Рост цен в Латвии неизбежен: Обзор
Вступление в Европу Латвия отметит двумя тысячами торжественных мероприятий, которые продляться в общей сложности более двух недель. На этот праздник из бюджета выделено около 50 тысяч долларов. Однако в то время как одна часть жителей ликует, другая судорожно скупает продукты и затягивает пояса. Жизнь в Европе придется по карману далеко не каждому.
В жизни среднестатистического жителя Латвии еда занимает одно из самых важных мест. За прошлый год латвийцы в общей сложности проели порядка миллиардов латов (1,8 млрд. долларов США), ежемесячно отдавая на нужды пропитания около трети всех своих доходов. Буквально месяц тому назад, объемы розничной торговли продовольствием и вовсе перешагнули здесь все рекордные отметки.
В течение одного дня в некоторых регионах страны с прилавок супермаркетов и магазинов исчезли все запасы соли и уксуса. За три часа в городе Даугавпилс было скуплено 2 тонны соли, что для второго по величине города Латвии является месячной нормой. Опасаясь введения новых ограничений после вступления страны в ЕС, в больших объемах скупались и другие продукты Российского, Украинского и Белорусского происхождения. Не безосновательно жители Латвии опасаются и подорожания отечественных продуктов.
"Да, жизнь в Латвии с каждым днем будет становиться все дороже и дороже. Единственное, на что остается рассчитывать ее жителям - это рост зарплат одновременно с повышением цен. В противном случае вернуться к сегодняшнему уровню жизни люди смогут лет через 10-15, не раньше", - призналась ИА REGNUM директор Центра по содействия сельскохозяйственному рынку Ингуна Гулбе.
В ответ на вопросы ИА REGNUM большинство производителей оправдывают свою ценовую политику новыми тарифами на энергоносители. Так, с 1 июля 2003 года в Латвии на 12,5% была поднята цена на газ. А уже с начала этого года на 12,7% повысилась стоимость услуг главного энергетика страны компании Latvenergo, причем в ближайшие годы эта цифра вырастет еще примерно на 3-4%.
Остановить процесс роста цен не возможно. По данным Центрального статистического управления, прирост цен на основные группы продовольствия за последние три месяца составил 3,8%. Причем, как сообщила Ингуна Гулбе, по итогам вступления Латвии в Евросоюз продукты подорожают и вовсе на 20-30 процентов.
Единственное, чем обнадеживают латвийских потребителей эксперты, - это то, что цены на продовольственные товары будут расти постепенно, и достигнут максимума лишь к 2006 году. Среди факторов, тормозящих процесс, - политика торговых сетей, завлекающих потребителя различными акциями, а также низкая платежеспособность населения и высокая конкуренция среди производителей. Впрочем, на сегодняшний день борьба с повсеместным удорожанием напоминает бой с ветряными мельницами. Буквально месяц тому назад латвийское правительство приняло закон, обязывающий продекларировать запасы и уплатить пошлину за его излишки. Таким образом, предполагалось остановить тех предпринимателей, которые намерены были продавать свой товар по новым ценам после вступления в Европейский союз. Любой запас продуктов свыше 500 кг начал считаться чрезмерным и подлежал декларации вплоть до 1 мая сего года.
Правда, до сих пор торговцы особой активностью не отличались и к заполнению деклараций относились с некоторой долей иронии. "Любое такое правило, принятой впопыхах можно обойти, сославшись на увеличение объемов торговли и расширение торговой сети" - прокомментировал ситуацию Даниил Марсанов, директор Latvijas Biznesu Serviss.
Не особо удачной оказалась и попытка Центробанка повлиять на ход событий, подняв ставку рефинансирования на 0,5%. Одним из вариантов выхода из ситуации могло бы стать увеличение необлагаемого минимума зарплаты с 21 до 40 латов (39 - 74 долларов). Однако латвийское правительство несколько раз отвергало это предложение из опасений недополучить деньги в бюджет страны. В итоге, работодателю приходится платить за своего работника все больше, а компенсировать потери за счет цены на товар.
Кроме того, немало в Латвии и таких производителей, у которых не предвидится дополнительных расходов после вступления в ЕС. Однако и они увеличивают стоимость товаров, пользуясь удобным случаем. Так, например, стоимость молочных продуктов в начале этого года в розничных сетях увеличилась весьма существенно - на 10% возросла цена на молоко, кефир и вовсе подорожал почти на 50%. В это же время увеличение закупочной цены на молоко составило всего 3 сантима за литр (примерно 6 центов). Всего месяц назад меньше на 7,6% была и стоимость сахарного песка. В дальнейшем килограммовую пачку можно будет приобрести за 0,65 лата (1,2 доллара США). На 3 - 5,5% подорожали овощи и фрукты. Как рассказал ИА Regnum коммерческий директор Alvas plus Эрвинс Страутиньш, на 15-20 процентов поднимутся цены и на продукцию, импортируемую из Индии, Турции и Китая. В том числе дороже станут помидоры, арахис, изюм и другие сухофрукты. Арвид Уща, генеральный директор R-ias piensaimnieks, сообщил ИА REGNUM, что, в отличие от других производителей, его предприятие даже опустило цены на некоторые виды продукции. Однако это снижение с лихвой компенсируется накрутками розничных торговцев. Все это может привести к тому, что объем потребления будет падать с каждым скачком цен, и вернуться к сегодняшней картине страна сможет лишь через 10-15 лет.
