Россия и славянский мир взаимной вражды и классовой розни
Настоящий сборник создан на основе материалов конференции, прошедшей в Бресте в ноябре 2016 года. Его главная задача состоит в выявлении особенностей процесса нациеобразования в славянском мире. Книга охватывает период от русско-польской войны (восстания) 1830−1831 гг. до современных проблем интеграции на Балканах и польской политики памяти.
Расположенные на стыках культурно-цивилизационных зон, геополитического соперничества зачастую враждебных им держав, славяне сами не имели этноконфессионального единства. Кроме того, между ними имели место войны, вызванные территориальными претензиями и стремлением к господству, а также внутренние конфликты, что дополняло негативной специфики процессу самоидентификации.
Отсутствие единства отмечалось уже в первой статье, посвященной войне 1830−1831 гг. Ее автор Алексей Кривопалов (Москва) писал: «Крестьянство Царства Польского в массе своей не сочувствовало мятежу и охотно сотрудничало с русскими войсками». Одновременно ученый выделял особенности этого восстания. Кампания развивалась по законам классической войны. В отличие от других мятежей, повстанцы создали регулярную армию, поэтому русские практически не сталкивались с инсургентским движением.
Размышляя о причинах поражения, Кривопалов заключал, что
«в ходе переговоров с Россией поляки высказали пожелание о передаче им австрийской Галиции, что автоматически превращало Австрийскую империю, а следом за ней и Пруссию, в союзников России. Это резко затруднило возможное вмешательство в конфликт Лондона и Парижа».
Александр Гронский (Минск) в своем труде также подчеркивал нежелание значительной части населения идти за националистами во время польского восстания 1863−1864 гг. Тогда
«повстанцы попытались поднять на бунт и население Юго-Западного края, но потерпели неудачу. Крестьяне не только не горели желанием возрождать польское государство, но и крайне негативно отнеслись к сторонникам этой идеи. Сельское население Северо-Западного края, белорусы и литовцы также не особенно стремились участвовать в «панских делах», но вели себя более пассивно».
Не было единства и в ХХ веке, что проявилось в числе прочего в непростых отношениях Москвы и Белграда. Даже во время Великой Отечественной войны имели место конфликты с таким нашим стратегическим союзником, как командующий Народной освободительной армии Югославии Иосип Броз Тито, о чем в своей статье сообщал историк Алексей Тимофеев (Белград). Глава разведывательного управления РККА генерал Филипп Голиков прямо заявлял, что Тито мешает его деятельности.
Хочется надеяться, что такие статьи и сборники повлияют на формирование политики памяти в славянских странах, в ходе которых трагедия междоусобных конфликтов будет восприниматься именно как трагедия, а не спекуляция во имя сиюминутных политических капризов.