Президентскую гонку на Украине неизбежно проецируют на афинскую Олимпиаду, и речь не только о популярном среди "технических" кандидатов лозунге "Главное не победа, главное - участие": обозреватель "Киевского телеграфа", озаглавив "передовицу" "Игра миллионов", попытался сравнить выборы с "командной игрой", обнаружив, что "даже количество зарегистрированных кандидатов практически соответствует первоначальной численности игроков на футбольном поле - 26. Учитывая необходимость иметь на четырех игроков меньше, их можно списать в запас". Затем расписываются роли полевых игроков, и "техническим кандидатам" будто бы предстоит "помогать фавориту, читай "капитану команды", забить решающий гол". Главными из "технических" признаны Михаил Бродский и Дмитрий Корчинский. Первый "попытается заблокировать опасные прорывы Виктора Януковича", второй "будет пресекать попытки Виктора Ющенко пройти по флангу. Однако этими "светлыми личностями" список "технарей" в составе обеих команд не ограничивается. В разной степени таковыми являются также опытная Наталья Витренко, которая может удачно сыграть практически во всех линиях электоральных баталий, "молодые" и амбициозные Александр Базилюк, Александр Ржавский, Виталий Кононов, а также "темные лошадки" - Роман Козак, Богдан Бойко, Николай Рогожинский и др".
Смысл появления "стоппера" на поле, кроме всего прочего, еще и в том, чтобы радикализировать популистские интенции, однако, как признают украинские политологи, в местном политикуме таких персонажей оказалось слишком много. "В России такого политика позволили себе только одного, но большого. А мы позволили себе нескольких, но маленьких".

Главный редактор журнала "Політична думка" Владимир Полохало углубляется в "историю вопроса" и заявляет, что на Украине первые ярко выраженные "технические" кандидаты появились в 1999 году. "В частности, речь может идти о Евгении Марчуке, роль которого состояла в том, чтобы не допустить во второй тур Александра Мороза как наиболее серьезного конкурента Кучмы на выборах. И это ему, в принципе, удалось, потому что во второй тур выборов Мороз не попал. Марчук стал наиболее ярким представителем когорты "технических" кандидатов. Что касается парламентских выборов 2002 года, то здесь "в качестве "технических" кандидатов выступали различные однофамильцы".
По мнению политолога Виктора Небоженко, на этих выборах большинство "технических" будут действовать скорее деструктивно, чем конструктивно, то есть будут работать не столько на своего лидера, сколько против чужого. Исключение - Анатолий Кинах и Александр Омельченко: эти, похоже, будут передавать голоса: "И тому, и другому к концу первого тура придется определиться и торжественно попытаться передать свои голоса либо Януковичу, либо Ющенко". Характерно, что Небоженко признает слабость ющенковской команды по части "техники": "Со стороны Ющенко сложнее найти таких кандидатов, потому что он специально не выстраивал эту схему". В заключение следует эффектная метафора: один большой Давид и много маленьких голиафов.

Библейский сюжет о Давиде и Голиафе был подхвачен в "Главреде", однако здесь героем стал собственно Давид - Давид Жвания, именуемый далее "финансовым плечом Виктора Ющенко". В роли Голиафа здесь выступает Генпрокуратура, и на недавней пресс-конференции, состоявшейся после "наезда" на "Бринкфор" и обыска в его офисе, Жвания публично заявил, что за несколько лет сотрудничества с Ющенко "ущерб" его кампаний составил 60%. В то же время он заверил журналистов, что "денег на избирательную кампанию Виктора Ющенко хватит. Даже если погибнет все".

В том же "Главреде" внимательно прочли программы кандидатов и выяснили, что "рецепты" везде одни и те же, а градус обещаний растет в той или иной зависимости от рейтинга: "Основные претенденты на победу (читай - лидеры президентских рейтингов разных социологических институций) подошли к написанию своих программ основательно и серьёзно. Создаётся впечатление, что программы были написаны так, чтобы не позволить оппонентам придраться и раскрутить какой-нибудь пункт в невыгодном для кандидата свете. Основным отличием программы Виктора Януковича можно назвать лишь его возможность воплощать в жизнь некоторые пункты уже сегодня. Но это не успех авторов программы, а преимущество, предоставленное нынешней должностью кандидата. Предложение Виктора Ющенко создать 5 миллионов рабочих мест вызывает не зависть оппонентов или надежду избирателей, а злобные ухмылки оппонентов. Кстати, и Александр Мороз планирует создавать миллион рабочих мест в год. Зато Пётр Симоненко уделил очень много внимания вопросам приватизации и возвращения собственности в лоно государства. Можно вывести любопытную зависимость - для кандидатов с рейтингом выше 5-6 процентов предвыборная программа больше напоминает чемодан без ручки - без неё нельзя принимать участие в выборах, но она так и не является реальной программой действий в случае победы. Скорее - лишь декларацией о намерениях, положения которой будут корректироваться в соответствии с пожеланиями представителей политической элиты".

