лозунги.

Президент профессиональной лиги силового экстрима (ПЛСЭ) Владимир Турчинский, приехавший в Норильск по приглашению организаторов акции, заметил, что "в городе есть три-четыре места, где можно хорошо потусоваться, но только одно для нормальных спортивных тренировок".

Выходит, что это обстоятельство не мешает столице Заполярья демонстрировать высокие спортивные достижения. Не случайно в этот приезд Владимира Турчинского рассматривался вопрос об открытии в Норильске представительства ПЛСЭ.

Организаторам акции удалось задействовать в ней огромное число норильчан. Малолетки участвовали в конкурсе граффити, с докторами вёл беседы главный токсиколог Москвы, с психологами - столичные профи в этой области, с представителями конфессий проводил тренинги игумен Евмений, командированный Московской патриархией, со школьниками в Городском центре культуры работали ребята из центра Матевосяна, а вечером в клубе "Арт" подростки общались с известными шоуменами на дискотеке.

Идея всех этих мероприятий, оплаченных компанией "Норильский никель", была одна: увести молодёжь от наркотиков и показать альтернативу. Насколько это удалось, покажет время, я же уверена в одном: многие из тех, кто сегодня сидел в зале, а завтра встанет перед выбором, жить или "торчать", решительнее остановятся на первом.

Несколько лет назад в Москве стартовала всероссийская антинаркотическая акция, в попечительский совет которой вошли полномочные представители президента в Центральном и Сибирском административных округах, мэр Москвы Юрий Лужков, руководитель федерального агентства по физкультуре и спорту Вячеслав Фетисов, митрополит Кирилл и многие другие. При поддержке компании "Норильский никель" третий этап этой акции прошёл недавно в Норильске.

Наркоман должен либо умереть, либо заново родиться. Но даже этот выбор условный. Кладбищенские "мегаполисы" - лишнее тому подтверждение. С "мраморных" фотографий смотрят на нас почти детские красивые лица. Они хотели жить долго и счастливо, пока не услышали: "Ты - следующий!" Это "шепнула" ханка, гашиш, героин. Смерть - она любит менять одежды.

Наркомания - это тот же террор, только жертвы её не так видны. Они умирают тихо-тихо, в тёмных подвалах, на чердаках, в теплотрассах.