Обзор СМИ о ситуации в Красноярском крае за 16 сентября 2004
"Демократия умерла. Да здравствует демократия!".
("Красноярский рабочий", 16.09.04, Эрих Пырх)
Разномастные политологи получили богатую пищу для ума и на все лады комментируют судьбоносное выступление президента на расширенном заседании правительства, где глава государства поделился с руководителями российских регионов планами сделать их "выборными назначенцами". Одни полагают, что трагедия в Беслане стала хорошим поводом для решительного "завинчивания гаек", и с плачем идут за гробом безвременно почившей российской демократии. Другие рукоплещут Владимиру Путину - давно, мол, пора выстроить жёсткую вертикаль власти и навести порядок в выборном законодательстве.
Кто прав - рассудит время, тем более что ждать остаётся недолго. Совет Федерации и Госдума вряд ли станут грудью на пути президентских нововведений, скорее они поспешно их узаконят, а потом будут расхлёбывать печальные последствия очередной скороспелой реформы. Один из тех, кому предстоит принимать решение, сенатор Вячеслав Новиков, не усматривает в путинских новациях ничего революционного. По его мнению, "президент не обозначил свои предложения как окончательные алгоритмы решения проблем", не определил он и временные рамки. К тому же по Конституции, которую, правда, некоторые "комментаторы" поспешили похоронить вместе с демократией, губернаторы должны отработать свой срок, а у иных он заканчивается аж в 2008 году.
Новиков не готов сейчас обсуждать механизм перехода к новой системе - он расценивает президентские инициативы просто как некое направление реформирования государственной власти. Причём это не знаменует конец демократии, а лишь приближает Россию к европейской системе государственного устройства, которая работает, к примеру, во Франции.
Уместно добавить, что демократия в переводе с греческого означает народовластие, и если кто обнаружит таковое в сегодняшней России, тот пусть и оплакивает то, чего нет. Как говорится, блажен, кто верует. Хуже тот, кто сам всё видит и прекрасно понимает, но при этом вдалбливает демократические клише в головы других. Главное "достижение" всех реформенных лет в этой сфере - всеобщие и нескончаемые выборы. Многие сейчас довольны этим "завоеванием демократии"? То-то. Поэтому намерение президента положить конец выборной вакханалии на уровне регионов, думается, пришлось по душе немалой части избирателей.
Новая система, считает председатель Законодательного Собрания края Александр Усс, может быть более демократичной, чем нынешняя, "когда на выборах голоса покупают за бутылку водки". Спикер краевого парламента убежден, что Владимир Путин совершил продуманный и решительный шаг. Неожиданным его назвать нельзя - предложения о назначении президентом губернаторов (даже без согласования их кандидатур с депутатами) слышны уже давно, об этом упоминали и первые лица края. Усс отмечает, что президент берет на себя практически всю ответственность за работу исполнительной власти, а это говорит о многом.
Хотя, если честно, формула "много власти - много ответственности" в России, как правило, не работает. У нас предпочитают взять власти побольше, а всю ответственность возложить на "стрелочников", благо их всегда много под рукой у всесильного повелителя.
Александр Усс обращает внимание на ещё один важный момент путинской реформы - существенное повышение роли партийного строительства в стране. "Как известно, пропорциональная система предполагает прежде всего наличие устойчивых, надёжных партий, - говорит он.- Я полагаю, что теперь политические усилия всех, кто так или иначе отвечает за эту систему, должны быть направлены на то, чтобы в стране появились действительно дееспособные и ответственные, а не марионеточные и легко управляемые партии".
Слова, безусловно, справедливые, если опять-таки не брать в расчёт российские реалии. Ну-ка, скажите, какая партия у нас сейчас самая устойчивая и надёжная? Правильно, "Единая Россия". Именно ей наиболее выгодно голосование по спискам, на котором настаивает президент. Мощнейший административно-финансовый ресурс на прошлых думских выборах позволил "медведям" переиграть соперников и во многих одномандатных округах, что уж тут говорить о победном шествии списочников.
Кстати, последние в депутатской "табели о рангах" не случайно котируются ниже одномандатников. Потому что победивший в одномандатном округе во многих случаях действительно пользуется народной поддержкой (достаточно вспомнить феномен Анатолия Быкова), а списочник, не в обиду ему будь сказано, прячется за полотнищем партийного знамени. И случайным людям тем более легко укрыться за таким огромным, гордо реющим стягом, каким может похвастать "Единая Россия".
