На минувшей неделе Украина отмечала День Независимости №13. На этот раз гуляли два дня, и президент пообещал, что отныне так будет всегда. Второй выходной станет праздником желто-голубого флага. Между тем, в этом году согласно традиции киевские социологи провели очередной опрос по поводу первого, привычного уже праздника - Дня независимости. "Зеркало недели" согласно той же традиции представило результаты опроса на первой полосе, и вновь выяснилось, что большая часть граждан независимой Украины не считают этот день личным праздником. Итак:
"День независимости - действительно большой праздник только для 17% граждан страны, их доля неизменна. Как неизменна доля тех, кто полагает, что этот день и выходным-то быть не должен (9%). Для 35-40% - праздник обычный, как и прочие официальные; около трети граждан (32-35%) считает этот день просто выходным. Если бы референдум о государственной независимости Украины происходил сегодня, то поддержали бы независимость страны около половины ее граждан (сейчас - 53%, в прошлом году - 47%); голосовали бы против - 28% (в 2002 г. - 34%). Не принимали бы участия в голосовании - 19% (в прошлом году - 24%). Для справки: 1 декабря 1991 г. в референдуме приняли участие 84% граждан; поддержали государственную независимость Украины - 90% участников, не поддержали - около 8%".
Далее "Зеркало" не без печали констатирует, что "праздником становится лишь то, что удалось. Редко кто празднует годовщину несбывшихся надежд и обманутых ожиданий, даже завышенных. А Украина, по мнению половины ее граждан, действительно независимым государством не стала - так считают 49% опрошенных против 38% тех, кто придерживается противоположного мнения. В 2001 г. соотношение было примерно таким же - 51% против 37%".

Похожим вопросом - "Что осталось от независимости ко Дню независимости?" задается сетевой "Главред". И сам себе отвечает: "Миф борьбы за независимость является одним из самых живых и обновляемых. Но при первом же рассмотрении ситуации Украины в пространстве СНГ и Европы возникают сомнения в этом тезисе. Ведь независимым можно назвать лишь то государство, которое может справляться с собственными проблемами во внутриполитической жизни и проводить в соответствии со своими национальными интересами внешнюю политику. Конечно, нет смысла сравнивать Украину с теми же Штатами (некоторые эксперты вообще считают, что есть только три независимые страны - США, Россия, Китай). Очевидно, что Украина в принципе не может претендовать на такую нишу".
Затем следует перечисление основных "атрибутов государственной независимости" по модели: "да, есть, но...": "Да, у нас есть армия... Однако эта армия запускает ракеты в наши дома, сбивает пассажирские самолеты, крушит на никому не нужных парадах своих ни в чем не повинных мирных граждан. По численности, украинская армия находится на 13 месте, по расходам на 1 солдата - 126 (!). Кроме того, наличие крупной военно-морской базы иностранной державы фактически делает нас заложниками малейшей напряженности в Средиземноморском регионе.... Да, у нас есть ведомства, призванные формировать как внешнюю политику, так и привлекательный имидж страны. У нас есть диппредставительства во всем мире. Однако мы не ощущаем их работы, поскольку ее не к чему применять - у государства нет активной политики...итд.".

"Киевский телеграф" в ритуальной "здравнице" фиксируется главным образом на президентском послании (последнем, под которым будет стоять подпись "Президент Украины Леонид Кучма"). Характерно, что "главный тезис" президентского послания - "независимая Украина состоялась окончательно и бесповоротно" - очевидно диссонирует с "гласом народа". Что же до политических атрибутов и "самоопределения", так: "мы знаем об определенном разочаровании Запада в нас, но упрекать за это должны сами себя. Нам не надо идти на Запад, мы уже там. Нам не надо добиваться благосклонности Запада - мы его часть", - заявил Кучма. При всем при том, провозглашенный курс на "западную ориентацию" был сбалансирован приездом президента России Владимира Путина.

"Украинская правда" в честь светлого праздника отвлеклась от скандального самосожжения "агитатора за Ющенко" (незадачливый комбайнер отныне главный пресс-повод оппозиции, в этом качестве он заменил замиренных сумских студентов) и тоже обратилась к "политическим атрибутам" и самоопределению в рамках Россия - Запад. "Сейчас необходимо преодолеть стратегию многовекторности, которая бросала Украину из стороны в сторону последние 10 лет, и выбрать свой путь, - заявляет автор "УП". Этот выбор не только демократии или олигархического авторитаризма, но и выбор между Западной цивилизацией (парадигма демократизации) и российской (авторитарная парадигма). Именно этот выбор определит будущее Украины на ближайшие десятилетия. Не больше и не меньше". После чего мы возвращаемся в контекст избирательной кампании, "УП" напоминает, что "действующая власть" свой выбор уже сделала ("до того как общество сделает свой выбор, стратеги власти уже выводят на орбиту России"), и что "выбор" оппозиции должен быть принципиально другим: "два ключевых кандидата президентской кампании-2004 - Ющенко и Янукович - символизируют не только разные политические, но и геополитические стратегии Украины".

