Как сообщили ИА REGNUM в пресс-службе правительства республики Хакасия, председатель правительства Республики Хакасия Алексей Лебедь выступил на сессии Верховного совета республики 23 июня 2004 г. с докладом "Итоги исполнения Бюджета республики за 2003 год". Предлагаем Вашему вниманию текст выступления:

Уважаемые депутаты Верховного Совета!

Уважаемые коллеги, приглашенные, гости!

Приоритетным направлением работы Правительства республики Хакасия в 2003 году в области социально - экономической политики явились повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства, укрепление и развитие материально - технической базы лечебных и детских учреждений и другие проблемы, решение которых способствует усилению экономической и политической роли республики в Российской Федерации.

Правительство республики в 2003 году решало свою основную задачу - обеспечивало финансовую стабильность региона, проводником которой является бюджет.

Хотелось бы обратить ваше внимание, что на протяжении всего 2003 года динамика большинства основных показателей социально-экономического развития Республики Хакасия оставалась положительной. Сохранен рост объемов промышленной продукции, подрядных работ, оборота розничной торговли, инвестиций, внешнеэкономического оборота, реальных денежных доходов населения. В полном объеме исполнялись проектировки бюджета.

Если в 2002 году нам удалось преодолеть спад промышленного производства, и его прирост к концу года составил 2, 5 %, то в прошедшем 2003 году этот показатель возрос до 7,6 %, причём мы определяли для себя рубеж только в 5 %.

По объему промышленной продукции на одного жителя мы второй год удерживаем пятое место среди регионов Сибирского федерального округа. Причем рост промышленного производства в нашей республике, по оперативным данным, превысил аналогичный показатель по Красноярскому краю на 6%, Иркутской области - на 5,5 %.

Объем валового регионального продукта в 2003 году по оценке в текущих ценах составил 29 миллиардов 200 миллионов рублей или 104,7% к 2002 году. Примечателен также факт, что по сравнению с 2000 годом в структуре валового регионального продукта увеличился удельный вес отраслей, производящих услуги (сегодня он составляет 36,4 %). Позволю заметить - эта тенденция соответствует общепринятым мировым стандартам.

Промышленность

В 2003 году достигнут рост объемов в 10-ти отраслях (в 2002 году - лишь в 5-ти). Наиболее высокие темпы роста объемов промышленной продукции отмечены в прошлом году

в топливной промышленности - 138,7 %

микробиологической - 126,4 %

в полиграфической промышленности -125,8

в черной металлургии - 125,8 %

электроэнергетике - 113,3 %

машиностроении - 110 %

пищевой-109,3%

цветной металлургии - 108,1%

Существенно, что цветная металлургия является единственной отраслью промышленности, не допустившей в период с 1997 по 2003 год спада производства.

Спад физических объемов производства в 2003 году по сравнению с 2002 годом произошел в промышленности строительных материалов и лесной, деревообрабатывающей промышленности. К сожалению, большинство предприятий этих отраслей по-прежнему работают убыточно. И в значительной мере потому, что кроме значительного износа основных производственных фондов присутствует фактор низкой конкурентоспособности многих товаров. Например, современные строительные материалы, особенно отделочные, промышленностью республики практически не выпускаются.

Значительные поступления в бюджет Республики Хакасия обеспечивали предприятия цветной металлургии. В структуре производства промышленной продукции эта отрасль также занимает наибольший удельный вес - более 42 %.

За 2003 год произведено продукции на сумму 8,5 млрд. рублей, за январь-апрель текущего года - уже на 3,3 млрд. рублей. В ОАО "Саяногорский алюминиевый завод" динамично реализовывались программы, направленные не только на рост объемов производства, но и повышение качества продукции.

Началась подготовка к началу строительства второй очереди Алюминиевого завода по разработанному проекту САЗ-2, предусматривающего запуск мощностей по производству 270-ти тысяч тонн первичного алюминия в год. Динамично развивался ОАО "САЯНАЛ", ежегодно наращивая объемы производства, увеличивая номенклатуру производимой продукции и сохраняя неизменно высокое качество продукции.