Конечно, президентские инициативы на то и президентские, чтобы отвечать интересам самого Владимира Путина и преданной ему партии. Но это вовсе не значит, что их надо с ходу отметать и подвергать огульной критике. Момент выбран действительно удачный, как это ни цинично звучит. Череда беспрецедентных терактов - весьма веская причина для введения в стране чрезвычайного положения, при котором Конституция в большей или меньшей степени "отдыхает". Пока об этом речи не идёт, говорится лишь об укреплении вертикали власти. Это само по себе уже хорошо.
Кроме того, укреплять злополучную вертикаль надо давно, с этим не поспоришь (можно было бы и не дожидаться терактов). Вопрос в другом - как и во имя чего это делать? Если спешно брать под козырек, строить вавилонскую башню всеобщего "одобрям-с" и готовить законы о пожизненном президентстве всенародно избранного и любимого, то это одно. Если же с умом взяться за дело, навести наконец порядок в неповоротливой управленческой махине, сделать депутатов поистине народными избранниками, то это совсем другое. По какому пути предлагает идти президент, мы вскоре узнаем.
"Регионы-доноры вздохнут свободнее".
("Красноярский рабочий", 16.09.04, Владимир Пантелеев)
В Государственную Думу внесен уже одобренный правительством России законопроект, разрешающий регионам-донорам хранить свободные деньги на счетах в банках и отдавать их в доверительное управление. В числе авторов законопроекта член Бюджетного комитета Государственной Думы Раиса Кармазина. С ней наша беседа.
- Раиса Васильевна, в чём суть внесённого вами законопроекта и почему так необходимо его принять?
- В соответствии с действующим Бюджетным кодексом расчётные счета региональных бюджетов должны быть открыты в Центробанке, а временно свободные средства -храниться в казначействе Минфина. Такая законодательная норма очень невыгодна бюджетам субъектов Федерации. Логично, когда она применяется для регионов-реципиентов, существующих преимущественно за счёт дотаций из федерального бюджета. Но совсем нелогично, когда речь идёт о регионах, выступающих донорами федерального бюджета. Ведь остатки на расчётных счетах - это кредитная масса, которая может приносить дополнительные доходы. И вполне естественно, что самодостаточные регионы и муниципалитеты стремились и стремятся размещать свои средства в уполномоченных коммерческих банках. В целом по России в 500 с лишним коммерческих банках размещены бюджетные средства региональных субъектов и муниципальных образований. Насколько это выгодно?
Взять, к примеру, Красноярский край. Благодаря тому, что средства краевого бюджета размещаются в уполномоченной кредитной организации края - Енисейском объединённом банке, за прошлый год бюджетная система региона получила дополнительную прибыль более 40 миллионов рублей. За счёт чего сложилась эта сумма? Во-первых, банк платит краю маржу за пользование остатками на расчётных счетах в размере 3 процента. Во-вторых, он, являясь уполномоченной кредитной организацией региона, предоставляет краевому бюджету кредиты по ставкам существенно ниже рыночных. И в-третьих, краю принадлежит 25 процентов плюс одна акция этого банка, а по ним начисляются дивиденды.
Точно такая же ситуация и у других регионов-доноров. Размещая средства в уполномоченных кредитных организациях, они зарабатывают для своих бюджетов дополнительные финансовые средства. Это и Москва, и Санкт-Петербург, и Ханты-Мансийский автономный округ, и Хабаровский край, Свердловская и некоторые другие области. Подчеркиваю, речь идет, прежде всего, о самодостаточных регионах.
- Однако получается, что, зарабатывая деньги таким путём, эти регионы как бы не совсем вписываются в Бюджетный кодекс?
- Очень часто случаются ситуации, когда общественная и хозяйственная практика забегает вперед, а законодательство тормозит общественное развитие, сковывает инициативу. Поэтому надо отдать должное прокуратуре Красноярского края: её специалисты проделали немалую и очень полезную работу по анализу законодательных нестыковок в вопросах взаимодействия бюджетов и коммерческих банков. Такая конструктивная позиция очень помогла администрации и Законодательному Собранию края при формулировании своей позиции.
