США, Турция, Израиль: вместе или порознь? Навстречу саммиту НАТО
Глобализация, представляемая многими как процесс совершенно естественный и необратимый, на самом деле, ускоренно и успешно направляется странами и организациями, преследующими особую цель - распространение своего влияния и присутствия в регионах, доселе недосягаемых в силу ментальности, исторических реалий и разного рода политических причин. Сегодня многие говорят о Южном Кавказе как о едином организме, страдающем, впрочем, от многих недугов. Такой подход - безусловно, выгодный "глобализаторам", уже завоевал право на существование. Более того, этот региональный организм связан как сиамский близнец, с другим, не менее занедужившим организмом - Ближним Востоком. Страны этих двух регионов сплелись воедино доминантой интересов, то выступая с четкими приоритетами, то пересматривая их. Однако наиболее интересным и непредсказуемым фактором предстает деятельность, или даже "орудование", в этих двух организмах, тела совершенно инородного - коим являются США.
28-29 июня в Стамбуле состоится очередной саммит НАТО, достойный особого внимания хотя бы тем, что ключевые страны Альянса соберутся на форум в далеко не в консенсусном настрое. На днях президент Франции Жак Ширак заявил, что проект резолюции по Ираку, представленный США и Великобританией в Совет Безопасности ООН, нуждается в серьезной доработке. То же Ширак по сути подтвердил на встреч Буш-Ширак, состоявшейся в Париже в связи с празднованием 60-летия высадки союзнических войск в Нормандии (Франция). "В проекте должны быть четко зафиксированы полномочия новых властей Ирака, особенно в вопросах обороны и безопасности своей страны", - настаивает Париж. В основном, той же позиции придерживаются Берлин и Москва. Судя по высказываниям германских и российских дипломатов, в особой конкретизации нуждаются вопросы, связанные со статусом, а также сроками вывода сил союзников с иракской земли. Тогда как американская администрация все еще не теряет надежды протолкнуть англо-американский проект резолюции, заручившись одобрения 15 членов Совбеза ООН. Напомним, что проект будет считаться принятым, только в том случае, если за него проголосуют 9 членов СБ ООН, а Россия, США, Китай, Франция и Великобритания воздержатся от использования права на вето.
Лоббингу резолюции и следует приписать европейское турне Джорджа Буша под формальным предлогом участия в юбилейных торжествах в Нормандии. Визит, как известно, проходит в обстановке, отнюдь не благоприятной США. В Вашингтоне в самом разгаре скандал, связанный с отставкой директора ЦРУ Джорджа Тенета - прямого виновника ("козла отпущения") тиражирования так и не подтвердившейся информации о наличии в оружия массового поражения арсенале иракского диктатора Саддама Хусейна. Пока Буш пытается реабилитироваться в глазах европейских союзников за "иракгейт", США будоражат новые тревожные сигналы - теперь уже из Турции - страны-хозяйки июньского саммита НАТО и азиатского столпа американских интересов. Как свидетельствуют последние развития, политика навязывания Вашингтоном статуса перевалочного пункта для войск США на маршруте Балканы-Кавказ и Ближний Восток, с некоторых пор встречает серьезный отпор турецкой стороны, провоцированный сомнительной целесообразностью иракской войны, грозящей Турции, помимо всего прочего, конфликтами с соседями - Ираном и Сирией, а также пробелами внутренними - в том числе эскалацией курдской проблемы.
Как отмечает турецкая газета "Джумхуриет", под предлогом проведения мирных военных учений США хотят разместить боевые самолеты на турецких военных базах Инджирлик и Конйя. Еще в марте 2004 года США предложили Турции подписать "Меморандум о взаимопонимании", регулирующий вопросы, связанные с размещением боевых самолетов на территории страны. Согласно предложенному американцами документу, военная деятельность США в Турции должна полностью перейти в плоскость сотрудничества в рамках НАТО, а турецко-американское военное сотрудничество не должно обсуждаться в парламенте, тем более получать его одобрение. Газета также пишет, что 18 мая 2004 года американцы вновь подняли вопрос о подписании меморандума и запросили разрешение на дислокацию на базе Инджирлик 48 разведывательных самолетов "У-2", а также использование воздушного пространства Турции в разведывательных целях. Интерес США к наращиванию своего военного потенциала в Турции, впрочем, далеко не случаен. Расширение военного присутствия США в этой стране одна из составляющих плана Вашингтона по созданию трех новых баз на Черном море, масштабной перегруппировки войск в Европе с целью создания мобильного кулака в максимальной близости от так называемой "оси зла".
В частности, с этой целью, как пишет New York Times, Пентагон предполагает вывести из Германии две свои дивизии, оставив здесь всего одну бригаду. Кроме того, есть и намерение перевести из Германии в Турцию - то есть поближе к Ближнему Востоку, авиаполк истребителей F-16 из 72-х самолетов. "Однако это может произойти только в том случае, если Турция даст Вашингтону добро на их свободное использование", - отмечает газета.
Из заявления главы МИД Турции Абдуллы Гюля, опубликованного в турецкой газете "Миллиет", становится ясно, что официальная Анкара категорически против подобного сценария. Небезынтересно, что премьер-министр этой страны Реджеп Таип Эрдоган и вовсе опровергает сообщения о намерении американцев нарастить присутствие своих сил на военной базе Инджирлик. О явном похолодании американо-турецких отношений могут свидетельствовать и высказывания слова министра энергетики и природных ресурсов Турции Хилми Гюлера, обвинившего Вашингтон в торможении развития нефтяной инфраструктуры Ирака, провоцировании роста цен на нефть и неспособности обеспечить политическую стабильность в регионе.
