Президент Молдовы: "Власть не дают - власть берут": Молдова за неделю
Руководство Молдовы верит в перспективы Партии коммунистов. Социал-демократы нашли третий путь. Ксенофоба изгоняют. РФ, НАТО и ОБСЕ о вывозе вооружения. На Днестре размещена дополнительная группа военных наблюдателей. Приднестровье обсуждает Концепцию внешней политики. Эксперимент с историей. Школьникам запретят участвовать в акциях протеста. Лей становится все крепче. Доноры довольными приоритетами Молдовы.
Руководство Молдовы верит в перспективы Партии коммунистов
Президент Молдовы Владимир Воронин, также возглавляющий Партию коммунистов РМ, считает, что правящая в Молдове ПКРМ придерживается провозглашенного принципа "Республика, народовластие, социализм!". Об этом он заявил в интервью редактору журнала "Мысль" Евгению Ткачуку. Интервью было опубликовано в газете "Коммунист" под заголовком "Власть не дают - власть берут". "Мы многое сделали, чтобы отстоять то, что скрывалось под словом "республика". Я имею ввиду ее суверенитет, независимость, демократизм внутренней и внешней политики. По сути, до коммунистов в постсоветской Молдове не было подлинных государственников. Трудно сказать, осталась бы наша страна на политической карте мира, не победи коммунисты на предыдущих парламентских выборах", - сказал Воронин, который занял пост главы государства три года назад 4 апреля.
Он отмечает, что благодаря Партии коммунистов "Молдова избавилась от уродливой уездной административно-территориальной структуры", "инициирована система мер по зарождению гражданского общества", "предотвращена угроза перехода Молдовы к президентской (автократической) форме правления".
Глава государства напомнил, что два предыдущих президента Молдовы постоянно жаловались на дефицит президентских полномочий, как "плачутся и президенты всех стран, не имеющие за спиной крепкого и устойчивого парламентского большинства". "За спиной моих предшественников эпизодически стояли какие-то разрозненные политические силы, а то вообще никто не стоял. Парламент напоминал одеяло, сшитое из разнородных политических лоскутков. Правительства формировались ему под стать - по пресловутому политическому алгоритму", - отметил президент. Он считает, что "по форме это напоминало демократический процесс с намеком на народовластие, а по сути, как говорил Ленин, - сплошное издевательство".
"После победы коммунистов на февральских выборах 2001 г. Молдова сходу избавилась от "бермудского треугольника" - президент, парламент и правительство, грубо говоря, впряглись в одну упряжку. Выиграли все, исключая, быть может, любителей реализовать свои частные интересы в мутной воде безвластия", - заявил Воронин.
Он отверг обвинения в том, что после прихода к власти ПКРМ в Молдове стало меньше демократии и прозрачности. "Коммунисты пришли к власти не явочным порядком, не в сопровождении очередей из автомата Калашникова, а в результате избирательного волеизъявления граждан. Ответить оппонентам можно одно: победите на выборах, тогда и властвуйте; не способны - убавьте звук, обратитесь к самим себе, к своим программам, к своим просчетам и провалам", - сказал председатель ПКРМ.
Он заявил, что в настоящее время власть "не может поступать произвольно, руководствуясь лишь собственным видением тех или иных проблем". "Я ведь не только президент, но и председатель Партии коммунистов - следовательно, любой мой шаг должен соответствовать не только существу той или иной государственной задачи, но и программным документам партии. И я стремлюсь к известному единству в выполнении этих двух миссий", - заявил Воронин.
Он подчеркнул, что в партии нет "единогласия, о котором любят писать журналисты". "Единогласия" у современных коммунистов не было, нет и, вероятно, не будет, а уж "одобрямса" и подавно. Точки зрения бывают разные, иногда взаимоисключающие. И дискуссии бывают жаркие на заседании фракции. Но коль большинство высказалось в поддержку того или иного законопроекта, то на пленарном заседании за него обязаны голосовать все депутаты-коммунисты", - сказал Воронин.
Глава государства высказался против изменения избирательной системы и проведения выборов по одномандатным округам или по смешанной системе. Он считает, что выборы по партийным спискам позволяют создать работоспособный парламент. "Выборы по одномандатным округам совершенно определенно дали бы нам парламент, состоящий из лоббистов - отдельных территорий, конкурирующих друг с другом собственнических кланов, молдавских миллионеров, политических авантюристов и представителей мафиозных структур", - считает президент Воронин.
Социал-демократы нашли третий путь
Социал-демократическая партия Молдовы (СДПМ) предлагает "третий путь к национальной идее - демократический социализм". С этой целью партия разработала "Социал-демократический манифест", который представила в среду 7 апреля на пресс-конференции в агентстве "ИНФОТАГ". Предложение социал-демократов сводится к построению "демократического социализма", опирающегося на "лучшие традиции европейской социал-демократии и общечеловеческие ценности, в котором в качестве цели и идеала выдвигаются основополагающие принципы социальной справедливости, свободы и равенства".
