Сообщение Государственной комиссии Нагорного Карабаха по вопросам военнопленных и без вести пропавших. Россия и карабахский конфликт. США и карабахский конфликт. Совет Европы. Оценки возможностей сторон карабахского конфликта. Степанакерт.

Сообщение Государственной комиссии Нагорного Карабаха по вопросам военнопленных и без вести пропавших

13 августа в 14 часов 00 минут по местному времени на Агдамском направлении линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха (НК) и Азербайджана Государственная комиссия Нагорного Карабаха по вопросам военнопленных и без вести пропавших передала азербайджанской стороне военнослужащего Самедова Анара Миша оглы, жителя г. Баку, 1983 года рождения. Анар Самедов был задержан военнослужащими Армии обороны НК 6 августа с.г. на северо-восточном участке государственной границы Нагорного Карабаха при переходе демаркационной линии. В рамках международных обязательств НК в области гуманитарного права Государственная комиссия республики по вопросам военнопленных и без вести пропавших поставила в известность о случившемся офисы аккредитованных в Степанакерте Международного Комитета Красного Креста (МККК) и ОБСЕ. Передача А. Самедова была осуществлена решением властей НК при посредничестве нагорно-карабахского представительства МККК после того, как азербайджанская сторона дала согласие принять своего военнослужащего. Во время нахождения А. Самедова в НК его периодически посещали представители МККК, которым было предоставлено право беспрепятственного доступа к азербайджанскому военнослужащему. (Информационный портал МИД НК)

Россия и карабахский конфликт

Бакинская "525-я газета" освещает встречу министра иностранных дел Азербайджана Эльмара Мамедьярова с главой МИД РФ Сергеем Лавровым. Отвечая на вопрос о ситуации вокруг карабахского урегулирования, Лавров повторил известную позицию Москвы о том, что стороны сами должны договориться, а Россия готова гарантировать выполнение достигнутых договоренностей. По словам "525", российский министр неопределенно добавил, что Россия поддерживает урегулирование на основе принципа территориальной целостности.

Бакинская "Эхо" пишет, что в ходе состоявшейся по итогам встречи пресс-конференции Сергей Лавров отметил, что Россия готова содействовать переговорному процессу как в качестве "сопредседателя Минской группы ОБСЕ, так и в качестве друга и партнера". "Мы удовлетворены тем, что с начала прошлого года возобновлен переговорный процесс", - отметил Лавров. При этом, пишет газета, он повторил нашумевшую в свое время фразу о том, что Россия поддерживает принцип территориальной целостности Азербайджана. "Эхо" цитирует российскую газету "Завтра": "По мнению ряда экспертов, наши представители в ОБСЕ явно не получали никаких четких инструкций от российского политического руководства и поэтому всего лишь "изображают бурную деятельность", ограничиваясь обвинениями в адрес конфликтующих сторон - "Никто не хочет идти на уступки". По мнению "Завтра", пишет "Эхо", руководство Азербайджана до сих пор уверено, что "ключи к решению конфликта лежат в Москве". "Однако Россия в последнее время проявляет все меньше активности и заинтересованности в решении этой международной проблемы".

Бакинская "525-я газета" пишет, что, по словам председателя Комитета по международным делам Госдумы РФ Константина Косачева, Россия признает территориальную целостность Азербайджана, и это закреплено в большинстве подписанных между Россией и Азербайджаном политических документов. По словам Косачева, Россию с Арменией связывают особые отношения, "но столь же особые, столь же привилегированные отношения нас связывают и с Азербайджаном, и поэтому для нас этот конфликт является такой же болью, как и для Азербайджана". Косачев сказал также, что, по глубокому убеждению российской стороны, в урегулировании карабахского конфликта роль третьих стран минимальна и заключается только в неких посреднических усилиях. "Любая позиция, даже полностью соответствующая нормам международного права, обязательно должна быть принята обеими сторонами. Только тогда она может иметь устойчивый долгосрочный характер. Пока, к сожалению, мы не пришли к этой ситуации, потому что та позиция, которая определена в резолюциях Генеральной ассамблеи ООН и СБ ООН, категорически не принимается армянской стороной. И наша роль, и наша историческая миссия заключается в том, чтобы убедить армянскую сторону занять те позиции, на которых стоит международное право".

Придется разочаровать наивных: из Москвы глава МИД Азербайджана вернется с пустыми руками, пишет бакинская газета "Новое Время". По мнению газеты, в Москве Эльмара Мамедьярова с самого начала ожидал провал: "Если уж Америка, в чьих руках сосредоточены все богатства Азербайджана, ничего не делает для объявления Армении агрессором и освобождения Карабаха, так зачем же Россия должна ради этого хотя бы пальцем пошевелить? А главное - не доверяет Москва властям нынешнего Азербайджана! Да и как им доверять, если даже их собственный народ ненавидит эти власти, которым соврать - что водицы испить!" По словам газеты, российская сторона ограничилась приветствованием регулярного характера диалога между Азербайджаном и Арменией на уровне президентов и министров иностранных дел, подтверждением своей заинтересованности в скорейшем решении проблемы Нагорного Карабаха и нормализации азербайджано-армянских отношений, а также готовностью всячески способствовать этому - как в рамках сопредседательства в Минской группе, так и на двусторонней основе. "Как в басне: а воз и ныне там!" - заключает газета.

