Член общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги Евгения Павловская рассказала о факторах, побуждающих детей сводить счеты с жизнью.

Иван Шилов ИА REGNUM
Пустые качели

Последнее время в России значительно участились случаи суицидов. Это действительно та тема, которую нельзя обходить стороной. Я давно работаю с подростками в своих проектах. Принятый формат занятий помогает им задавать интересующие вопросы, связанные с семьей и отношениями внутри семьи.

Подростковый возраст — это время, когда происходит переход ребёнка во взрослую жизнь, и именно в это время подросток начинает видеть не так, как раньше. Если раньше у него это был внутренний голос Мамы и Папы, то сейчас добавляется ещё и свой внутренний голос. Ребята часто делятся своими переживаниями и рассказывают о том, что у них происходит. Идет как бы разделение жизни на две части. Есть жизнь, где они настоящие, такие, какие есть на самом деле, и есть жизнь, которую хотят видеть родители. Зачастую жизнь по представлениям родителей абсолютно не совпадает с настоящей жизнью ребёнка. Что говорят дети?

«Я очень легко адаптируюсь, мне приходится «притворяться», чтобы не вызывать лишних вопросов у родителей».
«Меня не хотят слышать родители, я не могу быть таким, кем я чувствую себя на самом деле».

На самом деле, притворяться — это не самый худший вариант. Если ребёнок хорошо адаптируется в любой для него ситуации, это всегда большой плюс. Но также есть ребята, кому адаптация даётся очень сложно или не даётся совсем. Они не могут постоянно притворяться, и каждый случай, когда их не слышат, не принимают, приводит к состоянию, в котором ребёнок становится все более недоволен собой. При каждой ситуации, когда он остаётся непонятым, непринятым, ребёнок думает о смысле нахождения в этом мире.

«Ведь если нет принятия, зачем тогда жить?»
Riala
Непонимание

Иногда это может быть манипуляцией, но любая манипуляция скрывает за собой боль. Недавно произошёл случай, когда ребёнок выбросился из окна на глазах у родителей. У наших детей в таком возрасте нет понимания, что такое смерть.

Когда мы говорим о суициде, то в этом случае действует одна из трех динамик. Когда дети предпринимают такие же действия, как и их родители: «Я за тобой». Когда ребёнок видит, что родители несчастливы, находятся в постоянных конфликтах, то это приводит к тому, что ребёнок принимает решение: «Если вам плохо со мной, я не буду вам мешать». «Я вместо тебя». Если родители открыто говорят о том, что все, что происходит, — это из-за него, то ребенок не готов вынести такой ответственности и тоже принимает решение не в пользу жизни: «Я тоже».

Дети — это зеркала своих родителей. Если у родителей присутствует мысль о том, что такая жизнь больше не может продолжаться, то это очень просто может найти отклик у детей. Для ребёнка нужна и важна любовь родителей. Если родители находятся в своих историях, которые несут постоянные переживания, то и ребёнок автоматически пойдёт за этими переживаниями. Базовая система, куда приходит ребёнок, — это его семья. Именно отношения в семье формируют его дальнейшую жизнь, и здесь очень важно получить знания, которые помогут ребёнку адаптироваться в мире и выйти в свою взрослую и счастливую жизнь.

Василий Бакшеев. За обедом. Неудачники (фрагмент). 1901

Также существует множество других аспектов, которые влияют на ребёнка: социальная жизнь, безответная любовь, отношения в школе, культурные влияния.

Краткая справка про суициды.

Факторы суицидального поведения:

  • биологический/наследственный фактор;
  • психологический, неумение преодолевать стрессовые ситуации, зависимость от мнения окружающих;
  • тяжелые соматические заболевания, например, депрессия, шизофрения;
  • религиозные факторы;
  • внутрисемейные группы риска, это дети в условиях насилия, проживающие в неблагополучных семьях;
  • социальные, имеет место конфликт между сверстниками, проблемы в любовных отношениях;
  • культурные, средства массовой информации чрезмерно пропагандируют суицид.

Виды суицида:

  • истинные/завершенные, человек планирует, задумывается о смысле жизни и совершает суицид;
  • демонстративные, ничего общего не имеют со смертью, попытки делаются на публику, не заканчиваются смертью;
  • маскированные, подросток понимает, что он этим не решает проблему, уходит в экстремальные виды спорта, наркотики, все, что неизбежно приведет его ко смерти; цель такого суицида — разрешение конфликта.
Трудный возраст

Суицидальным попыткам предшествуют: депрессия, снижение эмоциональности, апатичность, отсутствие аппетита, плаксивость, раздражительность, бессонница, плохая успеваемость в школе. Человек, совершивший суицидальную попытку, должен наблюдаться в «кризисном отделении» в сопровождении психиатра и клинического психолога.