Мониторинг. Новый виток переговоров. Кому виден свет в конце тоннеля? Опровержение. Степанакерт.

Мониторинг

Миссия ОБСЕ 6 мая провела на северо-западе населенного пункта Сейсулан Мартакертского района Нагорного Карабаха плановый мониторинг линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана. С позиций Армии обороны Нагорного Карабаха группу наблюдения возглавлял личный представитель действующего председателя (ЛПДП) ОБСЕ Анджей Каспшик. В состав группы входили также полевые помощники ЛПДП Юрген Шмидт (Германия) и Мирослав Выметал (Чехия). Миссию наблюдения с карабахской стороны сопровождали представители Министерства обороны и Министерства иностранных дел Нагорного Карабаха. Мониторинг прошел в соответствии с намеченным графиком, нарушений режима прекращения огня не зафиксировано. Накануне, 5 мая, состоялась встреча Каспшика с министром иностранных дел Карабаха Ашотом Гуляном и министром обороны генерал-лейтенантом Сейраном Оганяном. В ходе беседы были рассмотрены ситуация на линии соприкосновения сторон и перспективы процесса урегулирования нагорно-карабахского конфликта. (ИА REGNUM).

Новый виток переговоров

Президент Армении Роберт Кочарян положительно оценивает свою встречу с главой Азербайджана Ильхамом Алиевым, которая состоялась 28 апреля в Варшаве. Об этом заявил журналистам в Ереване министр иностранных дел Армении Вардан Осканян. По его словам, эта встреча может послужить основой для поиска точек соприкосновения в дальнейшем переговорном процессе по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Как отметил министр, переговоры президентов двух стран в Варшаве по своей содержательности в корне отличились от их первой, декабрьской встречи в Женеве, которая носила ознакомительный характер. (PanARMENIAN.Net).

Бакинская "525-я газета" пишет, что российский сопредседатель Минской группы (МГ) ОБСЕ Юрий Мерзляков в интервью азербайджанскому телеканалу АТВ положительно оценил итоги варшавской встречи президентов Азербайджана и Армении и охарактеризовал ее как деловую и конкретную. Комментируя встречу министров иностранных дел Азербайджана и Армении, запланированную на 12 мая в Страсбурге, Ю.Мерзляков сказал, что будут проведены консультации с сопредседателями Минской группы о путях урегулирования карабахской проблемы, при этом в центре внимания будут вопросы, обсужденные президентами. На вопрос, представят ли сопредседатели на предстоящей встрече новые идеи и предложения, российский дипломат указал на взаимную договоренность о сохранении конфиденциальности переговорного процесса.

Посол США в Азербайджане Рино Харниш высоко оценил варшавскую встречу президентов Азербайджана и Армении. "Это была вторая возможность для обмена мнениями по конфликту между главами государств," - отметил посол. По его словам, встреча имела большое значение с точки зрения развития переговорного процесса. Р.Харниш выразил удовлетворение участием в этой встрече сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Он подчеркнул, что США намерены активизировать усилия в подготовке итоговой резолюции по урегулированию конфликта наряду с другими странами - членами Минской группы, и расценил более чем 10-летнее продолжение переговоров как факт, "не заслуживающий одобрения". ("525-я газета").

Газета "Айкакан жаманак" пишет, что согласно информации агентства AFP, министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедьяров заявил, что Армения и Азербайджан обсуждают вопросы, касающиеся восстановления железнодорожного сообщения между двумя странами и вывода армянских войск с захваченных территорий. "Мы обсуждаем различные варианты, включая возможность восстановления железнодорожного сообщения взамен на возвращение 7 захваченных районов". Мамедьяров добавил, что предметом переговоров на сегодняшний день является выяснение степени готовности сторон прийти к соглашению. Данный вариант был предложен ЕС, сообщает AFP. Согласно агентству, заявление министра иностранных дел Азербайджана приподнимает завесу секретности, окутывающую переговоры, детали которых редко становятся достоянием общественности. "У западных стран велико желание достичь долгосрочного решения карабахского конфликта. Они утверждают, что он является очагом дестабилизации региона, имеющего стратегическое значение в плане импортирования нефти из Каспийского бассейна", - передает AFP.

Бакинская газета "Эхо" так же сообщает, что по словам спецпредставителя президента Азербайджана Араза Азимова, вопрос об освобождении 7 оккупированных районов Азербайджана в обмен на восстановление транспортных коммуникаций с Арменией может быть темой дальнейших переговоров по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. По его словам, эта официальная и принципиальная позиция президента Азербайджана Ильхама Алиева была озвучена в ходе его недавнего официального визита в Страсбург. "Это является предложением противоположной стороне... Если президент Азербайджана даст нам подобные инструкции, мы это обсудим", - сказал А.Азимов.

