«Консолидация» в Мурманске угрожает Архангельску и безопасности России
ТАСС сообщил, что 22 ноября в Мурманске глава Минпромторга РФ Денис Мантуров заявил: «…Сегодня финализировали решение с ОСК, Мурманской областью по консолидации трех предприятий («Нерпа», 35-й судоремонтный завод и 10-й судоремонтный завод — прим. ТАСС) по созданию на базе этих предприятий Арктического центра судостроения и судоремонта». По словам министра, это позволит консолидировать ресурсы, оптимизировать издержки, повысить управляемость, а также сконцентрировать ресурсы на этих предприятиях.
Как пояснил журналистам губернатор Мурманской области Андрей Чибис: «Наша задача сделать так, чтобы у нас появился настоящий центр судоремонта с «головой» в Мурманской области. Соответственно, крупный налогоплательщик и крупный работодатель, в том числе для наших молодых ребят, которых мы очень активно готовим», — сказал глава региона.
Решение, казалось бы, должно повысить конкуренцию в сфере судоремонта. На практике создание из филиалов Центра судоремонта «Звездочка» отдельного предприятия приведет к росту накладных расходов, перевод выполняемых головным предприятием для филиалов работ в разряд внешних заказов — к росту цен. На 80% заказчиком «Звездочки» и филиалов является Минобороны, заинтересованное в централизованном производстве, а не в конкуренции, так как смета на заказ утверждается в особом порядке с минимальной прибылью.
Символическое в смысле экономики решение по Арктическому центру судостроения будет иметь гораздо большее значение для поддержания стратегических подводных ядерных сил.
Децентрализация ремонта АПЛ приведет к утрате части возможностей из-за разделения единого производственного цикла. А поддержание в боевом состоянии атомного подводного флота, наоборот, год из года усложняется. Сохранение работающего как часы коллектива «Звездочки» в 1990-е годы считалось стратегической задачей. Откуда возьмет Мурманск кадры для создания Арктического центра, как не переманив из Северодвинска — на 35-м заводе и «Нерпе» всего 2−2,5 тысячи работающих.
Конечно, «незалэжные» филиалы «Звездочки» с вывеской «Арктический центр судостроения» при объеме их производства в 7−8% от заказов головного предприятия не сильно снизят показатели «Звездочки». Гораздо хуже, что, раз подписали создание Арктического центра, ему надо будет что-то подбросить на развитие. Инвестиции отберут у ЦС «Звездочка» и АО «ПО Севмаш» и передадут Мурманску — чтобы он купил то же, что уже есть в Северодвинске, — «ведь мы теперь самостоятельные, ведь надо же работать». На ремонте АПЛ неизбежная закупка Мурманском аналогичного северодвинскому оборудования вместо расширения разнообразия станочного парка «Звездочки» отразится нехорошо.
Почувствует Северодвинск и уход в Мурманск некоторой части налогов. Город кораблестроителей работает с напряженным бюджетом, и быт северодвинцев прямо связан с выполнением стратегического заказа.
Остается только надеяться, что темп и качество ремонта АПЛ в Северодвинске останутся на прежнем уровне, но чудес не бывает, и чиновник принимающий подобные решения должен, казалось бы, это понимать.
В сравнении со словами Дениса Мантурова реальность окажется с точностью «до наоборот» — «консолидация ресурсов, оптимизация издержек, повышение управляемости» обернутся распылением ресурсов, ростом издержек, снижением управляемости. Интересно, что в 2007 году, занимаясь превращением самостоятельных 35-го завода и «Нерпы» в филиалы ЦС «Звездочка», Д. Мантуров говорил те же слова о «консолидации, повышении и оптимизации». В 2007 году так и было, а в 2019 году Д. Мантуров, произносящий такие тексты, кажется, шутит.
Создание «центра судостроения и судоремонта» требует не решения Минпромторга РФ, а как минимум Постановления правительства РФ. ГРЦАС (Государственный Российский центр атомного судостроения) в Северодвинске вообще создавался указом президента РФ. Есть надежда, что вопрос стратегической безопасности России будет рассмотрен в интересах государства, а не региональных амбиций.