"Эхо" приводит мнение директора Института проблем глобализации Михаила Делягина, согласно которому пассивное поведение России в решении карабахской проблемы объясняется достаточно просто: сейчас у РФ нет серьезных экономических интересов в Азербайджане, хотя он и является важной составляющей "каспийского пасьянса". Хотя, по словам Делягина, "здесь существуют огромные резервы". "Эти резервы Азербайджан и собирается использовать, чтобы стимулировать российский интерес к решению карабахской проблемы".

Как сообщает ИА REGNUM, министр иностранных дел Армении Вардан Осканян, комментируя распространенное рядом СМИ высказывание главы МИД России Сергея Лаврова о том, что российская сторона якобы видит решение карабахской проблемы в контексте сохранения территориальной целостности Азербайджана, отметил, что в официальных заявлениях МИД России подобных высказываний не было. "Напомню, что Россия выступает за мирное урегулирование противостояния и не раз заявляла о готовности принять любое решение проблемы Нагорного Карабаха, поддержанное самими сторонами конфликта", - отметил он.

Отмечая в целом весьма благоприятный фон нынешних российско-азербайджанских отношений, газета "Айкакан жаманак" пишет, что препятствием к окончательному сближению России и Азербайджана является карабахская проблема. Сегодня Азербайджан делает все для того, чтобы завоевать благосклонность России, пишет газета. "По мнению экспертов, совершенно неслучайно всего за две недели до визита Эльмара Мамедъярова в Москву в Азербайджане был принят закон о запрещении размещения на территории страны иностранных военных баз. Эксперты считают, что после такого шага Баку будет ожидать от Москвы значительных уступок в вопросе урегулирования карабахского конфликта". Газета пишет также, что, по мнению азербайджанских наблюдателей, в случае получения от Кремля соответствующей поддержки, Азербайджан в ближайшее время попробует силой восстановить свою территориальную целостность.

На вопросы московской "Независимой газеты" ответил министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров.

Господин Мамедьяров, незадолго до вашего визита в Москву в западной прессе активно обсуждалась тема перемен во внешнеполитической ориентации Азербайджана. Якобы официальный Баку разочарован в США, которые не помогли решить карабахскую проблему, и теперь поворачивается лицом к России и Ирану. Насколько обоснованны подобные утверждения?

С моей точки зрения, применительно к внешней политике нашей страны вообще неверно говорить о каких-то пророссийских, проамериканских или же протурецких приоритетах. Внешняя политика Азербайджана строится исходя из национальных интересов, и в этом смысле она является прежде всего проазербайджанской. А все то, что пишется в последнее время на тему смены курса Баку, не более чем политические спекуляции.

В начале 90-х годов обе стороны заявляли, что "ключи от карабахского конфликта лежат в Москве". Что по этому поводу вы скажете сегодня?

Конечно, мир с тех пор изменился. Однако и сегодня Россия наряду с другими сопредседателями Минской группы ОБСЕ играет в урегулировании проблемы Нагорного Карабаха огромную, даже можно сказать, ключевую роль. Позиция Азербайджана заключается в том, что без справедливого урегулирования этого конфликта добиться стабильности в регионе не удастся. Мы считаем, что политически стабильный и экономически сильный Южный Кавказ выгоден для всех стран, которые имеют интересы в нашем регионе. Выгодно это и России.

Но ведь Москву с Ереваном связывают тесные союзнические отношения.

Не стоит забывать, что та же Россия имеет не менее серьезные интересы и в Азербайджане, хотя бы в сфере экономики. Что же касается позиции Москвы в карабахском вопросе, то все больше понимания и сторонников находит точка зрения, что если она будет заинтересована в урегулировании конфликта, мир придет в наш регион намного быстрее.

Но ведь в самом Азербайджане военные считают, что без освобождения хотя бы части оккупированных территорий силовым путем отношение посредников, в том числе и России, к позиции Азербайджана вряд ли изменится...

Мы с вами говорим в МИДе, а не в военном ведомстве. Я же, как министр иностранных дел, до последнего буду отстаивать вариант мирного урегулирования конфликта. Хотя в недавнем заявлении МИДа мы и отметили, что Азербайджан все больше начинает разочаровывать деструктивная позиция армянской стороны. На оккупированных территориях проводятся какие-то командно-штабные учения, устраиваются нелегитимные выборы в местные органы власти. Кроме того, оккупированные территории заселяются армянскими переселенцами. В этих условиях сложно вести мирные переговоры.

Баку в последнее время явно расширяет сотрудничество с США и НАТО. Между тем в Москве, мягко говоря, без восторга рассматривают возможность появления в Азербайджане американских военных баз. Справедливы ли опасения России?

Нас почему-то все время хотят обвинить в том, что Азербайджан чуть ли не завтра даст согласие на размещение натовских баз в Азербайджане. Но это ведь не так. Это достаточно сложный, многоступенчатый вопрос, решение которого должно пройти колоссальное количество согласований. Более того, в настоящий момент конкретных переговоров по американским или натовским военным базам в Азербайджане вообще не ведется.

