Кирилл Валериевич, как Вы оценивает развитие отношений России и Казахстана?

Oтношения России и Казахстана являются на сегодняшний момент одними из наиболее динамичных среди всех стран, которые входили когда-то в Советский Союз. Динамизм этих отношений постоянно подчеркивается во время встреч глав государств, и, что особенно характерно, прежде всего, во главу угла ставятся экономические отношения между странами. В частности, на последней встрече глав государств обсуждался вопрос о значительном увеличении товарооборота между странами. Я думаю, это очень хорошая основа для развития российско-казахских отношений.

А насколько, по вашему мнению, реальна перспектива объединения Казахстана с Россией?

Вопрос всевозможных объединений обсуждается с тех пор, как Советский Союз распался. Все время кто-то с кем-то собирается объединиться. Был пример неудачной попытки объединения с Белоруссией. А вопрос непростой - за прошедшие пятнадцать лет независимости в странах накопились и достаточно мощная законодательная база, и опыт самостоятельной деятельности в экономической, внешнеполитической и военной сферах. Говорить о том, что будет какое-то объединение, пока рано. Этот вопрос требует очень серьезной проработки, серьезного экономического обоснования. Серьезной работы на уровне законодательных органов власти и на уровне экономических экспертов. Конечно, нельзя не видеть, что встречи лидеров двух стран демонстрируют стремление к увеличению взаимодействия и укреплению сотрудничества между странами. Возможно ли, что это взаимодействие примет формы какого-то оформленного союза? Думаю, возможно, но этот вопрос пока публично не обсуждается. Это потребует серьезной подготовки, потому что у нас разные политические и экономические системы. Вопрос форм этого объединения достаточно открытый. На сегодняшний день мы и так входим в целый ряд объединений (СНГ, Шанхайская пятерка, Таможенный союз и так далее), которые охватывают определенный круг вопросов. Как это дальше будет происходить - неизвестно. Предпосылки для этого существуют, но думаю, что это довольно большая работа и вопрос не одного года.

Часто, в том числе и от казахских экспертов, можно слышать, что Казахстан - государство полуавторитарного типа, так ли это, по-вашему? Влияет ли это на характер отношений Казахстана с Россией?

Честно говоря, я не стал бы оценивать мнение и позиции ряда казахских экспертов, потому что они находятся в ситуации определенной политической игры и их мнения не всегда объективны. Другое дело, что Казахстан - страна, для которой характерна сильная президентская власть. И для внешней, и для внутренней политики страны характерно наличие мощного фактора президентской власти. Анализируя ситуацию в Казахстане, я считаю, что этот фактор является последние несколько лет позитивным и будет таковым оставаться до истечения срока полномочий нынешнего президента. Что касается отношений с Россией, то фактор политической воли, фактор политической стабильности в Казахстане является позитивным фактором для отношений между нашими странами, для достижения политической интеграции. Я не согласен, когда говорят, что Казахстан является тоталитарной страной, так как это не описывает реальной политической ситуации и не показывает того, что реально происходит в Казахстане. Здесь очень много спекуляций, пересечения различного рода интересов. И думаю, что реальный анализ должен быть значительно более глубоким и менее предвзятым.

Какие бы основные события последних лет Вы бы вы бы выделили в отношениях России и Казахстана?

Важнейшими событиями, конечно же, являются совместные действия в рамках Шанхайской пятерки. Так же важным даже не событием, а процессом является то, что Казахстан на уровне своих субъектов достаточно активно взаимодействует с российскими регионами. Степень взаимодействия между приграничными областями России и Казахстана достаточно высока. Существует довольно интенсивный двусторонний товарообмен. Есть тут, конечно, свои проблемы и свои сложности, но сотрудничество постоянно развивается. Нельзя не упомянуть о факторах многочисленного участия казахского бизнеса в российской экономике. Проводились "Год Казахстана в России", "Год России в Казахстане". Конечно, в подобного рода мероприятиях всегда много формального, но именно с Казахстаном идет активное взаимодействие на уровне государств.

А что-нибудь мешает эффективному взаимодействию?