Однако на сайте той же "Украинской правды" мы обнаруживаем и другого порядка "западников", фактически смирившихся с "необратимой потерей" ЕС ("...даже приход на Банковую Ющенко не будет означать автоматического прорыва на евроинтеграционному направлению. Слишком уж сложная ситуация в самом Евросоюзе, который еще не скоро оправится окончательно после прошлой волны расширения и не скоро найдет приемлемую модель решения "турецкой проблемы".... И назначенный Ющенко министр иностранных дел будет вынужден поначалу делать то же самое, что и министр в правительстве Януковича - заниматься сложными и рутинными переговорами с евробюрократами о плане соседства. И стратегических прорывов на этих переговорах в ближайшее время ожидать сложно"). Зато есть другая европейская организация, которую "реальный западник" Максим Стриха видит в качестве близкой цели украинских "интеграторов". Это Европейская ассоциация свободной торговли (которую чаще знают по английской аббревиатуре EFTA), и в которую входят Исландия, Норвегия, Швейцария и Лихтенштейн. "Все это государства, которые в силу разных исторических причин не входят в ЕС (и пока не ставят цели туда попасть), но европейскость которых никто под сомнение не берет", - напоминает Стриха. - "отличие от ЕС, EFTA не выдвигает (по крайней мере формально) жестких критериев для членства. Вадуцкая конвенция открыта для присоединения других государств континента. И, в случае, если двери ЕС даже при условии существенных изменений на украинской политической сцене будут оставаться для Украины закрытыми, членство в EFTA может стать для нашего государства той "синицей в руке", которая позволит ей утвердить свою европейскость".

Отпраздновав День независимости и утвердившись в европейском выборе, Украина незамедлила все это продемонстрировать. 26 августа, несмотря на многочисленные протесты европейской экологической и политической "общественности" украинский президент торжественно открыл канал "Дунай - Черное море". Противники канала - от Брюсселя до Берлина - предупреждали о губительных для региона экологических последствиях ("ЮНЕСКО признала дельту Дуная всемирного значения природным заповедником, где обитают редкие птицы и виды, которым угрожает полное вымирание. ЮНЕСКО полагает, что избранный Украиной вариант строительства судоходного канала "Дунай - Черное море"- самый экологически опасный среди возможных. Представители природоохранных организаций отметили, что вследствие строительства уже погибло немалое количество представителей фауны. Руководство Украины получило тысячи обращений со свех концов света с призывом прекратить строительство канала").

Однако "Львовская газета" дает понять, что Европой в этом вопросе движет "румынское лобби": Румыния после открытия украинского канала теряет монополию на прохождение судов в дельте Дуная. Есть информация, сообщает "Львовская газета", что Румыния планирует строительство "альтернативного канала", которое приведет к снижению уровня воды в "украинском канале" и сделает судоходство по нему невозможным.

Что до "восточного направления" украинской интеграции, то здесь совсем другого порядка сдвиги. Главная тема деловой украинской прессы - отмена НДС на российскую нефть и перспективы падения цен на бензин. Дискуссия в сетевом "ForUm'е" свелась к тому, что ничего плохого в этом нет, но...: "По мнению директора департамента Минтопэнерго Николая Евдощука, в связи с отменой Россией НДС на экспорт нефти в Украину объем поставок российской нефти увеличится, однако вопрос цен на нефтепродукты в этой связи предусмотреть тяжело. По его словам, "увеличится ресурс, это должно привести к снижению цен, однако на цены влияет много факторов". В частности, Евдощук отметил, что следует учитывать такой фактор, как уровень мировых цен - чем они выше, тем меньше остается ресурса на российском рынке, где приобретают нефть украинские НПЗ".
В конечном счете, экономические эксперты сошлись на том, что цены определяет мировая коньюктура, и после президентских выборов следует ожидать новый скачок, - "нефть будет дорожать во всем мире" и "никто в этом не виноват". Политологи видят ситуацию несколько иначе: "Отмена НДС Россией влечет за собой большие расходы. Очевидно, за это Россия захочет от Украины гарантий того, что она не выйдет из ЕЭП и согласится в его составе на какой-то координирующий надгосударственный орган управления. Во-вторых, это может быть шаг в поддержку Януковича. Я думаю - это самая важная, если не решающая причина. От отмены НДС на экспорт энергоресурсов Россия в экономическом плане только проиграет, выгода может быть только политическая. Она заключается в обеспечении в будущем тесной связи Украины и России, с вытекающими отсюда последствиями.... А цены, в связи с этим всем, на нефтепродукты, конечно, будут понижаться. В какой-то мере они начнут снижаться сейчас, возможно более радикально после 1 января. Это повлечет общее понижение цен, поскольку у нас энергоемкое производство. Но, конечно, проявится это должно до президентских выборов".

"Инвестгазета" в той же "нефтяной теме" акцентирует пресловутый вопрос "трубы" и "реверса нефтепровода": "Несмотря на то, что пессимистические настроения по поводу "сдачи" россиянам нашей нефтетранспортной системы так и не подтвердились, свое россияне получили. По крайней мере, следуя логике документа, в ближайшие 15 лет шансы на альтернативу российской нефти в украинской трубе очень маловероятны. Принцип "равнодоступности", который заложен в подписанном Януковичем и Фрадковым документе, на практике нивелируется его же отдельными моментами. Так, если украинская сторона на каком-то этапе захочет заполнить трубу нероссийской нефтью, она будет обязана сообщить об этом россиянам за три месяца. Сюда же следует добавить обязательства двух сторон по загрузке нефтепровода "Одесса - Броды". Появление в соглашении злосчастной трубы совсем не случайно, и, по всей видимости, должно означать, что временный трехлетний реверс нефтепровода имеет все шансы длиться 15 лет - срок, на который подписывалось соглашение".