Естественно, что удорожание продовольствия это всего лишь одна из сторон предстоящего изменения цен на латвийском рынке. Согласно данным министерства экономики, с 1 мая 2004 года в стране начнут происходить самые большие изменения и коснуться они абсолютно всех групп товаров. В дело в том, что именно с этого момента начинают работать механизмы по защите внутреннего рынка ЕС. А это означает введение целого ряда таможенных барьеров для товаров из стран, произведенных за пределами Европы. Так, например сумма таможенных сборов на холодильники и стиральные машины составит около 5%, на пылесосы - 2%, а на аудиотехнику и телевизоры 14% от стоимости товара. Кроме того, к ним будет применяться и антидемпинговая ставка, размер которой по некоторым позициям достигнет 30%. Еще одна позиция удорожания - это введения налога на утилизацию. Его размер будет колебаться в амплитуде от 10 до 20 евро. Таким образом, стоимость телевизоров Samsung или Panasonic после вступления в Евросоюз увеличился на сорок процентов. То же касается и изделий родом из СНГ.
Но и это еще не все, начиная с 1 мая 2004 года, будет введена квота на импорт отдельных изделий из стали, которая в целом для 10 новых стран ЕС составит 1,78 млн. тонн. Тоже касается и текстильных изделий. "В связи с новыми правилами проблем у латвийских производителей только прибавилось. Наша фирма, например, ориентирована на производство стальных фасонных частей для соединения трубопроводов различного назначения (отводы, переходы). Раньше мы обеспечивали своей продукцией всю европейскую часть СССР. Уже начиная с 1990-х, нас ограничили: Россия ввела 20-ти процентную пошлину на ввоз продукции. Мы стали работать в Балтии, Польше и европейских странах. Радовало то, что хотя бы материал из России получали без налога. Однако, после первого мая будет введена ввозная пошлина в размере 26,8%. Соответственно это отразится на цене. Связались со Словакией, так там тонна стали стоит 700 евро, в России мы брали ее за 500. Кто нам компенсирует разницу? В выигрыше останутся наши конкуренты из Австрии и Германии, с которыми мы конкурировали именно за счет цен" - жалуется прессе директор компании Likne Яков Куприенко.
Вслед за производителями анонсировали рост цен и латвийские страховые общества. Буквально на днях они поднимут цену полиса обязательного страхования гражданско-правовой ответственности автоводителей в несколько раз. То есть, если сейчас цена страховки для легкового автомобиля десятилетней давности составляет что-то около 30 латов (56 долларов) в год, то уже в мае ее стоимость достигнет 150 латов. Изменятся и привычные сроки страхования. С 1 мая "зеленые листы" будут выдаваться на 15 дней, а также на 3, 6, 9 и 12 месяцев. Естественно, что первый в пересчете на один день окажется почти в два раза дороже, чем второй. Все дело в том, что согласно европейским нормам компенсация за аварию должна достигать от 70 до 250 тыс. латов. Вот только взять эти деньги можно только из карманов клиентов.
"Наши депутаты забыли об одной маленькой детали: полис обязательного страхования, который водители приобретают в Латвии, будет годен для всего Европейского союза. И наоборот - автолюбители из ЕС смогут получить свои деньги, если им нанесут ущерб на территории Латвии. Вот только никто не гарантирует, что автовладельцы из соседних стран не будут приезжать сюда с побитыми машинами, заявив, что авария произошла у нас в его отсутствие. Это искусственно увеличит статистику дорожных происшествий и объем выплачиваемых компенсаций, что, безусловно, скажется на цене обязательной страховки. Вот только возникает вопрос: захотят ли наши водители платить за это?", - утверждает президент крупнейшей страховой компании в Латвии Balta Янис Абашин.
Некоторые опасения потребителей связаны и с предстоящим введением евро. Все дело в том, что европейский опыт показывает, округлять стоимость товаров в меньшую сторону никто не станет. А значит, многие из товаров станут дороже просто из-за обмена валюты. В Германии, например, отказ от марки привел к кризису киноиндустрии. После того, как билеты в кинотеатрах после введение евро округлили в большую сторону, люди попросту перестали ходить в кинотеатры. От подобных действий предостерегают латвийских предпринимателей крупнейшие экономисты страны.
Так, например, директор Института экономики Латвийской академии наук Райта Карните некоторое время назад заявила, что в большинстве случаев в скачке цен виноваты сами предприниматели, и пожинать плоды своих действий придется именно им: "В последнее время любой, даже самый несущественный подъем цен, предприниматели используют в спекулятивных целях. Так, например, введенные недавно авторские отчисления за дискеты составляют два сантима за штуку, а их цена в магазине уже поднялась в два раза. Объективной причины для скачка цен нет, посредники просто пользуются неосведомленностью потребителей. Последствие этого может стать падение спроса, а соответственно и объемов торговли. Кто от такого подорожания выиграет, не понятно. Остается надеяться на спокойствие и разумность обычных людей. Если они не будут поддаваться на раздуваемый прессой ажиотаж, цены расти не будут до тех пор, пока не вырастет покупательская способность".