Не могу не отдать должного своим коллегам по Законодательному Собранию Ю. К. Абакумову, А. А. Ромашову, В. Н. Севастьянову, В. В. Семёнову, А. М. Клешко и другим, много сделавшим для решения проблемы на федеральном уровне. Законодательное Собрание Красноярского края наряду с представительными органами власти некоторых других субъектов Федерации выступило инициатором рассмотрения проблемы в Конституционном суде Российской Федерации. 17 июня этого года Конституционный суд своим постановлением отменил абзац 22 статьи 283 Бюджетного кодекса, согласно которому открытие счетов бюджета в кредитных организациях при наличии на соответствующей территории отделений Банка России считалось основанием для применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства. Суд обратил внимание и на те неудобства, которые имеются при размещении средств регионов в Банке России и его структурных подразделениях. В частности, на такие, как отсутствие инкассации по окончании дня, а также невозможность осуществления валютных операций. В общем, Конституционный суд подтвердил фактическую возможность обслуживания бюджетов не только в Банке России, но и в коммерческих банках. Более того, он впервые на законодательном уровне чётко обосновал правомерность участия коммерческих банков в бюджетном процессе, а также очертил принципы, на которых такое участие возможно. Кстати, именно на этом акцентировали внимание депутаты Законодательного Собрания края, поднимая эту проблему до федерального уровня. Словом, законодатели края наряду с депутатами парламентов некоторых других российских регионов подготовили базу для внесения поправок в Бюджетный кодекс.
Решение Конституционного суда нельзя не назвать важным шагом на пути совершенствования нашего бюджетного законодательства. Однако этого мало. Ведь что получается? В федеральном бюджете ежегодно, в том числе и как было при утверждении бюджета на 2004 год, особым пунктом прописывается, что регионы-доноры имеют право размещать свободные деньги на депозитах в коммерческих банках. В Бюджетном кодексе этого нет. Значит, при обсуждении бюджета на 2005-й и последующий годы депутатам Госдумы придется вновь особо вписывать такой пункт? А не лучше ли внести поправку в сам Бюджетный кодекс? По этому пути мы и пошли вместе с вице-спикером Георгием Боосом и другими депутатами Государственной Думы, внеся в качестве законопроекта дополнение в статью 236 Бюджетного кодекса, разрешающее регионам-донорам размещать свободные деньги на счетах в банках и отдавать их в доверительное управление. Впрочем, на всякий случай подобный пункт мы намерены вписать и в проект федерального бюджета на следующий год.
Следует подчеркнуть, что эти наши законодательные инициативы - не просто реакция, скажем так, на злобу дня. В стране полным ходом идёт административная реформа. Одно из важнейших её слагаемых - чёткое разграничение полномочий между субъектами государственной власти и органами местного самоуправления. В соответствии с Конституцией РФ бюджеты разного уровня самостоятельны. Поэтому сегодня крайне важно прописать такие правила игры, чтобы чётко было известно, кто и за что отвечает и какими полномочиями наделён, в том числе и в вопросах межбюджетных отношений. Иными словами, речь идёт о системном совершенствовании Бюджетного кодекса с тем, чтобы он не выступал тормозом в развитии экономики и общественных отношений.
- Какие положения Бюджетного кодекса, на ваш взгляд, также нуждаются в коррективах?
- С моей точки зрения, целый ряд его статей нуждается в уточнениях. Сказанное, в частности, касается статей 155 и 156, регулирующих бюджетные полномочия Банка России и вопросы взаимодействия бюджета с кредитными организациями. Кстати, раньше Законодательное Собрание Красноярского края уже выходило с соответствующей законодательной инициативой. Нуждается в коррективах и статья 162, в которой определяется, кто и на каких условиях может выступить получателем бюджетных средств. Получателями бюджетных средств могут выступать не только бюджетные учреждения, но и унитарные предприятия, оказывающие услуги бюджетным организациям. С моей точки зрения, практика, предусматривающая, что они должны размещать свои расчётные счета только в подразделениях Банка России, сковывает их хозяйственную инициативу: им ведь надо бензин и прочее закупать, действуя же через федеральное казначейство, во всяком случае, пока, это менее удобно делать. Идёт работа и над совершенствованием других статей Бюджетного кодекса, например, такой, как статья 215, посвященная вопросам казначейского исполнения бюджета. Кстати, по всем этим вопросам я нахожу если не поддержку, то понимание не только среди многих депутатов Государственной Думы, но и в федеральном казначействе, в других правительственных структурах. И конечно же, я чувствую поддержку моих коллег по Законодательному Собранию и администрации края.
- Позвольте задать очень прагматичный вопрос. Что могут получить край, люди, проживающие на его территории, благодаря совершенствованию нашего бюджетного законодательства?