По мнению армянской газеты "Айоц Ашхар", предпринимаемые Азербайджаном в последнее время внешнеполитические демарши, а также угрозы и заявления, периодически озвучиваемые высокопоставленными чиновниками, свидетельствуют о том, что азербайджанцы начали шантажировать не только Армению, но и взявших на себя миссию посредника США. Газета считает, что нынешний московский визит Эльмара Мамедъярова является "звездным мигом предпринятой Азербайджаном политики шантажа".

Если Баку не удастся заручиться поддержкой Москвы в карабахском вопросе, Азербайджан может начать закупку вооружений, сообщает российская газета "Время Новостей". Как стало известно газете из источников в Министерстве обороны Азербайджана, правительство АР уже ведет на этот счет переговоры с Пакистаном и Украиной. "Эти закупки кардинально изменят военный баланс сил между Азербайджаном и Арменией", - отмечает газета. ("Голос Армении").

США и карабахский конфликт

Профессор Гарвардского университета Бренда Шаффер в своей статье "США и Карабахский конфликт", размещенной на "Карабахской странице" интернет-сайта радиостанции Би-би-си, пишет, что в случае с нагорно-карабахским конфликтом политика США представляет собой сплав позиций и действий нескольких госструктур, которые время от времени поддерживают различные, а порой просто несовместимые подходы. "Даже внутри самих структур часто нет единомыслия - например, между подразделениями Государственного департамента". В то время как США постоянно поддерживают усилия по разрешению карабахского конфликта, это не стало приоритетным направлением американской политики в Каспийском регионе. Вашингтон не считает конфликт главным препятствием для успешной реализации энергетических проектов в регионе, которым он столь активно способствует. Согласно официальным документам, пишет автор статьи, Вашингтон признает Нагорный Карабах частью Азербайджанской Республики, именно так территория представлена на официальных картах Госдепартамента США. В то же время в других внешнеполитических документах декларируется, что "будущий статус Нагорного Карабаха является предметом переговоров между сторонами-участницами Минского процесса". Из документов Госдепартамента США не ясно, чьи вооруженные формирования оккупировали территорию Азербайджана: Армении или карабахских армян. Вдобавок, в ряде документов говорится, что Азербайджан установил "эмбарго" на связи с Арменией, в других говорится о "блокаде" Армении. В результате терминологические казусы во многих вопросах, связанных с карабахским конфликтом, часто приводят к тому, что враждующие стороны приходят к противоречивым выводам относительно позиции, занимаемой Вашингтоном. В отличие от позиции Государственного департамента, Конгресс США с самого начала явно склонялся на сторону Армении. Свидетельство тому - 907-я поправка к "Закону о защите свободы", согласно которой был наложен запрет на помощь США правительственным структурам Азербайджана. Конгресс США постоянно выделял Армении значительно больше средств, чем Азербайджану, и даже ввел отдельную статью помощи для Нагорного Карабаха. В статье отмечается также, что до президентских выборов в ноябре 2004 года Вашингтон вряд ли станет выступать с крупными политическими инициативами, связанными с Нагорным Карабахом: нынешняя администрация предпочитает в предвыборный период избегать обсуждения внешнеполитических проблем, насколько это возможно. "Хотя возможны и сюрпризы. Ведущие политические группировки, представляющие интересы более миллиона американцев армянского происхождения, выразили активную поддержку кандидату в президенты от демократической партии сенатору Джону Керри. Чтобы перетянуть на свою сторону этих избирателей, президент Буш может сделать заявление по вопросам, которые важны для американских армян. Вполне вероятно, что такой темой может оказаться Нагорный Карабах".

На вопросы агентства "АзерТАдж" ответил сопредседатель Минской группы от США Стивен Манн.

Господин Манн, прошло 4 месяца после назначения вас специальным посредником по переговорам относительно нагорно-карабахского конфликта. Привнес ли новый сопредседатель от США в вашем лице что-то новое в Минскую группу и мирный процесс?

Думаю, ждать чуда от посредников, включая и меня, было бы неверно. Принимая участие в мирном процессе, мы демонстрируем сильную заинтересованность представляемых нами государств в поиске пути урегулирования. Но главное остается прежним - поиск пути урегулирования зависит не от нас, а от правительств Азербайджана и Армении.

Вести, приходящие в последнее время из региона, вызывают озабоченность - так называемая "Нагорно-Карабахская Республика" проводит выборы, а также командно-штабные учения на оккупированных азербайджанских землях. Что вы можете сказать об этом?

Государственный департамент уже ответил на ваш вопрос. Хочу повторить слова, сказанные господином Эрели (пресс-секретарь американского внешнеполитического ведомства Адам Эрели - прим. ИА REGNUM) на брифинге, - мы не признаем Нагорный Карабах как независимое государство. США поддерживают территориальную целостность Азербайджана. Не думаю, что эти выборы отразятся на Минском процессе.

Министерство иностранных дел Азербайджана не согласно с Вами и обеспокоено тем, что сопредседатели Минской группы не реагируют соответствующим образом на происходящие в регионе некоторые события. Так, если сопредседатели решительно и открыто не отреагируют на так называемые выборы, проведение сепаратистскими вооруженными силами Нагорного Карабаха учений на оккупированных территориях и другие подобные вопросы, то продолжение процесса переговоров может оказаться под вопросом. Согласны ли вы с этим?