Среди "программных" кандидатов дефицит либералов: если верить программам, судьба украинского среднего класса не интересует никого (хотя не исключено, зомбирующий эффект тут произвел провал "Озимых" на прошлых парламентских выборах), зато огромное количество "оригиналов": кандидаты напропалую раздают населению топазы, строят гелиоаэробические станции и переводят советские рубли из сберкнижек в доллары из расчета 1:1.

Неожиданным акцентом нынешней президентской кампании стала акция сумских студентов. Неполитическая акция была сознательно политизирована, а уступка студентам (отмена президентского указа об объединении университетов) была политизирована вдвойне. Аналитически выдержанная и экономическая по преимуществу "Инвестгазета" разместила патетически зажигательный текст ветерана студенческого движения Романа Зиновьева. Речь о зарождении гражданского духа на студенческих баррикадах: именно здесь "в бесконечных муках" явился "гражданский дух новой, независимой Украины. Именно на периферии, в Сумах, вроде бы "спокойной" для властей территории, а не в Киеве, вспыхнул огонь гражданского достоинства". И с этим "гражданским духом", по мысли автора, предстоит столкнуться будущей украинской власти, какой бы она ни была.

Другой популярный "предвыборный сюжет" - битвы социологов. На сайте "Украинской правды" заочная переписка "социологов Ющенко" с "социологами Погребинского". Камень преткновения - 10% преимущества Ющенко, реальные или виртуальные расхождения рейтингов, сознательные или подсознательные "ошибки в подсчетах", короче говоря, в конце следует вопрос: "Кто рисует цифры?", а результат - общее недоверие к социологическому институту как таковому. "Социологическая" полоса в "Контексте" выходит под "шапкой" "Накануне выборов украинский политикум обзаводится "своей социологией"". По мнению авторов "Контекста" обе стороны "гипнотизируют" электорат, одна - неуклонным ростом рейтинга Януковича, другая - незыблемым преимуществом Ющенко, в заключение приводится цитата из интервью спикера Владимира Литвина, каковой заявил, что не склонен доверять социологическим данным, так как имеет все основания считать, что "социология проституирована", что "и власть, и оппозиция играют в "свою" социологию. При этом в роли клиента в их заведении определенного типа - весь украинский народ".

Тот же "Контекст", несколько отвлекаясь от президентских рейтингов, предлагает анализ недавних российско-украинских "нефтегазовых соглашений". Суть в том, полагают здешние аналитики, что заплатить за щедрые подарки (отмену НДС, увеличение транзита и реверс нефтепровода) так или иначе придется обеим сторонам: "возмещать потери российского бюджета планируется за счет российских потребителей. Чтобы решить, как закрывать эти выпадающие доходы, мы вынуждены будем пойти на дополнительное повышение тарифов на газ и электроэнергию", - цитирует российское издание "Коммерсантъ" (и, соответственно, "Контекст") президента РФ Владимира Путина. Украинские налогоплательщики в долгу не останутся, т.е. и в этом случае проблема будет решена за счет тарифов: "планируется, что постройка новой ветки газопровода "Богородчаны-Ужгород" будет проводиться при существенных налоговых льготах. Предполагается освободить от уплаты таможенных сборов пошлин и НДС материалы и услуги, используемые для постройки газопровода. До окупаемости газопровода консорциум, которому он будет принадлежать, будет освобожден от уплаты рентных платежей и налога на прибыль. Ключевым моментом в сроке окупаемости (и, соответственно, сроке действия налоговых льгот) будет играть тарифная ставка, которая будет определяться совместно Газпромом и "Нефтегазом Украины". В обмен на это Украина получает гарантии транспортировки 80 млрд. куб. м. газа и постепенное увеличение объемов транзита на 19 млрд. куб. м.".

