"Россия - правопреемник оккупировавшего Эстонию государства": Интервью председателя конституционной комиссии парламента Эстонии Урмаса Рейнсалу ИА REGNUM
Родился 22.6.1975 в Таллине. Холост. Член партии Res Publica. Образование: Тартуский университет, юридический факультет (1993-1997). Карьера: 1996-1997 - министерство юстиции, эксперт. 1997-1998 - советник по внутренним делам Президента Эстонии..1998-2001 - директор Канцелярии Президента. 2001-2002 - политический секретарь партии Res Publica. С 2002 - лектор Академии внутренних дел. С 2003 - депутат Рийгикогу X созыва. Владеет английским, русским и немецким языками. Номер один в спиcке кандидатов партии Res Publica в депутаты Европейского парламент.
Господин Рейнсалу, на днях профессор Велло Сало торжественно передал спикеру Рийгикогу "Белую книгу", которая в основном посвящена анализу ущерба, который нанесли Эстонии советская власть. Вы тоже присутствовали на этой церемонии. Ваше личное отношение к требованиям компенсации от России и, в частности, к предложению Сало потребовать на время у России Новосибирскую область, чтобы вывозить оттуда лес?
Ну, выражение о Новосибирской области господин Сало применил в образном смысле. Обсуждение таких предложений не имеет практического значения. Что касается цели этого книги-рапорта, то она состоит в том, чтобы подсчитать весь ущерб, причиненный оккупациями 1940-1991 годов. Речь идет о научном анализе. Я предложил обсудить в парламенте законопроект о этом рапорте, который бы обязал правительство к концу этого года провести юридический анализ и определить возможный уровень выплат компенсаций.
Теоретически эти требования компенсации можно разделить на две группы Первая: это случаи компенсаций, которые предъявляются коллективным иском. И понятно, что здесь можно исходить только из положений международного писаного и обычного права. И нужно юридически обосновать, как определяются уровни компенсаций. Вторая касается более широкой сферы отношений между человеком и государством. Я считаю здесь самым важным то, какую правовую помощь может оказать государство своему гражданину. Именно в той сфере, которая касается персональных требований. Например, компенсаций за рабский труд, необоснованное содержание в тюрьме и тому подобные преступления против человечности, жертвами которых стали граждане Эстонской Республики.
Особой темой является требования о возмещение ущерба к российским предприятиям, многие из которых сейчас приватизированы, и на которых использовался рабский труд граждан многих государств. Правительство должно проанализировать эти проблемы. Ясно, что нужно также обратиться к компетентным специалистам в области международного права. Нужно также консультироваться с другими странами, у граждан которых могут быть похожие основания для исков.
Как вы относитесь к заявлению МИД РФ, сделанному по этому поводу?
Не могу признать верным заявление МИД России и комментарий его пресс-службы о том, что удовлетворение требований Эстонии абсолютно исключено. Россия является правопреемником СССР - то есть оккупировавшего Эстонию государства, которое нанесло Эстонии урон. Конечно, заявление МИД не пойдет на пользу разумному разрешению проблемы. Я учитываю нынешнюю политическую позицию России и то, что Россия упорно не признает факт оккупации Эстонии ( в заявлении говорится о так называемом "присоединении" Эстонии к СССР). Поэтому я сомневаюсь, что в данном вопросе можно продвинуться с помощью переговоров. Но, конечно, в интересах демократического развития самой России начать дебаты в духе открытости и на основе международного права. Россия приняла закон в отношении своих так называемых "репрессированных", но к гражданам Эстонии, как к пребывавшим на аннексированной территории, этот закон неприменим. Это должно решаться либо на основе международного права, либо путем двусторонних договоренностей. Мое мнение: Эстония безусловно должна продолжать следовать по этому пути. Это ясная позиция, и я думаю, что парламент предложенный мною соответствующий законопроект примет.
Упомянутый вами рапорт Сало касается только России или также Германии, которая оккупировала Эстонию в 1941-1944 годах?
Да, естественно он касается обеих оккупаций. Всех их аспектов. Там и данные о людских потери, которые, конечно, ориентировочны, и урон, нанесенный экономике. Загрязнение среды, культурные, научные потери, урон народному здоровью - все это, несомненно, касается и немецкой оккупации. У нас здесь есть хороший пример, когда немецкое государство через специальные фонды выплатило, в частности, жителям Эстонии, более 19 млн. евро в качестве компенсаций за страдания этих людей.