Прежде всего должен отметить, что встречи, проводимые Минской группой на уровне министерств, не являются переговорами, они носят характер обсуждений. Это серьезная работа, проводимая среди профессиональных дипломатов. Нам необходимо соблюдать эти рамки. В регионе всегда будут происходить события, вызывающие недовольства той или иной стороны. Это - истина, вытекающая из истории конфликтов. Ответственность же всех сторон, принимающих участие в Минском процессе, заключается в том, что нам не следует отвлекаться от переговоров и развития мирного процесса. Стороны принимают участие в процессе переговоров не ради вежливости или соблюдения тех или иных норм. Все мы выступаем в соответствии с нашими национальными интересами. Поэтому считаю, что решение президента Ильхама Алиева об участии в процессе является верным и опирается на национальные интересы Азербайджана.

Вы постоянно заявляете о поддержке территориальной целостности Азербайджана. Вместе с тем США до сих пор не называют Армению государством-агрессором. Что мешает этому?

Хочу еще раз решительно повторить долгосрочную позицию США: мы поддерживаем территориальную целостность Азербайджана. Мы также отметили, что урегулирование карабахского конфликта должно учитывать пожелание всех жителей региона. Что же касается вашего вопроса, то вам не следует забывать о сути мандата Минской группы. Минская группа не поддерживает одну из сторон. Международная общественность признала конфликт и пришла к решению поддержать переговоры, стать посредником. Международная общественность не возложила на Минскую группу судейскую миссию. Указание, полученное нами от международной общественности, заключается не в этом. А в том, чтобы, работая в меру сил и возможностей, найти общую позицию между двумя сторонами, привнести в обсуждения элементы реальности.

Не уменьшат ли интерес вашей страны к нагорно-карабахскому вопросу предстоящие в ноябре этого года в США президентские выборы?

Не думаю. Позиция США из года в год, от одной администрации к другой остается неизменной. Ноябрьские выборы не отразятся на профессиональной дипломатии, которую мы желаем видеть в процессе урегулирования конфликта.

Может ли трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан сыграть свою роль в урегулировании нагорно-карабахского конфликта?

Интересно, об этом меня спрашивают и в Армении. Нет, не может. Это различные вопросы. Естественно, всем нам хотелось бы увидеть скорейшее урегулирование конфликта и развитие сотрудничества в регионе. Тем не менее, нефтепровод отражает не политические, а экономические реалии Южного Кавказа.

Совет Европы

Свое видение позиции Совета Европы (СЕ) в карабахском вопросе представил на страницах газеты "Айоц Ашхар" вице-спикер Национального Собрания (НС) Армении, руководитель армянской делегации в ПАСЕ Тигран Торосян.

Господин Торосян, как известно, генеральный секретарь СЕ Вальтер Швиммер отрицательно отнесся к проведению выборов в органы местного самоуправления в Нагорном Карабахе. Это его личное мнение или мнение Совета Европы?

Несмотря на то, что В.Швиммер с первого сентября передает свой пост генсека Терри Дэвису, его заявление необходимо рассматривать как позицию Евросовета. Подобное отношение к выборам в НКР со стороны генсека СЕ выражается не впервые. То же было и после предыдущих выборов. Вместе с тем очевидно, что подобная позиция имеет серьезные логические изъяны. Ведь если СЕ выступает за урегулирование конфликта, то как можно его достичь, если население НКР не будет иметь своих представителей на всех уровнях? Кто будет в таком случае представлять мнение Карабаха? Уверен, что В.Швиммер выразил здесь также свою личную позицию. Терри Дэвис намного более уравновешенный, осторожный человек, к тому же прекрасно знающий характер проблемы. Надеюсь, что, став генсеком, он подобных заявлений делать не будет.

Избранию на должность генсека СЕ Терри Дэвиса должно последовать назначение нового докладчика по вопросу Карабаха в ПАСЕ. Можно ли быть уверенным в том, что он будет таким же объективным человеком, и что станет с уже подготовленным Т.Дэвисом докладом?

У нас нет оснований подозревать какого-либо депутата в субъективизме. Проблема заключается не в предвзятости нового докладчика, а в степени его компетентности в проблеме. Ситуация здесь следующая: в СЕ есть намерение выслушать на октябрьской сессии ПАСЕ доклад, подготовленный Терри Дэвисом, и ограничиться этим. Суть предложения заключается в том, чтобы новый докладчик просто взял на себя обязательство представить этот доклад. Отмечу, что доклад должен быть введен в обращение до 1 сентября, пока еще Т.Дэвис является депутатом и не приступил к исполнению обязанностей генсека. Текст доклада пока еще нами не получен.

Насколько целесообразно такое представление доклада?

Думаю, что трудно будет решить вопрос таким образом, поскольку невозможно представить, что кто-то из депутатов возьмет на себя обязанность прочесть этот доклад. В конце концов, доклад не обойдется без предложений, и новый докладчик должен быть готов высказать свою позицию. Более того, ему придется нести ответственность за представление этого документа, поскольку доклады подобного рода затрагивают очень щепетильные вопросы и могут привести как к положительной, так и отрицательной реакции в регионе, если из-за недостаточной информированности докладчика доклад окажется неполноценным. В связи с этим мы считаем, что новый докладчик предварительно должен посетить регион - Ереван, Степанакерт и Баку, чтобы, поближе ознакомившись с проблемой, мог бы дать обоснованные оценки. В сентябре состоится заседание политической комиссии ПАСЕ, на котором будет рассмотрен этот вопрос. Вместе с тем, я еще перед весенней сессией предложил председателю политической комиссии организовать по вопросу "круглый стол" с участием представителей НКР.