- На сегодня бюджет края дефицитен. Мы вынуждены брать в значительных объёмах кредиты в коммерческих банках, нести тем самым издержки. Между тем рачительное использование бюджетных финансовых ресурсов региона может позволить эти издержки существенно снизить. Администрация края взяла правильный курс на единое казначейское исполнение бюджета. Такая единая региональная казначейская система очень эффективно работает, например, в Ставропольском крае. Там на едином расчётном счёте находятся бюджетные средства от сельского совета до муниципалитета и далее - краевого бюджета, благодаря чему формируется очень значительная, скажем так, кредитная масса. Итог? Ставропольский край практически полностью отказался от привлечения кредитов из коммерческих банков. Однако для того, чтобы подобная система работала безупречно, её необходимо более надёжно обеспечить законодательно. Мало фиксировать эту норму в ежегодно принимаемом законе о бюджете на тот или иной год. Важно её закрепить в том же Бюджетном кодексе.
Я считаю, очень важно, чтобы в крае кредитная масса, образующаяся благодаря казначейскому исполнению бюджета, была как можно весомее. Тогда можно будет говорить о дополнительных доходах краевого бюджета не в размере чуть более 40 миллионов рублей, как было в прошлом году, а в значительно больших масштабах. Очень важно поэтому зарплату краевых бюджетников переводить на пластиковые карточки уполномоченных банков края, которых, как известно, у нас два - Енисейский объединённый банк и Внешторгбанк. Или вот, скажем, сейчас бюджет выдает субсидии на жилищно-коммунальные услуги малообеспеченным гражданам. Если эти субсидии выдавать опять же через уполномоченные банки края, бюджетная система региона также получит значительную экономию. Кстати, такая практика распространена во многих других донорских территориях: и в Москве, и в Санкт-Петербурге, и в Ханты-Мансийске. В общем, совершенствование бюджетного законодательства своим следствием не может не иметь улучшение бюджетной обеспеченности территорий, а следовательно, и повышение уровня жизни проживающих на них людей.
"Северяне недовольны".
("Сегодняшняя газета", 16.09.04)
"Российские железные дороги" рассчитывают, что правительство сделает компании подарок в 25 млрд. руб. Железнодорожники уже добились от чиновников списания пеней и штрафов по долгам перед федеральной казной. Теперь они хотят, чтобы кабинет рекомендовал забыть о штрафах регионам и внебюджетным фондам, со ссылкой на газету "Ведомости" сообщает Независимое информационное агентство.
Издание говорит о том, что РЖД за 4 года были должны регионам (по состоянию на декабрь 2001 г.) 16,8 млрд. руб. По мнению ряда экспертов, "если не все, то многие" регионы могут отказаться от претензий на выплату железнодорожниками пеней и штрафов, что "сэкономит" компании еще 14 млрд. рублей.
Оценка данной ситуации жителями Таймыра и Большого Норильска - совершенно иная: "если правительство сделает РЖД такой "подарок" (в виде списанного долга) - спишут долги, то жители крайнего Севера окажутся "списанными" РЖД из своих балансовых показателей".
Отношения между северными территориями и крупнейшей транспортной компанией России всегда строились непросто. Весной нынешнего года РЖД уже преподнесло "сюрприз" северянам, практически заблокировав их на Крайнем Севере.
Как сообщили корреспондентам НИА в Норильске, весной этого года истек десятилетний договор между РЖД и "Норильским никелем". В соответствии с ним, на льготных условиях осуществлялись контейнерные перевозки личных вещей северян на "материк" и обратно. В обмен на эти льготы "Норникель" обновлял контейнерный парк РЖД. В настоящее время железнодорожники возобновлять договор не спешат, и жители Норильского промрайона и Таймырского округа оказались перед выбором - либо ждать его подписания, либо искать иные транспортные схемы для перевозки своих грузов. Представители железнодорожного ведомства наоборот считают, что проблему создали "властные" представители северян. Вопрос, вызывающий социальную напряженность в регионе, до сих пор не решен.
"Кадеты стоят перед выбором".
("Красноярский рабочий", 16.09.04, Наталья Сангаджиева)
Дорогая редакция! Очень обеспокоены судьбой наших детей - воспитанников Норильского кадетского корпуса.
Кадетский корпус расположен на базе оздоровительного детского лагеря "Солнечный-2" посёлка Тесь Красноярского края. Пять с лишним лет существования корпуса можно было только гордиться успехами наших кадет. Более 90 процентов выпускников корпуса - ныне студенты престижных вузов России и края.