Имеют значительные резервы и предприятия угольной промышленности, они могут выпускать порядка 11% объема промышленной продукции республики. В 2003 году было произведено 8 млн.104 тысячи тонны угля, это больше результатов 2002 года почти на 2,5 млн. тонн.

Привлекательной для инвесторов отраслью по-прежнему оставалась пищевая промышленность. Значительная часть инвестиций приходится именно на этот сектор экономики с быстрым оборотом капитала. Причем, наблюдалось значительное увеличение частных инвестиций, направленных на улучшение качества и расширение ассортимента продукции. Использовался потенциал личных подворий населения, осваивались новые виды продуктов питания в современной упаковке.

Потребительский рынок насыщался востребованными товарами и услугами, увеличивался и объем налоговых поступлений в республиканский бюджет. В 2003 году производство мяса птицы увеличилось на 22,5%

мяса крупного рогатого скота - на 46,4%

сыров - на 7,2%

производство кондитерских изделий - на 4,9%

безалкогольных напитков - на 4,7%

цельномолочной продукции - на 4,8%

производство консервов - на 65,5%

Отрадно, что помимо удовлетворения региональных потребностей ставится задача обеспечения продовольствием значительных территорий Красноярского края и Якутии.

Транспорт

Немало сделано и в области транспорта. Рост объемов выпуска продукции оказал позитивное влияние на деятельность транспортных организаций.

Общий объем перевозок грузов за 2003 год увеличился на 35,6%, при значительном увеличении перевозок автомобильным транспортом (темп роста составил 179,9%).

Отмечу, что в 2003 году за счет средств республиканского бюджета в рамках планового обновления парка автобусов предприятий, выполняющих республиканский заказ, приобретено 7 автобусов марки ПАЗ-3205.

С целью обеспечения более качественного обслуживания населения услугами железнодорожного транспорта в сентябре 2003 года было подписано Соглашение между Министерством путей сообщения Российской Федерации, федеральным государственным унитарным предприятием "Красноярская железная дорога" и Правительством Республики Хакасия о взаимодействии и сотрудничестве в период реформирования федерального железнодорожного транспорта.

Соглашение последовательно реализуется, и жители республики уже имели возможность в этом убедиться. В августе 2003 года было открыто движение скорого электропоезда повышенной комфортности сообщением Абакан-Красноярск.

За счет ввода в 2003 году объекта "Обход г. Абакан с мостовым переходом через реку Енисей" на 9,4 км. увеличилась протяженность сети автомобильных дорог общего пользования.

Все мы помним, что серьезным испытанием в 2003 году стало весеннее половодье.

После пропуска ледохода и паводковых вод обильные дожди нанесли большой ущерб автодорогам и сооружениям на них. Наиболее сильно в тот год пострадали дороги Таштыпского, Аскизского и Бейского районов. Было разрушено 3 моста, 4 трубы и около 2-ух км дорожного полотна. В летний период большому переувлажнению и частичному затоплению подверглись автодороги Абакан - Ак-Довурак и В.Аскиз -Кызлас.

Для ликвидации последствий дождевого паводка было построено 2 новых моста, восстановлены мост у с. М.Арбаты и разрушенные паводком трубы.

В 2003 году велась работа и по стабилизации работы воздушного транспорта в Республике. В целях повышения качества авиауслуг необходимо произвести работы по реконструкции взлетно-посадочной полосы, замене светосигнального оборудования и расширению аэровокзального комплекса аэропорта "Абакан". Именно для решения перечисленных задач были разработаны мероприятия, которые вошли в программу "Экономическое и социальное развитие Республики Хакасия на 2003-2005 годы".

ЖКХ

Особое внимание в 2003 году уделялось вопросам жилищно-коммунального хозяйства. Обеспечена безаварийная работа систем в отопительный период. Если на подготовку объектов Республики Хакасия к работе в зимних условиях в 2002 году было выделено 29 млн. 200 тысяч рублей, то в 2003 году - уже 38 млн. 300 тысяч рублей.

Сельское хозяйство

Несколько слов о ситуации в сельском хозяйстве.