"Демократический социализм - это стремление к улучшению общества. Он выступает против эксплуатации, угнетения и несправедливости, против классовой борьбы, за единство всех классов. Наш демократический социализм - духовный, гуманистический, христианизированный, а не атеистический. Это органический социализм, где все - земля, традиции предков, ресурсы и само общество - объединены в единый организм", - говорится в манифесте, который цитирует агентство.
Лидер СДПМ Ион Мушук, представивший документ, подверг критике нынешнее состояние дел в республике, назвав его "диким капитализмом" и "псевдокоммунистическим". Он обвинил "коммунистическую номенклатуру" в том, что она "путем обмана, лицемерия, фарисейства и манипуляций узурпирует власть народа".
"Псевдокоммунистическое меньшинство продолжает обогащаться, скрывая истинные намерения за ширмой грандиозного социального шоу, в то время как основная масса народа скатывается за черту бедности", - сказал он.
Социал-демократы уверены в том, что только путь, предложенный ими, может помочь республике преодолеть нынешнюю критическую ситуацию. В манифесте говорится: "Опыт многих государств показал, что в критических ситуациях социалистические идеи способны мобилизовать и спасти нации". При этом они ссылаются на шведскую модель социализма, а также на то, что "социалистические идеи использовал президент Рузвельт в тяжелые для США времена".
"На данном этапе, когда власть находится в руках псевдокоммунистической бюрократии, мы будем всеми способами содействовать укреплению роли и повышению полномочий местных органов власти, инициируем референдум по изменению формы правления с парламентской на президентскую, предложим программу долгосрочной социально-экономической политики, основанную на объективных экономических законах, будем способствовать выдвижению на государственные посты квалифицированных специалистов и молодежи", - говорится в документе, информирует "ИНФОТАГ".
Ксенофоба изгоняют
Постоянное бюро Социал-либеральной партии (СЛП) высказалось за отставку писателя Николае Дабижа с поста заместителя председателя партии. Как сообщил на пресс-конференции лидер социал-демократов Олег Серебрян, причиной этого послужила передовая статья в последнем номере газеты "Литература ши Арта" (печатный орган Союза писателей РМ, возглавляемый Дабижей), в которой Николае Дабижа позволил себе ряд высказываний националистического характера, передает ИНТЕРЛИК. Олег Серебрян выразил надежду, что Николае Дабижа в ближайшее время сам подаст в отставку с поста заместителя председателя СЛП, добавив, что не будет препятствовать и его выходу из партии.
В скандальной статье Николае Дабижа высказался мнение, что дети, родившиеся в смешанных браках, "в лучшем случае - посредственные личности, а, как правило, - инвалиды, преступники и неудачники". Он также написал, что дети, воспитывающиеся в смешанных семьях, закомплексованные, предрасположенные "к психическим расстройствам, преступлениям и проституции".
Статья Николае Дабижа вызвала резкое осуждение в молдавском обществе. В частности, в аппарате президента РМ она была названа образцом ксенофобии и призывов к межэтнической ненависти. Со стороны правоохранительных органов пока никакой информации в отношении Николае Дабижа не поступало, передает ИНТЕРЛИК.
Как сообщает агентство МОЛДПРЕС, заместитель председателя Социально-либеральной партии (СЛП) Николае Дабижа в своей статье, опубликованной в "Литература ши Арта" 8 апреля, отметил, что не намерен подавать в отставку с поста заместителя председателя СЛП, хотя лидер партии Олег Серебрян публично предложил ему уйти в отставку. Дабижа заявляет, что не подписывал статью "Rusoaicele-2" ("Русские-2") в еженедельнике Союза писателей Молдовы (СПМ) как зампредседателя СЛП или член Совета СЛП. "Я имею право писать о любых вещах, затрагивать любую тему, думаю также, что даже болезненные вещи нужно называть своими именами и затронутая тема не вымышлена, а те, кто думает иначе, пусть аргументированно убедят меня, что я не прав", - заявил Дабижа в статье, озаглавленной "Шовинизм как государственная политика".
На прошлой неделе коллеги Дабижи по СЛП публично отмежевались от его позиции, заявив, что многие из них приняли на свой счет ксенофобские призывы автора. Главный редактор газеты "Jurnal de Chisinau" Вал Бутнару опубликовал 9 апреля статью под названием "Lectia lasilor" ("Урок трусов"), в которой спрашивает, "к чему столько шума" по поводу утверждений Дабижи. "Пока в Бесарабии все жители не выучат и не будут бегло говорить на обоих языках, мы не можем и ожидать межэтнического согласия. Если вы хотите гармоничного двуязычия, пусть оно будет гармоничным", - утверждает Бутнару. По его признанию, "утверждение, что в смешанных семьях рождаются дети с недостатками в развитии, - явная глупость; было бы хорошо, если бы во вчерашнем номере "LA" Дабижа признал свою ошибку. Но, как я уже говорил, проблема существует, и она заслуживает обсуждения", - отметил в заключение Бутнару.
