Георгий Папуашвили родился в Тбилиси, окончил магистратуру в Центральном Европейском Университете в Будапеште, магистратуру по юриспруденции в Вашингтоне. В 1996-1999 годах занимал ответственные посты в парламенте Грузии. В 2000 году заведовал правовыми и антикоррупционными программами в Тбилисском офисе фонда Дж.Сороса

В последнее время министерство юстиции провело ряд крупных реформ. В связи с чем возникла подобная необходимость, и в каком русле вообще протекает процесс реформирования?

После революции роз наши избиратели ждут от нас коренных преобразований, изменений, действий, позволяющих преодолеть тот застой, который наблюдался в грузинском обществе. Что касается нашего министерства, нам досталось в наследство действительно много проблем, решением которых, как мы полагаем, следует заняться безотлагательно. Я хочу выделить основное, что удалось сделать за последнее время. В законодательной сфере подготовлено антикоррупционное законодательство, согласно которому мера наказания облегчается лицам, которые согласны сотрудничать с правоохранительными органами. Кроме того, отныне государство в праве конфисковать в пользу бюджета состояние крупных чиновников, которые не обосновывают источник крупных доходов. Недавно принят и закон о рэкете, предусматривающий более суровые меры наказания для мафиозных и криминальных структур, в то же время процессуальные формы наказания и конфискации их имущества облегчены. Ранее криминальные авторитеты могли находится в заключении, но их имущество в большинстве случаев оставалось неприкосновенным. Наше министерство подготовило ряд законодательных актов и для правительства, парламента. В настоящее время идет разработка нового Процессуального кодекса. Он коренным образом будет отличаться от существующего ранее, и от тех кодексов, которые действуют на пространстве бывшего Советского Союза. В нем будут значительно упрощены процедура расследования, правовые вопросы. Мы за то, чтобы избегать бюрократических препонов. Кроме того, хочу отметить, что разрабатывается финансовая реституция для вынужденных переселенцев из Цхинвальского региона. Будет создана специальная комиссия, которая займется возвращением лиц в места их прежнего проживания, а если это невозможно - им будет выделена компенсация.

Какого характера будет предполагаемая компенсация?

Если возможно восстановление жилья, но если люди не хотят возвращаться или же мы не можем гарантировать им безопасность, то тогда финансовое возмещение.

Известно, что УВКБ ООН выступает за обязательное возвращение беженцев в места их прежнего проживания. Вы придерживаетесь такой же позиции?

Беженцы могут возвращаться в свои дома, но в случае, если это невозможно, допустим, дома сильно повреждены и не подлежат восстановлению или заняты, комиссия обязана предпринять ряд действий для оказания помощи этим людям.

Этот процесс будет идти только в Южной Осетии - в Цхинвальском регионе?

Пока что да. В принципе здесь этот процесс легче воплотить в жизнь, поскольку в деле возвращения беженцев в Абхазию превалируют политические аспекты.

Вы упомянули о разработке антикоррупционынх законов. Насколько эффективно они действуют в Грузии?

Достаточно эффективно. В государственный бюджет удалось вернуть десятки миллионов лари, которые направлены на улучшение социального положения нашего населения. Поверьте по сравнению с предыдущими годами это действительно не плохой результат.

Не так давно в Грузии осуществлена реформа пенитенциарной системы. В чем она заключается?

Это для нас один из самых больных вопросов. В этой сфере много проблем, связанных с коррупцией, с инфраструктурой тюрем, колоний, которые находятся в плачевном состоянии. Это не только нарушает права заключенных, но и создает проблемы для нас в плане обеспечения безопасности. В структуру нашего ведомства пенитенциарная система перешла три года назад, и должен отметить, этот переход не был плавным. Реформы в этой сфере были направлены прежде всего на то, чтобы улучшить саму систему - снизить уровень коррупции, других нелегальных проявлений. Проведено ряд мер по улучшению содержания заключенных. Так, восстанавливается тюрьма в Кутаиси, на стадии завершения находится здание тюрьмы около Рустави. Ее строительство финансирует Евросоюз и она будет соответствовать всем европейским стандартам, то есть тюрьма будет снабжена душем, вентиляционной системой и.т.д. Кроме этого, в ближайшее время будет вдвое увеличена зарплата работникам пенитенциарной системы. Ужесточен и контроль над проникновением в тюрьмы наркотиков и других незаконных веществ, в результате чего уровень наркомании в местах лишения свободы снизился практически вдвое. Мы намерены организовать и центр подготовки сотрудников пенитенциарной системы.