Реализуя намеченные мероприятия, мы последовательно приближаемся к преодолению кризиса в этой отрасли. В республике создана территориальная комиссия по финансовому оздоровлению сельхозтоваропроизводителей. В 2003 году рассмотрено 30 заявлений. Итог этой работы - 26 сельхозпредприятий заключили соглашения о реструктуризации долга на общую сумму 417,7 миллионов рублей, пени и штрафы по состоянию на 1 января 2002 года списаны на сумму более чем 121,3 млн. рублей.

В целях стабилизации агропромышленному комплексу республики была оказана финансовая помощь из бюджетов всех уровней, в частности, из федерального бюджета - 43 млн. 200 тысяч рублей и республиканского бюджета -67 млн. 800 тысяч рублей. За счет бюджетных средств, на льготных условиях, было закуплено 448 тонн семян кукурузы, семян высших репродукций зерновых культур - 3.957,1 тонн.

Малое предпринимательство

2003 год доказал, что стратегическим фактором устойчивого социально-экономического развития способно стать малое предпринимательство. Хотя слово "малое", видимо, должно сойти с арены применительно к понятию предпринимательство. Сегодня - это бизнес, и бизнес не малый. Не требуя крупных стартовых инвестиций, он гарантирует быстрый рост ресурсов, высокую динамику роста, гибко реагирует на изменение конъюнктуры рынка. Причем, развитие малого бизнеса считается наименее затратным для государства способом создания рабочих мест.

Всего в малом бизнесе в 2003 году было занято более 17 % экономически активного населения республики, это около 23 тысяч человек.

В республике традиционно выдерживается благоприятная отраслевая структура малого бизнеса: 40 процентов малых предприятий приходится на такие отрасли, как промышленность, транспорт и строительство, 32 процента - на торговлю и общественное питание. Замечу, в других регионах преобладают торговые предприятия.

В минувшем году в рамках программы кредитования приоритетных направлений предпринимательской деятельности профинансировано 12 предпринимательских проектов на 3 миллиона рублей. Фонд поддержки малого предпринимательства Республики Хакасия выдал займы на реализацию проектов, связанных с производством мебели, заготовкой и переработкой древесины, производством хлебобулочных изделий, оказание медицинских услуг. Реализация этих и других проектов позволила создать дополнительно 46 рабочих мест и сохранить 451.

В рамках реализации программы микрокредитования выдано 411 микрокредитов на сумму 10 миллионов 200 тысяч рублей. Отрадно, что в настоящее время наш республиканский Фонд поддержки малого предпринимательства включен в проект Федерального фонда по созданию Межрегионального центра микрофинансовых услуг. Из 75 -ти региональных и 200-сот муниципальных фондов, действующих на территории России, участниками этого проекта стали только 10 фондов, в том числе и наш - республики Хакасия.

Инвестиции

В республике в 2003 году наблюдалось значительное повышение инвестиционной активности. Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования, по данным Госкомстата республики, в минувшем году составили 3 миллиарда 588 миллионов рублей, это 115,9 % к уровню 2002 года. По данным Минэкономразвития РФ рост данного показателя в целом по России зафиксирован на отметке 112,5%. Наибольший инвестиционный рост продемонстрировали ведущие отрасли республики - электроэнергетика, топливная промышленность, цветная металлургия, транспорт.

По итогам 2002-2003 годов Агентство "Эксперт РА" причислило Республику Хакасию к группе регионов с умеренным риском. Хакасия по инвестиционному риску занимает 55-е место в Российской Федерации, переместившись с 68-го, которое имело в 2000 году.

Для потенциальных инвесторов важен как экономический, так и политический уровень составляющих инвестиционного риска - по ним мы имеем 35-ый и 37-ой ранги. Выигрышен и наш природно-ресурсный потенциал - 34-ый ранг.

Федеральные программы

В результате активной работы с федеральным центром в истекшем году в Правительству республики удалось привлечь достаточно значительные суммы дополнительных средств для решения социальных и иных проблем региона: финансирование из федерального бюджета на 1 января 2004 года составило 492 млн. 200 тысяч рублей.