Скандал, начатый на прошлой неделе статьей зампредседателя СЛП Николае Дабижей, опубликованной в еженедельнике Союза писателей Молдовы, получил свое продолжение в газете "Timpul". "Кто прокуроры Дабижи?" - такой вопрос задает в своей статье редактор этого издания Константин Тэнасе. Автор выражает "удивление уничтожающей реакцией некоторых "собратьев-христиан", обратившихся недавно в европеизм, которые стали самыми ревностными защитниками европейских ценностей и национальных меньшинств". "Меня не удивляет и легкость, с которой некоторые коллеги Дабижи поспешили от него "отказаться", как Иуда от Христа. Политически верно: умыл руки и спас свой имидж. А по-человечески, по-христиански?" - спрашивает Тэнасе.
В этом же номере "Timpul" публикует интервью с поэтом Григоре Виеру, который утверждает, что "скандал вокруг Николае Дабижи - искусственный".
Лидеры многих политических формирований и представители некоторых международных организаций подвергли критике позицию Дабижи и заявили, что она противоречит европейским и национальным нормам, передает МОЛДПРЕС.
Как сообщает БАСА-пресс, в среду 7 апреля правительство дало положительный отзыв на законопроект президента Воронина об исключении из Уголовного кодекса статьи, позволяющей приговаривать журналистов к пяти годам лишения свободы за клевету. По мнению Воронина, за исключением очень четко оговоренных отдельных случаев, уголовная ответственность за распространение информации и взглядов, представляющих общественный интерес, представляет собой ограничение права на мнение, на выражение и на информацию - основополагающие элементы демократического общества. Законодательная инициативы глава государства была единогласно утверждена членами кабинета министров.
В то же время законодательная инициатива вызвала противоречивые дискуссии в рядах парламентского коммунистического большинства. Депутаты комиссии по экономике, которые обсуждали документ в среду, дали на него отрицательное заключение, поскольку он может содействовать распространению клеветнической информации, отмечает БАСА-пресс.
Кишиневские медиа-организации приветствовали законодательную инициативу главы государства, но назвали ее неэффективной в условиях, когда в Гражданском кодексе нет предельного размера штрафов, которые взыскиваются за статьи и передачи, ущемляющие честь и достоинство граждан. Руководители газет, не избегающих скандальных тем, неоднократно заявляли, что нормы Гражданского кодекса обескураживают расследование.
РФ, НАТО и ОБСЕ о вывозе вооружения
Россия делает все возможное для скорейшей эвакуации всего своего арсенала из Приднестровья, заявил в четверг 8 апреля пресс-секретарь российского министра иностранных дел Александр Яковенко на пресс-конференции по случаю визита в Москву генерального секретаря НАТО Яапа де Хооп Схеффера, передает БАСА-пресс. "К сожалению, нам это не всегда удается. График отправки железнодорожных составов нерегулярный, пока приднестровская сторона противится вывозу", - сказал российский чиновник, процитированный московскими информационными агентствами. Яковенко отметил, что российская сторона постоянно ведет переговоры по урегулированию этой проблемы. "Как только будут достигнуты необходимые соглашения, мы возобновим эвакуацию. Но есть проблемы, зависящие не только от России", - подчеркнул пресс-секретарь МИД РФ.
В ответ на просьбу БАСА-пресс высказаться по этому вопросу, пресс-секретарь Миссии ОБСЕ в Республике Молдова Клаус Нойкирх заявил, что представляемая им организация безусловно сожалеет о том, что тираспольские власти противятся вывозу российского вооружения и войск из региона. В то же время Миссия ОБСЕ готова сотрудничать с российской стороной для преодоления всех препятствий на пути возобновления процесса эвакуации российских боеприпасов из Приднестровья, подчеркнул Нойкирх.
С другой стороны, дипломатические источники выразили недоумение по поводу неоднократных заявлений некоторых московских чиновников о том, что якобы сопротивление Тирасполя препятствует России выполнять международные обязательства. По утверждениям цитируемых источников, трудно поверить, что Россия не располагает достаточными рычагами давления для принуждения приднестровских властей к отказу от своих претензий и разблокирования процесс вывоза российского вооружения, отмечает БАСА-пресс.
