"Минфин не хочет возвращать Быкову 900 тыс. рублей".

(Новые Известия. 19.08.04. Е.Латышев)

Министерство финансов подало жалобу в высшую судебную инстанцию РФ на решение Красноярского краевого суда, который постановил вернуть бывшему кандидату в депутаты Госдумы Анатолию Быкову внесенный им избирательный залог в сумме 900 тыс. рублей. Напомним, что за неделю до выборов в Госдуму РФ бывший председатель совета директоров Красноярского алюминиевого завода, а на тот момент кандидат в депутаты г-н Быков был снят с дистанции. Краевой суд аннулировал регистрацию Быкова по Ачинскому одномандатному округу.

На "непрофильной" странице его паспорта были обнаружены штампы о въезде и выезде, которые оставила паспортно-визовая служба Узбекистана. На этом основании красноярская милиция признала паспорт недействительным. Кроме того, предпринимателя обвинили в нарушении авторских прав: он использовал на своих агитационных плакатах изображения построенных на его же деньги православного храма в Красноярске и мемориальных комплексов в Канске и Ачинске. Избирательный залог Быкова перечислили в государственную казну.

Кстати, председатель краевой избирательной комиссии Константин Бочаров заявил: в отличие от Минфина, крайизбирком с решением краевого суда согласен - деньги следует вернуть. Слушание дела в Верховном суде должно состояться в начале сентября.

"Монетизации не будет".

("Городские новости", 19.08.04, Валерия Максимова)

Об этом объявил на заседании совета администрации края губернатор Александр Хлопонин. Хотя тут же оговорился, что является противником льгот и в принципе считает: "деньги в руках лучше, чем абстрактная льгота на бумаге". Тем не менее, краевые власти взяли тайм-аут величиною в год, чтобы увидеть, как будет действовать прописанная на бумаге социальная реформа.

Возможность сравнить появится более чем наглядная. Так называемые федеральные льготники (Герои, ветераны войны, инвалиды всех категорий, лица, пострадавшие от радиации и почетные доноры) уже с января следующего года будут получать зафиксированную для каждой категории твердую денежную компенсацию, а вместе с тем - льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг и так называемый социальный пакет в том же виде, как и сейчас (без "омонечивания").

В администрации края уже подсчитали, во что обойдется новое "льготное" деление. В этом году при перекрестном финансировании на все виды льгот для жителей Красноярского края будет израсходовано 2,5 миллиарда рублей, которые распределяются почти пополам на выплаты из федерального и краевого бюджетов. На будущий год по расчетам, только для обеспечения большого перечня "центральных" категорий льготников, проживающих в нашем крае, Федерация потратитЗ,7 миллиарда рублей-почти в три раза больше, чем сейчас, Зато число жителей края, перед которыми сохраняются дополнительные федеральные обязательства, уменьшится на 413 тысяч человек. Так что, судя по цифрам, реальных денег на каждого действительно придется больше.

Правда, сами льготники пока в это почти не верят. Сколько бы ни убеждали их, что жить со звенящей монетой в кармане лучше, чем с лозунговыми льготами, большинство пожилых людей скептически смотрят на готовящиеся преобразования: пока "перестройки" ни к чему хорошему не приводили. К тому же одна из самых значимых, например, для инвалидов льгот - бесплатные лекарства - останется в 2005 году "натуральной". Она вошла в социальный пакет, оцененный в 450 рублей на каждого человека. Основные средства из этой суммы - 360 рублей - пойдут именно на лекарства.

Порядок их распределения пока еще не прописан, но, вероятнее всего, внешне он останется таким же, как и сейчас. Все деньги, предусмотренные на лекарства, будут "перемешаны", а федеральные льготники смогут так же, как и сейчас, получать бесплатные рецепты. Вопрос только в том, хватит ли на этот раз заложенных в бюджете средств на льготные лекарства и не окажется ли через полгода, что все лимиты "бесплатных" рецептов снова выбраны, а льготы не "отоварены". Или же, наоборот, инвалиду, нуждающемуся в дорогостоящем лечении и получающему сегодня лекарства на 10-20 тысяч рублей ежемесячно, в феврале или марте скажут, что свой лимит до конца года он уже израсходовал. Правда, по словам заместителя губернатора края Сергея Козаченко, на социальный пакет для федеральных льготников выделяется в четыре раза больше денег, чем реально расходуется сейчас. Так что хуже быть не должно.