В рамках реализации федеральных целевых программ в 2003 году продолжалось финансирование:

строительства республиканского дома-интерната на 292 места для детей - инвалидов (5,0 млн. руб.),

строительства 2-ой очереди школы на 600 мест в селе Балыкса (0.7 млн. руб.),

строительства хирургического комплекса республиканской больницы им. Ремишевской (12,5 млн. руб.),

реконструкции республиканского противотуберкулёзного диспансера в Абакане (2,0 млн. руб.),

республиканского центра "Анти - СПИД" (5,6 млн. руб.).

В рамках федеральной целевой программы "Сокращение различий социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010годы и до 2015 года)" профинансировано строительство канализационных очистных сооружений в п. Копьёво (15 млн. руб.) и произведена реконструкция сетей водопровода в Черногорске (2,0 млн. руб.).

Достаточно успешно финансировались из федерального бюджета программы, направленные на улучшение здравоохранения в республике:

Получено медицинское оборудование и медикаменты по программе "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера" на сумму 24 млн.700 тысяч рублей.

В рамках программы "Дети России" получен автомобиль "Газель" для республиканского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних в Черногорске.

По федеральной программе развития образования в республику поступил 191 комплект классической литературы, получено 13,5 млн. рублей на корректировку проекта и строительство учебного корпуса Хакасского государственного университета им. Н.Ф.Катанова.

Решение жилищной программы -

- один из приоритетов социальной политики. В республике начала активно действовать региональная программа ипотечного кредитования. Создан Республиканский фонд жилищного строительства, определены критерии отбора претендентов на получение ипотечного кредита. С начала работы этой программы и по 1 июня 2004 года АКБ "Банк Хакасии" выдано 222 сертификата на сумму 38 млн.700 тысяч рублей. Правительством республики по выделенным ипотечным кредитам производится частичное возмещение процентных ставок в размере 40 процентов от общего размера ставки. Предоставление населению доступных долгосрочных кредитов, безусловно, позволяет республике решить ряд социально-экономических задач. Сегодня можно с уверенностью констатировать, что вложенные средства окупились.

Очень важное значение имеют мероприятия по переселению граждан Республики Хакасия из ветхого и аварийного жилищного фонда. В 2003 году на эти цели затрачено 2 с половиной миллиона рублей.

На вторичном рынке приобретено жилье для переселения 32 -ух семей.

На фоне продолжающихся реформ, охвативших все базовые сферы российской экономики, главным результатом 2003 года видится то, что в нашей республике сложился достаточно устойчивый рост уровня жизни населения.

Денежные доходы населения

республики в 2003 году увеличились по сравнению с 2002 годом на 18,7 %, номинальная заработная плата выросла на - 24,4 %.

Покупательская способность возросла практически на 16,6%. Замечу, рост этих показателей характерен для последних трех лет.

Преодоление бедности, сокращение ее масштабов - одна из важнейших задач, обозначаемых в посланиях Президента России. Приведенные цифры красноречиво подтверждают, что социальная политика нашей республики продвигается в правильном направлении.

Потребительский рынок

Хакасии за период рыночных преобразований претерпел коренные изменения, и сегодня отличается высокой насыщенностью, отсутствием товарного дефицита. Существенно возросла роль торговли и общественного питания в экономике республики. Увеличились почти в два раза численность людей, занятых в этой отрасли, а также налоговые платежи в бюджеты всех уровней и доля торговли в валовом региональном продукте.

Поступление налоговых платежей от торговли за 2003 год составило более 205 миллионов рублей или 4,4% от всех поступлений. В валовом региональном продукте доля торговли составляет 11,4 % (в 2002 году - 10,5%)

Принимались меры для защиты потребителей от необоснованного роста цен. В том числе - меры по сдерживанию роста цен на уголь. В 2003 году цена на уголь, поставляемый бюджетным организациям и населению, регламентировалась Соглашением, заключенным между Правительством республики и ОАО "Компания Росуглесбыт".

На сегодняшний день перечень продукции, работ и услуг, цены на которые подлежат государственному регулированию, небольшой. Но, даже, осуществляя контроль в пределах этих полномочий, в 2003 году посредством снижения цен (тарифов) при их согласовании, Правительству республики удалось сэкономить средства потребителей в размере около 16 -ти миллионов рублей.