Как Вы оцениваете условия содержания заключенных в Грузии?

Условия, конечно, не на уровне. Тюрьмы перегружены, здания старые, но мы уже наметили конкретные планы. Я уже упомянул, что восстановление старых и строительство новых тюрем значительно улучшит условия содержания заключенных.

Насколько практикуется применение пыток в местах лишения свободы Грузии?

Ни для кого не секрет, что исторически и традиционно этот метод применялся для получения какой-либо информации. Относительно сегодняшнего положения, могу сказать одно - сегодня не имеет место массовость применения пыток. Количество таких случаев заметно сократилось, после того как пенитенциарная система стала подведомственной министерству юстиции. Сегодня в Грузии довольно громкую огласку получило дело Молашвили (бывший председатель счетной палаты, которому предъявлено обвинение в присвоении более $1,5 млн - REGNUM) который, находясь в заключении, заявляет о применении пыток....

Расследованием этого дела занимается прокуратура, но определенные суждения на этот счет у нас, конечно, есть. Экспертиза показала, что на его теле найдены ожоги от сигарет, причем по утверждению самого Молашвили, они были сделаны в момент задержания. Однако, по заявлениям врачей, при его переводе из следственного изолятора в пенитенциарную систему, на теле ничего не обнаружено. Так что этот вопрос весьма спорный. Причем Молашвили не называет, кто и когда его пытал, если это можно назвать пытками. И сам факт - пытать крупного чиновника, у которого большие связи заграницей, да еще с оставлением следов, вряд ли это звучит резонно.

Насколько коснется Вашего министерства структурная реорганизация, которая сейчас происходит во всех государственных структурах Грузии?

Функции министерства значительно увеличены в последнее время, нам переданы различные отделы, поэтому значительного сокращения штата центрального аппарата мы не ожидаем. Однако осенью будет проведена аттестация работников министерства юстиции. Реорганизация, конечно, коснется некоторых отделов, но она не будет автоматической.

Каковы основные проблемы подведомственной Вам организации?

Защита прав заключенных, предоставление им гарантий безопасности. Минимизация возможностей побегов, бунтов. Активизация борьбы с коррупцией, в особенности в сферах недвижимости, в судебных органах. Насколько возможно устранить все бюрократические преграды. Наши структуры должны работать для людей, на благо общества.

Насколько плодотворно сотрудничество министерства юстиции с международными организациями?

Помимо упомянутой помощи, которую оказывает нам Евросоюз на реконструкцию пенитенциарной системы, мы работаем по ряду проектов с ОБСЕ, различными американскими организациями. В основном это касается усовершенствования Процессуального кодекса. Сотрудничаем и с норвежским министерством юстиции в плане обмена опытом. Кроме того, с Союзом американских юристов осуществляем разработку различных законодательных актов.

А насколько сегодня легко стать гражданином Грузии?

Скажем так, процедура получения гражданства упрощается. Создается новая служба, гражданский реестр, который будет включать в себя органы регистрации, паспортно-визовую службу и.т.д. Гражданином Грузии становится тот, кто проживал в стране минимум 10 лет или имеет тут недвижимое имущество на минимальном уровне, знает грузинский язык, историю, культуру. Рассмотрением дела занимается специальная коллегия. Кроме того, должен затронуть и вопрос получения двойного гражданства. Согласно недавним изменениям в Конституции Грузии, двойное гражданство вправе предоставлять только президент страны, исходя из интересов государства только тем лицам, которые имеют какие-либо заслуги перед Грузией. Также его могут получить грузины, проживающие в Израиле, Турции, России, Украине, Америке и вообще где угодно, для того чтобы они не потеряли связь со своей исторической родиной.