14 мая казахстанские республиканские телеканалы транслировали прямой эфир с участием президента страны Нурсултана Назарбаева. Глава государства более трех часов отвечал на вопросы казахстанцев. Всего в информационно-аналитический центр поступило 12 650 вопросов. В том числе - 10 225 телефонных звонков, 1456 сообщений по электронной почте, свыше 1000 письменных обращений. В эфире прозвучали ответы на 43 телефонных звонка. Свыше 37% вопросов затрагивали проблемы жилья, пенсий, здравоохранения и образования, около 12% - защиты прав граждан.

Президент РК Н. Назарбаев:
Добрый вечер, уважаемые казахстанцы!
Сегодня мы встречаемся в прямом эфире. Считаю, что пришло время такой встречи. Ведь Казахстан вступил в новый этап своего развития. Преодолев кризисную ситуацию, добившись стабилизации экономики, располагая имеющимися ресурсами, мы теперь берем принципиально новое направление в развитии нашей экономики.
Напомню, что благодаря возможностям экономики, во-первых, разработали Агропродовольственную программу, Программу развития села. Уже идет второй год ее реализации.
Во-вторых, в целях избавления от сырьевой зависимости в Казахстане реализуется важная для нас Стратегия индустриально-инновационного развития. Ее реализация позволит к 2015 году более чем втрое увеличить прирост экономики. В моем Послании народу республики нынешнего года основное внимание было уделено вопросам жилищного строительства, где речь шла о новом направлении в этой сфере, обеспечении жильем граждан со средним уровнем доходов. Думаю, что эти вопросы, а также вопросы, которые касаются жизни нашего общества, политической ситуации в республике и обстановки за ее пределами, отношений с другими государствами, будут интересны для вас.

Берик Турысбек, учитель школы-гимназии № 3 города Астаны:
У меня двое детей, живу в общежитии. В своем Послании народу Казахстана нынешнего года Вы говорили о необходимости снижения цен на жилье, строительстве домов, каждый квадратный метр которых будет стоить не дороже 350 долларов. Вы поставили конкретные задачи снизить надбавочные проценты ипотечного кредита и сумму первоначального взноса, а также продлить срок погашения кредита до 20 лет. Ваше поручение стало очень хорошей новостью для тех, кто страдает от отсутствия жилья. Однако в последнее время те или иные руководители партий, представители банков, чиновники разных уровней часто высказывают мнение о том, что возможности строить дешевые дома нет.