В целом же уровень инфляции в республике в 2003 году был значительно ниже 2002 года (на 2,9%) и меньше общероссийского на 0,6 %.

В неразрывной связи с общей экономической ситуацией находится и банковский сектор Республики Хакасия, одной из основных задач которого является расширение деятельности по привлечению средств населения и предприятий и усиление взаимодействия с реальным сектором экономики. В 2003 году платежная система Республики Хакасия находилась в стабильном состоянии. Достаточно привести несколько цифр.

Наличный денежный оборот, проходящий через кассы республики, по отношению к 2002 году возрос на 37 % и составил 37, 5 миллиардов рублей.

Следует заметить, что потребность региона в наличных деньгах покрывалась на 97,4 % за счет собственных кассовых ресурсов (в 2002 году - на 96%).

И все же, происходящие в стране реформы, в части финансовой политики, не достигли пока своей главной цели - стабилизации налоговой и бюджетной системы. Работа Правительства Республики Хакасия по исполнению бюджета 2003 года базировалась, прежде всего, на мероприятиях по увеличению доходной части бюджета, снижению кредиторской задолженности и повышению финансовой устойчивости региона, эффективности и адресности расходов, своевременности выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы.

Хотелось бы отметить ряд ключевых результатов прошедшего 2003 года.

• Бюджетная политика позволила выполнить обязательства бюджета, кроме того, был заложен фундамент для формирования бюджета 2004 года, ориентированного на происходящие в стране реформы.

• В Республике достигнута главная цель, поставленная в бюджете 2003 года, - обеспечена своевременность выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы.

• Бюджет республики по итогам 2003 года не имел просроченной задолженности по выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей.

• Существенно сокращена кредиторская задолженность республиканского бюджета.

• В республике на сегодняшний день создана прочная нормативная база, позволяющая осуществлять местное государственное кредитование на подобающем уровне. Республика Хакасия имеет возможность выполнить одно из основных условий государственного кредитования - обеспеченность кредита.

• Достаточно активно в 2003 году проводилась работа по привлечению дополнительных средств для решения социальных проблем в республике.

• Достойно реализовывалась программа ипотечного кредитования.

• За счет средств республиканского бюджета произведены значительные объемы работ по текущему и капитальному ремонту.

Собственные доходы

Вселяет оптимизм то, что на протяжении ряда лет прослеживается устойчивая положительная динамика мобилизации в республиканский бюджет собственных доходов, рост которых по отношению к 2000 году составил около 159,4 %.

План по сбору собственных доходов в республиканский бюджет в 2003 году выполнен на 107,7 %. В целом по отношению к 2002 году в республиканский бюджет поступило доходов на 15,7 % больше.

Значительная часть бюджетных средств консолидированного бюджета была направлена на выплату заработной платы - с учетом начислений это составило более 2-ух миллиардов 49-ти миллионов рублей, это 50,8% ПРОЦЕНТА СОБСТВЕННЫХ ДОХОДОВ.

Приоритетными направления финансирования из республиканского бюджета были:

Финансовая помощь местным бюджетам (899,9 млн. рублей) и расходы на социальную политику (372,3млню рублей).

В 2003 году за счет средств республиканского бюджета введен в эксплуатацию пищеблок республиканской больницы, не имеющий по своим производственным характеристикам аналогов на юге Красноярского края.

Приобретен реанимобиль стоимостью 1 млн. 900 тысяч рублей. Всего в 2003 году на приобретение медицинского оборудования в области здравоохранения затрачено 7 млн. 900 тысяч рублей

Социальная защита

В последние годы произошли положительные сдвиги в части социальной защиты детей. Начиная с 2001 г. за счет средств республиканского бюджета производится финансирование затрат на оздоровление детей-сирот. В 2003 году эта сумма составила 1,9 млн. рублей.