В середине прошлого месяца министр реинтеграции Республики Молдова Василий Шова заявил, что кишиневские власти надеются на возобновление Россией в ближайшее время вывоза своего вооружения из Приднестровья, отметив, что этот процесс отнюдь не следует увязывать с проблемой политического урегулирования приднестровского конфликта. По мнению молдавского чиновника, не следует также увязывать с эвакуацией боеприпасов и вооружения и вопрос приднестровского долга за природный газ, часть которого российское правительство выразило готовность аннулировать в качестве компенсации, затребованной приднестровской администрацией в обмен на разрешение на возобновление этого процесса.
Единственный эшелон с российскими боеприпасами из хранящегося в Кобасна арсенала был отправлен 25 марта, информирует БАСА-пресс.
Генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер, находившийся с визитом в Российской Федерации, отклонил попытки Москвы разграничить вопрос о ратификации Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) и проблему военного присутствия в Грузии и Молдове. В интервью радиостанции "Эхо Москвы" Яап де Хооп Схеффер выразил надежду, что ДОВСЕ в скором времени вступит в силу, уточнив, однако, что многое будет зависеть от переговоров России с Грузией и Молдовой, связанных с военным присутствием Российской Федерации в этих регионах, передает БАСА-пресс.
Незадолго до визита в Москву генерального секретаря НАТО российский министр иностранных дел Сергей Лавров заявил, что "Россия считает необоснованной увязывание ратификации адаптированного Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) с завершением процесса вывода российских войск из Грузии и Республики Молдова, даже несмотря на полученные заверения, что новые члены НАТО, не являющиеся подписчиками этого договора, примкнут к договору". В частности, Лавров не преминул подхватить муссируемый его предшественником тезис о чинимых Тирасполем препятствиях в процессе эвакуации военного имущества, наводя на мысль, что российские солдаты обеспечивают сохранность и целостность запасов оружия и боеприпасов, которые при отсутствии надлежащей охраны могли бы попасть в Европу, сообщает БАСА-пресс.
На Днестре размещена дополнительная группа военных наблюдателей
С 12 апреля в селе Дороцкая, расположенном на центральном участке Зоны безопасности, будет размещена дополнительная группа военных наблюдателей совместных миротворческих сил. Решение об этом было принято 9 апреля в ходе очередного заседания Объединенной контрольной комиссии (ОКК), передает МОЛДПРЕС. Как сообщил корреспонденту агентства сопредседатель комиссии от Кишинева Иван Солоненко, размещение дополнительного поста военных наблюдателей в с. Дороцкая продиктовано необходимостью решения спорных вопросов, связанных с нарушением свободы перемещения людей и грузов в этом регионе. "После того как здесь в 1999 году был упразднен пятый миротворческий пост и несанкционированно появились приднестровские пограничники, граждане стали систематически сталкиваться с нарушениями прав человека. После долгих дискуссий все сопредседатели согласились с необходимостью присутствия в с. Дороцкая военных наблюдателей", - сказал Солоненко.
В свою очередь сопредседатель ОКК от Российской Федерации Олег Астахов отметил, что пост поможет установить более детальный контроль за обстановкой на центральном участке Зоны безопасности. В то же время, по словам Астахова, полная разрядка обстановки возможна только при интенсивном двухстороннем диалоге представителей Молдовы и Приднестровья по спорным вопросам. Как отмечает МОЛДПРЕС, с 12 апреля в Зоне безопасности будут действовать четыре группы военных наблюдателей от совместных миротворческих сил. Три из них размещены в Криулень, Вудул луй Водэ и Дубэсарь и дополнительная - в селе Дороцкая.
Приднестровье обсуждает Концепцию внешней политики
На рассмотрение Верховного Совета Приднестровья поступил законопроект, разработанный министерством иностранных дел республики, - депутатам предстоит изучить и в случае положительной оценки утвердить Концепцию внешней политики ПМР. Как передает тираспольское агентство "Ольвия-пресс", создание Концепции вызвано необходимостью выработки единого внешнеполитического курса для всех органов государственной власти республики. В основу документа положены принципы защиты и укрепления независимости и государственности Приднестровья с учетом нынешней ситуации и перспектив развития.
В Концепции определены приоритеты и основные направления внешней политики, закреплены принципы ее осуществления. "Высшим приоритетом для Приднестровья является мир без войн и конфликтов, мир демократии и процветания. Каждое государство имеет право на достойное место среди других наций и равную безопасность во всех ее аспектах...", говорится в документе.
Основными направлениями внешней политики ПМР названы развитие партнерских отношений со странами СНГ, особенно с Российской Федерацией, Украиной, а также государствами, находящимися на пути признания. Приоритетным признано и развитие отношений со странами дальнего зарубежья: Приднестровье рассчитывает использовать европейский опыт для развития в самых разных областях, отмечает "Ольвия-пресс".