Президент: В своем Послании народу нынешнего года я поручил Правительству республики приступить к решению основного социального вопроса - строительству жилья. Это программа не является легко реализуемой. И вы сами знаете, что ее реализация потребует от государства выделения немалых средств. Поэтому Правительство и разработчики программы должны четко объяснить это народу.
Нужно сказать, что к реализации этой программы мы приступим в начале следующего года. Но если бюджет будет пересмотрен в середине года, то, возможно, мы начнем ее реализацию уже в этом году.
Я объявил о новом подходе Правительства к жилищному строительству для среднеобеспеченных семей. Не будут допускаться такие ситуации, когда состоятельные люди выкупают дома, а затем по спекулятивным ценам их перепродают. Жилье будет предоставляться семьям с низким уровнем доходов. Это особая система.
Самый главный вопрос заключается в ипотеке. Во-первых, это не означает, что все, кто захочет, могут туда (в ипотеку) войти. Речь о тех, кто работает, имеет доход в 70-80 тысяч тенге. То есть тогда они могут в течение трех лет для ипотеки собрать 10 процентов стоимости жилья, остальные 90 процентов получить в кредит под залог приобретаемой квартиры. Раньше размер первоначального ипотечного взноса составлял 20 процентов, при этом срок кредита был 10 лет. Теперь на 10 процентов стоимость взноса снижается, а длительность кредита увеличивается до 20 лет. Я думаю, что это очень хорошая новость для всех.
Во-вторых, Жилищно-строительный сберегательный банк капитализируется за счет государства. Если раньше по этой системе первоначальный взнос был 50 процентов, теперь будет 25 процентов. А кредит будет выдаваться не на 15 лет, а на 25 лет. Я думаю, это хорошая возможность. Возникает вопрос: что такое строить за 350 долларов? Кто-то, наверное, думает, что мы какие-то банки будем "напрягать", чтобы строить сразу жилье за 350 долларов за квадратный метр. Кстати говоря, за 350 долларов должны строиться квартиры в таких дорогих городах, как Астана и Алматы, Атырау, Актобе и другие. Стоимость квартир в иных регионах должна быть намного ниже. Для этого государство выделяет средства. Будет объявлен конкурс, кто из строителей разыграет государственные деньги и соглашается строить жилье за 300- 350 долларов - только тот строитель получит их.
Вернемся к вопросу о стоимости квадратного метра (350 долларов). На мой взгляд, он возник из-за недостаточного понимания со стороны населения. Строителям в течение трех лет будут предоставлены средства примерно на 1 млрд. тенге. При распределении этой суммы местные власти будут предоставлять эти средства тем, кто будет вести строительство по цене 350 долларов за квадратный метр. Другие строители таких денег получить не смогут. А если наши строители будут артачиться, сегодня на очереди стоят строители Европы, России, Украины. Поэтому я думаю, что наши строители будут участвовать в этом конкурсе.
Вначале дома будут строиться в областях, после этого акиматы рассмотрят имущественное положение лиц, приобретающих жилье. Дома будут предоставляться только тем, кто уплатит 10 процентов и представит в качестве залога свое жилье. Думаю, первичный взнос не такой большой. Мы рассчитываем, что на среднюю квартиру в 80 квадратных метров по 350 долларов первичный взнос составит 3 тысячи долларов. В этой связи вновь хочу напомнить: чем проводить шумные свадьбы, лучше молодым подарить деньги на первичный взнос для приобретения своей квартиры.
Обо всем этом я объявлю 31 мая после обсуждения данных вопросов в Национальном совете. Эта работа начнется в нынешнем году. Решение вопросов, связанных со строительством жилья, создаст предпосылки для подъема всей экономики. В частности, будут сооружены новые заводы по производству строительных материалов. Это позволит создать новые рабочие места и решить проблему занятости.

Максимов Александр Иванович, работник телевидения, г. Павлодар:
У меня вопрос по сохранности пенсионных вкладов в фондах. Получаем небольшие дивиденды, как Вы считаете, наша пенсионная реформа хорошо работает
?

Президент: Мы первыми с 1998 года начали работать по новой пенсионной системе. Эта реформа сейчас изучается как в Восточной Европе, так и в СНГ. Я считаю, что реформа прошла успешно. Более 6 млн. человек являются вкладчиками частных пенсионных фондов. Накоплены немалые средства в этих фондах. В целом доходность пенсионного фонда составила 5 процентов. Считаю, что это неплохо. Но в связи с тем, что мы с вами очень сильно верили доллару, сохраняли средства фондов в долларах, а сейчас тенге по отношению к доллару начал укрепляться, те фонды действительно имели низкие доходы. Но для беспокойства никакого повода нет. Согласно закону, пенсионные фонды обеспечиваются государственным страхованием. То есть волноваться не стоит...

Игорь Реутов, житель города Павлодара:
Господин Президент, Вы являетесь гарантом прав и свобод всех граждан Казахстана. Почему же Вы отдаете предпочтение только партии "Отан"? Я считаю, что Глава государства должен стоять над партиями, выражать интересы всех политических сил общества
.

Президент: Как Президент я гарант демократии и свободы в нашей стране, соблюдения Конституции и законов. Поэтому я поддерживаю создание различных партий. Если хотите, я стоял у истоков создания многих партий, потому что политические партии являются теми организациями, которые обеспечивают демократическое развитие общества.
Но не может быть у меня, как у Президента, так сказать, "полная поддержка" всех политических взглядов. Например, недавно, перед выборами, мой коллега Президент России В. Путин заявил, что он всецело поддерживает "Единую Россию". Или, допустим, возьмем премьер-министра Великобритании Тони Блэра. Ну не может же он поддерживать и консерваторов, и лейбористов одновременно! Точно так же, ни от кого не скрывая, я отношусь с очень большой симпатией к деятельности партии "Отан". Эта партия доказала, что ее народ поддерживает на выборах. Я буду просить и призывать население Казахстана, чтобы в будущем Парламенте, в Мажилисе было подавляющее большинство членов партии "Отан" и тех, кто является союзником партии. То есть, поддерживающих курс стабильности в нашей стане, курс процветания нашего государства, курс подъема авторитета нашей страны, курс неуклонной дружбы народов и наций, проживающих в Казахстане. Я выражаюсь совершенно четко. С другой стороны, как Президент я буду делать все для того, чтобы все политические партии участвовали на конкурентной основе в предстоящих политических акциях.