Газета "Айкакан жаманак", отмечая, что раньше обсуждался вопрос о возвращении пяти районов, а теперь азербайджанские дипломаты говорят о семи, попросила министра иностранных дел Армении Вардана Осканяна прокомментировать заявление А.Азимова: "Я не хочу комментировать эти заявления. Могу только сказать, что последняя встреча Кочарян-Алиев была неплохой, и она дает возможность надеятся, что в результате переговоров будут найдены точки соприкосновения". Тем не менее Осканян заявил, что "на данный момент обсуждение подобного варианта урегулирования невозможно", что, по мнению газеты, прозвучало несколько неуверенно.

По поводу заявления Азимова свои сомнения высказал и азербайджанский политолог Расим Мусабеков. "Они связаны с тем, что даже тогда, когда речь шла об обмене 5 районов на открытие транспортных коммуникаций, Роберт Кочарян в довольно вызывающей манере заявил, что в таком контексте транспортные коммуникации Армению не интересуют. Мне трудно ожидать от Кочаряна смягчения позиций, когда он переживает довольно большие трудности внутри своей страны". Вместе с тем, считает политолог, данные переговоры по крайней мере способны дать ответ на вопрос о том, что можно ожидать от возобновления переговорного процесса в ближайшей перспективе. "Это важно выяснить для политического руководства Азербайджана, чтобы в конце концов как-то планировать свои действия на будущее". ("Эхо").

Отклики азербайджанских СМИ на состоявшуюся в Варшаве встречу Кочарян-Алиев приводит газета "Айкакан жаманак". Так, газета "Ени Мусават" не исключает, что Алиев и Кочарян достигли тайного соглашения. Газета "Азадлиг" назвала Варшавскую встречу "неконструктивным диалогом", а обозреватель "Зеркала" не верит, что Кочарян и Алиев готовы пойти на решительные шаги. В интервью агентству "Шарг" политолог Вафа Гулузаде отметил, что продолжать переговорный процесс бессмысленно, поскольку этим путем невозможно восстановить территориальную целостность Азербайджана.

Интервью министра иностранных дел РА Вардана Осканяна информационному агентству "Арменпресс".

Г-н Осканян, во время варшавской встречи Минская группа ОБСЕ представила какие-либо предложения? Как вы оцениваете результаты второй встречи Кочарян-Алиев?

От Минской группы не поступало предложений. Отмечу, что распространяемые слухи о том, что на встрече министров иностранных дел двух стран в Праге сопредседатели представили новые предложения, также не соответствуют действительности. Этого не было, на встрече министров иностранных дел была открытая повестка, без какой-либо предварительно заявленной темы.

Г-н министр, после встреч президенты заявили, что дадут поручения министрам иностранных дел о проведении более частых и конструктивных встреч. Можно ли констатировать, что после варшавской встречи переговорный процесс выводится из тупиковой ситуации?

Могу заявить, что вторая встреча президентов была более эффективной. Первая встреча носила чисто ознакомительный характер. Что касается встречи министров иностранных дел, то уже известны сроки и место проведения следующей, она состоится 12-13 мая в Страсбурге. Мы продолжим диалог, начатый в Праге.

Если подвести итоги состоявшегося в столице Польши Европейского экономического форума, каково его значение, в частности, для Армении?

Тематически форум был достаточно насыщенным, в его повестку был включен весь спектр проблем, стоящих перед расширяющейся Европой. Президент Армении принял участие в заседании на тему "Кавказ", на котором присутствовали также президенты Грузии и Азербайджана. Общая тема - отношения Кавказа и расширяющегося Евросоюза, в частности, вопрос вовлечения Кавказа в программу "Расширенная Европа: новые соседи".

Во время заседания "Кавказ" высказывалось мнение, что, с одной стороны, урегулирование конфликтов приведет к активному региональному экономическому сотрудничеству, а с другой - углубление экономического сотрудничества будет способствовать решению существующих конфликтов. На Ваш взгляд, что из вышесказанного является приоритетным на сегодняшний день?

Только Азербайджан продолжает придерживаться позиции, что сотрудничество возможно только после урегулирования конфликта. Все остальные без исключения считают, что параллельно переговорам по урегулированию необходимо сотрудничество в экономической и других сферах с целью создания более благоприятных условий для решения имеющихся проблем. С этим подходом полностью совпадает и позиция Евросоюза. ("Арменпресс").