На откуп региональных властей отданы самые большие по численности категории льготников: ветераны труда, труженики тыла, пострадавшие от репрессий, а также малообеспеченные, которые имеют право на получение детских пособий. Краевых льготников в итоге оказалось на 400 тысяч больше, чем было.

Руководство края самостоятельно решает, каким образом и какие льготы предоставлять этим людям завтра (то есть с 1 января 2005 года), Правда, по мнению Сергея Козаченко, в федеральном законе о "монетизации" четко определена "нижняя граница понимания", то есть тот минимум, который должен быть сохранен всем сейчас имеющим право на дополнительную помощь государства. А это значит, что в процессе наведения нового порядка нельзя "забыть" какую-то категорию льготников - все они должны сохраниться, нельзя уменьшать виды льгот, которые сейчас уже заявлены, и ухудшать условия их предоставления.

-Опасения должны быть развенчаны: социальная поддержка населения края значительно увеличится, - считает Сергей Козаченко, - с учетом перехода полномочий в бюджет края на будущий год закладывается в два раза больше средств, чем предусмотрено сейчас - 2,1 миллиарда.

Все льготы для региональных льготников сохранятся в том виде, как они существуют сейчас. Ветераны труда, которых только в Красноярске почти 90 тысяч человек, смогут по-прежнему рассчитывать на 50-процентную оплату жилищных и коммунальных услуг, абонентской платы за телефон, радио и телевизионную антенну, а также на две бесплатные льготы - по зубопротезированию и проезду в городском и пригородном транспорте. Труженики тыла дополнительно к этим льготам и в следующем году будут пользоваться возможностью 50-процентной скидки на лекарства. Жертвы политических репрессий (в Красноярске таких более 12 тысяч) кроме вышеперечисленных льгот по ЖКХ и лекарствам сохранят право на бесплатную установку телефона и одну в год поездку на железнодорожном транспорте в любую точку страны и обратно.

Не забыли при подсчете и о том, что в нашем крае есть также региональный закон, дающий право на дополнительные льготы тем, кто верой и правдой трудился много лет на территории Красноярья. Правда, со времени введения в действие этот документ постоянно "замораживают" и приостанавливают, так что сейчас по сути действует лишь две льготы: возможность оплачивать половину стоимости услуг за телефон и радио для тех, кто имеет трудовой стаж не меньше 30 лет для женщин и 35 лет для мужчин, а также возможность бесплатного лекарственного обеспечения для граждан, получивших увечья и контузии во время прохождения военной службы в условиях чрезвычайных происшествий и вооруженных конфликтов. Прописанные на бумаге льготы по ЖКХ и бесплатному проезду, увы, не действуют.

Краевые власти планируют реанимировать этот закон и вернуть его к жизни, правда, с оговоркой, что новое разграничение полномочий требует и нового документа регионального уровня. Каким он будет по своему наполнению, пока не ясно, хотя вектор движения губернатор уже задал, сказав, что в нашем крае не должно быть неработающих законов.

Кроме того, Александр Хлопонин очень удивился, услышав сумму, которая выделяется в качестве детского пособия на каждого ребенка, - 84 рубля, а поэтому дал своим подчиненным задание "проработать" в следующем году вопрос эффективности детских пособий в их сегодняшнем виде. Проанализировать, конечно, нужно, тем более что деньги теперь на выплату пособий будут тратиться краевые, а не спущенные из большого и профицитного федерального бюджета. Хотя ответ ясен и без серьезных изысканий: мало этих денег. Очень мало, особенно если учесть, что право на них имеют лишь те семьи, где доход на человека не превышает прожиточный минимум.

Так что к 2006 году, когда перед краевыми властями вновь встанет дилемма: монетизировать или нет льготы для региональных категорий, возможно, будет рассмотрен новый размер детских пособий, а также краевой социальный пакет. Хотя Федерация к тому моменту вновь "уйдет вперед" - у ее льготников появится возможность выбора: no-прежнему получать этот социальный пакет или обменять его на дополнительную звонкую монету.

"Ищем источник, доход приносящий".

