"Референдум на троих".

(Новые Известия 07.10.04. Е.Латышев)

Сибиряков пока не удается убедить в необходимости объединения округов

Губернаторы Красноярского края, Таймыра и Эвенкии в присутствии свеженазначенного представителя президента в Сибирском федеральном округе Анатолия Квашнина подписали на днях документ, согласно которому 17 апреля 2005 года должен состояться референдум. Посвящен он будет вопросу объединения этих трех регионов. А сегодня в администрации президента РФ состоится по этому поводу совещание с участием губернаторов регионов, спикеров местных парламентов, а также глав МЭРТ и министерства финансов Германа Грефа и Алексея Кудрина.

В советские времена Красноярский край, Таймыр, Эвенкия и Хакасия были единым целым. В результате "парада суверенитетов" начала 90-х "общая квартира" превратилась в "коммуналку". С идеей вернуться к "совместному проживанию" первым выступил тогдашний губернатор Красноярского края Александр Лебедь (о Хакасии, правда, речь не шла). Однако тогда у генерала нашлись критики, как в Красноярске, так и в округах. Одни считали, что при объединении бюджетов финансовые возможности края будут значительно урезаны. Что северные территории, если не принимать в расчет Норильск, станут нахлебниками.

Другие, то есть те самые северяне, утверждали, что вполне могли бы обойтись без опеки со стороны "старшего брата", который не только лишает их самостоятельности, но и попросту объедает. С тех пор перспектива объединения виделась достаточно спорной. По крайней мере ни Дудинка, где правил ставленник "Интерроса" Александр Хлопонин, ни Тура, где пришел к власти менеджер "Юкоса" Борис Золотарев, подобных желаний не высказывали. Более того, в один прекрасный момент депутаты Таймырской думы взбунтовались против Лебедя и краевых депутатов. В обращении, более напоминающем ультиматум, они обвинили краевые власти в систематическом невыполнении своих обязательств перед округом и заявили, что готовы рассмотреть возможность непосредственного вхождения округа в состав Российской Федерации. Потом Норильск попытался выйти, - правда, безуспешно - из-под юрисдикции края и "прописаться" на Таймыре.

После гибели Александра Лебедя ключевые посты во всех трех субъектах заняли три менеджера двух крупнейших бизнес-структур - Хлопонин, Бударгин (тоже выходец из "Интерроса") и Золотарев. Тогда же первые лица Красноярского края, Эвенкии и Таймыра решили объединиться в придуманный ими же совет губернаторов, однако дружно отмечали, что говорить о слиянии трех субъектов в один рано. Но через какое-то время президент Путин заявил, что укрупнение субъектов "в некоторых случаях вполне обоснованно", заметив, что подобные решения, согласно Конституции России, "отнесены к компетенции субъектов Федерации, а не президента". Те, кто считал, что "пока рано", и даже те, кто категорически выступал против объединения, вдруг столь же дружно заговорили о крайней необходимости возродить "союз трех". Исторически экономика и социальная структура края, включая округа, развивалась как единый комплекс.

Сегодня, по словам того же Хлопонина, "объединение экономически уже состоялось, бюджет Таймыра и Эвенкии определяется Законодательным собранием Красноярского края". Новый союз на основе старых связей вроде бы должен отвечать интересам населения. Дело за малым - объяснить этому самому населению все прелести объединения. Вот здесь-то и кроется пока основная проблема. Судя по многочисленным социологическим опросам, люди не хотят понять своего счастья. Особенно северяне. В автономных округах и Норильске "против" готовы голосовать порядка 70% жителей. Коренные обитатели Крайнего Севера боятся, что в ходе всех пертурбаций они могут лишиться национальной автономии. Норильчане опасаются, что их северную зарплату уравняют с материковой, а в городе рухнет вся "социалка", на которую придется выпрашивать деньги из краевого бюджета. У красноярцев же свои страхи: придется на свои кровные содержать дотационные округа, которые до сих пор кормил государственный бюджет.

Словом, исход весеннего референдума пока весьма и весьма гадателен.

"Пришли к согласию".

(Парламентская газета 07.10.04 А.Статейнов)

В 2007 году в РОССИИ может появиться новый субъект Федерации. Губернаторы Красноярского края, Таймыра и Эвенкии подписали пакет документов, давших "добро" объединению.