Очередная встреча президентов Армении и Азербайджана по урегулированию нагорно-карабахского конфликта состоится в сентябре в столице Казахстана Астане после завершения саммита стран СНГ. Об этом сообщил бакинским СМИ российский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Юрий Мерзляков. По его словам, время и место очередной встречи президентов было определено на недавней встрече Роберта Кочаряна и Ильхама Алиева в Варшаве. (PanARMENIAN.Net).

Докладчик по вопросу Нагорного Карабаха в ПАСЕ Терри Дэвис намерен в ближайшее время "довести до ума" свой доклад по Нагорному Карабаху и представить его в Вашингтон. Т.Дэвис сообщил, что в документе основные соображения будут излагаться с учетом человеческого фактора. Т.Дэвис по-прежнему надеется, что его доклад придаст определенный импульс урегулированию карабахской проблемы. Эксперт заявляет, что отдельные пункты могут оставить недовольными как азербайджанскую, так и армянскую стороны. Но он считает, что потребность в разработке в ПАСЕ доклада по Нагорному Карабаху обусловлена повышенным интересом Совета Европы к разрешению конфликта, поскольку и Армения, и Азербайджан являются членами этой организации. ("Зеркало").

Кому виден свет в конце тоннеля?

Как сообщает бакинская газета "Эхо", министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров сообщил, что в ходе встречи глав МИД Армении и Азербайджана состоится обмен мнениями о "некоторых идеях". По его словам, в переговорах примут участие и сопредседатели Минской группы ОБСЕ. Hа вопрос, можно ли ожидать обсуждения конкретных элементов урегулирования, Мамедъяpов ответил: "Два министра иностранных дел продолжат обсуждения в контексте переговоров, проведенных двумя президентами". Положительный ответ министр дал на вопрос, обсуждались ли элементы упомянутых "идей" в прежние годы. По словам Мамедъярова, только после 12 мая он сможет заявить определенно, наблюдаются ли в позиции армянской стороны "сдвиги в сторону конструктивизма".

Наряду со встречей глав МИД двух стран пройдут и консультации личных представителей президентов АР и РА - Араза Азимова и Татула Маргаряна. Чего можно ожидать от переговоров? На этот вопрос на страницах бакинской "Эхо" отвечает заведующий отделом внешней политики аппарата президента Азербайджана Новруз Мамедов.

Учитывая, что вы уже давно находитесь в руководстве страны и являлись свидетелем многочисленных переговоров с армянской стороной, было бы интересно услышать, насколько, с вашей точки зрения, возможны подвижки на предстоящих в Страсбурге переговорах?

Говоря о процессе переговоров между Арменией и Азербайджаном, следует отметить его чрезвычайную сложность. Хочу обратить внимание на два основных направления этого процесса. Первое наше желание заключается в том, чтобы армянская сторона правильно оценивала происходящие процессы в мире, в регионе и в самих двух государствах. Армения должна выработать верную позицию, которая способна будет в итоге привести к справедливому решению конфликта. Исторически руководители Армении во главу угла ставили авантюрные идеи и затем всеми путями пытались добиться их воплощения. Причем не обращается внимания на связь с реальностью, на то, есть ли какие-то объективные предпосылки для таких идей. К примеру, тема "геноцида". Я уверен, что она вообще не приносит Армении каких-то дивидендов, однако на продвижение этой идеи тратятся огромные усилия, энергия. При этом дополнительный вред наносится отношениям Армении с ближайшими соседями. В качестве примеров можно привести также идеи о "Великой Армении" или о "независимом Нагорном Карабахе". Из этих рамок армяне пока выйти не могут. Другое направление усилий руководства Азербайджана связано с тем, чтобы мировое сообщество пришло к единому справедливому отношению к этому конфликту. Наши возможности велики, и я так понимаю, что Азербайджан ведет правильную внешнюю политику в этом направлении. Если говорить конкретно о предстоящих переговорах, я не могу сейчас раскрыть их содержание или отдельные детали, но в общем могу отметить, что до сих пор армянская сторона была не в состоянии вести переговоры с точки зрения здоровых рабочих подходов и категорий.

Были ли в Варшаве со стороны сопредседателей Минской группы сделаны какие-либо новые предложения по урегулированию карабахского конфликта? И что конкретно обсуждалось между президентами Алиевым и Кочаряном?

