Матвиенко критикует федеральные власти. Ленобласть поддерживает инновационные разработки. Администрация снова вспомнила об иностранных туристах. Пляжный бизнес становится рентабельным. Банки борются за рынок пластиковых карт.

В пятницу губернатор Валентина Матвиенко встретилась с депутатами, представляющими Санкт-Петербург в российском парламенте. Разразившись критикой в адрес федеральных властей, губернатор поручила народным избранникам отстаивать интересы города в ходе реформы межбюджетных отношений, затеянных администрацией президента. Тех, кто будет плохо голосовать, она пригрозила "пропечатать" в прессе, сообщает "Коммерсантъ-СПб". По оценкам петербургских чиновников, в результате изменений в бюджетном и налоговом законодательстве бюджет города-2005 недосчитается 6,9 млрд. рублей - в частности, из-за снижения ставки налога на прибыль (1,8 млрд. рублей) и отмены налога на рекламу (600 млн. рублей). Перевод налога за пользование водными объектами в пользу федерального центра лишит город еще 250 млн. рублей. Кроме того, у Санкт-Петербурга появится ряд дополнительных обязательств - например, по выплате денежных компенсаций пенсионерам вместо льгот. Между тем, "На строительство КАД в этом году необходимо дополнительно 11,7 млрд. рублей, на дамбу - 600 млн. рублей в этом году и 900 млн. рублей в следующем, иначе ЕБРР тоже не даст денег", - отметила губернатор". Она сообщила, что в 2005 году из федерального бюджета городу понадобится еще 2,9 млрд. рублей на Западный скоростной диаметр. "В сентябре мы обязаны внести бюджет Санкт-Петербурга на рассмотрение Законодательного собрания, а мы не знаем, сколько доходов потеряем, и каков будет объем компенсации из бюджета РФ", - заявила В. Матвиенко. Наибольшее возмущение губернатора вызвало намерение центра с 2005 года забирать из города не 0,2%, а 0,8% отчислений в Фонд обязательного медицинского страхования, добавляет "Деловой Петербург".

Вопрос финансирования действительно остается как одним из самых насущных, так и неопределенных. На прошлой неделе состоялось совместное заседание членов правительства Санкт-Петербурга с их федеральными коллегами. Совещание прошло с переменным для Смольного успехом. Так, просьба городских властей увеличить федеральное финансирование некоторых строительных проектов (КАДа, метро, дамбы и т.д.), скорее всего, будет удовлетворена, хотя бы частично. Однако, как отмечает еженедельник "Недвижимость и строительство Петербурга", Минфин заявил, что не в курсе заявки Смольного на денежную добавку КАД в размере 11,5 млрд. рублей. Как такое могло получиться, если Валентина Матвиенко просит денег на эту трассу при любой возможности (только цифры все время меняются), - непонятно. Неожиданным оказалось и заявление министра транспорта Игоря Левитина, который намекнул, что губернатор слишком многого хочет: 11,5 млрд. рублей - это 35% бюджета Минтранса на весь 2005 год. Что касается строительства новых станций метро (на это Смольный попросил выделять из федерального бюджета ежегодно по 3 млрд. рублей до 2012 года), то ничего определенного по этому поводу председатель Правительства РФ Михаил Фрадков не сказал.

Городская администрация перестала предоставлять земельные участки для проведения изыскательских работ (ИР). Одновременно с приостановкой выделения участков под изыскательские работы набирает обороты процесс расторжения договоров, по которым срок проведения ИР истек. По мнению игроков рынка, "Администрация придумала массу барьеров. То нам не выдают технические условия, то возникает совсем не управляемая ситуация с муниципальными образованиями и общественными слушаниями, то КГА ввел новые требования по корректировке проектов застройки кварталов. Это все укладывается в дополнительные месяцы, а сроки подготовки не продлили", - заявил "Деловому Петербургу" вице-президент Корпорации "Петербургская Недвижимость" Вячеслав Семененко. Так или иначе, но Смольный не делает исключения практически ни для кого, отбирая участки при отсутствии даже одного документа.

Программа развития энергоисточников в Санкт-Петербурге в зоне обеспечения "Ленэнерго" на 2005-2010 гг. будет рассмотрена летом этого года правительствами города и Ленобласти. Первое рассмотрение намечено провести в Смольном 13 июля. На нем будут обсуждаться перспективы развития энергоисточников, распределительных сетей и линий. До 30 августа аналогичная программа будет рассмотрена правительством Ленобласти. Следующее заседание совета директоров состоится 29 июля. Об этом сообщает "Деловой Петербург".

По словам вице-губернатора Ленинградской области Григория Дваса, во время пребывания Михаила Фрадкова в Санкт-Петербурге прошло совещание, где обсуждалась, в частности, судьба порта Усть-Луга. Председателю правительства была предложена концепция развития этой зоны, и в первом варианте она была одобрена. Концепция делает упор не только лишь на портовые терминалы, но и на развитие промышленных зон. Их предполагается создать восемь вдоль всего восточного побережья Усть-Лужской губы. Свободные экономические зоны будут трех типов; туда войдут предприятия по переработке импортируемого сырья с отправкой на экспорт готовой продукции, сборочные производства; автомобильный завод; несколько предприятий по сборке бытовой техники, компьютеров. В целом зоны займут 650 га только производственных площадей. Инвестировать предполагается 3-3,5 млрд. долларов, не считая средств, вкладываемых на развитие портовых терминалов и инженерной инфраструктуры. Как отметил Г. Двас, при условии утверждения проекта к началу работ вплотную можно подойти через год, а окончательное развитие района может быть завершено в 2010 году. Еженедельник "Версия в Питере" скептически отзывается об этих планах, напоминая, что в Усть-Луге погребен уже не один проект.