Среди них - обращение к жителям трех субъектов Федерации, в котором изложены предпосылки необходимого объединения. Создана и рабочая группа для подготовки референдума, названа и предварительная дата народного волеизъявления - 17 апреля 2005 года. Возможное объединение субъектов обсуждается уже больше двух лет. Первым его озвучил бывший губернатор края Александр Лебедь сразу после визита Президента Владимира Путина в Красноярск. Но тогда не все его приняли даже к сведению. Губернаторы Таймыра и Эвенкии не прилетели в Туруханск, где планировалось обсудить предложение. Каждый понимал объединение по-своему. Александр Хлопонин, будучи в то время губернатором Таймыра, даже предложил свою схему "Норильск - в Таймыр, Таймыр - в Красноярский край". В принципе схема правильная, но в то время она могла означать переход Красноярского края из донорских в дотационные территории и потому не была принята. Хотя рациональное зерно предложения не потеряло актуальности до сих пор.

Время шло, разговоры о едином субъекте множились, но лишь в последнее время стали приобретать реальность. И вот наконец заявлено, что в случае положительного голосования на референдуме уже 1 января 2007 года в стране появится новый субъект Федерации.

- День сегодня знаковый, - подчеркнул после подписания документов представитель Президента в Сибирском федеральном округе Анатолий Квашнин, - руководители всех трех субъектов пришли к необходимости единения, это не чья-то прихоть, а острая необходимость...

На вопрос, что будет, если население регионов проголосует против совместной жизни, полпред Президента заявил, что все зависит от того, как здравую мысль мы сможем донести до народа. Невозможно содержать лоскутные территориальные образования, живущие по своим правилам.

Губернатор Таймыра Олег Бударгин поддержал объединение.

- Я сомневаюсь, что будет неудачный результат при голосовании, - заявил он. - Есть важные промышленные объекты, которые могут вызвать только споры, например Ванкорское месторождение нефти. Оно могло бы превратиться в поле битвы за нефть, а не в поле ее добычи.

Главы края и автономных округов уверены: интеграция позволит повысить уровень жизни населения на территории большого Красноярского края. А губернатор Эвенкии Борис Золотарев, который дольше других оставался в рядах пессимистов по этому вопросу, теперь тоже поставил свою подпись под призывом к населению голосовать на референдуме "за"... - Сейчас я в состоянии объяснить людям, зачем нам это нужно, - сказал он. - Ведь руководители трех субъектов нашли не только механизмы объединительного процесса, но и возможность после объединения создать людям лучшую жизнь...

"Не дал зарплату - под суд".

("Красноярский рабочий", 07.10.04)

Как мы уже сообщали, в минувший вторник в Москве состоялась встреча губернатора края Александра Хлопонина и президента РФ Владимира Путина. Разговор шёл об экономическом развитии региона, социальных вопросах и процессе объединения края с Таймыром и Эвенкией.

В частности? Владимир Путин интересовался, готов ли край к льготным выплатам в 2005 году. Александр Хлопонин доложил, что ведётся интенсивная работа по подготовке выплат для федеральных льготников, в бюджет края закладываются достаточные средства для обеспечения краевой части льгот.

Серьёзное внимание в ходе беседы было уделено вопросам развития экономики края, в том числе освоению Ванкорского нефтегазового месторождения и окончанию строительства Богучанской ГЭС.

Кроме того, Путина заинтересовала информация о долгах по зарплате во внебюджетной сфере. Он считает, что для решения этой проблемы нужно более активно подключать федеральные структуры. Зарплата на частных предприятиях должна выдаваться вовремя и в полном объёме. "Вы должны использовать все ресурсы и силовых, и федеральных ведомств, чтобы достичь цели. Недобросовестных предпринимателей просто привлекать к уголовной ответственности", - сказал президент.

Во время встречи был обсуждён и вопрос об объединении Красноярского края, Таймырского и Эвенкийского автономных округов. Путин внимательно следит за ходом объединительного процесса. Сегодня в Кремле должно пройти совещание, в котором примут участие губернаторы трёх субъектов РФ, руководители законодательных органов власти, министр финансов Алексей Кудрин, министр экономического развития Герман Греф, представители администрации президента. Будут детально обсуждаться вопросы, по которым достигнута принципиальная договорённость между главами регионов.

"Объединение неизбежно?".

("Труд-Енисей", 07.10.04, Виктор Николаев)

На состоявшемся 29 сентября 2004 года заседании совета губернаторов трех регионов с участием полномочного представителя президента в Сибирском федеральном округе Анатолия Квашнина (в недавнем прошлом начальника Генерального штаба Вооруженных сил РФ) было подписано Постановление о создании рабочей группы по разработке проекта предложения об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта.

Предполагается, что референдум по объединению Красноярского края, Таймыра и Эвенкии должен состояться 17 апреля 2005 года. Процедура организации сего действа довольно сложная. Начать с того, что подписей в поддержку его проведения должно быть собрано не менее 2% от общей численности избирателей. При этом в Красноярском крае, на Таймыре и в Эвенкии референдумы будут проводиться отдельно. Объединение этих регионов состоится лишь в том случае, если за него проголосуют жители всех трех субъектов.

