У Комитета по инвестициям - новый председатель. Ленобласть хочет в свободную экономическую зону. "ЛОМО" выпустит цифровые фотоаппараты. "Ультра" наступает в регионы. С Невского исчезнут раскладные рекламные щиты.

В новой команде губернатора - первые перестановки. Назначен новый председатель Комитета по инвестициям и стратегическому развитию. Им стал Максим Соколов, бывший генеральный директор "Корпорации С", известной скандальными проектами в центре города. Его утверждение в должности возможно уже на завтрашнем заседании правительства Санкт-Петербурга. Две недели назад на Петербургском экономическом форуме ничто не предвещало такого поворота событий. В частности, на вопрос корреспондента "Делового Петербурга" о возможных сроках нахождения во власти Андрей Михайленко, занимавший эту должность, ответил, что он поставил себе определенные цели, которые еще не реализованы. Теперь А. Михайленко освобождает пост в связи "с состоянием здоровья". Данная рокировка - первая в недолгой пока истории новой команды Смольного; ранее из нее выбывали лишь люди, работавшие с предыдущим губернатором.

Власти Санкт-Петербурга намерены скорректировать местное налоговое законодательство. В бюджет Санкт-Петербурга поступает налог на прибыль по ставке 19% (общая ставка в 24% делится на федеральную составляющую - 5% и региональную - 19%). Налог на имущество уплачивается в региональный бюджет по ставке 2,2%. Планируется максимально снизить для инвесторов налог на прибыль - на 4% - и вдвое сократить ставку налога на имущество. Льгота по налогу на прибыль будет предоставляться на срок не более трех лет, по налогу на имущество - не более чем на два года. Предприятие получит право на льготу, если в течение четырех кварталов подряд инвестировало в основные средства производства не менее 50 млн. рублей. По данным городской администрации, по итогам 2003 года в Санкт-Петербурге 84 потенциальных "льготника", сообщает "Коммерсантъ-СПб". Предприниматели полагают, что ощутимого эффекта эта инициатива не даст, но при этом замечают, что с радостью ею воспользуются. Соответствующие поправки в закон "О налоговых льготах" уже готовы, однако Смольный вряд ли успеет их внести в парламент раньше осени: через две недели петербургские депутаты закроют весеннюю сессию и уйдут на каникулы.

Впервые с момента развала Советского Союза Смольный намерен заняться комплексным развитием территорий. На прошлой неделе правительство Санкт-Петербурга утвердило адресный перечень территорий, которые будут готовить к жилищно-гражданской застройке. Согласно этому документу, к 2010 году планируется освоить в общей сложности 856 га, на которых будет построено около 13,5 млн. кв. м жилья (23 квартала). Для обеспечения социальных нужд новоселов соорудят 60 детских садов, 53 школы, 3 детские и 11 взрослых поликлиник. Под застройку пойдут не только неосвоенные ранее земли, но и те жилые кварталы, где возможны уплотнение и преобразование, а также нерационально используемые городские территории. Еженедельник "Недвижимость и строительство Петербурга", давая анализ программе, отмечает ее недостатки, способные свести всю идею "на нет". Так, документ не увязан с адресными программами сетевых энергетических компаний, например Федеральной сетевой компании (ФСК), которая занимается ремонтом, реконструкцией и развитием своего хозяйства. Программу ФСК утверждало Правительство РФ, поэтому, как считает председатель Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Александр Бобров, нужно пересмотреть некоторые пункты петербургской жилищно-строительной программы. Но губернатор Валентина Матвиенко заявила, что "если они не успеют уложиться в наши сроки, будем ставить перед Правительством РФ вопрос о корректировке федеральной программы".