Проблемы существуют всегда. Они носят больше экономический характер - существуют определенные проблемы, связанные с таможенными отношениями стран. Нам в наследство от Советского Союза досталась единая система железнодорожного транспорта. Конечно, когда строились железные дороги в СССР, никто не думал, что для того, чтобы проехать из одной области Казахстана в другую, придется дважды пересекать российскую границу. А такое имеет место, и определенные вопросы здесь не урегулированы. Также, учитывая, что растет товарооборот между странами, существуют и проблемы, связанные с двойным налогообложением. Они не существуют на общегосударственном уровне, поскольку есть нормативные акты, которые все решают, но на уровне исполнения имеются определенные проблемы. И общение с казахскими бизнесменами показывает, что они достаточно остро это ощущают. Есть сложности, связанные с миграционными процессами. И, конечно, нельзя не упомянуть о нашей общей проблеме - проблеме борьбы с наркотрафиком. Это общие проблемы для российской и казахской стороны - через Казахстан проходят железные дороги, связывающие российские регионы с Югом, и ни для кого не секрет, что эти дороги и являются основным каналом для переброски наркотиков. Проблема наркотрафика - это та проблема, которую нужно решать сообща. Ее нельзя назвать проблемой в отношениях между двумя странами. Это скорее одна из зон, где взаимодействие является необходимостью. Проблема наркозависимости в Казахстане является достаточно серьезной и нарастающей. Точно также, как и в нашей стране.

Есть определенная разница во взглядах у России и Казахстана на определенные процессы, происходящие в мире, что неудивительно. У нас разные страны. Казахстан - мусульманская страна и ко многим вопросам там отношение несколько иное, чем в нашей стране. Но по принципиальным вопросам международной политики, по вопросам взаимодействия наших стран, по вопросам развития международной ситуации в регионе, наши позиции совпадают. Если говорить про зоны, где есть определенный конфликт интересов, то, естественно, есть вопросы по проблеме нефтепроводов. Казахстан - страна, экономический рост которой значительно связан с развитием энергетического рынка, продажей нефти, нефтепродуктов. Поэтому Казахстан активно рассматривает для себя возможность участия в проекте Баку-Джейхан. Здесь есть много вопросов не только экономических, но и политических. Основные проблемы во взаимодействии между нашими странами скорей лежат в области экономики, чем в области политики.

Можно слышать мнение, что Казахстан никогда не планировал пустить нефть по маршруту Баку-Джейхан, что это был просто элемент игры.

Здесь две проблемы. С одной стороны, для проекта Баку-Джейхан казахская нефть просто необходима. Без этой нефти проект просто не состоится, то есть мощностей месторождений, открытых в Азербайджане, недостаточно для того, чтобы обеспечить рентабельность данного проекта. Азербайджан прилагал и будет прилагать максимальные усилия, для того, чтобы привлечь Казахстан к этому проекту. Казахстан в ближайшие годы собирается значительно увеличить объемы добываемой нефти (причем ожидается увеличение объема в разы, потому что вложения, сделанные в нефтедобывающую отрасль, как раз начинают приносить свои результаты). Поэтому перед страной крайне остро стоят вопросы транспортировки нефти на внешний рынок.

Российский трубопровод не в состоянии пропустить нефть в полном объеме?

Мощность любой трубы ограничена естественными причинами. Поэтому есть проблема цены. В ситуации с Баку-Джейханом действительно есть элемент игры, а именно игры на получение Казахстаном более выгодных условий для транспортировки нефти через Россию. Я знаю, что казахский бизнес достаточно активно ищет дополнительные варианты транспортировки нефти не только через трубопроводные системы, но и через порты России. По этому вопросу активно ищут решение и находят. А с другой стороны, идя по трубопроводу, казахская нефть будет смешиваться с азербайджанской нефтью более низкого качества. Здесь тоже есть проблема - на выходе нефть будет более низкого качества и будет стоить меньшие деньги соответственно. Поэтому я думаю, что ключевым в вопросе участия Казахстана в проекте Баку-Джейхан будет все-таки экономический фактор, а также реалистичность представления сторон об интересах друг друга.

Периодически можно сталкиваться в России с мнением, что в отношениях России с другими постсоветскими странами российские интересы так или иначе превалируют. Такая позиция носит характер глубочайшего заблуждения, - за годы независимости эти страны стали другими. И бизнесмены, и чиновники этих стран очень хорошо осознают свои интересы и научились достаточно жестко их отстаивать. Они занимают достаточно прагматичную позицию. Возвращаясь к вопросу о нефтепроводах, я считаю, что вряд ли здесь может вестись разговор исключительно с учетом интереса только одной из сторон. Безусловно, Казахстан будет вести себя жестко и прагматично, - у них есть альтернативный вариант и они на этом будут активно играть.

