На минувшей неделе главным пресс-событием украинских СМИ продолжала оставаться история болезни Виктора Ющенко. При том в какой-то момент в игру вступила австрийская клиника. Сначала было объявлено, что состояние Виктора Ющенко ухудшилось, и что врачи венской клиники "Рудольфинерхауз", где 10-18 сентября проходил обследование и лечение Виктор Андреевич, намерены повторно госпитализировать кандидата в президенты. Затем представители упомянутой клиники выступили с заявлением, в соответствии с которым, "утверждение о том, что в отношении Ющенко была предпринята попытка отравления, является необоснованным". Последовало несколько пресс-конференций - медицинских, политических и лингвистических; венские врачи и представители избирательного штаба Ющенко старательно разъясняли, как их следует понимать. Наконец, Ющенко снова отбыл в Вену долечиваться, зато председатель парламентской комиссии по расследованию обстоятельств отравления Ющенко Владимир Сивкович заявил о давлении на членов комиссии и потребовал предоставить ему государственную охрану.

Сетевые "Версии" комментируют "перевод стрелок" на комиссию Сивковича и "утяжеление веса" самой комиссии как раз таки в контексте заявления венских врачей и соответственно, в свете перемены курса ющенковских спичрайтеров. "Избирательный штаб Ющенко меняет тактику.... Ответы на вопросы, связанные с покушением на жизнь кандидата, должны давать следственные органы, а не врачи. Он (штаб) уже не настаивает на диагнозе как на главном аргументе, а переводит стрелки на парламентскую комиссию Сивковича. Естественно, роль этой структуры возрастает на несколько порядков. Видимо, именно поэтому Владимир Сивкович и потребовал государственной охраны".
"Версии" намекают, что не все ладно внутри ющенковского штаба, и ссылаются на известное своими конспирологическими прозрениями "Зеркало недели". В комментариях "Зеркала" как всегда слухи и намеки, тайные ужины и явочные квартиры. Ключевое слово, надо думать, "измена". Авторы "Зеркала" дают понять, что инициатором сакраментальной встречи Виктора Ющенко с руководством СБУ, после которой кандидат в президенты почувствовал себя плохо, был не кто иной как Давид Жвания. "Таким образом, отчасти был подтвержден еще один слух, согласно которому часть руководства штаба сознательно пыталась заглушить скандал о намеренном отравлении Ющенко. Поскольку некоторые представители окружения Виктора Андреевича, вероятно, опасались того, что:
- окажется преданным огласке факт встречи кандидата от оппозиции с первыми лицами спецслужбы. Отчего-то считалось, что подобная информация может повредить репутации Виктора Андреевича;
- будет обнародована информация о роли Давида Жвании в организации контакта. В этом случае даже подтверждение версии о намеренном отравлении позволяло власти свалить вину за происшедшее на окружение лидера "Нашей Украины"".
Как бы там ни было, но в подтверждение темно и невнятно озвученной "Зеркалом" интриги, штаб Ющенко проводит кардинальную реорганизацию. Отныне вся власть в руках Александра Зинченко и Юлии Тимошенко.

"Надо ли было Виктору Ющенко, как самовыдвиженцу, за месяц до президентских выборов создавать единый полипартийный штаб - покажут результаты выборов, - с очевидным сомнением замечает "Рroua". "Хотя в кулуарах твердят, что это решение имеет далеко идущие перспективы - совместное участие (БЮТ и "Нашей Украины", - ИА REGNUM.) в парламентских выборах. Надо полагать, что в таком случае речь идет и о создании единой партии.
Отныне у Александра Зинченко четыре заместителя по штабу - Петр Порошенко, Николай Мартыненко, Александр Турчинов и Роман Бессмертный. Сведущие люди утверждают, что свои позиции в окружении Виктора Ющенко утратили Юрий Ехануров и один из главных финансистов кампании - Давид Жвания".

Возможно, в связи с последними событиями принципиально сменился акцент в освещении избирательной кампании. Со второй половины сентября безусловным лидером упоминаний в электронных и бумажных украинских СМИ стал кандидат от оппозиции. Об этом свидетельствуют результаты мониторинга новостей и аналитических передач, о которых сообщает "Лига". В свою очередь Виктор Янукович сместился - виртуально - на Запад, и - реально - на Восток. Украинский премьер отправился с визитом в Израиль, параллельно обратившись с письмом в редакцию "The International Herald Tribune". "Как премьер-министр Украины я не разделяю радикальных взглядов тех, кто считает, что моя страна должна сделать выбор между интеграцией с Россией либо с Европой, а не двигаться в обоих направлениях одновременно (см. статью Виктора Ющенко от 10 сентября "Где будет проходить граница Восточной Европы?"). Вместо этого необходим прагматичный подход к неизбежной и желательной для Украины интеграции с Европой".