Оценки возможностей сторон карабахского конфликта

Анализируя армяно-азербайджанские отношения, агентство "Росбалт" отмечает, что в последние недели они претерпевают переход от плохих к очень плохим. "С завидным постоянством официальный Баку в последние месяцы заявляет о возможности военного решения карабахской проблемы. Президент Алиев провел ряд встреч с военнослужащими, на которых заявил о готовности Азербайджана решить вопрос Карабаха силой. То же не устают повторять и другие представители руководства страны. Азербайджанская пресса ведет активную пропаганду, смысл которой - уверить население в боеспособности азербайджанской армии и возможности с ее помощью вернуть Карабах". Более того, пишет "Росбалт", если раньше все заявления официального Баку предназначались почти исключительно для своей общественности, то теперь положение кардинально изменилось - Ильхам Алиев выступил перед собранными в Баку азербайджанскими послами и опять поднял вопрос о возможности военного разрешения карабахской проблемы. МИД Армении незамедлительно выступил с заявлением, в котором было отмечено, что если это было бы из серии обычных выступлений, предназначенных для внутреннего пользования, можно было бы его и не комментировать. "Однако на этот раз Алиев поднял вопрос о возможности военного разрешения проблемы Нагорного Карабаха перед своими послами, что дает повод для серьезных беспокойств", - заявил пресс-секретарь МИД Армении Гамлет Гаспарян. "Мы неоднократно заявляли, что силовое решение нагорно-карабахского конфликта будет иметь катастрофические последствия для всего региона и, в первую очередь, для Азербайджана", - озвучил он позицию Армении. Но насколько совпадают с реальностью последние воинственные заявления Баку о своей способности силой вернуть Карабах, задается вопросом "Росбалт" и приводит следующие цифры: по данным на 2001 год, Азербайджан задекларировал наличие у себя 262 танков, 322 бронемашин, 305 артиллерийских установок. (Это при том, что по Договору об обычных вооруженных силах в Европе Азербайджан, как и Армения, имеет право на 220 танков, такое же количество бронемашин и 285 артиллерийских установок калибром 122 мм и выше.) Армия Армении действительно уступает по всем параметрам - 102 танка, 204 бронемашины, 225 единиц артиллерии. Однако, пишет агентство, при этом не учитывается, что армяне предприняли маневр, который в случае начала боевых действий в Карабахе позволит Армении формально оставаться в стороне - если, конечно, бои не выльются в крупномасштабную армяно-азербайджанскую войну. "Дело в том, что Армия Обороны НКР сегодня имеет на вооружении 316 танков, 324 бронированных машины, 322 единицы артиллерии. Таким образом, де факто, мощь противостоящих вооруженных сил примерно равна. Учитывая, что азербайджанским войскам при наступлении придется преодолевать эшелонированную оборонительную линию, которую НКР выстраивала в течение 10 лет, действительно можно согласиться с утверждением, что война за Карабах станет катастрофой для всего региона и, в первую очередь, для Азербайджана".

Касаясь возможности возобновления военных действий, глава МИД Армении Вардан Осканян заявил, что "подобную возможность полностью исключить нельзя, однако она чрезвычайно мала". Гарантом сохранения мира, по мнению Вардана Осканяна, является в первую очередь боеспособность армянской армии. "Можно сказать, что сохранение мира напрямую связано с высокой боеспособностью армянской армии", - подчеркнул В.Осканян. (ИА REGNUM).

Газета "Голос Армении" отмечает важность предстоящего в начале осени очередного саммита глав государств СНГ, в рамках которого намечается встреча президентов Армении и Азербайджана и очередные обсуждения карабахской проблемы. По мнению газеты, не исключено, что эти обсуждения пройдут в трехстороннем формате - Путин-Алиев-Кочарян, "что очень интересно хотя бы потому, что... ничего особо интересного никто от этой встречи пока не ожидает". По мнению "ГА", все объективные обстоятельства и, в первую очередь, прогрессирующая кампания армянофобии, развернутая в Азербайджане под руководством президента АР Ильхама Алиева, свидетельствуют: президентам Армении и Азербайджана не удастся договориться и на этот раз. Вместе с тем, считает газета, от встречи глав Армении и Азербайджана при посредничестве президента РФ Владимира Путина можно ждать и несколько неожиданных результатов.