О чем именно шли двусторонние переговоры, я говорить не могу. Позиция президента заключается в том, что проводить встречи ради встреч нет нужды. И если переговоры продолжаются, это означает, что какой-то свет в конце тоннеля есть. Вы сами знаете, что сразу после избрания и несколько раз после этого президент И.Алиев выражал свое конкретное отношение к деятельности Минской группы и позиции Армении. Президент полагает, что сопредседатели должны отойти от видения своих обязанностей как чисто наблюдательных и перейти к реальным посредническим функциям. Посредническая миссия, безусловно, отличается от наблюдательной. В ее задачи входит правильно оценить ситуацию, определить ответственность конфликтующих сторон и степень справедливости позиций, занимаемых ими. ("Эхо").

Как сообщает газета "Эхо", по словам министра иностранных дел Азербайджана Эльмара Мамедъярова, во время очередного раунда консультаций личных представителей президентов двух стран - Араза Азимова и Татула Маргаряна - будут продолжены обсуждения в контексте недавних варшавских переговоров президентов Азербайджана и Армении. "Они намерены обсудить некоторые новые идеи по урегулированию нагорно-карабахского конфликта". По словам Э.Мамедъярова, "решение конфликта отныне не затянется".

В Баку в очередной раз взялись за прогнозы в связи с договоренностью президентов Азербайджана и Армении возобновить переговоры по карабахскому урегулированию - на сей раз на уровне министров иностранных дел двух государств, пишет в ответ на интервью Новруза Мамедова аналитический отдел "Де-Факто". Из слов высокопоставленных государственных чиновников Азербайджана следует, что у официального Баку вновь появилась надежда на позитив в переговорном процессе. Там заговорили о "появившемся в конце тоннеля свете". Понятно, что под "позитивом" азербайджанские политики подразумевают возвращение Нагорного Карабаха в конституционное поле Азербайджана. В связи с этим "Де-Факто" пишет, что в Азербайджане не понимают, что любые переговоры должны базироваться на учете интересов всех сторон конфликта, да в придачу еще и интересов заинтересованных мировых и региональных государств. Аналитики агентства отмечают, что азербайджанская сторона, обвиняя армянскую в том, что та руководствуется в своей политической деятельности "бредовыми" идеями, сама не может избавиться от груза традиционного для нее костного мышления относительно карабахского вопроса. "Так, идею армян о независимом Нагорном Карабахе в Баку считают "несбыточной", забывая о том, что только и только благодаря равнозначной подписи представителя существующей со 2 сентября 1991 года де-факто независимой НКР под документом о прекращении огня и держится вот уже на протяжении десяти лет перемирие. Не признавать после этого на переговорах факт существования НКР и ее пребывания в статусе равноправной стороны конфликта - значит, путать нечто иное в тоннеле с лучом света в его конце". "Де-Факто" считает, что убежденность бакинских властей в геополитической значимости Азербайджана для западного мира позволила Ильхаму Алиеву поначалу заявить о необходимости продолжать переговоры с нулевой отметки, что на деле означало отказ от переговоров как таковых. Однако из-за отсутствия дипломатического опыта новоизбранный азербайджанский президент не мог понять, что фактический отказ от переговоров означает дискредитацию посреднической миссии сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Агентство полагает, что Ильхаму Алиеву дали понять, что так вести себя нельзя: если он желает не спешить с разрешением проблемы до наступления лучших для Азербайджана времен (экономических и военно-политических), "то делать ему это надо, прикрываясь переговорами, а не торпедируя их". Однако, пишет агентство, поскольку Ильхам Алиев "того гляди, ляпнет по неопытности какую-нибудь глупость, а потом иди оправдывайся перед собственным народом, что тебя, мол, не так поняли", то его "убедили с помощью посредников переложить всю ответственность за ведение переговоров на министров иностранных дел". Таким образом, заключает "Де-Факто", и была заложена основа для нового раунда переговоров. "Вернее, для нового выигрыша времени, поскольку с диаметрально противоположными позициями сторон переговоров, да к тому же без участия в них главного "виновника" конфликта - Нагорного Карабаха, позитивных итогов не добиться. Так что говорить о наличии света в конце тоннеля пока рановато".

Президент Азербайджана Ильхам Алиев надеется на успех переговоров с Арменией по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. "Я надеюсь, что результаты проводимых переговоров будут. Если заранее знать, что результатов не будет, то и вести переговоры не стоит. Поэтому мы и ведем переговоры, что надеемся на результат", - добавил он. "Процесс переговоров идет, хоть и не активно", - сообщил И.Алиев. Он отметил, что за последнее время проведены две встречи на уровне президентов Азербайджана и Армении и одна - на уровне глав МИД, скоро ожидается новая встреча министров иностранных дел. Глава государства также отметил активность сопредседателей Минской группы ОБСЕ, занимающихся урегулированием нагорно-карабахского конфликта. Вместе с тем И.Алиев отметил, что подобная активность наблюдается после полуторагодичного застоя в переговорном процессе. ("Интерфакс-Азербайджан").

