"Партия губернатора Ткачева - это его семейный клан": интервью председателя регионального отделения партии "ЯБЛОКО" в Краснодарском крае Леонида Телелейко ИА REGNUM
Леонид Федорович, 25 апреля предстоят выборы мэра города Сочи. Как вы оцениваете шансы кандидатов и какое влияние на итоги выборов окажет "административный ресурс"?
Здесь ситуация пока выглядит более оптимистичной, чем на выборах Президента РФ и губернатора Краснодарского края, которые были, по существу, безальтернативными. Во-первых, кандидатов в два раза больше, чем на президентских и в три раза больше, чем на губернаторских выборах. По крайней мере половина из них - это реальная альтернатива (в том смысле, что они не находятся в сговоре с властью) Виктору Колодяжному, которого поддерживает губернатор края Александр Ткачёв. Но все же силы и на старте, и по ходу гонки, конечно, не равны. Главная интрига этих выборов заключается в том, будет второй тур или нет. Если Колодяжный будет объявлен победителем после первого тура, то вот и, как говорится, сказке конец. Но небольшая вероятность того, что будет второй тур, все же существует. Этот "оптимизм" основан на том, что кандидаты Горбунов, Костинникова, Божков, Учадзе и другие могут реально вместе набрать 35-40% голосов, плюс есть кандидат "против всех", который на губернаторских выборах набрал около 13%. Плюс ко всему, ситуация с явкой будет намного (скорее всего вдвое) хуже, чем на президентских и губернаторских выборах. Соперники Колодяжного методично объясняют людям, "почём для них такое счастье", которое свалилось в виде энергичного управленца Колодяжного. Еженедельные и обязательные субботники, выкручивание рук предпринимателям, которых заставляют финансировать покрытие плиткой-брусчаткой бесчисленных городских тротуаров и прочее, инициированное Колодяжным как и.о. мэра, уже сильно надоели, а тут и цена на хлеб подскочила ощутимо, аж на 30%, хотя избранный губернатор обещал до конца года цену на хлебушек не поднимать. Вот и веры его ставленнику становиться всё меньше.
Как вы оцениваете общественно-политическую ситуацию на Кубани? Существует ли "партия Ткачева" и что она из себя представляет?
Мне не совсем понятен термин "Партия Ткачёва". Если под этим понимается "Единая Россия", то я не думаю, что это реальная сила и ресурс для Ткачёва. Скорее, "Единая Россия" в Краснодарском крае пользуется административным ресурсом власти, часть которого контролируется Ткачёвым. Если же под "партией Ткачева" понимается "команда Ткачёва" (вице-губернаторы Александр Ремезков, Мурат Ахеджак и другие), то Ткачёв, по моему мнению, - прагматичный циник, и его постоянная команда - это он сам и его семейный клан, а все остальные - как сменные детали, которым не дают вживаться и укореняться.
Бывший вице-губернатор Леонид Баклицкий, который руководил аппаратом и ещё более чем двадцатью подразделениями администрации края, в том числе и подразделениями силового блока, в какой-то момент сконцентрировал в своих руках такую власть, что начал "сжимать свои пальцы" на молодом и неопытном горле губернатора. И если бы в отношении Баклицкого Генпрокуратурой не было возбуждено уголовное дело, то неизвестно, чем бы всё закончилось для Ткачёва. История с Баклицким помогла губернатору глубоко, раз и навсегда осознать, что бывает, когда "не свои" люди собирают в своих руках рычаги реальной власти. Последнее прямо-таки цирковое представление губернатора с "отставкой и конкурсным набором новых работников" администрации края, выполненное в стиле максимального подражания президенту, только подтверждает сказанное мной. Губернатору и его клану нужны одноразовые солдаты (использовал - выбросил и забыл), и никакая партия, с идеологией, принципами, правилами, обязательствами и прочей мишурой ему не нужна. Я думаю, что его главные боги, которым он служит - это власть и деньги, деньги и власть. Деньги дают власть, власть даёт ещё большие деньги, а большие деньги дают ещё большую власть. Всё остальное его интересует постольку-поскольку...
В последнее время много говорится о возможном укрупнении регионов России. Как вы к этому относитесь?
Я считаю, что в отдельных единичных случаях это может быть даже необходимо, когда на волне развала СССР и формирования России кто-то ухватил кусок со стола, а теперь не знает, как его проглотить, да зачастую и глотать оказывается нечего. Но недопустимо делать это повсеместно, выполняя нарисованный на бумаге проект, сочинённый кремлёвскими "технологам" под какую-то "кремлёвскую задачку". Цель этого проекта примитивна: уменьшить количество глав субъектов РФ; еще больше сократить их влияние на Кремль; - изменить персональный состав глав и политических элит субъектов федерации; упростить схему управления регионами и тем самым улучшить управляемость из центра. Это видимые из Кремля и желаемые его обитателями, прежде всего, для себя выгоды, а вся совокупность последствий (в том числе негативных) ими смутно или никак не осознаётся.
Кроме упрощения схемы управления, эта идея ничего полезного не даёт. Роль и, главное, влияние кремлёвского чиновничества резко возрастает, а для страны остаётся только надежда на то, что "царь" не совсем дураком окажется. Это глупость и катастрофа для России. Приведу всего несколько аргументов.
Во-первых, маленькие государства Европы и Азии прекрасно существуют, и более того, порядка и прозрачности власти там больше, чем в самых современных и передовых, но больших государствах. В маленьких странах власть во всех смыслах ближе к народу. Во-вторых, Европа объединяется, стирая границы, но не ликвидирует государства с их неотъемлемыми атрибутами и особенностями. Наконец, следует помнить, что в СССР уже было 15 республик - и все вопросы, даже какую улицу асфальтировать, решались в Москве. К чему это приводило, мы хорошо знаем. Главная беда и проблема России, как и СССР - это отчуждённость людей от власти, от реального на неё влияния, от принятия или хотя бы участия в принятии решений, прежде всего, в тех сферах, которые напрямую касаются людей. При укрупнении регионов эта болезнь ещё больше усугубится. Нам нужно найти способ сначала не мешать, а затем без вреда помогать извлекать энергию личной инициативы каждого человека, ибо во всех без исключения странах это главный источник и движущая, созидающая сила государства, как особой общности людей. Если кремлёвские технологи добьются управляемости государства, то без создания условий для реализации свободной инициативы граждан это ничего не даст, да и будет мешать, потому что свободная инициатива личности находится в противоречии с целями управления государством, как машины для подавления.
Еще одна опасность укрупнения субъектов состоит в том, что новые субъекты очень легко захотят превратиться в новые отдельные государства, особенно если в них хороший теплый климат и есть выход к морю. Южные субъекты сделают это первыми, а наши соотечественники, которым не повезло жить на юго-западе или юго-востоке России, будут иметь много снега зимой, воды весной и нефть с газом и не иметь выход к тёплому морю. Они очень скоро превратятся в северный вариант сырьевой "банановой республики".