По законодательству референдум будет признан состоявшимся, если на пункты голосования придут более 50% жителей каждого из субъектов Федерации, которые принимают участие в объединении. И из этих человек более 50% должны проголосовать за объединение регионов. Стоит отметить, что в случае признания референдума несостоявшимся он может быть инициирован еще раз только через год. Цена же проведения этого не самого дешевого мероприятия может достигать 120 млн рублей.

По степени убывания трудности на пути объединения регионов располагаются примерно следующим образом. Во-первых, явка. Она год от года слабеет: даже на выборы президента народ идет все менее активно, не говоря уже о выборах местных уровней.

Во-вторых, если можно с достаточной степенью уверенности прогнозировать положительный настрой жителей края, то вот на Таймыре и особенно в Эвенкии возможны серьезные проблемы. Население там не особенно расположено возвращаться под крыло бывшей метрополии.

Однако власти, судя по всему, считают эти проблемы вполне решаемыми. Причем что касается явки, то дело тут не только в пропаганде и агитации, которые будут, безусловно, развернуты с должным рвением. По мнению ряда наблюдателей, здесь может быть использован и пресловутый административный ресурс, особенно эффективный в свете отсутствия какой-либо оформленной оппозиции по данному вопросу и, следовательно, бдительных и въедливых наблюдателей на участках для голосования.

В том, что губернаторы Бударгин и Хлопонин "возьмут под козырек", практически никто не сомневался (тем более что Александру Геннадиевичу к тому же прочат место президентского назначенца в объединенном субъекте, что как бы учитывает интересы "Норильского никеля"). "Слабым звеном" был губернатор Золотарев, который еще недавно высказывал целый ряд серьезных сомнений и предсказывал падение уровня поступлений в эвенкийский бюджет в случае объединения с краем. Однако, судя по всему, и к Борису Николаевичу был найден подход. Не так давно он посетил поселок Ванавару, где заявил, что в настоящее время эффективное развитие округа невозможно без экономического взаимодействия с Красноярским краем. Как сообщает пресс-служба округа, выступление губернатора "нашло единодушную поддержку у населения Ванавары и завершилось аплодисментами".

"Президент в курсе красноярских проблем".

("Сегодняшняя газета", 07.10.04)

Как уже сообщала "Сегодняшняя Газета", в Москве состоялась встреча губернатора Красноярского края Александра Хлопонина и президента Российской Федерации Владимира Путина. Разговор длился около сорока минут. Обсуждался широкий круг вопросов. Основные темы, на которые обратил внимание президент Путин, касались экономического развития региона и социальных аспектов жизни края. Так, президент интересовался, готов ли край к переходу на систему "монетизации льгот". Хлопонин доложил, в каком состоянии находится подготовка к реализации этого законопроекта.

В разговоре было затронуто и развитие Ванкорского нефтегазового месторождения. Президент взял себе на заметку этот вопрос. Он сказал, что надо увеличить интенсивность разработки месторождения, так как оно является для края важнейшим направлением развития. Поднимался вопрос, касающийся Богучанской ГЭС. Президент заметил, что в развитии Нижнего Приангарья этот объект должен сыграть существенную роль.

В социальной сфере президента заинтересовала информация о долгах по зарплате во внебюджетной сфере. Путин сказал, что нужно жестче подключать федеральные структуры. Если в бюджетной сфере ситуация для него понятна, то заработная плата на частных предприятиях должна выплачиваться вовремя и в полном объеме. "Вы должны использовать все ресурсы и силовых, и федеральных ведомств, чтобы достичь цели. Недобропорядочных предпринимателей просто привлекать к уголовной ответственности", - сказал президент, обращаясь к своему красноярскому визави.

Рассматривался вопрос и об объединении Красноярского края, Таймырского и Эвенкийского округов. Президент сказал губернатору, что он в курсе событий. По словам Хлопонина, 7 октября в Кремле состоится совещание, в котором примут участие три губернатора, председатели законодательных органов власти, федеральные министры. Там будут обсуждаться те моменты, о которых уже удалось договориться главам регионов. "После того, как будут приняты решения, мы обратимся к президенту", - сказал Александр Хлопонин. Обсуждалась также инициатива Владимира Путина по поводу фактически назначения губернаторов субъектов Федерации, сообщает KNews.

"Еще раз подчеркну, что суть реформ - ни в коем случае не нарушить демократические процессы в стране. Важнейшие принципы демократии остаются. С одной стороны - наличие частной собственности, прописанные законы защиты прав и интересы отдельно взятого гражданина. С другой стороны, важнейшие демократические институты власти, где есть исполнительная вертикаль власти, всенародно избранный президент и не назначаемые, а согласованные с законодательными органами региональные руководители. В свою очередь, законодательные органы власти избираются и являются контролирующими для исполнительной власти. Эта базовая модель не нарушает демократические принципы и не ущемляет права людей", - подчеркнул Александр Хлопонин, рассказывая ТВК о своей кремлевской встрече.