На протяжении последних трех лет в Республике Хакасия в рамках целевой программы "Компьютеризация сельских общеобразовательных учреждений" осуществляется обеспечение сельских школ компьютерной техникой. В 2003 году на эти цели выделен 1 млн. рублей (всего за три года - 8.1 млн. рублей). Стабильно работает программа "Школьный автобус" - выделено 3 млн. 100 тысяч рублей (в 2002 году- 0,3млн. рублей)

Система социальной защиты - дорогостоящее предприятие. Тем не менее, мы должны выдерживать этот приоритет, ибо только так мы можем противостоять негативным социальным процессам, улучшить медико-демографическую ситуацию и состояние здоровья населения, сохранить накопленный культурный потенциал.

Несмотря на значительные трудности, нам удалось решить задачи, связанные с повышением оплаты труда в бюджетной сфере, а оно было, как вы помните, немалым.

Хронология такова - в среднем 1,89 раза с 1 декабря 2001 года, в 1,6-2,1 раза с 1 июля 2002 года работникам МВД и противопожарной службы.

С 1 октября 2003 года тарифная ставка первого разряда Единой тарифной сетки повышена до 600 рублей.

Замечу, что значительная часть недостающих средств была покрыта из республиканского бюджета.

В целях повышения привлекательности региона Правительством республики осуществлена достаточно эффективная работа, направленная на улучшение качества управления государственным внутренним долгом.

В целом объем государственного внутреннего долга республики по сравнению, например, с 1 января 1997 года снизился на 39 %.

Всего же финансирование расходов республиканского бюджета составило 3 миллиарда 315 миллионов рублей, или 99,8 процента от годовых назначений. Считаю это значительным достижением. Еще два года назад финансирование расходов республиканского бюджета составляло только 82 процента плановых назначений.

2003-2004 годы названы пиком реформы государственных и муниципальных финансов. Именно по этой причине в стране проведен ряд исследований состояния финансов органов власти. Одно из глобальных - исследование Московского госуниверситета имени Ломоносова, проведенное в прошлом году. Считаю важнейшим достижением отнесение Республики Хакасия к числу 13-ти субъектов Российской Федерации, стабильно не допускающих возникновения просроченных долгов, и имеющих невысокий уровень госдолга в расчете на одного налогоплательщика. (968 рублей при худшем показателе в рейтинге - 12тысяч 554 рубля).

К первой группе регионов (всего их четыре) отнесена наша республика и по такому значимому показателю как "Устойчивость финансов администраций субъектов федерации к коррупции", что подразумевает открытость и достоверность финансовых показателей. К данной группе отнесено всего 13 регионов. Кроме того, Хакасия в числе 26 субъектов, чья господдержка местным производителям признана значительной. В целом по итогам оценки орган власти Республики Хакасия признан кредитоспособным.

В рейтинге кредитоспособности регионов РФ Хакасия по итогам 2003 года заняла 34-ое место из 87-и. В исследовании рейтингового центра АК&М оценивались относительные возможности субъектов РФ выполнять свои долговые обязательства. Наше 34-ое место говорит о весьма высоком уровне возможности власти республики своевременно и в полном объёме расплачиваться по долгам. Риск неисполнения долговых обязательств у нас значительно меньше, чем в большинстве регионов.

Безусловно, сделано немало, и можно с уверенностью констатировать, что в республике создана надежная основа для дальнейшего развития экономики. Но теперь предстоит огромная и ответственная работа по сохранению и упрочению достигнутых результатов. Экономика Республики Хакасия должна занять достойное место на российском рынке.

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 26 мая 2004 года говорится о необходимости реализации дополнительных решений в целях перехода к эффективной налоговой системе. Правительством Республики Хакасия предпринимались, предпринимаются и будут предприниматься меры, способствующие повышению эффективности налоговой системы, созданию налоговой системы необременительной для бизнеса, благоприятной для инвестирования, стимулирующей рост конкурентоспособности.

Заканчивая свое выступление, хочу еще раз подчеркнуть, что важными направлениями в работе правительства республики в 2003 году были задачи:

реального повышения уровня жизни населения, своевременной выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы, детских пособий, поддержки ветеранов, инвалидов, молодежи, исполнения бюджетных проектировок в полном объеме, обеспечения сбалансированности бюджетной системы и оптимизации бюджетных расходов.

Какие бы преобразования не осуществлялись, население региона должно чувствовать себя защищенным, ощущая при этом реальную поддержку власти.