В демократических системах партии являются одной из форм представительства и выражения интересов широких слоев гражданского общества. Они обобщают потребности достаточно разнородных социальных общностей и формулируют их в виде требований к власти. Россия, согласно Конституции, провозглашает себя демократическим государством. Однако в России партии как возникали, так и возникают не как каналы связи гражданского общества и власти, а как, по терминологии политологов, клиентелы, выражающие групповые интересы. Партии в России представляют собой объединения сторонников вокруг политического деятеля.
В России не только перепутаны значения понятий "левые" и "правые" в политике. В идеале процесс формирования партий имеет обратную логику: возникающие в гражданском обществе групповые и коллективные интересы нуждаются в организационном представительстве их требований к властным структурам. В России все иначе: сначала складывается руководство партий, а уже потом это самое руководство ищет потенциальных членов и избирателей. Или же они приходят сами. Используя терминологию известного французского политолога, классика теории политических партий Мориса Дюверже, в России доминируют "кадровые партии". Главным образом, их задачей является победа на выборах, поэтому они скорее стремятся не увеличить свои ряды, а объединить элиты для влияния на избирателей. Но и нынешние "кадровые партии" России не выдерживают проверки временем.

"Левые"

Два месяца российские СМИ не перестают сообщать о расколе в рядах КПРФ. "Раскола нет" - пытаются возражать сторонники Геннадия Зюганова. Коммунисты одно за другим распространяют сообщения об "истинных" итогах Χ съезда КПРФ: сообщений настолько много, что они похожи на оправдательные речи в зале суда. И чем больше таких оправданий возникает, тем сильнее, если не сказать, правдивее, звучат поступающие новости о том, что раскол в партии все-таки существует.
История повторяется дважды: один раз - как трагедия, второй - как комедия. Вот и КПРФ снова разделилось на "меньшевиков" и "большевиков". Вопрос только, чьих сторонников, Г.Зюганова или Владимира Тихонова (губернатора Ивановской области), считать отныне "большевиками". По всей видимости, ответ на поставленный вопрос может быть дан Минюстом. Именно Минюст в августе должен постановить, какой из двух съездов КПРФ является легальным. Некоторые эксперты заявляют, что сейчас от позиции Минюста во многом зависит будущее всего левого движения России.
Менее масштабная, чем в КПРФ, но аналогичная по сути ситуация складывается в "Родине", которая становится партией одного лидера. Сначала вся страна наблюдала за развязкой конфликта Рогозин - Глазьев, затем фракцию покинули Георгий Шпак и Виктор Геращенко. По сообщению газеты "Известия" (22.07), теперь Дмитрий Рогозин желает "поглотить" партию Сергея Бабурина "Народная воля", входящую в состав блока "Родина". С.Бабурин, в свою очередь, "настаивает на равноправном слиянии двух партий и справедливом дележе дивидендов от бренда "Родина". Конфликт не удалось "разрулить" даже в Кремле: Бабурин пригрозил создать свой, альтернативный блок "Родина".

"Центристы"

"Единая Россия" остается партией власти и "кадровой партией" в классическом понимании. Однако, как признался ИА REGNUM глава подкомитета по вопросам региональной политики и межрегиональных отношений, член фракции "Единая Россия" Андрей Климов (интервью от 22.04), пока "Единую Россию" нельзя назвать правящей партией. "Правящая партия ведь выдвигает президента, назначает правительство, сама решает важные финансовые вопросы. Она является политическим инструментом власти. А когда "партия власти" - сегодня эта партия нужна этой власти, а завтра не нужна", - сказал депутат.
Невольно слова А.Климова подтвердил председатель Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике Андрей Исаев ("Единая Россия"). Выступая перед журналистами 14 июля, рассуждая о нашумевшем законе о митингах, депутат, в частности, заявил, что не надо говорить, будто общественность или СМИ повлияли на существенное изменение правительственного документа. По словам А.Исаева, сразу же в день внесения законопроекта в нижнюю палату парламента он сам сказал, что текст закона плохой и его надо кардинально менять. А.Исаев подчеркнул, что именно "Единая Россия" доработала и приняла документ. Все так. Но только истинно правящая партия не позволила бы вносить в парламент откровенно "плохой закон".
Аналитики отмечают, что "партия власти" так и не смогла в полной мере закрепить свои позиции на региональном уровне, стать "приводным ремнём" политики федерального центра в регионах. Остается очевидным, что к следующим парламентским выборам "Единая Россия" должна модифицировать свои посылы избирателям, заглядывая вперед и обозначая свою позицию на президентских выборах 2008 года. А.Исаев и Олег Морозов (вице-спикер ГД, "Единая Россия") уже заявляли о том, что отделение от партии социал-демократической платформы - весьма вероятно. И чем ближе к следующим выборам, тем больше идей по модификации партии может возникать, и больше кадров в связи с возможной модификацией - теряться. Уже сейчас на форуме "Родины" можно наблюдать сообщение некоего "руководителя исполкома партии "Единая Россия", желающего перейти на работу в "Родину" "в связи с изменением взглядов на работу" партии. Провокация или не провокация - неясно, но точно тревожный звонок для партии власти.