Не верит в успешность жилищных планов правительства Санкт-Петербурга и еженедельник "Версия в Питере". Суммарный долг по квартплате в городе перевалил за 2 млрд. рублей, но горожанам все равно "не страшно" - они знают, что выселять их некуда. Вместе с тем, например, в Архангельской области уже давно перешли от слов к делу: без громких декларативных заявлений было отстроено жилье для неплательщиков, и теперь выселения должников следуют одно за другим. В результате сегодня уровень платежей там составляет 101%, т.е. люди оплачивают не только текущие услуги, но и гасят долги. Эти цифры наглядно показывают ошибочность позиции петербургских чиновников, уверенных в том, что 7-10% должников не платят ни при каких обстоятельствах, а потому и делать что-то бесполезно.

Тем не менее, по крайней мере на бумаге решения существуют. Как сообщает "Деловой Петербург", в 2005-2015 гг. на развитие объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, социально значимых объектов обслуживания населения и капитальный ремонт жилого фонда планируется выделить 350-400 млрд. рублей, гласит Генеральный план развития Санкт-Петербурга, одобренный Общественным советом Санкт-Петербурга.

В пятницу состоялось годовое собрание акционеров ТРК "Петербург". Прошлым летом аналогичное мероприятие совпало с завершением действия вещательной лицензии канала и сменой его руководства. Нынешнее собрание сенсаций не принесло, учредители обсуждали не результаты недавнего перезапуска канала, а финансовый отчет телекомпании за 2003 год. Финансовый отчет был утвержден под аплодисменты: приняв канал летом 2002 года с долгами в 5,5 млн. рублей, руководство канала завершило год с прибылью в 1,6 млн. Рекламные доходы канала за последний год выросли в 2-3 раза. А рейтинговые показатели хотя и не слишком изменились, но зато стабилизировались в течение всего эфирного дня. Однако, по мнению участников рынка, ситуация на канале менее оптимистична - судя по тому, что часть зрителей и рекламодателей Пятого канала уже досталась местному ВГТРК. Впрочем, интерес рекламодателей к единственному круглосуточному городскому каналу сохранится в любом случае: ведь его невозможно ничем заменить, сообщает "Коммерсантъ-СПб".

Правительство Ленобласти намерено создать в Выборгском районе свободную экономическую зону. Для этого потребуется найти инвестиций на 3,4 млрд. долларов. Чиновники уже направили проект в Министерство экономического развития и торговли РФ. Планируется, что федеральный бюджет может выделить средства на создание инфраструктуры, в том числе на строительство железной дороги - в это нужно вложить 430 млн. долларов. Если проект будет реализован, он сможет привлечь в первую очередь компании, которые хотят построить производства мощностью от 50 до 300 тыс. м3 в год. Их привлекут невысокие налоги и снижение бюрократических процедур, сообщает "Деловой Петербург".

Присоединение стран Балтии к Евросоюзу породило проблемы для рынка грузоперевозок региона, но и открыло новые возможности. Рынок грузоперевозок стал одним из тех секторов экономики Балтийского региона, на которые переход на евросоюзовские стандарты после присоединения стран Балтии к ЕС повлиял заметнее всего, причем сразу же после 1 мая. Серьезные изменения произошли не только в самих балтийских странах, но и в российской Калининградской области, где практически весь грузовой транзит сегодня, по сути, регулируется нормами ЕС. В целом больше всего изменилась география грузопотоков. Причина таких изменений во всех случаях одна и та же - усиление, по требованию ЕС, санитарного контроля грузов. Анализ ситуации - на страницах еженедельника "Эксперт Северо-Запад".

