В вопросе Карабаха Россия должна оказать давление на Армению: Интервью бывшего госсоветника Азербайджана Эльдаpа Hамазова ИА REGNUM
В Азербайджане кипят страсти по поводу прибытия в Баку армянских военнослужащих на учения НАТО "Cooperative best effort - 2004", которые состоятся в Баку с 13-26 сентября. Хотелось бы узнать ваше мнение по этому поводу?
Я отношусь к прибытию военнослужащих армянской армии в Баку крайне негативно, так как оба государства все еще находятся в состоянии войны. Тот хрупкий мир, который был заключен между Азербайджаном и Арменией в 1994 г. не говорит о том, что мы пришли к долгосрочному миру, чтобы в Баку могли приезжать военнослужащие Армении. И в такой ситуации прибытие военных вражеской армии гражданами Азербайджана, конечно, будет восприниматься отрицательно. Еще свежа память людей, которые потеряли своих близких, родных во время оккупации армянской армией азербайджанских земель.
Все же это делали военослужащие армянской армии, и поэтому как азербайджанец также присоединяюсь к голосу своих соотечественников, что их в Азербайджан пускать нельзя. Ведь власти Азербайджана утверждают, что списки приглашенных на учения составляет не правительство Азербайджана, а руководство НАТО, мол, все претензии к ним... Я категорически не согласен с такой постановкой вопроса. Азербайджанские власти должны были заранее, до проведения этих учений, отрегулировать эти вопросы, чтобы сейчас не оказаться в сложной ситуации. Отказаться впустить армянских военных в Азербайджан - значит поставить под угрозу отношения с НАТО, а решение впустить их может привести к усилению напряженности в азербайджанском обществе.
И переводить стрелки часов на сторону НАТО не стоит. Львиная доля вины за сложившуюся ситуацию несут именно азербайджанские власти.
Чего добивается Армения, ведь сотрудничество с НАТО для нее не так уж важно? Она определилась со своим стратегическим союзником, может она хочет, посылая своих военных дестабилизировать обстановку в Азербайджане?
Может в вашем вопросе есть и доля истины, но для Армении истинными причинами является выставить Азербайджан в плохом свете перед мировой общественностью, мол, мы готовы сотрудничать с Азербайджаном во всех сферах, а Азербайджан отказывается. В Армении прекрасно понимают, что в вопросе Карабаха азербайджанское общество может сплотиться, и такое развитие событий может привести к политическим катаклизмам в стране. Вот они и играют этой картой.
Но после президентских выборов в Азербайджане в обществе наблюдается апатия. У вас есть уверенность, что все это может привести к взрыву общественного негодования?
Да, вы правы, в обществе действительно наблюдаются апатичные настроения после выборов, но азербайджанское общество в вопросе Карабаха не раз показывало свою сплоченность. По поводу прибытия армянских военных свое негодование высказали практически все слои общества, и представители властей, и оппозиция. По моему мнению, дальнейшее развитие таких событий может привести к совершено нежелательным последствиям.
Я не раз при встрече с армянскими политиками предсказывал такое развитие событий и говорил о необходимости скорейшего решения этого конфликта.
Кстати, о решении карабахской проблемы. Вы являлись автором "Карабахской хартии", в котором изложили свое видение решения конфликта. За это время ваши взгляды не претерпели изменений?
Единственный реальный вариант урегулирования - это отказ от территориальных претензий к Азербайджану, освобождение оккупированных территорий, восстановление государственного суверенитета Азербайджана над всеми своими территориями, возвращение беженцев к своим очагам. В этом случае армянская община Нагорного Карабаха получит и гарантии безопасности, и возможность нормально развиваться. В противном случае Азербайджан рано или поздно будет вынужден применить силу в соответствии с нормами международного права. Могу вас заверить, что в этом случае Армения проиграет намного больше, чем от мирного урегулирования конфликта.
Я уверен, что сама постановка вопроса об условиях, на которых Азербайджан может согласиться с передачей Карабаха Армении, уже является недопустимой, она разрушает основополагающие принципы на которых держится вся наша позиция - принцип территориальной целостности. Считаю, что одним из пагубных последствий такой постановки вопроса явилось фактический отказ международного сообщества оказывать жесткое давление на Армению в вопросе освобождения оккупированных территорий. Хотя в предыдущие годы такое давление было, что привело к попытке Тер-Петросяна пойти на поэтапный план регулирования и внутриполитическому кризису Армении в 1997 г.
А как вы оцениваете роль Минской группы ОБСЕ в решении этого конфликта?
Крайне негативно. Десять лет продолжающейся оккупации, игнорирование решений Совета Безопасности ООН, бесплодные переговоры в рамках Минской группы убедили нас в том, что нет исключительно дипломатического или исключительно военного пути решения конфликта. Во время дипломатических переговоров констатируются сложившиеся реалии, учитывается баланс сил в регионе. Именно этот баланс необходимо изменить, чтобы добиться продвижения в деле урегулирования армяно-азербайджанского конфликта. Если бы это было не так, то решения Совета Безопасности ООН давно уже были бы выполнены.
Эта оккупация и является самой большой опасностью для Армении, мира и стабильности в нашем регионе. Конфликт требует немедленного решения. Надо от слов переходить к делу. Иначе мы можем столкнуться с нежелательными последствиями в регионе.
Многие до сих пор при таком мнении, что ключ от решения карабахской проблемы в руках Москвы...
Должен с сожалением констатировать, что позиция России как сопредседателя Минской группы очень пассивна. У нее много рычагов давления на Армению, но она их не использует. Армения настаивает на том, чтобы Нагорному Карабаху была предоставлена независимость. Это нарушило бы территориальную целостность Азербайджана. Поэтому необходимо оказать нажим на Армению. Она ведет себя очень жестко, потому что чувствует за собой поддержку Москвы. Россия должна понять, что решение этого конфликта выгодно, прежде всего, и ей самой. Сталкиваясь с угрозой терроризма, Москва должна понять, что она исходит с не подконтрольных территорий, вроде Нагорного Карабаха, и поэтому она должна занять более ответственную позицию в решении этого конфликта.