Далел Аман Жумашулы, житель города Жезказгана:
Приближаются выборы в Мажилис Парламента Казахстана. Принят новый закон о выборах. Как Вы считаете, какое влияние он может оказать на избирательный процесс
? Президент: После того как закон был подписан, он был опубликован в средствах массовой информации. Если вы ознакомитесь с ним, то узнаете все. Все же вопрос поставлен, и я отвечу на него. Данный закон разрабатывался очень долго. В течение примерно года он обсуждался, рассматривался на трех заседаниях Парламента и в ходе трех чтений. Закон был принят после того, как были выслушаны мнения политических партий и международных организаций и прошло его всестороннее обсуждение. И, по общему мнению, не только нас, но и международных организаций, этот закон считается прогрессивным с точки зрения честности выборов, шагом вперед. Основная цель этого закона - не допустить никаких правонарушений во время выборов. В состав избирательной комиссии и счетных групп вошли члены партий и депутаты маслихатов. Подсчеты голосов тоже будут совершаться ими, прозрачно, честно. Кроме того, применение системы электронного голосования исключит возможность нарушений закона, в том числе вмешательства в работу правительственных и исполнительных органов. Этот закон является важным шагом вперед, способствующим широкому и подлинно свободному волеизъявлению народа.

Вопрос:
В последнее время было достаточно много различных публикаций о так называемом деле Джеймса Гиффена, о предстоящем судебном процессе, который должен состояться над ним в США. При этом утверждается, что он был связан с руководством Казахстана. Как бы Вы прокомментировали эти сообщения
?

Президент: Я тоже, конечно, наслышан об этом. Данный процесс ведется именно против гражданина Гиффена, поскольку он является гражданином США и подчиняется юрисдикции этой страны, это дело направлено именно против него. Поэтому я не считаю необходимым следить за этим процессом, тем более комментировать это, потому что ни с политической, ни с дипломатической стороны политический деятель не должен комментировать процесс, который идет в другой стране.
Генеральная прокуратура, наше Правительство в свое время очень подробно докладывало об этом нашему Парламенту. Что касается "связи", связь лишь в том, что господин Гиффен являлся внештатным советником Правительства по нефтяным контрактам. Он заключал эти контракты. Кстати, наши нефтяники и сегодня говорят, что эти контракты заключены на высоком уровне, они полностью учитывали интересы Казахстана, нефтяники ему благодарны. А все остальное - инсинуации, провокации нашего беглого премьер-министра А. Кажегельдина, кстати, во времена которого Гиффен был советником Правительства. Я хочу сказать о том, что в мире публикуются различные материалы, и если вы посмотрите, редко кого из лидеров государств, высокопоставленных лиц оппоненты не обвиняют в каких-то грехах. Но ведь эти публикации не являются фактами. Поэтому давайте отнесемся к этому спокойно, потому что публикации бывают разные, одни этими публикациями хотят организовать политический нажим на государство, чтобы решить свои проблемы, с другой стороны, транснациональные компании этим нажимом хотят решить свои проблемы. Но ни то, ни другое не пройдет.

Гарифулла Есим, профессор Казахского национального университета:
Время летит очень быстро. Не за горами 2006 год. Мы все связаны одной судьбой, и поэтому многих из нас волнует следующее: выдвинете ли Вы свою кандидатуру на президентских выборах 2006 года
?

Президент: Прежде всего, спасибо за поставленный вопрос. Подобные вопросы мне задают часто.
Собираюсь ли я баллотироваться на следующих президентских выборах в 2006 году? Здесь вопрос двоякий - правовой и юридический, есть проблема политическая. С юридической стороны Конституция и законы позволяют мне баллотироваться кандидатом в Президенты на следующих выборах. Поэтому в 2006 году я готов выдвинуть свою кандидатуру на выборах и буду просить у народа права снова стать Президентом. И конечно, этот вопрос будет решать народ. Если мне доверит народ, я буду работать Президентом и буду продолжать укреплять наше государство и увеличивать благосостояние казахстанцев.