("Сегодняшняя газета", 19.08.04)

В администрации края завершается работа над проектом бюджета 2005 года. Как сообщили в пресс-службе, основная работа над документом связана с изменениями, происходящими на федеральном уровне. Идут реформы в налоговой сфере, в области межбюджетных отношений - разграничение финансовой ответственности между Федерацией и регионами. Идет широкомасштабное реформирование бюджетного процесса в РФ в целом.

Главная цель этих преобразований - создание понятных, прозрачных зон финансовой ответственности различных участников бюджетного процесса. В соответствии с размерами зон распределяются и источники, приносящие доходы.

Разграничение расходных обязательств между краем и Федерацией приводит к увеличению нагрузки на местный бюджет - вновь принимаемые обязательства оцениваются в 10 млрд. рублей. К этому можно добавить существенное увеличение расходов на автономные округа и перевод в ведение Федерации ряда существенных доходных источников. Например, водный налог - плата за пользование водными объектами.

Федеральный закон также предусматривает замену большинства натуральных льгот денежными выплатами. Однако в настоящее время принято решение не переводить в 2005 году краевые льготы в денежные выплаты. Наоборот, даже предусмотреть дополнительные средства на реализацию этих льгот. Переход же на денежные выплаты начнется только с 2006 года и постепенно, учитывая желания самих льготников.

По мнению краевых чиновников, 2005 год имеет шансы стать годом наиболее понятного бюджета, причем как федерального, так и бюджета Красноярского края.

"Никель дешевеет - бюджет хиреет".

("Красноярский рабочий", 19.08.04)

ОАО ГМК "Норильский никель" во втором квартале этого года произвело 51 905 тонн никеля по сравнению с 52 100 тоннами в первом квартале, выпуск меди снизился с 106 154 до 102 679 тонн.

Согласно отчету компании объем выручки от продажи никеля за этот период уменьшился на 8 миллиардов 653 миллиона рублей. Это объясняется тем, что в январе мировые цены на никель были максимальными за последние 14 лет, а во втором квартале они заметно снизились.

В общем объеме выручки во втором квартале доля никеля упала с 53 до 40 процентов.

Для края эти цифры малоутешительны - как известно, платежи "Норникеля" составляют львиную часть доходов бюджета. Тревожная тенденция может сказаться и на перспективах социально-экономического развития региона, поскольку прогнозный план, разработанный краевой администрацией, не предусматривает снижение "Норникелем" объемов производства.

"Приют для чиновников. В районной глубинке изобрели новый способ реформы власти".

("Известия-Красноярск", 19.08.04, Михаил Петренко)

Историю Каратузского приюта для престарелых знают многие не только в этом далеком районе на юге Красноярского края: жалобы оттуда поступают в федеральные и краевые органы власти, средства массовой информации, силовые структуры. На днях письмо из приюта получила и наша редакция. Директор этого учреждения, депутат местного Совета Анна Гиричева считает, что администрация территории игнорирует нужды и заботы одиноких стариков. Публикуем ее письмо с незначительными сокращениями.

"В 2000 году сессия районного Совета и администрация района во главе с Кудиновым В.Ф. передали полуразрушенное трехэтажное здание бывшей гостиницы в управление социальной защиты населений для реконструкции его под социальный приют для одиноких престарелых. До передачи здания в нем находились БТИ, паспортный стол РОВД, ГАИ, служба занятости, а 28 комнат пустовали, гостиница не работала, так как хозяев было много в здании, его все разграбили были выломаны ванны, раковины, унитазы. В декабре 2000 г. по краевой программе "Старшее поколение" было выделено 415 тыс. руб на ремонт здания под приют. В 2001 году по федеральной программе "Старшее поколение" было выделено 720 тыс. руб. на ремонт здания под приют.

На эти деньги полностью было отремонтировано здание, приобретено и установлено промышленное электрооборудование.

Для открытия приюта мною как директором привлекались спонсорские средства: мебель бывшего употребления для приюта привозила из краевой администрации, Законодательного собрания; люстры, телевизоры черно-белые, ковровые дорожки, шторы, т.е. районный бюджет ни на ремонт здания, ни на приобретение оборудования денег не выделяли. Кровати деревянные, тумбочки помогли приобрести депутат Госдумы Генералов С. В. и депутат Законодательного собрания края Зяблов С.Ф.