Особое внимание в Концепции уделено отношениям Приднестровья с Республикой Молдова. В документе говорится о необходимости мирного политического урегулирования молдавско-приднестровских отношений при посредничестве России, Украины, ОБСЕ. Реальным способом разрешения противоречий названо образование межгосударственной ассоциации с Республикой Молдова с учетом существующей международной практики. При этом важным условием реализации будущей модели этой ассоциации "должна стать всеобъемлющая система и механизм обеспечения внутренних и внешних гарантий" - тогда невозможными стали бы всевозможные блокады, возобновление вооруженного конфликта в регионе.
Реализация внешнеполитического курса в Приднестровье, согласно Концепции, должна осуществляться совместными силами президента, Верховного Совета и министерства иностранных дел, информирует "Ольвия-пресс".
Эксперимент с историей
Министерство просвещения Молдовы утвердило в четверг 8 апреля состав комиссии, которая составит куррикулум и учебники интегрированной истории. Как уточнил для БАСА-пресс министр просвещения Валентин Бенюк, работа координаторов должна завершиться в конце текущего года, после чего работы будут подвержены оценочным процедурам по европейским стандартам, в несколько этапов.
Учебники по-прежнему будут носить экспериментальный характер для второго года эксперимента и будут добровольно использоваться учебными заведениями и учащимися, которые пожелают слушать этот курс, уточнил Бенюк. По словам министра, в мае с.г. должна быть созвана итоговая конференция на условиях максимальной прозрачности, на которой учащиеся и преподаватели выскажутся по поводу результатов эксперимента. Бенюк подчеркнул, что, по предварительным оценкам, участники приветствуют введение экспериментального курса. По словам министра, будущие учебники должны быть изданы на средства спонсоров, информирует БАСА-пресс.
Ранее Ассоциация историков выступила с обращением к Совету Европы, преподавателям истории Республики Молдова и родителям, в котором выразила свое несогласие с введением в школах, в порядке эксперимента, нового курса интегрированной истории, заявив, что кишиневское коммунистическое руководство поставило перед собой цель исключить из образования курс национальной истории, "Историю румын". Этими действиями руководство Республики Молдова нарушает резолюции 1280 и 1303 от 2002 года Парламентской Ассамблеи СЕ, которая установила и потребовала сохранить мораторий "на реформы в сфере изучения и статуса русского языка, а также на изменения программ по изучению истории... ", утверждается в обращении Ассоциации историков.
Курс интегрированной истории сегодня изучается в порядке эксперимента в 50 школах, отмечает БАСА-пресс.
Школьникам запретят участвовать в акциях протеста
Правительство дало в среду 7 апреля положительный отзыв на законопроект, которым запрещается участие преподавателей и учащихся в акциях протеста, как санкционированных, так и несанкционированных. С соответствующей инициативой выступил депутат-коммунист Юрий Еремин, передает БАСА-пресс. Некоторые члены правительства, в том числе министр юстиции Василе Долгиеру, выступили все же с оговорками по поводу данной поправки, поскольку она ущемляет права человека и свободу на участие в собраниях, закрепленную Конституцией. В результате этих замечаний премьер РМ Василе Тарлев порекомендовал парламенту, чтобы в окончательной формулировке, которая впоследствии будет вынесена на голосование, уточнялось, что запрещается принудительное участие преподавателей и учащихся в акциях протеста.
Депутат от Христианско-демократической народной партии (ХДНП) Риорита Патерэу, которая является членом парламентской комиссии по культуре, образованию, молодежи и СМИ, заявила для БАСА-пресс, что депутат Еремин и другие представители правящей партии предприняли несколько попыток запретить законом участие учащихся и преподавателей в акциях протеста. Все эти инициативы были выдвинуты после массовых протестов 2002 года, организованных ХДНП, в которых добровольно участвовали тысячи преподавателей, учащихся и студентов, уточнила Патерэу.
Для вступления в силу внесенный Ереминым законопроект должен быть принят парламентом, отмечает агентство.
Лей становится все крепче
Тенденции укрепления молдавского лея по отношению к доллару США стали намного более выраженными. Причины этого объяснил экономист Вячеслав Негруцэ в статье, опубликованной на Moldova.Azi. Наряду с "сезонным" причинами он назвал то, что несколько недель тому назад Национальный банк Молдовы (НБМ) аннулировал трехпроцентный лимит между курсами иностранных валют при покупке и продаже. Именно этот лимит до недавних пор "держал в узде" любые спекулятивные попытки со стороны валютных операторов. Сразу же после этого котировки стали выходить за любые рамки. Например, 10.90 лея за один доллар США при покупке и 12.05 лея за доллар США при продаже. Конечно, осторожные люди обходили стороной такие кассы обмена валют, были и более привлекательные котировки, но это обозначило направление на последующие дни. Наверное, Нацбанк был излишне уверен в обменном курсе, когда аннулировал данный лимит, полагает Вячеслав Негруцэ.