А насколько развиты отношения Казахстана с Азербайджаном?

Общая тональность взаимоотношений на политическом уровне между двумя странами очень позитивна. Президент Казахстана имел очень хорошие личные взаимоотношения с Гейдаром Алиевым. Между президентами были достаточно доверительные отношения. И они, насколько я знаю, сохраняются и с преемником Гейдара Алиевича, его сыном. Экономические отношения между двумя странами развиваются позитивно, но опять-таки с учетом взаимных интересов. Надо понимать, что Каспий разделяет их не только географически, но и с точки зрения формирования системы интересов. Все-таки азербайджанская экономика больше тяготеет к Турции. Казахстан находится в центре Средней Азии и здесь несколько иные зоны. Здесь очень мощный фактор России. Очень мощный фактор Китая. Фактор остальных азиатских стран. Фактор Азербайджана является одним из, но вряд ли его можно считать крайне важным. Другое дело, что с точки зрения нефтепровода Баку-Джейхан и его судьбы именно этот фактор может сыграть свою роль.

А как Вы оцените военно-техническое сотрудничество между Россией и Казахстаном?

Отдельная большая тема. Она имеет несколько пластов. Исторически Казахстан был плацдармом по наращиванию советской военной мощи в отношении Китая. На этой территории было достаточно мощное ядерное оружие. Одним из первых шагов президента Назарбаева после распада СССР - был отказ от ядерного оружия. На сегодняшний день Казахстан - в целом демилитаризованная страна с компактными вооруженными силами. Страна, которая собственного вооружения не производит. И в этом смысле взаимодействие Казахстана с Россией в военной сфере имеет огромные перспективы. (В Казахстане существуют группы, которые выступают за более тесную интеграцию в области военного сотрудничества, например, с НАТО. Эти голоса периодически звучат, но эта тенденция не является определяющей.) Я вижу здесь достаточно большие перспективы, как в области создания ПВО, так и в области создания мобильных сил. Я думаю, что это очень хорошая база. И возникшие в конце прошлого в начале этого года разговоры о закупке Казахстаном систем ПВО у западных стран были скорей элементом игры на понижение, потому что современные оборонительные системы жестко привязаны ко всей инфраструктуре вооруженных сил - сложной и дорогостоящей системе. И поэтому я не вижу, как данные локальные действия Казахстана могли бы привести к глобальному изменению в военно-технической сфере. Особенно с учетом общего интеграционного вектора России.

Проблемы в целом накапливаются в этом регионе из-за близости Ирака, Афганистана, нестабильности на границе с Таджикистаном. Все эти факторы существенно влияют на вопрос более тесного военно-технического сотрудничества с Россией.

А существует ли сегодня проблема нелегальной миграции в отношениях с Казахстаном?

Основные миграционные процессы прошли во время периода распада СССР. Не думаю, что сейчас эта проблема носит острый характер, в ближайшие годы она будет только снижаться. Что дает основание для таких оценок? Прежде всего, мощный экономический рост в Казахстане, который не исчерпывается исключительно ростом за счет нефтедобывающей сферы. Развитие среднего и малого бизнеса, развитие сельского хозяйства, мощный экономический рывок, который сельскохозяйственные предприятия пережили за последние два года, показывают, что Казахстан становится страной, которая сама нуждается в трудовых ресурсах. В Казахстане есть свои проблемы с миграцией - существует проблема с казахами, которые переселяются из других территорий, есть проблема мощной и неконтролируемой миграции из Узбекистана. И Казахстан будет не страной, из которой едут в Россию, а страной, через которую люди из других стран СНГ проникают в Россию. Есть определенно проблемы с трудовой миграцией в приграничных областях. Вряд ли можно пока говорить о росте какого-то напряжения, но я думаю, что с этой проблемой придется еще столкнуться.

Существуют ли сегодня проблемы у русскоязычного населения в Казахстане?

Я думаю, что действительно еще в середине девяностых эта проблема стояла, и эксцессы были. Но теперь уже этого нет. Я был во многих областях Казахстана и не заметил значимых проблем, связанных с положением русских и русскоговорящих в Казахстане.