"Грузия и Армения в Европе или в Азии?": Интервью члена комиссии по иностранным делам парламента Эстонии Сергея Иванова ИА REGNUM
Вы только что вернулись из поездки комиссии по иностранным делам в Закавказье. С кем вы встречались в Армении и Грузии и какие основные темы обсуждались в ходе этой поездки?
Встречи происходили на самом высоком уровне. Прежде всего это комиссии по иностранным делам парламентов Грузии и Армении, парламентские группы дружбы между нашими странами. Нас принимали спикеры и вице-спикеры этих двух закавказских стран, министр иностранных дел Армении, министр обороны и замминистра иностранных дел Грузии. Были интересные встречи с грузинскими неправительственными организациями - например, "Молодые юристы" и "Свобода". Они имеют отличные от официальной точки зрения насчет происходящего и узнать их было для нас интересно и весьма полезно.
Основной целью поездки было ознакомление с ситуацией. Тем более, что делегации парламентских комиссии из Эстонии никогда ранее в этих республиках не были. Поскольку мы является теперь членами НАТО и Евросоюза, и в этом направлении достигли большего, чем Грузия или Армения, то для них было полезно ознакомиться с нашим опытом.
Кроме того, Евросоюз формирует сейчас "политику новых соседей", в которой поначалу закавказские республики не фигурировали. Но теперь они включены в список "новых соседей" ЕС, и это произошло благодаря поддержке новых членов ЕС из Центральной и Восточной Европы, в том числе благодаря Эстонии. Скоро эта официальная ЕСовская концепция "новых соседей" должна быть принята.
Геополитическое положение закавказских республик предполагает, что они должны иметь отношения как с Востоком, так и с Западом. Сейчас там активно работают Россия и США. Евросоюз представлен послабее. И для нас, членов ЕС, и для самих грузин и армян остается открытым вопрос: они в Европе или в Азии? Они считают, что они должны быть в Европе, так как являются частью христианской цивилизации. Но в реальной региональной политике приходится исходить из взаимодействия всей тройки стран Южного Кавказа - ведь есть еще и Азербайджан. Но у Армении практически нет с ним отношений, как и с Турцией. В Грузии произошла революция и там большая консолидация общества, большие ожидания. Это хорошо, но одновременно и трудно, потому что народ ждет, что в самое ближайшее время все изменится к лучшему. Год-два - именно такой срок и дается новой власти, чтобы показать реальные изменения. Обо всем этом мы и говорили с закавказскими коллегами.
Руководитель вашей делегации Марко Михкельсон заявил, что там ждут какой-то помощи или советов от Эстонии. Какого рода помощи и советов?
Здесь нужно иметь в ввиду, что Грузия с большим энтузиазмом относится к европейской интеграции и интеграции в НАТО. Для них очень важно сотрудничество со странами, входящими в ЕС. Эстония входит в ЕС и, кроме того, считается, что мы лучше понимаем ситуацию в странах бывшего Советского Союза по сравнению со старыми членами ЕС. Поэтому мы эффективнее можем лоббировать интересы этих закавказских стран в ЕС.
Хорошо работают наши некоторые совместные проекты. Например, наш Спасательный департамент реализует программу помощи армянским спасателям. Они уже приезжали в Эстонию, наши специалисты были там. Главная задача состоит в создании там интегрированной системы служб спасения - сейчас в Армении эти службы очень разрозненные. Обе наши страны маленькие, и армяне считают, что для них эстонская система очень подходит. Идет процесс реорганизации и переобучения кадров спасателей - здесь Эстонии тоже помогает.
В Грузии скоро приедет на длительный срок и будет работать специальный советник-специалист из министерства обороны Эстонии. В нашей комиссии по иностранным делам мы в ближайшие дни проведем анализ возможности оказания помощи закавказским странам в юридической и банковской сферах. Различные наши министерства тоже имеют там контакты, и на следующий год намечается дальнейшее их расширение. Когда мы возвращались в Таллин, то в дороге встретились с грузинкой, которая работает в школе эстонского города Кейла - это уже по линии министерства образования. Пока на уровне одной школы, небольших мероприятий - но это уже хорошо.