Если анализировать суть происходящего, можно констатировать следующее: основная позиция экспорта РМ - "экспорт" рабочей силы. Министр экономики РМ Мариан Лупу недавно оценил соответствующий показатель за 2004 г. на уровне одного млрд. долларов США, притом, что в 2003 г. общий объем экспорта товаров и услуг составил всего 800 млн. долларов США. Перечисленная из-за рубежа валюта направляется на потребление, то есть на текущие расходы. Конвертировать ее в инвестиции - крайне трудная задача.
С другой стороны, отмечает экономист, эти перечисления не могут быть объектом налогообложения. Налоговый кодекс не предусматривает налогообложения доходов, полученных в форме перечислений из-за рубежа. В то же время расходование этих средств на потребление косвенно, но существенно влияет на формирование государственного бюджета за счет НДС, акцизов и т.д. Безусловно, пока будут существовать эти перечисления, в стране будет экономический рост, будут поступления в бюджет. Даже в случае нового финансового кризиса в России и утраты рынков сбыта в этой стране последствия для Республики Молдовы будут другими, несущественными по сравнению с 1998 г.
Кто выигрывает и кто теряет в результате укрепления лея? Наверняка теряют обладатели иностранной валюты. В основном это граждане, существующие за счет переводов из-за рубежа. Теряют отрасли и предприятия, ориентированные на экспорт. Обе эти категории (и население, и экспортеры) на самом деле теряют дважды: один раз при переводе иностранной валюты в леи и второй раз - по причине растущих потребительских и производственных цен в леях.
Наибольшую выгоду извлекают, естественно, импортеры. Они, как пишет Вячеслав Негруцэ, выигрывают и от разницы обменного курса, и от растущих цен. Виртуальный выигрыш получает и Министерство финансов: расходы на обслуживание внешнего долга в 2004 г. составляют около 70 млн. долларов, и в государственном бюджете эта сумма, естественно, предусмотрена в леях, по курсу 15,2 лея за доллар. При сегодняшней котировке получается ощутимая экономия леев на обслуживание внешнего долга. А виртуальный потому, что последняя миссия МВФ указала на рост сумм неплатежей за обслуживание внешнего долга.
Рост внутренних цен (инфляция) на фоне укрепления лея представляет собой риск для деятельности Национального банка. С одной стороны, казалось бы, щедрое предложение сравнительно недорогой иностранной валюты является выгодным для пополнения валютного резерва НБМ. С другой стороны, покупая иностранную валюту, Нацбанк вводит в обращение определенное количество леев, что еще больше стимулирует инфляционные ожидания. НБМ объявил, что с начала года купил около 24 млн. долларов США, а в последние недели воздерживался от покупки иностранной валюты у коммерческих банков. По-видимому, внутренняя стабильность лея (инфляция) становится приоритетом, а внешняя стабильность лея (курсы валютного обмена) переходит на второй план в деятельности НБМ, замечает Вячеслав Негруцэ.
В конце марта на рынке ощущался дефицит леев. Не исключено, что спрос на леи вырастет в мае и в июне. Коммерческим банкам понадобятся леи, чтобы соответствовать требованиям о минимальном нормативном капитале, который должен быть увеличен до 1 июля 2004 г. С другой стороны, вступает в силу новый закон о гарантировании вкладов в коммерческих банках, что снова отвлечет часть леев на формирование фонда гарантирования вкладов, подчеркивает экономист.
Как сообщили агентству ИНТЕРЛИК в Национальном банке Молдовы, тенденция к укреплению национальных валют по отношению к доллару США наблюдается и в других государствах. Так, в 2003 году российский рубль укрепился по отношению к доллару на 9,3%, румынский лей - 2,7%. В 2004 году российский рубль уже подорожал с начала года на 2,5%, турецкая лира - на 6,8%, казахское тенге - на 3,6%.
Одним из факторов, обусловивших укрепление лея по отношению к доллару, специалисты НБМ называют рост предложений иностранной валюты на внутреннем рынке - преимущественно за счет переводов из-за рубежа, присылаемых гражданами Молдовы, работающими за рубежом, а также поступлений от экспорта.
По данным НБМ, в 2003 году доходы, поступившие от молдавских гастарбайтеров, составили 430 млн. долл. Объем чистых покупок валюты коммерческими банками и обменно-валютными кассами у физических лиц составил за этот период 442,6 млн. долларов. Эти средства восполнили дефицит торгового баланса и существенно увеличили предложение иностранной валюты на внутреннем рынке, информирует ИНТЕРЛИК.
По предварительным данным, чистый объем покупки валюты у физических лиц в первые два месяца 2004 года составил 75,8 млн. долл., увеличившись вдвое в сравнении с тем же периодом 2003 года.