"Правые"

Как известно, после парламентских выборов в декабре 2003 года сопредседатели СПС Анатолий Чубайс, Борис Немцов, Ирина Хакамада, Егор Гайдар - подали в отставку.
В партии отмечают, что по целому ряду причин новый лидер до сих пор не избран. Сразу после отставки активнее всего стала проявлять себя И.Хакамада, спустя время заявившая о планах по созданию своей новой партии - "Свободная Россия". Только учредительный съезд новой партии пока не состоялся, официальный сервер И.Хакамады со ссылкой на "Эхо Москвы" (22.06) сообщает, что, по мнению лидера движения "Свободная Россия", слухи о возможности объединения СПС с правым крылом "Единой России" имеют под собой некоторые основания. "Если и есть тенденции, то их две: меньшинство региональных представителей стремятся войти в демократическую оппозицию, большую же часть, скорее, устраивает позиция рыночного крыла партии власти, которая бы могла самостоятельно жить, но фактически готовит программы для Путина и его кабинета", - отмечает И.Хакамада.
"Демократы, которые находятся в Комитете-2008, выработали объединенную стратегию, это - демократическая оппозиция", - говорит И.Хакамада чуть позже, словно забывая, что 1 июня 2004 года в России уже зарегистрирована Всероссийская политическая партия "Свободная Россия" Александра Рявкина. Заявляя об объединенной стратегии, И.Хакамада, видимо, еще не знает о новой стратегии члена Комитета-2008 партии "ЯБЛОКО", которая "в борьбе с полицейским государством" сначала приглашает получить членские билеты нарисованных телевизионных персонажей Хрюна и Степана, а затем обливает краской мемориальную доску Юрия Андропова. И вот уже лидер НБП Эдуард Лимонов, по сообщению газеты "Русский курьер" (28.07), "комментируя акцию на Лубянке, говорил о "яблочниках" в снисходительной тональности, но выразил готовность потесниться: мол, давно пора прекратить демагогию и проявить реальные методы борьбы". Отличная перспектива для партии, позиционирующей себя демократической и правозащитной.

О новых российских проектах на разных полях политического спектра - либо хорошо, либо ничего. Особняком остается ЛДПР. Однако партия одного лидера, если этот лидер не глава государства, не имеет реальных перспектив в России.

Согласно действующей редакции Федерального закона "О политических партиях", одним из первых этапов создания партии считается принятие учредительным съездом решений о ее создании, об образовании ее региональных отделений более чем в половине субъектов РФ. Таким образом, законом устанавливается возможность создания партий только на федеральном уровне с отделениями в субъектах страны. По информации ИА REGNUM, при обсуждении закона о партиях экспертами не раз выдвигалась идея позволить создавать партии не только на общефедеральном уровне, но и на региональном. Предполагалось, что подобное решение привело бы к реальной борьбе партий в субъектах РФ за влияние в региональных законодательных собраниях и переводу многих принципиальных решений для страны на уровень субъектов, а не федерации в целом. Совершенно очевидно, замечали эксперты, что сегодня в каждом конкретном регионе России могут возникнуть сильные и влиятельные местные партии, крайне слабые по общефедеральным меркам.
Однако при таком раскладе велика опасность маргинализации некоторых субъектов страны. Не исключено, что это стало одной из причин отказа от регионализации российской партийной системы. Таким образом, возвращаясь к М.Дюверже, главной целью для партий в 2007 году станет объединение элит и победа на сиюминутных выборах, а значит переход российской партийной системы от "кадровых партий" к "партиям избирателей" не предвидится. Будущее - за "кадровыми партиями". Новыми "кадровыми партиями".