Мажит Идрисов, предприниматель из г. Талдыкоргана:
Обращаюсь к Вам от имени учредителей ТОО "ИПФ "Серпер", а также кредиторов Талдыкорганского гортеплокоммунэнерго, ОАО "Талдыкорганэлектротеплострой", ТОО "Жалын" и других.
Со всей ответственностью заявляю, что, по крайней мере, в Алматинском областном, Талдыкорганском городском судах творятся правовой произвол и коррупция. Тому доказательством является уголовное дело № 17927, гражданское дело № 2-1731-02, которые в данное время по нашему ходатайству находятся в Генеральной прокуратуре для повторного внесения протеста в Верховный суд. За 7 лет судебной тяжбы, пройдя через 52 заседания суда, где дело рассматривалось 26 судьями Алматинского областного суда, 9 судьями Талдыкорганского городского суда, мы потеряли всякую надежду на правосудие.
В связи с вышеизложенным от безысходности обращаемся к Вам, Нурсултан Абишевич, как гаранту Конституции Республики Казахстан, и просим Вас, помогите нам по вышеуказанным вопросам в соответствии с законами РК
.

Президент: Вам пришлось столкнуться с несправедливостью по конкретному судебному решению, я так понимаю. Поэтому заявление Мажита Идрисова прошу взять под контроль Генеральной прокуратуры. Аппарату Президента проконтролировать и доложить мне. Ведь в судебных тяжбах всегда есть две стороны. Есть сторона, которая жалуется, есть сторона судебная, которая рассматривает. Понимаете, мне сейчас судить очень трудно. Но я дам конкретное поручение, давайте разберемся.
В целом же нам надо говорить о судебной системе Казахстана. Наши реформы продвинулись очень далеко вперед, что признается не только нами, но мировыми экспертами. Однако судебная система у нас хромает. Хотя сегодня судебная система не та, которая была. Я знаю, что больше людей стали доверять нашим судьям, они получают там удовлетворение, но всегда будут такие, которые недовольны этими решениями. Но справедливость должна быть, и мы это проконтролируем. Судебная система должна реформироваться согласно нашей программе. Судьи наши сегодня не зависимы, их назначает Президент. Они подчиняются только Конституции и законам. Это первое.
Второе, чтобы среди судей не было мздоимства, мы сделали так, что сегодня судьи - самые высокооплачиваемые государственные служащие Казахстана. Например, районный - самый низовой - судья сегодня получает до 69 тысяч тенге, областные получают до 89 тысяч тенге, а судьи Верховного суда получают до 230 тысяч тенге. Я думаю, что мы достаточно платим, то есть это платит страна, это платит народ им за счет своих налогов, чтобы они служили честно своим гражданам. И мы дальше эту работу будем продолжать. Несмотря на это, только в прошлом году 9 судей были привлечены к уголовной ответственности. Пять из них осуждены. Освобождаются судьи от занимаемых должностей.
Считаю, что мы судебную реформу еще не довели до конца. Надо обеспечить судей, с одной стороны, всем необходимым, обеспечить их самостоятельность и в то же время сделать так, что нарушения закона, особенно коррупционные деяния судей, оказывались для них жизненной катастрофой, когда они лишаются всех привилегий, льгот во время работы и после работы. Вот такую работу мы должны в стране провести, чтобы народ поверил судьям, пошел в суды и там решал свои проблемы.

Ишмухамедова Айжан, студентка Карагандинского государственного университета имени Е. Букетова:
Я хотела бы задать такой вопрос. Сейчас в Казахстане насчитывается более 10 политических партий. Как вы относитесь к созданию новых партий
?