Сто постельных комплектов помогли приобрести краевая золотодобывающая артель "Северная". Помогали наши руководители предприятий: ООО "Каратузнефтепродукт", бывший директор Кожемякин В.В, - бензином, автомашинами, директор "Каратузмежлесхоза" Коробко А.Г. - пиломатериалом, продуктами. При открытии приюта в апреле 2002 г. районная администрация по районным социальным программам выделила 150 тыс. руб. для приобретения тюлевых штор в комнаты и линолеума в кабинеты.

В апреле 2002 года начали заселять приют, в настоящее время в нем проживает 49 человек. Для улучшения жизни престарелых в здании приюта открыта социальная гостиница на 12 мест, благодаря которой зарабатываем более 100 тысяч рублей. На эти деньги приобретаем для престарелых ковры, ковровые дорожки, мягкий инвентарь, телевизоры цветные, музыкальный центр, магнитофон, фотоаппарат, делаем текущий ремонт здания, проводим различные праздники, дни рождения.

Чтобы полностью содержать здание, бывшей администрацией Кудинова В.Ф было принято решение в здании приюта открыть социальный магазин для малоимущих пенсионеров района, инвалидов, многодетных семей с наценкой товаров не выше 10 -15%. Магазин был полностью готов к открытию в сентябре 2003 года, но в сентябре 2003 года прошли выборы главы района. К власти пришел Саар Владимир Рудольфович, и сразу начались наши беды. Он запретил открывать магазин, запретил принимать в приют одиноких престарелых, объясняя это тем, что все равно приют будет закрыт в этом здании В красивое отремонтированное здание, в котором в двухместных номерах имеются ванна, туалет, раковины для умывания, горячая и холодная вода, что удобно для проживающих, он решил заселить районо, отдел культуры, муниципальную милицию, соцзащиту. То есть отдать удобное здание для проживающих престарелых, которых в районе становится все больше и больше, - чиновникам. Для того чтобы у них в каждом кабинете была ванна, туалет, раковины, горячая и холодная вода, а стариков, не способных к самообслуживанию и за которыми уже необходим постоянный уход, выселить: одну часть в отделение сестринского ухода при Моторской участковой больнице, в которой проживает 25 человек и мест нет, где один туалет на весь этаж, другую часть пенсионеров поселить в 34-квартирный дом ветеранов Отечественной войны, который должен быть в этом году достроен.

Проживающие в приюте не хотят никуда уходить из этого здания Каждый переезд для них- разлука друг с другом и переносится болезненно Вот они попросили меня обратиться в газету с просьбой защитить здание и престарелых в районе. Если Саару В.Р. очень понравилось ухоженное отремонтированное здание, пусть вернет денежные средства, выделенные на ремонт здания из федерального и краевого бюджета, и я отремонтирую еще одно здание для одиноких престарелых - их в районе заброшенных много. Проживающие уже обращались сами письменно и устно к главе администрации района Саару В Р., писали письма в краевую администрацию. Сколько бы ни обращались к нему, он заявляет, что приют будет закрыт.

А куда девать стариков? С уважением, Гиричева А.И., депутат районного Совета".

Юридические нюансы и социальные права

По просьбе "Известий", ситуацию прокомментировала заместитель главы района по социальным вопросам Людмила Туркова: -Действительно, администрация приняла решение перевести приют в другое здание -достаточно вместительное, новое. Дело в том, что из-за изменений в действующем законодательстве по реестровой записи это учреждение теперь должно называться "дом-интернат малой вместимости". Вот мы и приводим ситуацию в соответствие с законом. Весь конфликт с директором Гиричевой, как я считаю, объясняется просто - коллектив, уставший от ее бесконечных склок и разбирательств, попросил заменить им руководителя. Контракт Анны Ивановны с управлением социальной защиты Каратузского района истек еще 3 апреля 2004 года, но она работает на прежнем месте' уволить ее помешали юридические нюансы.