Но в этом году нам, родителям, сказали, что Норильский кадетский корпус закрывают. Было предложено в сентябре 2005 года перевести детей в Красноярский кадетский корпус. В истории нашего кадетского корпуса были непростые периоды. Но после того как в 2003 году между администрацией Красноярского края и ГМК "Норильский никель" было подписано соглашение о долевом финансировании этого образовательного учреждения, мы перестали беспокоиться за дальнейшую судьбу своих детей. Оказывается, напрасно!
ГМК "Норильский никель" свои обязательства по финансированию содержания наших детей в кадетском корпусе выполняет. Так в чём же проблемы у администрации края? Неужели нет других способов решения, как только закрытие государственного образовательного учреждения "Норильский кадетский корпус" с 2005-2006 учебного года?
Любовь МИНЧЕНКО, председатель родительского комитета, еще 45 подписей. Норильск.
За официальным комментарием ситуации, сложившейся вокруг Норильского кадетского корпуса, редакция обратилась к первому заместителю начальника главного управления образования администрации края Галине ВЫЧУЖАНИНОЙ.
- Норильский кадетский корпус создан на базе санаторно-курортного комплекса "Тесь", который принадлежит ГМК "Норильский никель". Сейчас решается вопрос о смене собственника санатория, а параллельно и вопрос о расформировании или переводе Норильского кадетского корпуса в другое место.
ГМК "Норильский никель" взяла на себя финансирование содержания детей в кадетском корпусе. В среднем на одного ребёнка в год затраты равнозначны стоимости девяти санаторно-курортных путёвок. В пересчёте на всех воспитанников корпуса это очень большая сумма, которая непосильна, не заложена в краевой бюджет.
Естественно и понятно желание родителей, чтобы их дети жили и обучались в комфортных условиях, в экологически чистом месте. Но кадетские корпуса созданы не для лечения и оздоровления детей. Это учреждения с установленным внутренним распорядком. Их цель и задача - воспитывать патриотов своей Родины, ребят, которые в дальнейшем посвятят себя воинской службе. В кадетские корпуса принимаются дети из малоимущих семей, дети-сироты и опекаемые родственниками. Все кадеты края обеспечиваются бесплатным питанием, обмундированием, им гарантировано бесплатное обучение.
В этом году с родителями не раз обсуждался вопрос о переводе ребят с начала следующего учебного года из Норильского корпуса в кадетские корпуса, расположенные в Красноярске, Ачинске, Канске, Лесосибирске, Шарыпове, посёлке Кедровом. Мы понимаем, что Норильский кадетский корпус уже является частью истории заполярного города, хотя и находится на территории юга края. Для того чтобы сохранить это учреждение, с родителями обсуждался вопрос о размещении его на базе Красноярского кадетского корпуса.
Во время набора в 5-6-е классы с родителями велись переговоры. Им предлагали сразу определить ребёнка по выбору в тот или иной кадетский корпус края, чтобы ребята с первых дней занятий влились в тот коллектив, в котором они будут учиться до выпуска. Часть родителей так и поступила. Из Норильска было заявлено 16 кандидатур на поступление в пятый класс. Когда родители узнали, что со следующего учебного года кадетский корпус не будет базироваться в Теси, в пятые классы поступило всего 4 маленьких норильчанина. Впервые был объявлен набор для детей, родившихся и выросших на юге края. Эти ребята сейчас в основном и учатся в 5-м и 6-м классах. В течение этого учебного года у родителей и детей есть время определиться с выбором. Для них открыты все кадетские корпуса края. По желанию родителей будет решаться вопрос о переводе Норильского кадетского корпуса в Красноярск.
"Заказы уплывают...".
("Сегодняшняя газета", 16.09.04)
Енисейское речное пароходство намерено перевести часть ремонтных работ с Красноярского судоремонтного завода на другие предприятия.
Об этом "Пресс-Лайну" сообщил представитель менеджмента АО "ЕРП". По его словам, некоторые заказы планируется уже в этом сезоне передать на Подтесовскую базу флота. В текущем году объемы работ на заводе выросли по сравнению с прошлогодним уровнем более чем в два раза. Это было связано с переводом практически всего ремонта именно на данное предприятие.
Основным собственником судоремонтного завода, как и баз флота, является Енисейское пароходство. Перевод заказов может повлечь за собой некоторое падение объемов производства на КСРЗ. Вновь придется искать заказы на стороне. На предприятии эту информацию пока предпочитают не комментировать.