"Инвестгазета", когда не занимается "гражданским духом", продолжает следить за развитием сюжета вокруг продажи контрольного пакета "Укртелекома". Диспозиция неизменна: основные игроки - российские ФПГ "Альфа" и "Система", эксперты "Инвестгазеты" заявляют, что "продажа украинского телекоммуникационного оператора может повлиять на расстановку сил в самой России".
Дело в том, пишет "ИГ", что в России "планируется аналогичная "продажа века" местного оператора - компании "Связьинвест", причем потенциальные покупатели - все те же структуры. По словам Олега Михайлова, директора департамента информационного обеспечения "Связьинвеста", о намерении принять участие в конкурсе заявляли крупнейшие российские инвесторы, принадлежащие к структурам АФК "Система" и "Альфа-групп", а именно: "Система Телеком" и "Альфа-телеком". Необходимо подчеркнуть, что правительство РФ еще даже не определилось с размером пакета, который будет выставлен на продажу - возможные варианты включают 25%, 51% и 75% акций. Российские эксперты прямо не утверждают, но неоднозначно намекают, что пока не будут достигнуты договоренности о возможных суммах сделки по обеим компаниям, не будет приватизирован ни украинский, ни российский монополисты. Кроме того, собственник украинского монополиста связи сразу же становится более солидным претендентом на активы "Связьинвеста". По предварительным оценкам российского правительства, цена 75% пакета "Связьинвеста" составит $1млрд., а по прогнозам украинских экспертов, 43% акций "Укртелекома" - $500 - 800 млн. Сможет ли одна из влиятельных российских структур сделать такое капиталовложение в одиночку - спорный вопрос. Хотя сумма консолидированных активов, по собственным данным АФК "Система" на конец 2003 года, составила $6,84 млрд. (из них 86,4% получено от телекоммуникационного бизнеса). По данным, размещенным на официальном сайте компании, сумма чистых консолидированных активов "Альфа-групп" на конец 2003 года составляла более $1 млрд. Однако, как отметил Александр Шатиков, телекоммуникационный аналитик российской компании АСМ-Consulting, после продажи "Альфой" активов ТНК, у нее появились свободные средства. Очень возможно, что для придания веса оба претендента создадут формальные консорциумы со своими давними западными партнерами - "Система" пойдет на конкурс с Deutsche TeleKom. В конце концов, те же акции UMC у "Укртелекома" они выкупали совместными усилиями. "Альфа-групп" также могла бы придать себе вес, участвуя в конкурсе совместно с давним партнером - норвежским оператором Telenor. Однако, по имеющейся информации норвежцы к покупке "Укртелекома" интереса не имеют. Конечно, поговаривают и о третьем претенденте - некоем донецко-турецком консорциуме, созданном на базе украинского оператора DCC и турецкого Turkcell. Однако, как отметил Глеб Вышлинский, начальник отдела отраслевых исследований и консалтинга компании GFK-USM, этот вариант даже не стоит рассматривать, поскольку Turkcell не имеет опыта работы в фиксированной связи и его попытка прошлых лет создать такого оператора у себя на рынке просто провалилась".
Если бы продажа "Укртелекома" не входила в пакет политических обязательств по оказанию политической поддержки одному из кандидатов в президенты Украины, то украинскому Кабмину было бы все равно - "Альфа" или "Система" заплатит в бюджет 3 - 4 млрд. грн. за акции телекоммуникационной компании. Однако "Инвестгазета" попыталась узнать, какой инвестор и сколько денег нужны самому "Укртелекому" для успешного развития. Все опрошенные "ИГ" эксперты сошлись во мнении, что сейчас развитие этой компании назвать динамичным и эффективным нельзя. По словам Александра Шатикова, "вы уже смогли доказать (на примере работы "Укртелекома" - ред.), что государство неэффективный собственник". Что касается денег, то по мнению директора аналитического департамента ФК "Сократ" Владислава Остапенко, минимальные ежегодные объемы инвестиций, необходимые "Укртелекому", составляют $500 млн. А если говорить о развитии так называемых мультисервисных сетей (в чем преуспел "Связьинвест"), позволяющих передавать одновременно голос, данные и видео, то объемы вложений возрастают до $800 млн. Что касается системы управления компании, то она тоже должна измениться, как подметил Глеб Вышлинский, "несмотря на бесконечную смену руководителей, в "Укртелекоме" стратегия управления не изменяется. Компания имеет имидж социально-, а не бизнес-ориентированной структуры".