СМИ. Подготовка к первым президентским выборам. Ислам.

СМИ

Газета "Молодежь Дагестана" в номере 21 от 28 мая публикует интервью с председателем ГТРК "Дагестан" Тайгибом Абдусамадовым. Интервью приобретает особый интерес в контексте имевшего место позднее покушения на Абдусамадова. Глава ГТРК предстает в интервью не только как руководитель одной из крупнейших на территории Дагестана федеральных структур, но во многом и как политик. Он - по всей видимости, впервые - публично признает своими "друзьями" бывшего министра печати Михаила Лесина и депутата Госдумы, "известного миллиардера" Сулеймана Керимова. По мнению многих аналитиков, именно эти лица в феврале 2003 года добились назначения Абдусамадова главой ГТРК "Дагестан", несмотря на сильное противодействие властей республики. С поддержкой со стороны Сулеймана Керимова - едва ли не самого успешного выходца из Дагестана, проявляющего сейчас все больший интерес к родной республике - часто связывают победу на выборах в Госдуму по Буйнакскому одномандатному округу (Дагестан) генерала налоговой службы Магомеда Гаджиева. Косвенно Абдусамадов признает и свою личную вовлеченность в ту предвыборную кампанию: "Что касается моей личной позиции на тех выборах, то она такова. Я бы поддержал и Магомеда Гаджиева, и какого-нибудь условного Магомеда Магомедова, и любого другого нормального человека, патриота Дагестана и России, но только чтобы депутатом вновь не стал Гаджимурад Омаров. Кстати, мы говорили с Г. Омаровым, предупреждали его, что у него практически нет шансов. Но он то ли неверно оценивал свои возможности, то ли не мог принять самостоятельно другого решения".

Абдусамадов также признает в интервью существование угрозы для своей жизни: "К сожалению, и у нас в республике есть люди, готовые руководствоваться сталинским принципом: "Нет человека - нет проблемы"".

Оппозиционный ежемесячник "Дагестанцы" в номере 4 (май) вновь обращает внимание на зависимость большинства республиканских СМИ от власти: "Ни один редактор всех четырнадцати официальных газет власти и многие руководители так называемых свободных изданий статью с малейшей критикой в адрес Власти не напечатают. Почему? Да потому, что кормятся из рук чиновников, и при этом ни чиновники, ни бытописцы "мудрецов" не осознают тот непреложный факт, что почти весь бюджет республики находится на "подсосе" у российских налогоплательщиков... Если верить "Дагестанской правде", то задачу по удвоению ВВП за 10 лет, которую поставил перед страной президент Путин, Дагестан сумеет выполнить гораздо раньше. И тут возникает вопрос: за счет чего намерены достичь этого самого роста в промышленности, если... флагманы дагестанской промышленности... давно стоят, корпуса многих из них отданы под рынки и другие коммерческие структуры, а рабочие (десятки тысяч человек) выброшены на улицу?"

Газета "Дагестанцы" также обсуждает ситуацию с дагестанским теле- и радиовещанием. Как сообщало ИА REGNUM, в декабре 2003 года исполнительная власть Дагестана приняла решение о создании "своей" телерадиокомпании - альтернативы подконтрольной центру ГТРК "Дагестан". Само это решение вызывает у газеты критику: "Возникает простой вопрос:... какая была необходимость в создании параллельной структуры, расходуя на это десятки миллионов рублей дотационного бюджета? Не слишком ли шикарно маленькой республике иметь две крупные медиаструктуры, соревнующихся в служении власти?" Вместе с тем, газета критикует сокращение сетки вещания на национальных языках на ГТРК "Дагестан", противопоставляя эту тенденцию сохранению вещания на кавказских языках на радио "Свобода": "Вот и настали времена, когда люди вынуждены будут обратиться в Конгресс США с ходатайством об увеличении ассигнований для расширения сеток вешания на языках народов Северного Кавказа."

Подготовка к первым президентским выборам

Тему предстоящих в 2006 году первых всенародных выборов главы Дагестана по-прежнему затрагивают только явно оппозиционные издания - "Дагестанцы" и еженедельник "Черновик". Последний в номере 22 от 4 июня возвращается к встрече Владимира Путина с председателем Госсовета Дагестана Магомедали Магомедовым, состоявшейся в Сочи в мае. Как сообщалось, на этой встрече Магомедов обещал к 2010 году увеличить ВВП Дагестана не в два - как предлагает Путин для всей России - а в три раза. С точки зрения журналиста "Черновика", это обещание Магомедова носит предвыборный характер: "Республика всегда славилась своими "художниками" от экономики. Ничего с ними не станет, сколько надо - столько и нарисуют... Главное - сказать то, что хочет услышать Президент. А до 2010 года еще дожить нужно. Зато уже сейчас можно попросить что-то для себя... Например, право баллотироваться в "последний китайский" раз на будущих выборах главы республики. В этой связи все явные и скрытые претенденты на кресло президента республики, находящиеся в открытой или мнимой оппозиции к существующей власти, встретили с тревогой встречу Путина с Магомедали Магомедовым".