Президент: Я считаю, что появление многих партий - один из признаков демократизации нашей страны. Наличие сильных политических партий, которые предлагают народу свои программы и получают поддержку этих программ, а не отдельных личностей, является свидетельством массового участия народа в управлении государством. Через политические партии в Парламент проходят депутаты, принимают законы, то есть от имени народа управляют государством. И когда два года назад обсуждался проект нового закона о политических партиях, было сломано много копий. Говорили, что 50 тысяч членов партии - это высокий барьер, многие не смогут его преодолеть. Оказалось, наоборот. Как видите, уже зарегистрировано 10 политических партий, и законодательством созданы все условия, чтобы люди объединялись в политические партии.
Сейчас люди объединяются в те политические партии, какие они хотят. Проповедуют ту религию, которую они желают. Языком пользуются тем, каким хотят. И неправительственные организации работают тоже, то есть обеспечена полная свобода. Ведь 10 лет назад ничего этого не было. И мы привыкли и забыли, что этого ничего не было. Свободные средства массовой информации - тоже признак демократичности нашего общества. Усиление роли партий - это принципиальный момент в развитии Казахстана. Поэтому уровень развития демократии определяется не только количеством политических партий, но и их сутью. Вообще-то, если хотите узнать мое мнение не только как Президента, но и гражданина Казахстана, то мне бы хотелось, чтобы политических партий было меньше, но они были фактическими, имели свои программы. Чтобы эти партии, борясь между собой, конкурируя, предлагали народу лучшие условия. Наличие конкретных партий, наличие оппозиции всегда благо для общества. Критикуя действующую власть, они заставляют ее лучше работать. Предлагая новые программы, они обеспечивают новую жизнь.
Развивающееся государство, стремящееся быть развитым, должно иметь сильную политическую власть. Такая президентская власть у Казахстана имеется. Я уверен, что это благо для нашей страны, но не потому, что я Президент. Я хотел бы, чтобы сегодня, когда мы преодолели трудности кризиса и Казахстан становится на путь развития, политические партии договорились между собой, создали единый политический кулак. И мы бы консолидировались, чтобы дать новый рывок Казахстану. С политическими пристрастиями мы потом разберемся. Пройдет еще 5-6 лет, когда страна будет процветающей, и мы войдем в число, может быть, не совсем развитых, хотя бы среднеразвитых государств. Если бы они пришли к консенсусу, я бы мог с ними встречаться, мы разработали бы единую программу, разработали бы систему экономических и дальнейших политических реформ. Вот это было бы благом для всех нас, для нашей страны и стран СНГ. Потому что все они только-только выходят из кризиса. Вот мое мнение.

Бахтин Мират, докторант Казахской государственной медицинской академии:
Сможет ли когда-нибудь Казахстан уйти от сырьевой экономики и создать высокотехнологическое производство
?

Президент: Это очень хороший вопрос. Используя возможности Казахстана и его экономики, мы очень тщательно работали с иностранными экспертами и разработали Индустриально-инновационную стратегию Казахстана на период до 2015 года. Выполнение этой программы должно увеличить внутренний валовой продукт страны в 3,5 раза. То есть мы не можем повторить плохой опыт нефтедобывающих государств, или, как называют в Европе, голландскую болезнь.
Если сидеть и уповать только на сырьевые ресурсы, они когда-нибудь обязательно кончатся. Именно сегодня мы должны об этом думать, Я думаю, что мы вовремя за это взялись. Мы не только разработали эту программу, мы создали финансовые институты. Это - Банк развития, Инвестиционный фонд, Инновационный фонд и корпорация по страхованию экспорта. Все эти фонды капитализированы, государство выделило деньги. И в этом году программа начала действовать, осуществляться. Мне доложили, что из всех регионов представлено 220 проектов, из них рассматриваются 173 на сумму около 4 млрд. американских долларов. Вот сколько у нас предложений. Так что есть у нас умные люди, есть у нас Кулибины, есть у нас лауреаты международных конкурсов, у нас есть и наука. Мы должны эти инновации внедрять. И только Банк развития в этом году рассматривает 45 проектов. Поэтому мы должны создавать те производства, которые будут производить продукцию конкурентоспособную, которая будет покупаться не только в Казахстане, но и за его пределами, не только в СНГ, но и в дальнем зарубежье. Именно такую технологию мы должны внедрять. И государство будет вводить преференции, налоговые льготы тем проектам, которые являются для нас приоритетными, особенно инновационным.
Еще хочу Вам сказать, что мы намереваемся провести очень быструю замену производственного оборудования путем подъема амортизации до 20 процентов. То есть за 5 лет заменить все оборудование, перейти на новое машиностроение, чтобы производить новую продукцию. Что касается новых технологий, недавний мой визит в Сингапур показал, что маленькое государство, не имеющее никаких природных ресурсов, развивается таким образом, что за 40 лет стало государством, занимающим по объему внутреннего валового продукта на душу населения 4-е место в мире. Пользуясь этим опытом, мы сейчас создаем 4 технопарка: в Уральске по машиностроению, приборостроению и для нефтехимии, в Караганде-по горно-металлургическому комплексу, химии и экологии, а в Алматы, на базе Казахского национального университета и Технического университета, в поселке Алатау -по информационной технологии. В г. Степногорске Акмолинской области или в Астане будут созданы центры биологических технологий. Будем создавать и развивать эти технопарки. Вот на эти 4 комплекса сейчас составлены программы, создаются условия для привлечения лидеров мирового бизнеса по этим направлениям. И этими вопросами Казахстан должен заниматься повседневно, и люди наши, наша наука, университеты наши должны принимать в этом участие. И осуществление этой программы позволит создать новые рабочие места.
Это тянет за собой обучение людей. Привлечение новых технологий, людей со знанием иностранных языков, обученных за границей, понимающих ту технику, которую мы должны привезти, это большой комплекс работ, который необходим для того, чтобы Казахстан производил конкурентоспособную продукцию. Как говорится, если не знаешь куда плыть, никакой ветер не будет попутным. Вот мы знаем, куда плыть, я думаю, что это хорошо.