Армянская сторона имеет возможность разрешить карабахский конфликт в течение одного-двух лет, чего нельзя сказать об азербайджанской стороне. Об этом заявил в Ереване журналистам президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян. По его словам, решение проблемы содержит в себе определенные риски, поскольку невозможно достичь всего только за столом переговоров, и это понимают в руководстве Азербайджана. "По-моему, сегодня тем более руководство Азербайджана не готово к этому риску и к этой ответственности, вероятно, из-за нехватки политического веса или наличия иных подходов. Однозначно одно - руководство Азербайджана сегодня не готово пойти на риск и взять на себя ответственность решить карабахскую проблему", - отметил президент Нагорного Карабаха. А.Гукасян выразил уверенность, что без участия Нагорного Карабаха невозможно решить карабахскую проблему, и Азербайджан обязательно будет договариваться с руководством Нагорного Карабаха, что осознает также и международное сообщество. Тем более, что основой для этого являются итоги Будапештского саммита, где был определен формат переговоров "Нагорный Карабах-Армения-Азербайджан". "Сесть за стол переговоров не является для меня незабвенной мечтой или самоцелью - главное результат", - отметил А.Гукасян. Президент вновь подтвердил свою позицию по решению карабахского конфликта путем реализации пакетного варианта, поскольку "в условиях недоверия, ненависти и пропаганды войны со стороны Азербайджана поэтапное решение проблемы не может быть эффективным". Эта атмосфера должна быть смягчена и должна быть сформирована конструктивная атмосфера, заключил глава Нагорного Карабаха. ("Арминфо").

На вопросы ИА "Де-Факто" ответил руководитель Отдела стран СНГ Российского института стратегических исследований Александр Скаков.

Какова, на Ваш взгляд, перспектива скорого урегулирования конфликтов на Кавказе, в том числе нагорно-карабахского?

Думаю, что до этого еще далеко. Это, знаете, позиция не только России, но и США. Недавно было интервью Рудольфа Перины (экс-сопредседатель МГ ОБСЕ от США - прим. ИА REGNUM), в котором было четко обозначено, что у США нет ни плана, ни намерения заниматься урегулированием данного конфликта. Да и всех конфликтов на территории СНГ. Конечно, рано или поздно, они должны быть урегулированы. Есть разные пути урегулирования - компромисс, общее государство, обмен территориями. Но когда это будет, неизвестно. Он сказал, что необходимы небольшие практические шаги по улучшению отношений между странами, задействованными в этих конфликтах. Такова и позиция России.

Американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Стивен Манн в Ереване заявил, что в Минской группе ОБСЕ, равно как и в других областях, в которых он будет действовать по мандату, он будет отстаивать национальные интересы США. Можно ли сказать, что Россия будет отстаивать собственные национальные интересы?

И России, и немножко Армении, потому что Армения - это союзник России. Вряд ли можно надеяться на разрешение карабахского конфликта в ближайшее время. Думаю, в интересах нас всех, чтобы решение было отложено. Переговоры, конечно, должны вестись, и Нагорный Карабах должен в них полноценно, на равных, участвовать. Однако найти какое-то решение конфликта смогут, быть может, даже не дети наши, а внуки.

А как же вероятность новой войны в условиях затянувшейся ситуации "ни войны, ни мира"?

Не думаю, что США и Россия допустят возобновление военных действий. По-моему, это невыгодно в первую очередь Баку. Когда я общался со многими людьми из Карабаха, мне было сказано, что начало военных действий больше было бы выгодно Карабаху, чем Азербайджану. Новая война и в Карабахе, и в Абхазии и проигрыш властей "центра" - Баку и Тбилиси - стали бы лишним аргументом в пользу независимости данных областей.

В Армении есть ощущение, что Россия Карабахом занимается меньше, чем могла бы. Имеется ввиду не политическое урегулирование, а сам Карабах. Западные организации, американцы там какие-то проекты осуществляют - водопроводы строят, проводят разминирование и т.д. Конгресс США гуманитарную помощь выделяет. А России все это вроде как бы безразлично...

Я тоже считаю, что Россия не очень активно занимается Карабахом. Можно чаще ездить, чаще общаться. Но, понимаете, у нас очень большая головная боль - проблемы Абхазии и Южной Осетии. Они к нам ближе, разумеется и находятся на первом месте в списке приоритетов для России. У нас еще головная боль - Приднестровье. В этой связи, конечно, интерес к Карабаху несколько снижен. Опять же тут надо учитывать, что все эти конфликты, конфликтные ситуации - Приднестровье, Карабах, Южная Осетия и Абхазия - имеют нечто общее. Поэтому Россия, влияя на ситуацию в Абхазии, влияет и на ситуацию в Карабахе.