Недавно вы обратились в горсобрание Таллина с письмом, в котором требуете "почистить" списки почетных горожан - убрать оттуда генерала Ивана Федюнинского и полковника Василия Вырка, которые воевали в Эстонии на стороне советских войск.
Здесь я не вижу никакой проблемы. Совершенно ясно, что никто не собирается переписывать историю. Но ясно также то, что ни одна столица европейского государства не может позволить, чтобы в их почетных гражданах состояли оккупировавшие его люди. Конечно, прошлое есть прошлое, но нужно ясная декларация своих позиций со стороны городских властей. Несомненно, русским людям эта ситуация должны быть понятна. Представьте, если бы почетным гражданином какого-нибудь российского города был бы командир немецкого соединения, оккупировавшего этот город во вторую мировую войну.
Один из депутатов парламента - Тривими Веллисте - на днях присутствовал на церемонии открытия памятника командиру 20-й дивизии СС Альфонса Ребане. Эстония вступила в Евросоюз. Как в Европе могут воспринять подобные знаки внимания к члену организации, объявленной на Нюрнбергском процессе преступной?
Конечно, в Евросоюзе не должно быть двойных моральных стандартов. Любые преступления против человечности должны получить однозначную оценку. Что же касается данного случая, то прокомментировать свои мотивы может только сам Веллисте. Лично я в данном случае одобрения нацистской идеологии здесь не вижу. Не стоит воспринимать все слишком драматически.
Вы - первый номер в списке кандидатов в депутаты Европарламента от правящей партии ResPublic". Два дня назад на сайте Центристской партии, которая является ведущей партией оппозиции, появилась компьютерная игра "Убей Рейнсалу!". Чем вызваны такие эмоции? Центристы считают вас главным противником на выборах?
Скорее это говорит о различном уровне политической культуры в разных партиях. Прискорбно, что в эстонской политической культуре существуют такие примеры. Я грусть испытываю за такое поведение. Думаю, что причиной такой ярости является то, что я считаю недопустимым ту таинственность, которая окружает недавний визит таллинского мэра Таллина, центриста Эдгара Сависаара в Москву, и то что он отказался отчитаться об этой поездке в парламенте. Я считаю, что, если Сависаар отказывается отчитаться перед парламентом, то имеет смысл создать парламентскую комиссию по расследованию этого дела.
Савиcаар говорит что, как мэр, отчитывается только перед горсобранием, которое его выбрало, а не перед парламентом.
Дело в том, что парламент, выбранный народом, должен быть в курсе подобных вещей. Это само собой разумеется, это вопрос хороших традиции и культуры. Вопросы местных самоуправлений - это одно. Но парламент должен быть в курсе событий, которые касаются интересов государства в целом, международных дел.
Конституционная комиссия, председателем которой вы являетесь, одобрила проект закона о прямых всенародных выборах президента. Ранее он избирался парламентом. Не превратится ли Эстония из парламентской республики в президентскую?
Прямые президентские выборы и увеличение власти президента в юридическом смысле не связаны между собой. Цель, которую преследует наша правящая коалиция, представив этот законопроект - дать простому гражданину Эстонии бОльшие возможности влиять на жизнь государства. Прямые выборы дадут президенту больший моральный авторитет и больше сплотит общество. Но это не означает превращения Эстонии в президентскую республику, что показывает пример других парламентских республик, где существуют прямые президентские выборы.
Перед вступлением в ЕС активно обсуждался вопрос: стоит ли вносить изменения в конституцию Эстонии. Что-то нужно менять в конституции сейчас, когда Эстония уже вступила в ЕС?
Это тема для дальнейшего анализа и обсуждения. Возможны два пути. Один путь - который в данный момент и избрала Эстония - при котором существующая конституция дает возможность законодателям принимать законы, которые позволяют Эстонии интегрироваться в ЕС. Второй - который избрали многие европейские страны - переписывать конституцию для разрешения проблем, связанных с членством в Евросоюзе. Я думаю, что разумный путь где-то посередине. В резких изменениях конституции сейчас нужды нет, нужно ее просто упорядочить и выстроить логику. Обсуждение нужно, но нет причин для значительных изменений. Я предпочитал бы здесь консервативный подход.