Ведущий:
Только что по электронной почте поступил еще один вопрос - по политэкономической тематике. Обращается студент Айдын Макаш из Алматы. Он спрашивает, не планирует ли Казахстан в будущем вхождение в блок НАТО? Другой его вопрос: "Какой политики придерживается сегодня Грузия?". Также поступили вопросы, связанные с 10-летием Евразийского союза. Не могли бы Вы ответить на эти вопросы
?

Президент: После развала Союза и обретения независимости мы избегали слова "союз". Между тем посмотрите, что происходит в мире. В эпоху глобализации люди думают об объединении. Причина заключается в том, что для растущей и развивающейся экономики нужны рынки сбыта продукции. И новостями о событиях, происходящих в различных уголках земли, интересуются все, в особенности молодежь.
Что касается первого вопроса, то Казахстан не планирует войти в блок НАТО. Также известна ситуация в Грузии, экономическое положение населения там по-прежнему является крайне нелегким.
Говоря о союзе и объединении, мы должны укреплять сотрудничество в Центральной Азии. А в будущем Евразийский союз окажет помощь в выходе казахстанских товаров на мировой рынок. Мы планируем собраться в Киеве, чтобы официально оформить все документы, относящиеся к интеграционному союзу четырех государств. В них, среди прочего, будут регулироваться вопросы выхода казахстанских товаров на мировой рынок. Считаю, что именно форма интеграционного союза является для нас необходимой...... Идея формирования Евразийского союза государств, которую я высказал 10 лет назад, перефразируя афоризм, живет и побеждает. Все время все политики говорят об этом, потому что это необходимость глобального мира. Это не праздный вопрос. Это не игра. Если мы хотим развиваться, мы должны иметь рыночное пространство, чтобы товары наши проходили везде.
Поэтому, если получится единое экономическое пространство четырех государств, я буду считать, что это есть самое лучшее осуществление нашей идеи. Россия - тоже в Азии, Казахстан - в Азии и в Европе, Украина, Беларусь - в Европе. Эти 4 государства составляют около 85 процентов экономики бывшего Советского Союза. И если мы согласуем железнодорожные и таможенные тарифы, создадим единое экономическое пространство, где будут проживать 230 миллионов человек, это будет благом для всех для нас, для передвижения людей, капитала, обучения нашей молодежи. Никто не задевает ничьей самостоятельности, политической независимости, это необходимо для развития и процветания.

Слямов Бркенбек Батырханович, руководитель крестьянского хозяйства "Самай", Талдыкорган:
Какие меры предусматривает Правительство по защите отечественного товаропроизводителя при вхождении Казахстана в ВТО? Наверняка нам трудно будет на первом этапе конкурировать с западными товаропроизводителями
?