Что Вы имеете ввиду, говоря о наличии общего в этих конфликтных ситуациях?

То, что это непризнанные страны. То, что распадается Вестфальская мировая система. Шеварднадзе, поддерживая действия американцев в Ираке и Косово, тем самым вбивал гвоздь в эту систему, которая неизбежно отразится на ситуации в Абхазии и Южной Осетии. Если рушатся границы, если права человека, права населения этих регионов важнее, чем нерушимость границ, тогда, извините, Абхазия и Южная Осетия уже не у Грузии. Поэтому если будет четко артикулированная позиция России по этим конфликтам, это неминуемо скажется на карабахском конфликте тоже. А позиция такая - приоритет отдается правам человека, правам населения данных регионов. То есть любые могут быть найдены решения данных конфликтов, но только не в ущерб правам населения данных областей. (ИА "Де-Факто").

На вопросы "Независимой Газеты" ответил бывший сопредседатель Минской группы ОБСЕ от России Владимир Казимиров.

Президенты Армении и Азербайджана встречаются второй раз за последние четыре месяца. Означает ли это, что в решении карабахской проблемы наметился какой-то прогресс?

Маловероятно, что переговоры президентов приведут к какому-либо существенному сдвигу. Хотелось бы надеяться, что после встречи в Варшаве Азербайджан и Армения хотя бы займут более гибкую позицию. Сейчас крайне важно, чтобы одна из сторон отказалась от угроз силового реванша или вернулась бы к переговорам от той точки, на которой стороны остановились при Гейдаре Алиеве (экс-президент Азербайджана - прим. ИА REGNUM), а другая - от требования пакетного урегулирования. Но нельзя замыкать переговорный процесс только на президентах, ведь они могут встречаться максимум три-четыре раза в год, а нужны регулярные переговоры ответственных полномочных делегаций.

Какой из вариантов решения карабахской проблемы: поэтапный, пакетный, обмен территориями, на ваш взгляд, наиболее перспективен?

Пакетный вариант в таком сложном конфликте невозможен. Армения требует не просто решить все вопросы одним махом, а настаивает, чтобы в этом пакете была либо независимость Нагорного Карабаха, либо его присоединение к Армении. Но в Азербайджане еще не родился лидер, который взял бы на себя смелость подписать отречение от Нагорного Карабаха. Азербайджанское руководство, даже придя к выводу, что Нагорный Карабах потерян, не сможет поставить подпись под таким документом. Таким образом, пакет только заморозит ситуацию и заведет урегулирование в тупик. Поэтапный вариант, отстаиваемый Азербайджаном, фактически предлагает сначала освободить все оккупированные территории, а вопрос о статусе Нагорного Карабаха оставить на потом. В случае обмена территориями непонятно место Нагорного Карабаха. Вариант, который в 1992 году предложил американский политолог, бывший сотрудник госдепа Пол Гобл, неприемлем для армянской стороны. В этом случае Армения лишается общих границ с Ираном. Урегулирование должно способствовать "разматыванию" спорных вопросов одного за другим. Поэтому начинать нужно с согласования позиций по мелочам. Это позволит сдвинуться с мертвой точки. К тому же Нагорный Карабах не может быть лишь объектом чьих-то притязаний - его участие в переговорном процессе совершенно необходимо для скорейшего политического решения конфликта.

В последнее время много говорят о неэффективности деятельности сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Могут ли они сейчас реально содействовать урегулированию?

Критику в адрес Минской группы можно расценить как попытку переложить на международных посредников ответственность за невозможность найти компромисс. Обвинения чаще звучат со стороны Азербайджана, поскольку Баку находится в более дискомфортном положении из-за военных неудач, оккупации земель и большого числа перемещенных лиц. Такие заявления звучали не раз. Надо отметить, что практически все урегулирование было передано группе сопредседателей Минской группы ОБСЕ, представляющих Россию, США и Францию. Россия в последние годы оказывает содействие в основном в рамках тройки сопредседателей, хотя раньше предпринимала и самостоятельные усилия. То же прекращение огня, которому 12 мая исполнится 10 лет, было достигнуто именно благодаря Москве. Это решение пошло в копилку общих усилий.

