Как сообщило турецкое новостное агентство Hürriyet, делегация во главе с заместителем министра иностранных дел Турции Седатом Оналом провела в Каире переговоры с заместителем министра иностранных дел Египта Хамди Санадом Лозой и его делегацией. Данное событие обращает на себя внимание потому, что это была первая официальная встреча представителей двух стран за восемь лет.

Египет
Иван Шилов ИА REGNUM
Египет

Напомним, отношения между Турцией и Египтом резко ухудшились после свержения летом 2013 года президента Мухаммеда Мурси. Анкара не признала пришедшего к власти в Египте генерала Абдул-Фаттаха Халила Ас-Сиси. 23 ноября 2013 года египетские власти отозвали своего посла из Турции, а также объявили турецкого посла персоной нон грата. Еще недавно президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган подвергал резкой критике своего египетского коллегу, заявляя, что «никогда не будет говорить с ним и с кем-то, подобным ему». И вдруг стороны сообщили о «шагах, которые могут обеспечить нормализацию отношений между двумя странами в двустороннем и региональном контексте». Что случилось? В изображении многих турецких СМИ эта акция часто подается так, будто Анкара является «главным эпицентром, вокруг которого крутятся почти все события в регионе». Действительно, Турция в ходе «арабской весны» предприняла попытку перехватить у Запада роль первой скрипки в регионе. В Египте она сделала ставку на «Братьев-мусульман» (организация, деятельность которой запрещена в РФ), представителем которых являлся Мурси, а когда власть перехватили египетские военные, Анкара начала финансировать «антиправительственные элементы» в Египте, угрожать переворотом.

Но свергнуть военных в Египте с помощью «Братьев-мусульман» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) у Турции не получилось, а потери на экономическом фронте оказались очень ощутимыми. Принципиально изменить ход событий не удалось и через вступление в ливийский кризис, после чего последовал конфликт в Восточном Средиземноморье, который изменил в регионе расстановку сил. Каир встал на сторону Греции и греческой части Кипра, выступил против турецкой политики в Ливии и даже вместе с Францией принял участие в создании так называемой антитурецкой коалиции. По оценке экспертов, дело могло было дойти даже до начала военной кампании Египта в Ливии, чему помешало посредничество США. Потому что Анкара готовилась использовать на своей стороне боевиков движения «Братья-мусульмане» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) и ИГИЛ (организация, деятельность которой запрещена в РФ). Кстати, Москва проявила солидарность с Вашингтоном на этом направлении, ведя при этом конструктивный диалог с Каиром. Но главное оказалось в том, что события в Ливии, где пересеклись державы «первого дивизиона» — Россия, США и Франция, — имеющие серьезное влияние в арабском мире, обозначили фактор политической изоляции Турции.

Только после этого турецкие эксперты громко заговорили о том, что «Эрдоган в отношении Ас-Сиси допустил серьезную ошибку, потому что в отличие от президента Сирии Башара Асада египетский лидер пользуется поддержкой американцев, и не только их одних». Не увенчались успехом и попытки Анкары оказывать давление на Каир через Эфиопию и Судан. «Крупная игра» у турок провалилась. Однако загадка в том, почему Египет сейчас пошел на сближение с Турцией в противовес договоренностям с Грецией о разграничении морских юрисдикций в Восточном Средиземноморье? Инициатива Каира в Анкаре была воспринята как повод сделать жест доброй воли. Из турецкой столицы прозвучали слова, что возможно достижение соглашения об ограничении границ зон экономических интересов на море между Египтом и Турцией. И после этого турецкие власти заявили о возможности нормализации отношений между двумя странами в принципе, хотя вопрос о заключении экономической сделки считается делом отдаленной перспективы: Египет не разорвал соглашения с Кипром и Грецией, которые противостоят Турции в ее попытках освоиться на шельфе Средиземного моря, этот конфликт сложный и многосторонний.

Абдель Фаттах Ас-Сиси
(сс) UNclimatechang
Абдель Фаттах Ас-Сиси

Фактом является то, что недавно при активном содействии России в Ливии стороны подписали соглашение о прекращении огня, и этот консенсус оказывает свое воздействие на нормализацию египетско-турецкого сотрудничества. Не ясно только то, скажется ли это на сирийском направлении, где Египет поддерживает Дамаск, а Турция нет. В последнее время египтяне ведут активную дипломатическую работу, призывая своих союзников в Персидском заливе поддержать сирийского президента Башара Асада, глава МИД Египта Самех Шукри заявил, что Каир не намерен препятствовать возвращению Сирии в Лигу арабских государств. По его же словам, «турецкая сторона говорит об открытии каналов для диалога с Египтом, но одних слов недостаточно, и они должны сочетаться с действиями». Пока же, как пишет турецкое издание Sabah, в Турции говорят о стремлении «возродить исторический союз с народом Египта и с грустью воспринимают его солидарность с Грецией», имея в виду совместные усилия Афин и Каира в разработке месторождений углеводородов в Восточном Средиземноморье.

Шахматная партия. 1962
Шахматная партия. 1962

Но что будет дальше, никто не знает. Ас-Сиси заинтересован в скорейшем завершении войны в Ливии, установлении полноценного контроля на ливийско-египетской границе и ликвидации всех исламистских группировок, действующих на территории Ливии, включая «Братьев-мусульман» (организация, деятельность которой запрещена в РФ). Эрдоган их сдает. Но что он намерен получить взамен, кроме активизации торгово-экономического сотрудничества с Египтом, и чем завершится его третья попытка договориться с Ас-Сиси?