А вот начальник управления социальной защиты администрации Красноярского края Виктор Ким так отозвался о письме Гиричевой:

- С одной стороны, каратузское управление - самостоятельная структура, которая вправе принимать решения, и пока ставить под сомнение трудовые или имущественные вопросы мы не можем. Но я хотел бы сказать еще вот что. На таких людях, как Анна Ивановна, все и держится. Я сам видел, как она пробивала в краевой администрации просьбы одиноких, беспомощных стариков - на своем горбу вывозила мебель, имущество для приюта. Пусть она неуживчива, самостоятельна в суждениях, но ведь дело не в том, кому и зачем она пишет жалобы: она борется за социальные права людей.

Мне жаль, что в Каратузском районе никто не желает сесть за стол переговоров с Анной Гиричевой, которая, о чем не надо забывать, не только директор приюта, она носит статус районного депутата. Но главное даже не в этом - она пожилой человек, которому трудно порой выступать против сложившегося порядка вещей. А считаться с ней почему-то никто не хочет.

Кто крайний?

При всем обилии деталей, дрязг и взаимоисключающих обвинений во всей этой истории есть вещи, не объяснимые ни законом, ни моралью. Во-первых, никакие документальные изменения не оправдывают принудительного переселения пожилых больных людей с места на место: тем более если речь идет о грядущем размещении в благоустроенных комнатах целого корпуса районных чиновников.

Во-вторых, репутация Каратузского района давно и прочно ассоциируется с конфликтами и скандалами между местной элитой и населением - четыре года назад, например, тамошний прокурор развел вдалеке от населенных мест собственную пасеку и за это, в частности, поплатился должностью.

На Руси еще при Петре Первом знали - чем дальше от царя-батюшки, тем больше произвола в воеводстве. Эта закономерность неплохо соблюдается и сегодня, в том числе и в нашем крае. Аудитория уже слышала о громком скандале в Енисейском районе, где, по многочисленным сообщениям СМИ, местный глава администрации... избил сотрудника милиции. Несколькими неделями раньше за уголовные преступления задержали сразу двух должностных лиц из Ермаковского района, где они, используя служебное положение, решили "постричь купоны". А глава Богучанского района, как пишут сегодня информационные агентства, вообще отказывается праздновать 70-летие Красноярского края, мотивируя это отсутствием денег; крайними снова оказываются обычные граждане.

"Дамоклов меч над депутатом".

("Сегодняшняя газета", 19.08.04)

Красноярские коммунисты не остановились на решении отозвать депутата Госдумы Александра Клюкина. Кроме него в немилость фракции КПРФ попал также коллега Клюкина - Игорь Исаков, избранный по Канскому одномандатному округу.

В случае с Исаковым коммунисты остались недовольны тем, что депутат поддержал закон о замене льгот денежными компенсациями.

Как сказала корреспондентам НИА решение коммунистов депутат Госдумы от фракции "Единая Россия" Вера Оськина, для реализации своего решения "левым" нужно будет создать инициативную группу, зарегистрировать ее, провести по закону сбор подписей для набора необходимого процента.

-Возможно, им удастся всё сделать, - сказала Вера Егоровна, - но вместе с тем нельзя не заметить, что коммунисты хотят на этом заработать политические дивиденды. Коммунисты отказались работать над этим законом в правительстве. Одно дело собирать митинги, и совсем другое работать над законом.

По мнению Веры Егоровны, "для начала стоит посмотреть, как будет действовать закон и что нужно будет предпринять для устранения недостатков".

"Клюкина защитила Оськина".

("Красноярский рабочий", 19.08.04)

Как мы уже сообщали, коммунисты Ачинска выступили за отзыв депутата Госдумы от фракции "Единая Россия" Александра Клюкина. И вот теперь на его защиту встал товарищ по партии Вера Оськина.

Как сообщает НИА, она считает, что коммунисты просто пытаются заработать политические дивиденды. Клюкин действительно не проводил встреч с избирателями Ачинска и Ачинского района, что ему и вменяют в вину "отзовисты". Насколько известно Вере Егоровне, Клюкин три месяца болел, потому так и вышло. Между тем его помощники работают с главами городской и районной администраций, а сам Клюкин занимается федеральной адресно-инвестиционной программой, добиваясь включения в нее строительных объектов на территории Ачинского избирательного округа. И вообще, заметила Оськина, чтобы оценить деятельность депутата, нужно брать в расчет его работу, как минимум, за год.