Опровержение

Находившийся в рамках регионального визита в Ереване руководитель мониторинговой миссии ООН по борьбе с наркотиками и преступностью Брайан Тейлор опроверг распространенную азербайджанским агентством "Тренд" информацию, согласно которой он заявил в Баку, что в Нагорном Карабахе выращиваются наркотические культуры. Более того, согласно "Тренд", высокопоставленный чиновник ООН обещал информацию о выращивании наркотических культур в Нагорном Карабахе разместить в годовом отчете за 2004 год. "Я не делал каких-либо заявлений о выращивании наркотических средств в Нагорном Карабахе. Я вообще о ситуации в Нагорном Карабахе ничего не заявлял. Это не политическая, а техническая миссия", - сказал журналистам Б.Тейлор. (Радио "Свобода").

Степанакерт

9 мая - тройной для Нагорного Карабаха праздник: День Победы, создания Армии обороны Нагорного Карабаха и освобождения г. Шуши. Как сообщает ИА REGNUM, 9 мая в Степанакерте состоялся праздничный концерт с участием государственных ансамблей, местных творческих коллективов, а также известных певцов из Армении. В связи с праздником 9 мая Министерство социального обеспечения Нагорного Карабаха в соответствии с решением правительства выделит из средств госбюджета единовременную денежную помощь инвалидам Великой Отечественной войны (ВОВ) и приравненным к ним лицам - по 4 тысячи драмов, участникам боевых действий ВОВ - по 3 тысячи драмов, а также лицам, приравненным к участникам ВОВ, - по 2 тысячи драмов, вдовам погибших в ВОВ - по 2 тысячи драмов, семьям погибших в карабахской войне - по 10 тысяч драмов, лицам, ставшими инвалидами во время прохождения военной службы, - по 4 тысячи драмов, одиноким неработающим пенсионерам - по 3 тысячи драмов.

По инициативе Студенческого совета Государственного политехнического университета Армении, при финансовой поддержке Госуниверситета и Всеармянского молодежного фонда, планировалось, что на рассвете 9 мая с бывших боевых позиций Степанакерта около 50 студентов начнут "Крестный ход" к крепости Шуши, а оттуда - к церкви Святого Казанчеци. Таким образом студенты повторят путь, проделанный на рассвете 9 мая 1992 года Армянской национальной армией во главе с Аркадием Тер-Тадевосяном ("Командос") во время операции "Свадьба". Участники похода проведут в Нагорном Карабахе 3 дня. Ожидалось, что к походу присоединится студенчество Нагорного Карабаха, шествие благословит архиепископ Арцахский Паргев Србазан, участники мероприятия посетят местную военную часть, будет организован семинар на тему освобождения Шуши. ("А1+")

5 мая в Ереване состоялась встреча президента Нагорного Карабаха Аркадия Гукасяна с президентом Всемирного армянского конгресса Ара Абраамяном. Как сообщил журналистам Ара Абраамян, в ходе встречи обсуждались возможности осуществления инвестиций в экономику Нагорного Карабаха. Отметив, насколько трудно развиваться государству, которое не признано мировым сообществом, Ара Абрамян подчеркнул, что благодаря эффективной экономической политике, проводимой президентом Нагорного Карабаха, несмотря на имеющиеся трудности, карабахская экономика медленно, но верно становится на путь стабильного и поступательного развития. ("А1+").

С 1 мая в Нагорном Карабахе действует новый тариф на газ - 59 драмов за один кубометр вместо 51 драма. По словам директора ГЗАО "Арцахгаз" Максима Мирзояна, чтобы избежать некоторых недопониманий с абонентами, сотрудники ГЗАО ведут соответствующую разъяснительную работу с гражданами. Пользователям газа напоминают, чтобы они вовремя погасили долги за предыдущий месяц, в противном случае придется платить по новому тарифу. ("Азат Арцах").

3 мая газета "Азат Арцах" опубликовала обращение Степанакертского пресс-клуба, в котором сказано: "Уважаемые журналисты, сердечно поздравляем Вас с Международным днем свободы прессы и желаем успехов в вашем трудном, но столь же полезном деле и личной жизни. В связи с вашим профессиональным праздником выражаем надежду, что избравшие путь демократических реформ власти предпримут в новонезависимой республике практические шаги по созданию благодатной почвы для становления четвертой власти, безоговорочного утверждения свободы слова и формирования независимой прессы. В то же время мы заявляем о своей готовности сотрудничать со всеми ветвями власти в решении упомянутых вопросов. А всех журналистов, средства массовой информации и журналистские организации мы призываем, руководствуясь принципом журналистской солидарности, консолидироваться и по мере возможностей содействовать этому процессу во имя становления и укрепления нашего новонезависимого государства. Вместе с тем вспомним и отдадим дань уважения павшим при исполнении своих обязанностей журналистам, и тем, профессиональная деятельность которых привела к их аресту и заключению в тюрьмы".