"Губернаторы, дорожите доверием президента".

("Красноярский рабочий", 07.10.04, Эрих Пырх)

В Законодательное Собрание края из Государственной Думы поступил внесённый президентом РФ проект федерального закона, наделяющего легитимностью нашумевшие инициативы Владимира Путина.

Речь идёт о внесении изменений и дополнений в два закона - "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Рвение думцев достойно похвалы - все отзывы, предложения и замечания должны быть направлены до 27 октября в комитет ГД по делам Федерации и региональной политике. Это и понятно: президент в своём послании Борису Грызлову выразился недвусмысленно. "Полагаю, что указанный проект федерального закона может быть рассмотрен Государственной Думой в первоочередном порядке", - мягко "нажал" Путин.

Суть законопроекта такова. По представлению президента гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет наделяется максимум на пять лет полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ представительным органом власти этого самого субъекта. Предложение о кандидатуре губернатора президент вносит не позднее чем за 35 дней до истечения срока полномочий главы данного региона. Местные парламентарии должны выразить своё отношение к выдвиженцу в течение следующих 14 дней. Чтобы облечься в мантию власти, претенденту достаточно набрать простое большинство голосов депутатов.

Если региональные законодатели заартачатся, президент не отступится и в семидневный срок сделает ещё одно предложение. Причём из текста закона следует, что кандидатура может остаться прежней. Если же депутаты снова будут против (или если они тянут с принятием решения), президент демократично назначит временно исполняющего обязанности губернатора. Временщик будет править до тех пор, пока не вступит в должность имярек, наделённый полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ. Отрадно, что врио не может вносить изменения в региональный устав или конституцию и распускать представительный орган власти.

А вот президент согласно законопроекту вправе разогнать депутатов, если они дважды отклонят предложенную им кандидатуру. В этом случае выборы более сговорчивых парламентариев состоятся не позднее чем через четыре месяца после вступления в силу решения о досрочном прекращении полномочий законодательного органа власти. Вместе с кнутом депутатам предложен и пряник: законопроект содержит пункт, позволяющий им принять решение о недоверии высшему должностному лицу субъекта РФ и направить сей документ президенту, дабы тот поразмыслил над вопросом об отрешении своего назначенца от должности.

В случае досрочного прекращения полномочий главы региона президент в двухнедельный срок вносит предложение о кандидатуре его преемника. Кстати, недоверие депутатов - лишь одна из возможных причин досрочной отставки губернатора. Ему не поздоровится, если прокуратура предъявит обвинение в совершении преступления, если он будет ненадлежащим образом исполнять свои обязанности, а также если утратит самое дорогое - доверие президента. Да-да, в тексте законопроекта так и записано: "в связи с утратой доверия". Такая вот юридически отточенная формулировка.

Понятно, что в краевой парламент проект федерального закона прислан в общем-то лишь для ознакомления. Наивно было бы предполагать, что, к примеру, дотошное экспертно-правовое управление ЗС выдаёт на-гора кучу замечаний и предложений, а Госдума послушно их утверждает. Вон сколько поправок к одиозному закону об организации местного самоуправления ушло из Красноярска в Москву - и ни ответа, ни привета. А тут ещё такое произошло - Сам с инициативой вышел...

По словам председателя постоянной комиссии ЗС по законности, правопорядку, защите прав граждан и информационной политике Юрия Абакумова, своё отношение к федеральному законопроекту наши депутаты могут выразить на сессии, а могут просто направить соответствующую бумагу в столицу - это как решит профильная комиссия под председательством Алексея Клешко. Тем более что время не терпит, а дата следующего заседания сессии ещё не назначена.

К слову, в Госдуме ждут реакции и от краевой администрации. Какой она будет, догадаться нетрудно. Чиновники есть чиновники, а депутаты есть депутаты. Тот же Абакумов полагает, что Законодательное Собрание вполне может упереться и не согласовать кандидатуру, предложенную президентом. Добился же прошлый созыв пересмотра федерального законодательства в достопамятной истории с депутатом Быковым, дошёл до Верховного суда и отстоял свою позицию. Так-то оно так, с Москвой нам бодаться не впервой, но против президента не попрёшь.

- Я не считаю инициативы Владимира Путина ущемлением демократии, - добавил Юрий Абакумов. - Оно начнётся в том случае, если административными мерами будут загонять всех в одну партию.

Что ж, остаётся надеяться, что из недр Госдумы не явится на свет божий закон, название которого будет звучать примерно так: "Об общих принципах организации и наделения полномочиями субъектов - членов партии "Единая Россия" и основных гарантиях их прав".