Правительство Ленобласти намерено вложить 62 млн. рублей в инновационные разработки на своей территории. В Законодательное собрание Ленобласти внесена программа "Научно-техническое и инновационное развитие Ленинградской области на 2004 - 2006 гг." Уже продуман механизм внедрения научных разработок. "Система, которую разработала Ленобласть, может быть интересна, потому что разработчики тратят много усилий и денег на составление бизнес-планов, поиск партнеров. Хорошо, если в области будет структура, которая займется этими вопросами",- заявляют разработчики, добавляя, что важно уберечь программу от излишней бюрократии. Об этом сообщает "Деловой Петербург".

Администрация Санкт-Петербурга попросила нефтетрейдеров найти участки для АЗС, которые можно выставить на открытые торги. По подсчетам правительства Санкт-Петербурга, на торги можно выставить 20-30 участков, которые готовились осваивать нефтетрейдеры, ранее получившие их по процедуре ИТК. До тех пор, пока готовая документация на участки не будет передана в Фонд имущества, город готов выставить на торги только 5 участков в июле и, возможно, еще 8 в сентябре. Вице-губернатор Юрий Молчанов пообещал нефтетрейдерам возместить затраты на подготовку документов, сообщает "Деловой Петербург".

28 петербургских предприятий поставят в 2004 г. для филиала ОАО "Российские железные дороги" - ОЖД продукцию на сумму 500 млн. рублей. Это стало возможным благодаря договоренности правительства города с руководством ОАО "Российские железные дороги" об участии петербургских предприятий в тендерах. Раньше петербургской промышленности не всегда удавалось попасть на эти конкурсы, сообщает "Деловой Петербург".

"НК "ЛУКОЙЛ" ведет переговоры с правительством Санкт-Петербурга о строительстве двух мини-заводов в черте города. Как сообщает "Деловой Петербург", один из предполагаемых заводов будет производить моторные масла, заявил вице-губернатор Санкт-Петербурга Александр Вахмистров.

Местный пляжный бизнес строится исключительно на продаже сопутствующих товаров и услуг: Санкт-Петербург и его окрестности в советское время не считались зоной пляжной рекреации, поэтому соответствующей инфраструктуры не существовало. Лишь в последнее десятилетие начали появляться элементы пляжного бизнеса. Сейчас на территории Курортного района существует 12 официально зарегистрованных пляжей, 9 пляжей при здравницах и больше 20 диких. На следующей неделе в поселке Комарово открывается первый петербургский пляж, который позиционируется по категории VIP. Многие пляжи будут благоустроены по-европейски. Предприимчивые игроки рынка собираются использовать территорию круглый год, сообщает "Деловой Петербург".

Администрация Санкт-Петербурга со второй попытки намерена обеспечить безопасность пребывания иностранных туристов. В последнее время участились случаи нападения на иностранных туристов, причем прямо в центре города. На прошлой неделе была создана специальная рабочая группа, которая будет работать как с милицией, так и с туроператорами. В июле будет создан единый консультативный центр. С прошлой недели Невский проспект курируют 7 экипажей милиции; также созданы специальные наряды, следящие за порядком, сообщает "Деловой Петербург". Как сообщает "Смена", 10% доходов городского бюджета приносят предприятия туристической отрасли Санкт-Петербурга. От прямых и косвенных налогов от въезда иностранцев бюджет получает около 4,5 млрд. рублей. Еще 600 млн. рублей налогов приходится на выездной туризм. Город - самый посещаемый в России. В прошлом году его гостями стало более 3 млн 100 тыс иностранных туристов; в этом ожидается большее число гостей.

Сегодня администрация Санкт-Петербурга объявит конкурс на замещение вакантной должности главного архитектора и председателя Комитета по градостроительству и архитектуре. Срок проведения конкурса истекает 16 июля. Особое удивление, как отмечает "Деловой Петербург", вызывает то обстоятельство, что, согласно его условиям, кандидат не должен предоставить программу развития города. Кроме того, игроки называют требуемый стаж работы по специальности (от 5 лет) слишком маленьким для главного архитектора города.

Банки вступили в борьбу за денежные остатки на карточных счетах физических лиц, расширяя спектр услуг для клиентов - владельцев пластиковых карт. Как сообщает "Деловой Петербург", на днях ОАО "Банк Санкт-Петербург" заявило о введении новой услуги для владельцев пластиковых карт банка и абонентов любых операторов мобильной связи. Теперь при помощи мобильного телефона можно отслеживать состояние своего карт-счета в режиме реального времени - SMS-сообщение о проведенных и неудачных транзакциях сразу же приходит на телефон. А Североз_ападный Сбербанк РФ в своих банкоматах начал предлагать услугу по продаже интернет- и телефонных карт ЗАО "ВэбПлас". Следующий период нововведений должен произойти осенью. Выиграет тот, кто расширяет банкоматную сеть и закупает банкоматы с почти неограниченными возможностями.

Спрос на иномарки в Санкт-Петербурге значительно превышает предложение. Некоторые модели клиенты ждут по 2-4 месяца. Наличие очередей петербургские дилеры объясняют неверными прогнозами развития российского рынка новых иномарок, которые делали автопроизводители. Анализ ситуации - на страницах "Делового Петербурга".