Ереванская "Новое Время" отмечает, что в азербайджанском политическом мышлении относительно путей урегулирования нагорно-карабахского конфликта, похоже, происходят некоторые позитивные перемены. Газета приводит статью Хикмета Гаджизаде "Вечная война или вечный мир?", опубликованную недавно на страницах бакинской газеты "Эхо", которую "с полным основанием следует отнести к разряду революционных для азербайджанского общества в плане подхода автора к карабахской проблематике". "НВ" пишет, что в статье не столько затрагивается карабахский вопрос, сколько прослеживается озабоченность за будущее отношений между армянским и азербайджанским народами, которым судьбой велено быть соседями. Автор считает, пишет "НВ", что даже если некие добрые международные авторитеты принудят армян и азербайджанцев к миру, накопившаяся в результате вооруженного противостояния ненависть друг к другу будет лишь загнана вовнутрь и когда-нибудь вспыхнет снова. Конфронтационное мышление армян и азербайджанцев, пишет Хикмет Гаджизаде, не смогут изменить ни третьи силы, ни писаные конституции и ратифицированные европейские соглашения о правах человека. Оно может измениться лишь в ходе честной и свободной дискуссии, ведущейся гражданами в честной и свободной стране. Посему автор приходит к выводу, что, для того чтобы вечная война сменилась вечным миром, Азербайджан и Армения должны стать по-настоящему демократическими, поскольку он убежден, что демократии друг с другом не воюют. Следовательно, резюмирует Хикмет Гаджизаде, Карабах не вернется в лоно Азербайджана до тех пор, пока в его стране не будет построено гражданское общество. "Даже если Азербайджан будет в три раза сильнее Армении, мир не позволит правительству, угнетающему своих граждан, распространить свою бесчеловечную власть на армянское национальное меньшинство". "НВ" отмечает также публикацию директора независимого информационного агентства "Туран" Мехмана Алиева в газете "Зеркало", в которой он пытается найти выход из карабахского кризиса. На взгляд журналиста, принципы территориальной целостности и самоопределения наций можно будет совместить только в том случае, когда конфликтующие стороны подойдут к решению карабахского вопроса комплексно, путем "кавказской интеграции" и создания "Кавказского союза", или "Дома". При этом в основу строительства "Кавказского дома", по его мнению, должен быть заложен опыт формирования единой Европы. Мехман Алиев считает, что в рамках проекта "Кавказский дом" территориальная принадлежность, обособленность этнических групп полностью теряют смысл, потому что, как полагает руководитель "Турана", их права и интересы будут обеспечиваться в "кавказском парламенте, правительстве, суде и т.д.", где все эти этногруппы будут должным образом представлены. "Единое кавказское пространство, - утверждает Мехман Алиев, - может и должно стать гарантией безопасности, развития и благополучия всех этнических групп, независимо от места их расселения и численности". По мнению "НВ", с такими людьми, как Хикмет Гаджизаде или Мехман Гулиев, можно разговаривать, искать в спокойной атмосфере взаимоприемлемые пути решения карабахского конфликта.

"Карабахская страница" интернет-сайта радиостанции Би-би-си сообщает, что Хельсинкская гражданская ассамблея (ХГА) предлагает применить Аландскую модель для решения карабахского конфликта. По мнению председателя Азербайджанского отделения ХГА Арзу Абдуллаевой и директора Кавказского центра по исследованию кризисных ситуаций Зардушта Ализаде, карабахский конфликт можно разрешить.

Арзу Абдуллаева: Я уверена, что это возможно. Мы работаем совместно с учеными, аналитиками, которые разрабатывают теорию, как это сделать. В первую очередь, для обоих обществ - и для азербайджанского, и для армянского - необходимо, чтобы интеллигенция, интеллектуалы снова заняли верховодящую, разъясняющую, авторитетную позицию в обществе. При всем моем уважении к народу, скажу, что "народ" все-таки понятие аморфное. Народ может чувствовать, но не знать. Народ можно вести. И поэтому народ нуждается в том, чтобы были ведущие - авторитетные люди, которым народ доверяет.

Би-би-си: Господин Ализаде, в какой точке, в каком состоянии в отношении карабахского вопроса находится сейчас общественное мнение в Азербайджане?

Зардушт Ализаде: Общественное мнение в Азербайджане и Армении сейчас в одинаковом состоянии. Это такие тупики, куда зашло общественное мнение, и переговоры на дипломатическом уровне просто повторяют эти тупики. Общественное мнение нужно освободить, нужно указать пути выхода из этого положения. Безвыходных положений не бывает. Оба народа находятся в потоке истории, и были более жестокие конфликты, которые нашли свое решение. Хельсинкская гражданская ассамблея, активистом которой я являюсь, имеет очень серьезный проект: взять 30 азербайджанцев и армян из Баку, Еревана и Карабаха, отвезти их на Аландские острова и там по очень серьезной программе показать им, как можно реализовать Аландскую модель в условиях Южного Кавказа. Надо найти пути и методы реализации этой модели. А потом распространить результаты этой работы среди населения, чтобы люди поняли, что мы не являемся жертвами уникального конфликта. Подобные конфликты в истории человечества бывали и успешно решались.

Би-би-си: Расскажите подробнее о вашем проекте. Ведь может же случиться, что на Аландские острова приедут выбранные вами люди, еще раз зафиксируют те же самые непримиримые позиции, что уже известны сегодня, и что, опять стена?

Арзу Абдуллаева: Большое значение имеет, кого мы выбираем. Кроме того, здесь важна роль интеллигенции, которая должна влиять на общественное сознание, которое во многом стало жертвой манипуляций с обеих сторон. Мы предлагаем вместе разработать механизм осуществления будущего сосуществования в рамках определенной модели. А модель эта известна, она называется Аландская. Это восемь тысяч небольших и совсем маленьких островов, все население которых составляет 25 тысяч человек. Это шведоговорящее население в составе Финляндии. И когда Финляндия в 1917 году решила выйти из состава России и не присоединяться к Советской России, население Аландов тоже решило использовать свое право на самоопределение и войти в состав Швеции. Был конфликт, к счастью, не вооруженный, и в 1921 году Лига Наций приняла решение о том, чтобы Аланды территориально закрепить за Финляндией и в то же время предоставить им до сих пор ни разу не применявшуюся модель самоуправления. И у Аландов свой парламент, свои коммуны, они достаточно независимы, но в то же время территориально принадлежат Финляндии. Сама Финляндия довольна, что получает большую часть налогов с развитого бизнеса на Аландских островах, аландцы счастливы, что в свое время не присоединились к Швеции, потому что это помогло им сохранить свою самоидентификацию, и, в общем, Аланды сейчас - это земной рай.