Похоже, перемену декораций на украинских избирательных полях следует комментировать в свете нарастающей обеспокоенности соответствующих европейских и американских институций ходом президентской кампании. Если "Украинская правда" аппеллирует к ПАСЕ и Ханне Северинсен, "Рroua" посвящает передовицу некоему законопроекту американского сенатора-республиканца Дана Рорабэйчера. Законопроект предполагал введение санкций против Украины в случае нечестных выборов. "Рroua" приводит краткую биографию сенатора с "неблагозучной фамилией":
"Этому сенатору уже дважды не повезло в жизни. Во-первых, из-за такого экзотического имени большинство средств массовой информации наивно полагают, что он женщина, так и указывая на полосах своих газет. Во-вторых, транскрипция его фамилии, приводимая СМИ, также не всегда верна и благозвучна. С таким багажом сенатор уже успел прославиться в бытность пребывания советником Президента США Рональда Рейгана. Именно ему приписывается авторство формулировки "империя зла" в отношении Советского Союза. Как известно, в политической жизни США после развала Союза остались отдельные субъекты, сохранившие преданность прежней идеологии. Как и в Украине, подобно, скажем, Наталье Витренко, усматривающей в МВФ все зло мирового масштаба, в США остается множество политиков, чье мировоззрение не изменилось со времен холодной войны.
Дана Рорабэйчер отбывает с Сенате США вот уже восьмой срок, хотя последние несколько лет, находясь в комитете по аэронавтике, ничего общего с внешней политикой не имеет. Тем не менее его законопроект, появившийся под влиянием ужасающих историй на страницах американских газет о прямо-таки "роялистских расправах" над оппозицией в Украине, создает практически уникальный прецедент в истории США. Интересно, что до Украины чести стать невыездными удостоились лишь руководители Зимбабве, Беларуси и Молдовы. И если в случае с режимом Мугабе в Зимбабве обвинения касались убийства, заговора и государственной измены, то с Беларусью и Молдовой все несколько иначе. На сегодняшний день официальный Минск в своей внутренней политике пользуется номенклатурной моделью, близкой к той, что была в СССР. Официальный Кишинев сегодня - это представители компартии, легитимно победившей на предыдущих выборах. В итоге несложно понять, почему инициативы Вашингтона коснулись этих стран. Случай с Украиной - логическое завершение "пояса безопасности", который должен изолировать страны Шенгенской зоны и США от проникновения с Востока.
Последствия принятия такого законопроекта сложно предугадать. Ведь помимо прямого вмешательства в дела иностранного государства, он создает прецедент для регулирования отношений не только между Вашингтоном и страной-изгоем, но и в отношениях со странами Западной Европы, что уже выходит за рамки компетенции закона США. При этом угроза санкций в законопроекте пролонгирована до 2006 года - иными словами, до парламентских выборов.
Угроза замораживания счетов за рубежом отечественных олигархов, чей перечень в законопроекте не определен, вряд ли приведет к возвращению капитала в Украину. Тем не менее, такой удар потенциально может повлиять на стабильность работы ведущих отечественных предприятий.
Но самым важным и существенным последствием принятия подобного законопроекта станет окончательное сближение истеблишмента Украины с официальной Москвой. Ведь нет никаких сомнений в том, что подобная инициатива США станет ориентиром для Кремля, тем более на фоне резкого потепления во взаимоотношениях между руководством двух стран".

Трудно судить, до какой степени украинские власти прониклись угрозами сенатора Рорабэйчера, однако лидерство Ющенко в СМИ отныне налицо. С другой стороны, Янукович на минувшей неделе сделал целый ряд очевидно пророссийких заявлений, моментально дезавуироанных действующим президентом. Похоже, смысл самого сканального из них - о придании государственного статуса русскому языку - собственно, и состоял в том, чтобы спровоцировать предсказуемую истерику оппозиции. "Нашеукраинцы" немедленно потребовали отставки Януковича, "Украинская правда" заявила, что "НАТО в шоке от высказываний Януковича", между тем эксперты на "ForUm'е" высказались в том духе, что ничего страшного в государственном двуязычии, равно в двойном гражданстве нету, однако мечтать не вредно: "Думаю, высказывания Януковича немножечко абстрактное, - заявил разработчик Закона о языках Владимир Малинкович, - потому что статус второго государственного языка предоставить русскому просто невозможно. Чтобы внести изменения в Основной закон, в котором статус государственного имеет только украинский, надо 300 голосов, их в парламенте нет.... Надо предоставлять права всем этническим группам, которые компактно проживают в том, или ином регионе. Тогда наши законы будут соответствовать Европейской Хартии региональных языков и языков меньшинств, которую в прошлом году ратифицировала и Украина. Этот закон предотвратит конфликт между Востоком и Западом".