В аналогичном духе комментирует в последнем (майском) номере встречу Путина с главой Дагестана и газета "Дагестанцы": "Тут невольно припоминаются годы так называемого застоя, когда Л.И.Брежнему рапортовали о своих трудовых подвигах руководители союзных республик, краев и областей... Есть опасение в том, что и нынешний руководитель страны В.В.Путин может в какой-то мере повторить путь "выдающегося ленинца". Если такое случится, то в этом ему и всей России очень "помогут" феодалы и удельные князья Северо-Кавказских республик. Если Президент всерьез воспринял лесть, что прозвучала на форуме в Сочи из уст М.М.Магомедова, то действительно нужно бояться за будущее Северного Кавказа и в первую очередь Дагестана и дагестанского народа".

Газета "Дагестанцы" публикует также пространную аналитическую статью о перспективах президентских выборов в Дагестане. Анализируя расстановку сил в республике за два года до выборов, автор указывает на некоторую консолидацию ресурсов оппозиции: "Сложившемуся в республике межэтническому союзу политических кланов наиболее последовательно противопоставляет себя в качестве непримиримой оппозиционной силы аваро-лезгинский альянс, объединивший деньги Сулеймана Керимова (по национальности лезгина - прим. ИА REGNUM) и людские, административные и территориальные ресурсы, подконтрольные мэру Хасавюрта Сайгидпаше Умаханову (по национальности аварцу - прим. ИА REGNUM)". Вместе с тем, основную роль в процессе смены власти, по мнению автора, так или иначе обречены сыграть именно аварцы: "Практически вся республика осознавала, что попытка провести на этот пост даргинца приведет к обострению аваро-даргинских отношений. Аварцы (самый крупный этнос в республике), ощущая себя униженными фактом столь долгого пребывания у власти даргинца, не скрывали своего твердого намерения взять реванш за полтора десятилетия второпланового положения. В этой ситуации многим представлялся весьма мудрым и компромиссным вариант передачи власти Магомедовым лояльно настроенному по отношению к нему аварцу, главе Махачкалинского морского порта Абусупьяну Хархарову - личному другу сына Магомедали Магомедова. Однако не всех аварских лидеров устраивала подобная возможность "мирного" прихода аварца к власти, поскольку Хархаров все равно оставался бы человеком Магомедова. Именно с этими установками связана активизация в последний месяц альянса Рамазан Абдулатипов - Гаджи Махачев, начавших решительное наступление на блок Магомедова."

При этом автор прогнозирует, что кандидатом в президенты от объединенной оппозиции может стать именно Рамазан Абдулатипов - имеющий в республике "некоторую популярность", но не имеющий, в отличие от своих союзников, "личной гвардии". К возможности сохранения у власти даргинцев автор относится резко негативно: "Не скрывает своих президентских амбиций и обладающий наряду с Магомедовым (по национальности даргинцем - прим. ИА REGNUM) огромным людским, административным финансовым потенциалом мэр республиканской столицы Саид Амиров (по национальности даргинец - прим. ИА REGNUM). Однако его выход на предвыборную дорожку аварцы воспримут как вызов, что может привести к очередному обострению межэтнических отношений в республике. Еще большим шоком для аварцев послужило бы заявление о желании стать первым президентом Дагестана самого Магомедали Магомедова."

Ислам

Газеты "Новое дело", "Молодежь Дагестана", "Черновик" продолжают обсуждать конфликт в среде дагестанских мусульман. Все издания отмечают, что противостояние Духовного Управления мусульман Дагестана (ДУМД) и "оппозиционного" духовенства удалось свести на нет или, по крайней мере, ослабить стараниями светских властей республики, в первую очередь Комитета по делам религий Правительства Дагестана. В настоящее время практически все заинтересованные стороны согласились с необходимостью обновить состав совета алимов (мусульманских богословов) Дагестана.

Однако споры внутри и вокруг республиканского ислама продолжаются. Об этом ясно свидетельствует реакция дагестанских СМИ на проходивший 31 мая в конференц-зале Союза журналистов Дагестана "круглый стол" по проблемам экстремизма. Журналисты отмечают, что у собравшихся не обнаружилось единодушия по вопросу о том, что именно должно подпадать под определение экстремизма. А колумнист "Черновика" Зубайру Зубайруев еще накануне "круглого стола" писал об опасности "расширительного" понимания экстремизма: "Экстремизм в переводе с латинского означает "...приверженность к крайним суждениям, мнениям, верованиям и мерам..." и только. Я не вижу в этом нарушения законов... А как с этим вполне законным явлением может бороться специальное подразделение МВД, так называемое УБЭиУТ (Управление по борьбе с экстремизмом и уголовным терроризмом)?.. Ни в одном регионе России в правоохранительных органах нет аналогичного подразделения, не говоря уже о мировом опыте... А является ли это делом правоохранительных органов? с крайними, но законными идеями должно бороться общество другими идеями, общественным мнением... Смотрите, что происходит: экстремистом государство может назвать любого, не согласного с ним или с его представителем (чиновником), человека".