Стартовал второй по счету ежегодный конкурс журналистов, работающих в Нагорном Карабахе. К трем номинациям прошлогоднего конкурса - "Золотое перо", "Лучшее журналистское расследование" и "Лучший политический анализ" - в этом году прибавилась и "Лучшая публикация на военную тему". Журналист, продемонстрировавший в течение года высокие профессиональные качества и опубликовавший материалы, имеющие большое общественное звучание, будет награжден "Золотым пером", специальным дипломом и призом в 50 тыс. драмов. Победители в остальных номинациях получат дипломы и денежное вознаграждение в размере 25 тыс. драмов. ($1 США = 548.81 драмов). ("АРКА").

Министерством образования, культуры и спорта Нагорного Карабаха совместно с полицией республики было организовано мероприятие с участием сотрудников правоохранительных органов, учителей школ, общественных воспитателей, занимающихся проблемой трудных подростков. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM из карабахской столицы, заведующий отделом образования, культуры и спорта степанакертской мэрии Карлен Маркарян отметил, что сегодня в среде несовершеннолетних Нагорного Карабаха имеются серьезные проблемы, носящие как субъективный, так и объективных характер. Он высказался за объединение усилий властей, общества и школ в решение проблем подрастающего поколения. На данный момент на учете в соответствующем отделе полиции Нагорного Карабаха состоят 132 несовершеннолетних. Их опекой занимаются более 50 общественных воспитателей.

Новая степанакертская газета "Демо" пишет, что на заседании правления Национальной энциклопедии Азербайджана, проходившем под председательством Ильхама Алиева, президент Азербайджана был разгневан "вопиющими недостатками, нашедшими место в разделе истории". В частности, как утверждает автор статьи, Ильхам Алиев был возмущен упоминанием города под названием "Степанакерт": "Неужели вы не знаете, что такого города в Азербайджане нет?" Алиев совершенно прав, пишет газета, такого города в Азербайджане действительно нет. Если бы азербайджанские ученые были сильнее в географии и знали, что город Степанакерт находится в Нагорном Карабахе, иронизирует газета, не пришлось бы им краснеть перед президентом страны.

Газета "Азат Арцах" пишет о проблемах депортированных из Азербайджана и обосновавшихся в Армении и Арцахе армян. Семья Алексея Хачатряна, переехавшая из Сумгаита в 1988 году, состоит из 4 человек. Проживают они в двух комнатах общежития. 69-летний инвалид второй группы Алексей Хачатрян считает невыносимой жизнь в таких условиях: комнаты нуждаются в ремонте, в здании нет газа и телефонной связи. По словам А.Хачатряна, у них нет возможности ни купить квартиру, ни отремонтировать ее. "Вот уже 16 лет вынужденно живем в невыносимых условиях. И, кажется, никого это не беспокоит. Ужасно, когда на Родине ты чувствуешь себя чужим", - говорит А.Хачатрян. Семья Назик Мурадян тоже приехала из Сумгаита. 16 лет живут в общежитии Госуниверситета. Иного мнения придерживается начальник Управления по вопросам миграции, переселенцев и беженцев при правительстве Нагорного Карабаха Серж Амирханян. По его словам, на территории Нагорного Карабаха ныне проживает примерно 25 тысяч беженцев. На сегодняшний день значительная их часть обеспечена квартирами, однако многие семьи по сей день живут в общежитиях, временных жилищах, у родственников и т.д. Начальник управления отметил, что принятый в декабре 2003 г. Закон о беженцах призван решить жилищную, социально-экономические и другие проблемы беженцев. У управления есть программы по ремонту общежитий и решению ряда проблем беженцев, которые должны быть реализованы на средства спонсоров. С.Амирханян отметил также, что в Шуши будет восстановлено здание, и семьи беженцев при желании могут переселиться туда. С.Амирханян выразил надежду, что существующие проблемы будут постепенно решены. "В свое время мы приняли в Карабахе более 40 тысяч беженцев, но, к сожалению, не имели возможности помочь им в решении жилищных, социально-экономических и других вопросов, вследствие чего часть их уехала. Проблемы, волнующие беженцев, надо считать общенациональными. Каждый должен внести свою лепту в это дело. И чем большему числу беженцев и переселенцев мы протянем руку помощи, тем больше они будут заинтересованы в возвращении на Родину, ибо стратегическая цель - жизнь на Родине", - отметил С.Амирханян.