Затрагивалась ли тема военного присутствия России в регионе?
Да, присутствие там больших держав - это фактор, который сильно влияет на развитие региона. Чувствуется желание закавказских стран как-то уравновесить влияние. Что касается Армении, то ее связи с Россией более тесные: осуществляется совместная с Россией охрана границы Армении, есть договор о военном сотрудничестве. Там считают, что российское присутствие в условиях блокады со стороны Турции и Азербайджана является гарантом безопасности Армении. Исторически так сложилось. А в Грузии считают, что Россия должна вывести свои военные базы в соответствии со Стамбульскими договоренностями - и чем быстрее, тем лучше. Россия не против, но вопрос: как быстро? Россия предлагает 11 лет, в Грузии говорят о 3-4 годах. США, судя по всему, согласны как-то компенсировать вывод российских войск в финансовом плане.
Например, как это было во время вывода российских войск из Эстонии, раздавать офицерам ваучеры на покупку квартир в России?
Да, в общем-то Грузии весьма интересен эстонский опыт вывода российских войск. Но официальные позиции и документы еще не приняты. Идет дискуссия, поиск взаимных интересов в новой ситуации. Но всем понятно, что вывод связан с большими финансовыми затратами.
Грузия фактически не контролирует Абхазию, да и ряд других своих регионов. Как они собираются решать эту проблему? Грузия очень многонациональна, и ситуация в разных регионах различная. В Абхазии конфликт начался в начале 1990-х и практически привел к самостоятельности. В Аджарии вопрос разрешен. Южная Осетия для Тбилиси с 1990-х годов проблема, хотя автономия им дана большая. У грузинского руководства есть план решения этих проблем. Другой вопрос, насколько быстро это удастся. Но первое, что нам все говорили в Тбилиси, это то, что проблемы будет решаться мирно, без применения силы. Это уже симпатично. Министр обороны Грузии заявил нам, что силовое решение - это самое последнее и самое плохое дело. В день нашего приезда в Грузии отмечался День независимости. В центре Тбилиси, на улице Руставели, был очень большой военный парад. Такое впечатление, что Грузия показала всю военную технику, которая у нее есть. Когда идет консолидация общества, то возникает энтузиазм, желание показать, что власть владеет ситуацией. Но это нельзя назвать демонстрацией военной силы.
Что вам говорили в Тбилиси насчет границы с Чечней, в частности Панкиcского ущелья?
Насчет границы грузины думают наладить ее охрану совместно с Россией - особенно границу с Чечней. Но не только там, в Южной Осетии тоже большие сложности с наркотрафиком и контрабандой. Это серьезнейший для Тбилиси вопрос. Везде, где центральная власть не вполне контролирует ситуацию, есть региональные деятели, которым выгодно сохранять такое положение дел и использовать его в личных интересах. Это одна из самых больших проблем Грузии. Что касается Панкисcкого ущелья, то Грузия считает, что полностью контролирует там ситуацию, и что там остались только мирные жители - коренные жители этих мест. Чеченских военных формирований там нет - такова грузинская позиция.
Вы встречались с представителями дипломатического корпуса?
Да. И в Армении и в Грузии мы встречались с аккредитованными там послами США. В Тбилиси мы побеседовали с легендарным Ричардом Майлзом, который работал на Балканах и с послом Германии.
Были ли встречи с российскими дипломатами? Нет. Программу готовили МИДы Грузии и Армении, они хозяева: замечу, что встречи с представителями НГО и дипломатами прибавили мозаики в оценках ситуации. Кавказ - очень сложный регион, но и очень интересный. Осенью наша комиссия планирует вновь посетить этот регион - на этот раз Турцию и Азербайджан.