На фоне этих разногласий не должна сбрасываться со счетов и конфронтация, с некоторых пор имеющая место в турецко-израильских отношениях. Резкие заявления турецкой стороны, подкрепляемые конкретными шагами, следуют одна за другой. "Израиль ничего не делает для достижения мира - он убивает женщин и детей без разбора, разрушает их дома, и эти действия можно обозначить лишь только термином - государственный терроризм", - заявил премьер Турции Эрдоган в интервью газете "Хаарец". Сомнений не остается, после таких заявлений, нормализация отношений между Турцией и Израилем, а тем более, совместные действия против третьей страны - допустим Сирии или Ирана, маловероятны, а скорее невозможны.
Говоря о конкретных шагах турецкой стороны, грозящих привести к разрыву уже традиционных союзнических отношений между Анкарой и Тель-Авивом, сошлемся на факт аннулирования турецкой стороной многомиллиардных военных контрактов с израильскими фирмами. Как сообщили израильские СМИ со ссылкой на ливанскую газету "Аль Мустакбал", такое решение было принято после встречи Эрдогана с представителями военно-промышленного комплекса. Турецкая сторона также приостанавливает контракт на поставку воды из Турции в Израиль. Согласно турецким источникам, такое решение было принято исходя из новой стратегической линии Турции - отказа от сотрудничества с Израилем. Новый пример политического демарша Турции - заявление министра иностранных дел Гюля о том, что Анкара намерена поднять уровень своего диппредставительства в Палестине с генерального консульства до посольства. Глава МИД Турции не исключил возможность отзыва посла Турции из Тель-Авива "для консультаций", посчитав это "вполне нормальным". Дипломатические маневры турецкой стороны, фактически, идут в разрез заявлениям, в частности, того же Гюля, о готовности Анкары углублять отношения с Израилем. Столь резкая смена турецкой политики в отношении ближневосточного сателлита США - Израиля дает основание подозревать, что неудачи США в Ираке могут стать причиной если не полной, то частичной, потери Вашингтоном такого союзника, как Турция, что будет равносильно полнейшему краху ближневосточной политики администрации Буша. Во всяком случае, она может стать поводом к свертыванию процесса дальнейшей экспансии США. И не только на Ближнем Востоке...
На фоне охлаждения американо-турецких отношений, ускоряется динамика развития российско-турецкого диалога. За последние несколько дней турецкой стороне было подано сразу два сигнала российской благосклонности. Президент РФ Владимир Путин в послании премьер-министру Турции Эрдогану недавно нашел нужным приветствовать динамичное развитие российско-турецких отношений в политической, торгово-экономической, а также в других сферах сотрудничества, выразив уверенность в необходимости приложения двусторонних усилий к "закреплению этих положительных тенденций". "Диверсификация наших связей, наполнение их новым содержанием создают благоприятные предпосылки для расширения двусторонних контактов, в том числе на высшем уровне", - отмечается в послании. Президент России выразил при этом уверенность в том, что поступательное развитие российско-турецкого сотрудничества по всему его спектру будет способствовать переводу отношений на уровень конструктивного многопланового партнерства, отвечающего коренным интересам народов обеих стран. В свою очередь, выступил с заявлением и спикер Совета Федерации России Сергей Миронов, пожелавший Турции успехов в переговорах по вступлению в ЕС. "Россия не против возможного вступления Турции в Евросоюз. Турция имеет все основания для интегрирования в ЕС, поскольку также как и Россия является евроазиатской страной", - заявил Миронов.
Сомневаться не приходится: добрососедство со странами региона, в частности, Россией, Ираном, Сирией отвечает коренным интересам Турции. Но в условиях ее превращения в региональную военную базу США с исходящими отсюда последствиями, использования американского арсенала против непосредственных соседей сделает данную перспективу неосуществимой.
Пока же турецкая сторона готовится принять участников стамбульского саммита НАТО. Возвращаясь к мероприятию, отметим, что в повестку будут включены вопросы, касающиеся расширения присутствия НАТО в Афганистане, усиления и расширения партнерства в рамках Альянса, в частности, со Средиземноморскими партнерами, аспекты преобразования военной политики, в том числе, усиление сил быстрого реагирования, усовершенствование воздушной и морской перевозок. Предстоит принять и пакет документов, касающихся борьбы с международным терроризмом. Как заявил, представляя повестку, генсек НАТО Яап де Хооп Схеффер, члены Альянса в состоянии "обеспечить коллективную безопасность и построить ее там, где это нужно". Встает вопрос: вот как будут добиваться члены Альянса данной цели - вместе или врозь?
P.S. Специальный представитель США по энергетической политике на Каспии, в то же время сопредседатель МГ ОБСЕ по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, Стивен Манн заявил, что США по политическим и правовым причинам возражают против строительства нефтепровода Иран - Казахстан, так как в коммерческом плане есть более предпочтительные, - сообщает France Press. (Отметим, что правительство Казахстана совместно с французской нефтяной компанией Total рассматривает возможные варианты строительства трубопровода, по которому нефть из республики будет перекачиваться в Иран, а затем в Персидский залив. Проект, к слову сказать, пользуется особой поддержкой правительства Франции). У официального Вашингтона действительно есть веские причины для недовольства. Вот уже который год США преследуют вожделенную цель присоединения Казахстана к проекту экспортного нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан. Многие аналитики приписывают не только геостратегическим устремлениям Вашингтона расширить ареал влияния, но и прозаической цели наполнить бакинскую трубу. Они склонны считать, что без участия Казахстана этот "проект века" превратится в экономически бессмысленную затею, поскольку запасы азербайджанской нефти слишком незначительны.
Судя по всему, следующему президенту США придется решать не только острейшие политические проблемы, связанные с присутствием США на Южном Кавказе и Ближнем Востоке, но и всерьез постараться спасти экономически амбициозные, но политически авантюрные проекты.