Би-би-си: А в Минской группе ОБСЕ знают о вашей идее?

Арзу Абдуллаева: Мы пока еще не говорили с ними на эту тему, но мы обсуждали ее с Европейским союзом, и докладчик по Южному Кавказу Пер Гартон остановился на этой модели и даже представил ее для обсуждения в Европарламенте. И недавно у нас был представитель Евросоюза по Южному Кавказу, бывший посол в Минской группе от Финляндии, Хейкки Талвитие, которого очень обрадовало то, что мы вернулись к этой модели. Эту модель уже обсуждали. И в 1995 году на Аланды был приглашен Аркадий Гукасян (президент Нагорного Карабаха - прим. ИА REGNUM), был и Тофик Зульфугаров (экс-министр иностранных дел Азербайджана - прим. ИА REGNUM). И там был обмен репликами, ставший расхожей шуткой, которую упоминают, когда говорят об Аландской модели. Когда Аркадий Гукасян сказал, что да, модель замечательная, но ведь вы же не финны. И Тофик Зульфугаров ответил, что, конечно, но и вы тоже не шведы, товарищи армяне! Но оставим шутки в сторону, мы собираемся приглашать наиболее авторитетных людей, заслуживших доверие. Среди них будут представители интеллигенции, неправительственных, политических организаций. Там, конечно, будут карабахцы с обеих сторон. И мы не собираемся им ничего давать. Они сами посмотрят и сами решат, что они выбирают из этой модели. Что-то может и не понравиться.

Би-би-си: Вопрос Зардушту Ализаде. Что будет дальше?

Зардушт Ализаде: Когда начался конфликт, обе стороны питали голубые надежды: во-первых, на победу, а во-вторых, на то, что после победы быстро наступит период процветания, земной рай. Как в свое время говорили: Баку красивый город, если бы не было армян. Это очень националистическое и низкопробное высказывание показало свою несостоятельность. Да, можно сказать, что в Баку почти нет армян. Но стал ли Баку для бакинцев прекрасным городом? У нас огромные проблемы. И то же самое для карабахских армян. Они вроде бы выгнали азербайджанцев, но счастья почему-то нет. И развития нет. То же самое в Армении - азербайджанцев абсолютно нет, но и счастья, и развития, и европеизации желанной нет. Эта встреча смогла бы воздействовать на общественное мнение. Весь живой диалог обсуждения нужно записать на видео, показать по телевидению Азербайджана и Армении, издать книгу большим тиражом о том, как проходило это обсуждение, и надо в прессе описывать, как шел совместный поиск выхода из тупика. Вот это была бы настоящая журналистика мира! Это именно тот случай, когда средства массовой информации смогли бы сыграть гигантскую позитивную роль для своих обществ.

Степанакерт

3 августа в Нагорном Карабахе начались крупномасштабные командно-штабные учения Армии обороны (АО) НК с привлечением всех войск и резерва. Учения проводятся согласно плану подготовки АО 2004 года в три этапа. В ходе первого этапа армия приводилась в боевую готовность с доукомплектованием до штата военного времени. На втором этапе происходила подготовка оборонительных операций. Третий этап включал в себя ведение оборонительных операций, практическое выполнение тактического задания несколькими частями Армии обороны НК, после чего, вынудив условного противника понести большие потери, войска переходили в контрнаступление. За учениями наблюдали президент НК Аркадий Гукасян, министр обороны Армении Серж Саркисян, представители высшего командования вооруженных сил РА. После маневров состоялся парад войск АО. Отличившиеся части и подразделения, офицеры, сержанты и солдаты были награждены грамотами и ценными подарками. Комментируя учения, министр обороны НК Сейран Оганян отметил, что одним из принципов учений было максимальное приближение их хода к боевым действиям. "Думаю, что военные действия, если в перспективе они будут иметь место, будут отличаться от военных действий периода 1992-1994 годов. И нынешние учения были похожи на военные действия, которые можно предположить в будущем". Отвечая на вопросы журналистов, Серж Саркисян сказал: "Министр обороны Армении присутствует на военных учениях в Нагорном Карабахе не впервые. Руководство РА не раз заявляло, что армянская армия выступает гарантом безопасности населения Нагорного Карабаха - части армянства, проживающей здесь. Такой позиции мы придерживаемся и сейчас". На вопрос о возможности возобновления боевых действий в зоне карабахского конфликта С.Саркисян ответил, что реальной угрозы этого в обозримой перспективе нет. "Руководители Нагорного Карабаха и Армении неоднократно заявляли о том, что армянская сторона не намерена возобновлять военные действия. Что касается учений, то они являются как бы заключительным этапом годичного учебного процесса, и в ходе них выявляются результаты последнего. Естественно, подобные учения направлены на мир, на поддержание баланса, существующего в регионе, который во многом определяется качеством подготовки войск. И сегодня мы убедились, что подразделения, участвовавшие в учениях, имеют должный уровень подготовки". ("Де-Факто").