ОАО "ЛОМО" начнет в 2005 году выпуск цифровых фотоаппаратов на базе фотоаппарата "ЛОМО-компакт". Производить цифру планируется в том же объеме, что ранее и пленочные "компакты" - около 500 тыс. штук. Пока планируется выпускать две модели: в классе дешевых фотоаппаратов и престижных камер. Объем инвестиций в проект не сообщается. Между тем, рынок цифровых фотоаппаратов в Санкт-Петербурге достаточно наполнен моделями всех классов. Специалисты уверены, что единственным успешным рынком для "ЛОМО" может стать только Санкт-Петербург, и то лишь в том случае, если оно сумеет закрепиться в какой-то определенной нише. Как говорят эксперты, в рамках страны брэнд "давно сгинул", и только в Санкт-Петербурге "ЛОМО" знают, помнят качество его продукции. При низкой цене и хорошей рекламной раскрутке компанию может ждать успех на местном рынке, сообщает "Деловой Петербург".

Петербургская компания "Судостроительная фирма "Алмаз" в пятницу спустила на воду третий десантный корабль на воздушной подушке проекта "Зубр", построенный для ВМС Греции. Два предыдущих "Зубра" были переданы заказчику в 2000-2001 годах. Десантный корабль на воздушной подушке проекта 12322 "Зубр" (по классификации НАТО - "Поморник") развивает скорость свыше 60 узлов. Полное водоизмещение - 540 тонн, длина - 57 метров, ширина - 22,5 метра. Может перевозить до 500 человек десанта, или 8 боевых машин пехоты, или 3 танка по 50 тонн. Он вооружен двумя пусковыми установками МС-227 с боезапасом из 66 реактивных снарядов и двумя артиллерийскими установками АК-630М (скорострельность до 5 тыс. выстрелов в минуту). Стоимость корабля составляет около 60 млн. долларов. На "Алмазе" надеются продолжить строительство этой серии для греков: в настоящее время уже ведутся переговоры о строительстве четвертого корабля, сообщает "Коммерсантъ-СПб". "Алмаз" тем временем строит патрульный катер проекта 10410 и сторожевой катер проекта 12200 "Соболь" для пограничной службы РФ, а также артиллерийский катер "Астрахань" для ВМФ России.

Сеть салонов "Ультра" начала экспансию в регионы. В 2005 г. продажи компании в регионах должны превысить 50% от общих розничных продаж. Сеть салонов "Ультра", принадлежащая петербургскому ЗАО "Ультра Стар", начала выход в регионы с открытием магазинов в Ростове-на-Дону. В июне в этом городе было запущено два салона, до конца года число магазинов будет доведено до 15. Также до конца года будут открыты сети салонов в Самаре, Екатеринбурге, Новгороде и других городах России - по 10-15 в каждом. При этом компания не собирается выходить на московский рынок. Сеть "Ультра" в Санкт-Петербурге состоит из 55 салонов связи; к 2005 году их число планируется довести до 100, сообщает "Деловой Петербург".

До конца 2004 года с Невского проспекта заставят убрать все переносные рекламные указатели, в народе именуемые "раскладушками". КГА совместно с Комитетом по транспорту разработали адресную программу размещения знаков остановок общественного транспорта на центральной магистрали города. По словам главного художника Санкт-Петербурга Ивана Уралова, оборудование Невского подобными знаками придаст городу более "подтянутый" вид. К новому проекту уже проявили интерес банки. В то же время, заинтересованные стороны отмечают, что на указателе остановок будет выделена значительно меньшая рекламная площадь, нежели на стоящем возле учреждения раскладном щите. Как сообщает "Деловой Петербург", на всей протяженности Невского проспекта расположено 100 "раскладушек".

Прокуратура Санкт-Петербурга опротестовала закон города, предоставлявший льготы по налогу на имущество ряду организаций, в том числе ТСЖ, ЖСК и жилищным кооперативам. По мнению прокурора города Николая Винниченко, эти льготы (по уплате налога за имущество, используемое для обеспечения эксплуатации многоквартирного дома, и общее имущество жилого дома), противоречат федеральному законодательству. Сегодня Бюджетно-финансовый комитет Законодательного собрания будет рассматривать эти протесты. Скорее всего, их признают обоснованными. Тогда депутатам придется законом отменять эти льготы, сообщает "Деловой Петербург".