На создавшуюся ситуацию, по данным НБМ, повлиял и рост евро по отношению к доллару США. Евро стал более привлекательным средством накопления, чем доллар, и конвертирование доллара в евро также способствовало росту долларового предложения на рынке.
Как сообщает агентство, объем вкладов в евро в коммерческих банках Молдовы в 2003 г. увеличился в три раза - с 19,6 млн. долл. в начале года до 63,6 млн. долл. в конце 2003 г., тогда как объем долларовых вкладов увеличился за отчетный период всего на 19%.
По оценкам экспертов НБМ, эта тенденция сохранится и в 2004 г. Нацбанк Молдовы осуществляет интервенции на валютном рынке с учетом денежной и валютной политики. Однако массовая покупка иностранной валюты НБМ на внутреннем рынке может носить инфляционный характер, что неизбежно придет к росту цен.
Во избежание этого НБМ приобретает валюту на внутреннем рынке, одновременно стерилизуя денежную массу посредством операций REPO. В январе-марте НБМ приобрел на внутреннем рынке 25 млн. долл., в то время как в первом квартале 2003 года банк вообще не осуществлял таких интервенций, сообщает ИНТЕРЛИК.
Доноры довольными приоритетами Молдовы
Форум, посвященный официальной презентации Стратегии экономического роста и снижения уровня бедности, собрал в Кишиневе представителей донорских организаций, власти, гражданского общества и деловых кругов республики. Представил документ министр экономики Мариан Лупу. По его словам, предстартовая подготовка к внедрению документа продолжится еще несколько месяцев, но уже сейчас ясно, что документ удался. Стратегия содержит детальный анализ социально-экономического положения и описание феномена бедности в Молдове, определяет долгосрочные и среднесрочные приоритеты и задачи, включает план мер по снижению уровня бедности с указанием их приблизительной стоимости.
Как пишет еженедельник "Экономическое обозрение", доноры по достоинству оценили заново переписанную окончательную версию стратегии, которая рождалась в муках с 2002 г., а была подготовлена в течение двух месяцев. Когда вновь появились шансы на возобновление вливаний в экономику, высшее руководство несколько переосмыслило значение стратегии, которая должна стать документом "внутреннего пользования", консолидировать общество, служить "индикатором всех принимаемых решений". Конечно, при этом от донорских денег никто не отказывается. Но не это сейчас главное. Как отметил министр, реалии таковы, что тот тип потребительской экономики, который сложился в последние годы, должен быть переориентирован в инвестиционную экономику. Смещение акцентов в пользу внутренних инвестиций и поиска путей "возвращения" денег в отечественное производство становится квинтэссенцией экономической политики, изложенной в документе.
Стоимость запланированных на 2004-2006 гг. мероприятий достигает 6 млрд. леев ($500 млн.). Из них около $300 млн. обозначены как "финансово не покрытые". Именно на эту сумму выставлен счет международному капиталу на преодоление в республике бедности. Но, как считают эксперты, надеяться на огромный приток донорских вливаний не стоит. Проведенный Минфином анализ перспектив внешнего финансирования (как для поддержки бюджета, так и по проектам помощи, грантам, кредитам) показал, что суммы вливаний, по оптимистичным ожиданиям, в 2005 г. составят около $60 млн. и в 2006 г. - $67 млн. Значительная часть этих сумм пойдет на погашение прежних кредитов и покрытие бюджетного дефицита. По прикидкам Минфина, оставшиеся "свободными" $5 млн. в 2005 г. и смогут пойти на финансирование запланированных в стратегии мероприятий, сообщает "Экономическое обозрение".
Под внедрение стратегических планов правительство готово согласиться на золотую середину - не менее $150 млн. Как сообщил региональный директор Всемирного банка (ВБ) Лука Барбоне, новая четырехлетняя программа помощи ВБ будет скоординирована с правительственным планом, и оба документа должны быть представлены единым пакетом на утверждение совету директоров ВБ 17 июня 2004 года. Нынешняя стратегия помощи будет для Молдовы третьей, а совокупные обязательства банка по стране с 1992 г. достигли цифры $567 млн. Из всей утвержденной суммы было выделено $389 млн. Лука Барбоне высоко оценил результаты публичного обсуждения стратегии, выразив надежду, что процесс участия гражданского общества не ограничится только выработкой документа, а выльется в плодотворное сотрудничество с властью по его внедрению.
Именно момент реализации и беспокоит сейчас больше всего международные финансовые структуры - об этом заявляла и миссия МВФ, посетившая в очередной раз республику в конце марта. Представители так называемого гражданского общества, обеспечившие документу "процесс участия" при выработке, также были обеспокоены ее внедрением, но в ином аспекте. На форуме их озабоченный голос прозвучал по поводу роли, которая будет отведена гражданскому обществу при реализации программ финансирования борьбы с бедностью, пишет еженедельник.