Президент: Вступление Казахстана в ВТО - это не дань моде, это необходимость для дальнейшего развития нашей страны. Для того, чтобы иметь устойчивый рынок для экономики, которая развивается темпами в 9-10 процентов ВВП ежегодно. Чтобы утроить наш экономический потенциал, мы должны знать, где, когда и как мы будем продавать свои товары. Членство в ВТО создаст условия для расширения нашей внешней торговли, чтобы наши товары выходили на зарубежные рынки, а для этого они должны быть конкурентоспособными. Вопрос вступления сейчас активно обсуждается, и, кстати, наши шансы предпочтительнее, чем у тех стран СНГ, которые сейчас собираются вступать в ВТО.
Но есть два вопроса. Первый: мы должны открыть границы для красиво упакованных и сделанных на хорошем оборудовании более дешевых товаров из заграницы. Для народа - это благо. Но в то же время сегодня наши товары блекнут по сравнению с ними. Это касается сельского хозяйства и товаров народного потребления. Поэтому, когда мы ведем переговоры с ВТО, мы учитываем наши возможности. Говорят, что мы не должны дотировать сельское хозяйство, но ведь сама Европа дотирует, и мы будем знать в каком объеме. Таким образом, что мы создаем лучшие условия для наших товаров, чем зарубежные. Поэтому программа развития сельского хозяйства на три года, которую мы реализуем, предусматривает, прежде всего, переработку сельскохозяйственной продукции, изучение качества продукции. Сейчас не только государство из бюджета дает. Азиатский банк, Всемирный банк выдают нам кредиты, чтобы развивать обрабатывающую промышленность, в сельском хозяйстве, выпускать сельхозпродукцию конкурентоспособной, хорошего качества, с хорошей упаковкой, с меньшими затратами, низкой ценой. И давайте к этому готовиться. У нас 15 млн. населения, и мы можем насытить своими товарами Казахстан. А что дальше? Поэтому я хочу, чтобы казахстанский бизнес учился закаляться в борьбе с жестокой конкуренцией. Что нужно делать, чтобы завоевать место в глобальном мире? Наш товаропроизводитель должен уже сегодня думать об этом.
Что касается защитных мер, безусловно, мы "до последнего патрона" будем защищаться, чтобы для себя оговаривать специальные условия, чтобы наши товаропроизводители успели подготовиться.

Ведущий:
Очень много приходит вопросов, которые касаются моратория на смертную казнь. И общая тональность такая - не слишком ли это поспешное решение
?

Президент: Введение моратория на смертную казнь для меня было непростым решением. Я просто как человек был убежден, что тот, кто вышел на улицу, чтобы убить и убил, должен знать, что он тоже будет убит. Вот было мое кредо...... Но вместе с тем нигде в мире не доказано, что строгость наказания адекватна преступлению, что наказание приводит к улучшению состояния с преступностью. С другой стороны, весь мир движется к тому, чтобы отменить смертную казнь. Какие здесь приводятся аргументы? Во-первых, могут быть судебные ошибки. Осудили человека, приговорили, расстреляли, а, оказывается, он невиновен. Это первое. Второе - есть такой постулат: Бог дал жизнь, и только он может ее отобрать. Мировой опыт показывает, что отмена смертной казни не приводит к увеличению количества убийц. Пока это мораторий, он может быть отменен в любое время, в случаях ухудшения криминогенной обстановки. Но если мы введем такое наказание, как пожизненное лишение свободы, это будет означать фактически моральную смерть человека. Еще неизвестно, что хуже - смертная казнь или пожизненное лишение свободы. Я думаю, что на такой гуманный поступок мы должны пойти, но естественно мы будем учитывать состояние дел и криминогенную обстановку в нашей стране по этому вопросу...

Ведущий:
Родственников осужденных волнует такой вопрос: будет ли в этом году амнистия
?

Президент: Проведение амнистии в ближайшее время мы не планируем. В общей стратегии гуманизации судебной сферы в Казахстане в прошлом году из мест заключения было выпущено 24 тысячи человек. Сейчас я настаиваю на том, что за незначительное преступление человек должен заплатить большой штраф. Есть разные способы наказания людей. Но если уж это преступление опасно для общества, если это связано с убийством или с другими крупными вопросами, да, надо принять жесткие меры. Но те, которые не представляют опасности для общества, если он не нанес ущерб государству, если он не взяточник и не коррупционер, то можно решать по-другому. Поэтому нам надо идти по такому пути, уменьшая число тех, кто сидит в тюрьмах, и гуманизируя нашу исправительную систему.

Вопрос:
Я частный фермер. У меня во владении более 1 000 гектаров. Проясните, пожалуйста, вопросы, связанные с арендой и субарендой земли по новому Земельному кодексу
?