8 августа в Нагорном Карабахе состоялись выборы в органы местного самоуправления. Как сообщили в Центральной избирательной комиссии НК, по предварительным результатам в целом по республике в выборах приняли участие 61,1% избирателей. В столице НК Степанакерте явка избирателей составила 41,1%. В Степанакерте по результатам голосования никто из 5 претендентов на пост мэра столицы не набрал необходимых 50 с лишним процентов голосов. Согласно действующему законодательству через две недели должен пройти второй тур среди двух кандидатов, набравших наибольшее количество голосов. Во второй тур прошли бывший вице-мэр Степанакерта Павел Наджарян, за которого проголосовало почти 43% избирателей. Почти на 10% отстал от него глава комиссии по социальным вопросам Национального Собрания НК, лидер политической организации "Движение-88" Эдуард Агабекян. Против проведения в Нагорном Карабахе муниципальных выборов выступили генеральный секретарь Совета Европы, Турция и Организация Исламская конференция. ("Де-Факто").

По итогам муниципальных выборов в Нагорном Карабахе было избрано 179 глав общин, из которых всего 45 новых. Около 50 глав общин являются членами провластной организации Союз "Демократический Арцах" (СДА), порядка 20 - оппозиционной партии "Дашнакцутюн", 10 - компартии Нагорного Карабаха. И хотя более половины избранных глав муниципалитетов официально зарегистрированы как беспартийные, эксперты говорят о политизированности нынешних выборов и повышении влияния "Дашнакцутюн". Аналитики отмечают важность прошедших выборов, считая их предтечей намеченных на весну будущего года парламентских выборов. Ныне парламентское большинство в Карабахе составляет та же партия СДА, но треть мест принадлежит "Дашнакцутюн". ("Кавказский узел").

Нагорно-карабахский комитет "Хельсинкская инициатива-92" при поддержке Вестминстерского Фонда демократии (Великобритания) с февраля по июль нынешнего года провел серию семинаров для беженцев, проживающих в Нагорном Карабахе. Как сообщает ИА "АРКА", семинары были посвящены следующим темам: "Беженцы в международно-правовых документах", "Права беженцев и временно перемещенных лиц в правовых документах Южного Кавказа", "Роль беженцев в развитии демократии и открытого общества", "Влияние беженцев на развитие гражданских институтов и трансформацию конфликта". Проект преследовал цель увеличить багаж знаний беженцев в области международного права, активизировать их участие в строительстве демократических институтов и гражданского общества в Нагорном Карабахе.

Как сообщает карабахская газета "Демо", скоро будет отремонтирован степанакертский стадион имени Степана Шаумяна. По словам президента футбольного клуба "Айк" Айка Джавадяна, стадион будет соответствовать европейским стандартам. Президент сообщил также, что деятельность клуба финансирует американский меценат армянского происхождения Грач Каприелян.

"Союз канадских врачей-армян" собирается основать в Степанакерте центр здоровья женщин. Об этом газете "Демо" сообщил руководитель данной программы Аветис Погосян. В соответствии с программой, центр начнет функционировать в ноябре текущего года.

Фонд развития малого и среднего бизнеса Нагорного Карабаха профинансировал 79 бизнес-проектов на общую сумму 325 млн. драмов. Об этом корреспонденту ИА REGNUM в Степанакерте сообщил исполнительный директор фонда Владимир Саадян. По его словам, 60% этих средств приходится на сельское хозяйство: виноградарство и плодоводство, животноводство и рыбоводство, переработку сельхозпродуктов и т.д. Сотрудники фонда оказывают содействие в составлении бизнес-планов. В соответствии с порядком кредитования фондом проводятся проверки на предмет целевого использования кредита. В 2005 году фонд намерен профинансировать еще 50 бизнес-проектов.

На рынке недвижимости Степанакерта в настоящее время большим спросом пользуются 1- и 2-комнатные квартиры, цены на которые по сравнению с прошлым годом выросли почти на 70%. Средняя цена на однокомнатную квартиру в Степанакерте составляет 5,5-6,5 тысяч долларов США. Зарегистрирован также рост цен на частные дома. Согласно данным Государственного комитета кадастра недвижимого имущества НК, цена на 1 кв. м жилой площади в Степанакерте по сравнению с прошлым годом выросла на 16% и составила около 130 долларов. А средняя цена на частный дом с удобствами и приусадебным участком составляет 15-20 тысяч долларов США. По словам представителей агентства недвижимости "Аспар", по вопросу приобретения квартир в Степанакерте к ним обращаются не только местные жители, но и покупатели из Армении и других стран. ("Ноян Тапан").

В Арцахе находится молодежный строительный отряд американских армян, которые участвуют в строительных работах в различных районах республики. По словам ответственной офиса Молодежного союза "Дашнакцутюн" Арцаха Лилит Балаян, члены отряда, кроме участия в стройках, организуют также компьютерные курсы и курсы английского языка для арцахской молодежи, а последние организовали для своих соотечественников курсы армянского языка. ("Ноян Тапан").