Видимо, успокаиваться по поводу внешнего финансирования рано: если раньше вопрос упирался в способность исполнительной власти написать документ, то сейчас - в способность воплотить написанное. По мнению Елены Гореловой, возглавлявшей группу синтеза стратегии, документ представляет собой цельную по структуре и смыслу основу для перехода к долгосрочному планированию: "Это рабочий документ, без деклараций, продолжающий идеологию реформ, отвечающий на вопросы, какое общество строится в стране и по каким принципам".
Как отмечает "Экономическое обозрение", из шести фундаментальных задач развития в окончательной версии осталось три, определяющие приоритеты нации в долговременном плане, - это развитие социально-ориентированной экономики, реинтеграция страны и европейская интеграция. Исходя из этого, определены более частные задачи экономического роста, сокращения уровня бедности, развития человеческих ресурсов. Социально-экономическое развитие страны будет основано на трех китах - совершенствовании управленческих функций государства, как политических, так и экономических; развитии частного сектора с позиций либерализации экономики и развития конкуренции; реформировании органов публичного управления и администрирования, изменении их роли в управлении страной.
Общая удовлетворенность доноров не помешала им изложить 36 страниц замечаний по каждому разделу проекта. Почему-то, по мнению ВБ, подробная констатация феномена бедности, за чертой которой живет 40% населения страны, помешала выделить преодоление сего явления в качестве долгосрочного национального приоритета. Оппонирующее им правительство считает, что устойчивый экономический рост - основополагающая предпосылка для снижения уровня бедности. В качестве аргумента приводятся темпы роста в 2000-2003 гг. и сценарии будущего экономического развития. Министр экономики Мариан Лупу на форуме отметил, что в 2000-2003 гг. рост ВВП в Молдове составил 24%, промышленного производства - 54%, инвестиций в основной капитал - 21%. И хотя определенные структурные сдвиги в экономике произошли, преодолеть негативные моменты удастся нескоро. "Стратегия - открытый, живой документ, в него каждый год будут вноситься коррективы в зависимости от реальных показателей и прогнозов, но в своей основе заложенные в него идеи экономической и социальной политики изменению не подлежат, какие бы правительства ни пришли к власти", цитирует министра экономики "Экономическое обозрение".
"Окончательный вариант стратегии дополнился тремя важными разделами, определяющими развитие финансового сектора экономики, политикой регионального развития и перспектив инновационной деятельности, - говорит Елена Горелова, - появились также новые приложения методики расчета национальной черты бедности, официально еще нигде не зафиксированной, разделы первоочередных действий, ожидаемых результатов и рисков, связанных с реализацией стратегии". Разработчики документа утверждают, что есть определенные риски, которые могут помешать достижению намеченных целей или снизить предусмотренную отдачу. Прежде всего, "риски обусловлены отсутствием опыта проведения четко направленной политики, что требует не только профессионализма, но и специальных учреждений и механизмов по ее проведению". Кроме того, внедрение стратегии "может увенчаться успехом только в случае коренного изменения системы менеджмента". Первый этап внедрения стратегии будет самым сложным, считает Елена Горелова. Пока нет консолидации, системного подхода, каждое ведомство видит только свою часть работы, вне общей системы, пишет еженедельник.
Отсутствие системности государственного менеджмента отмечают и другие эксперты. "Несомненно, что стратегию надо было написать быстро и качественно, по "шаблону" борьбы с бедностью, предложенному Всемирным банком еще в 2000 году сорока беднейшим странам, в число которых попала и Молдова, - говорит руководитель Центра стратегических исследований и реформ Анатолий Гудым. - У нас эта работа растянулась на четыре года. В результате "устав внутренней службы" правительства получился громоздким, но правильным. Остановка за малым: невзирая на любовь к госрегулированию, вернуться в рыночное русло".
Пока стратеги определялись с приоритетами, практические действия исполнительной власти во многом расходились с намеченными сейчас целями. Это и вызывает тревогу и опасения насчет дальнейшего реформирования страны "в унисон" с документом, считает экономист Александр Муравский. "Документ - яркое свидетельство недееспособности нынешней исполнительной власти в проведении приватизации, децентрализации, в налаживании инвестиционного климата. По сути, принимая стратегию, власть расписалась в своих ошибках. Чтобы ее реализовать, правительству придется на 180 градусов изменить свой курс. Способно ли оно на это?", - вопрошает Александр Муравский. Или Молдове опять грозит "авторский надзор" по выделяемым кредитам над действиями правительства. Потому что, как не раз намекали доноры, деньги придут не сразу и не на все, а только под отдельные проекты с "уведомлением" об их целесообразном использовании в рамках оговоренных документом мер, подчеркивает "Экономическое обозрение".