Президент: Этот вопрос очень важный для всех фермеров. У нас есть много арендаторов земли, у которых нет возможности и денег выкупить эту землю, как это разрешает закон о земле. Но этих арендаторов никто и не заставляет покупать, они должны продолжать арендовать свою землю.
Земля в аренду отдается на 49 лет, и волноваться здесь не стоит. Но есть такие, которые арендовали когда-то землю, а сами куда-то уехали и в субаренду передали уже арендованную землю. Вот эта вторичная субаренда с 1 января следующего года будет завершена. Так что давайте выполнять законы. Закон наш либеральный, дает возможность каждому платить в течение 10 лет.

Константин Шевченко, Петропавловское предприятие электроизоляционных материалов:
Как Вы знаете, по территории Северо-Казахстанской области проходит российская железная дорога - Южно-Уральская. На сегодня тарифы на грузовые перевозки на российской дороге намного выше, чем по Казахстану. Поэтому многие предприятия области несут большие дополнительные расходы. Предусматривает ли недавно ратифицированное соглашение о Едином экономическом пространстве положительное решение данного вопроса? Имеется в виду выработка единой сбалансированной тарифной политики
.

Президент: Железная дорога на территории Казахстана относится к Казахстану, но мы, учитывая наши добрые отношения с Россией, передали ей в управление этот кусок Южно-Уральской дороги. В обмен Россия нам предоставляет такой же кусок дороги на станции Локоть в Восточно-Казахстанской области.
Евразийские инициативы интеграции как раз предусматривают унификацию тарифов. Мы, четыре государства, сейчас ратифицировали документы о создании ЕЭП. В конце мая состоится встреча четырех президентов для обмена ратификационными грамотами в Украине. Мы хотели бы сразу поставить вопросы о зоне свободной торговли среди четырех стран. И первыми из них стоят, конечно, вопросы железнодорожных и таможенных тарифов. Я хорошо знаю, что когда грузовые составы, переезжая территорию Казахстана, въезжают в Россию, тарифы становятся вдвое дороже. Это большая проблема, которая сегодня очень активно обсуждается с Россией. Именно для решения этих вопросов, прежде всего, создается ЕЭП. Естественно, российские железнодорожники считают, что они теряют какие-то деньги. Я считаю, что их никто как следует не посчитал еще. Унификация тарифной сетки приведет к тому, что мы будем ввозить больше грузов. Россия будет через себя пропускать больше грузов, получать больше денег. И неизвестно, заработают они или потеряют. Хотя торговля с Россией у нас растет, превысила 5 млрд. долларов, если этот вопрос будет решен, я думаю, что торговля вырастет вдвое.

Тергеу Айдарханов, нефтяник: В народе говорят, что богатства земли - это богатство народа, ее населяющего. Меня интересует вопрос по Национальному фонду, когда он заработает для народа?

Президент: Хороший вопрос. Насчет Национального фонда, который мы создали в прошлом году. Этим занимаются многие зарубежные страны, и мы не должны повторить плохую практику государств, которые живут на нефти. Ведь энергетические ресурсы когда-нибудь кончаются и не восстанавливаются. А мы должны думать о будущем поколении, о наших детях, внуках. Поэтому я объявил Индустриально-инновационную стратегию, чтобы уйти от сырьевой зависимости. Часть этих денег используется именно для развития индустрии Казахстана, чтобы уйти от сырьевой зависимости, чтобы наши люди работали на заводах и фабриках, выпускали качественную продукцию.
Сейчас цены на нефть высокие. И на золото высокие, на медь, на хром. Но мы помним цены на нефть не по 35 долларов за баррель, а по 9-10 долларов. Если такие цены будут, как из бюджета будем платить пенсии людям, как же учителям и врачам будем платить зарплату? Именно с этих накоплений. Этот Национальный фонд играет еще одну роль: когда в мире знают, что в Казахстане есть такой фонд, такие золотовалютные запасы, то инвестор с удовольствием идет сюда, потому что это стабильное, платежеспособное государство, это государство, куда смело можно идти, которое само себя обеспечивает и ни к кому с протянутой рукой не ходит. Сегодня Казахстан никому не должен. Кому хотим, мы сами можем давать кредиты. То есть это большое благо, это счастье, это результат наших реформ. Поэтому вопрос правильный. Я думаю, ответ я полный тоже дал.